Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
11 ноября 2014 33 просмотра

Вопрос: на территории завода проведены работы по благоустройству, сделана отсыпка щебнем свободного расстояния между цехами. Как провести затраты по выполненным работам? Будет ли это считаться основным средством? Спасибо.

При учете таких затрат в расходах при налогообложении прибыли не избежать споров с проверяющими. Расходы, связанные с благоустройством территории не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, а следовательно, налоговую базу по налогу на прибыль они не уменьшают. Об этом сказано в письмах Минфина России от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745УМНС России по Московской области от 8 декабря 2003 г. № 04-24/АА885.

Безопасно можно учесть только затраты на санитарные зоны, если Ваша организация относится к промышленным. Ростехнадзор в этом случае установил специальные правила. В частности, надо строить площадки с асфальтовым, щебеночным или другим покрытием и высаживать газонную траву. Однако по мнению Минфина России затраты на благоустройство не относятся к каким-либо производственным объектам и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации, и потому не уменьшают базу по налогу на прибыль (см. письмо от 27 января 2012 г. № 03-03-06/1/35). В то же время существует давнее письмо этого ведомства, где косвенно высказано положительное мнение на эту тему, — от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362. Арбитражные судьи по подобным спорам на стороне налогоплательщиков (постановление ФАС Московского округа от 25 мая 2011 г. № КА-А41/4670-11).

Расходы в этом случае можно учесть в составе материальных. Основание — пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. Там упомянуты затраты на содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества природоохранного назначения. Этот же пункт можно применять и к текущим расходам на обслуживание экологического барьера. Такие выводы содержатся в письме Минфина России от 17 июня 2010 г. № 03-03-06/1/418.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация:Какое имущество относится к основным средствам

Бухучет

Основным критерием принадлежности имущества к категории основных средств в бухучете является срок его полезного использования. Если этот срок превышает 12 месяцев, имущество может быть отнесено к основным средствам.

Помимо срока включение имущества в состав основных средств зависит и от характера его использования. Основными средствами может быть признано имущество, которое:

  • предназначено для использования в производственной (управленческой) деятельности организации или для передачи в аренду;*
  • не предназначено для перепродажи;
  • способно приносить доход в будущем.

Такие правила установлены пунктами 4 и 5 ПБУ 6/01.*

В частности, в состав основных средств могут входить:

  • здания, сооружения;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • вычислительная техника;
  • транспортные средства;
  • инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • земельные участки;
  • объекты природопользования;
  • капитальные вложения в земельные участки (затраты на коренное улучшение земель) и в арендованные основные средства.

Об этом сказано в пункте 5 ПБУ 6/01.

Подробный перечень объектов, которые могут быть отнесены к основным средствам, приведен в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359.*

<…>

Лимит стоимости для учета в составе ОС

Имущество может обладать всеми признаками основного средства и иметь первоначальную стоимость не более 40 000 руб. Любой объект в пределах этой стоимостной группы организация вправе учитывать:

  • в составе основных средств;
  • в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

Конкретный лимит стоимости для отнесения имущества к той или иной категории активов установите в учетной политике для целей бухучета. Такой порядок предусмотрен в пункте 5ПБУ 6/01.

Если стоимостный лимит меняется, его новое значение можно применять только в отношении основных средств, принимаемых к бухучету после его корректировки. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 января 2012 г. № 07-02-06/3.

Главбух советует: в бухучете имущество стоимостью не более 40 000 руб. можно не амортизировать, а отражать в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01). В налоговом учете имущество стоимостью более 40 000 руб. относится к амортизируемому (п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому ограничение в 40 000 руб. является наиболее оптимальным как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Если в учетной политике для целей бухучета организация установит меньший лимит стоимости для отнесения имущества в состав амортизируемого (40 000 руб. и менее), то в учете возникнут временные разницы (п. 1215 ПБУ 18/02).

<…>

Андрей Кизимов, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация:Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию на объекты внешнего благоустройства (тротуары, внешнее освещение, клумбы и вазоны)

Нет, нельзя.*

Понятие «объект внешнего благоустройства» в налоговом законодательстве не определено. Контролирующие ведомства поясняют, что под объектами внешнего благоустройства подразумеваются объекты, которые:

  • не связаны с коммерческой деятельностью организации;
  • не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям;
  • предназначены для создания удобного, эстетически обустроенного пространства на территории организации.

Расходы, связанные с благоустройством территории (в т. ч. амортизационные отчисления по объектам внешнего благоустройства), не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, а следовательно, налоговую базу по налогу на прибыль они не уменьшают. Об этом сказано в письмах Минфина России от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745УМНС России по Московской области от 8 декабря 2003 г. № 04-24/АА885.*

В письмах от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 Минфин России отрицает возможность начисления амортизации по таким объектам внешнего благоустройства, как:

  • асфальтированные участки вокруг магазинов и промышленных предприятий;
  • погрузочно-разгрузочные площадки;
  • парковки для грузового и легкового автотранспорта;
  • подъездные пути;
  • тротуары и пешеходные дорожки;
  • внешнее электрическое освещение (в т. ч. установки наружного освещения);
  • газоны, клумбы, деревья и кустарники;
  • лестницы, декоративные фонтаны, скульптуры, вазоны и т. п.

Свою позицию финансовое ведомство аргументирует тем, что первоначальную стоимость основных средств, с сооружением которых связаны эти объекты, расходы на их обустройство не увеличивают. В Общероссийском классификаторе основных фондов они не упомянуты. Следовательно, такие объекты не отвечают критериям основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ), а являются самостоятельными видами амортизируемого имущества, не подлежащими амортизации. Некоторые суды поддерживают эту точку зрения (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1от 10 марта 2006 г. № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1).*

Следует отметить, что в некоторых хозяйственных ситуациях Минфин России соглашается с возможностью амортизации объектов внешнего благоустройства либо с включением затрат на благоустройство в первоначальную стоимость других основных средств. В частности, финансовое ведомство допускает начисление амортизации по объектам, которые имеют признаки объектов внешнего благоустройства, но при этом соответствуют критериям основного средства (п. 1 ст. 257 НК РФ). Например, это возможно в организациях, деятельность которых связана с организацией отдыха (санаториях, пансионатах и т. п.), выставок и культурно-массовых мероприятий. Расходы на благоустройство и озеленение своей территории такие организации могут квалифицировать как затраты, непосредственно связанные с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с деятельностью, направленной на получение доходов. При расчете налога на прибыль эти затраты включаются в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если в ходе работ по благоустройству создаются объекты, соответствующие критериям основных средств (например, спортплощадки, теннисные корты, автомобильные парковки и т. п.), стоимость этих объектов можно амортизировать на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-03-06/1/386от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94.

Кроме того, амортизация объектов внешнего благоустройства либо включение затрат на их создание в первоначальную стоимость других основных средств возможны, если эти объекты создаются в силу требований законодательства, а также нормативно-технических документов в области промышленной безопасности. В отдельных отраслях экономики формирование таких объектов прямо вменяется в обязанности организаций. Поэтому их тоже можно амортизировать (письмо Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362). Арбитражная практика подтверждает этот вывод (см., например, постановления ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. № КА-А40/2263-08от 27 сентября 2007 г. № КА-А40/9456-07от 20 марта 2006 г. № КА-А40/1706-06Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29,Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие амортизировать объекты внешнего благоустройства и в некоторых других ситуациях. Но чтобы воспользоваться этими аргументами, организации, скорее всего, придется обращаться в суд.

Иногда расходы на благоустройство неразрывно связаны с сооружением основных средств. Такая ситуация может возникнуть, если в проекте на строительство здания изначально заложено создание объектов внешнего благоустройства. Например, когда внешнее благоустройство является элементом единого дизайна возводимого строения или когда договором предусмотрено, что подрядчик при строительстве здания должен заасфальтировать прилегающую к нему территорию. Такие расходы не приводят к созданию самостоятельных объектов внешнего благоустройства, а включаются в первоначальную стоимость возводимых зданий, сооружений и т. п. После ввода этих объектов в эксплуатацию расходы организации на благоустройство будут постепенно уменьшать налогооблагаемую прибыль через амортизацию. При рассмотрении подобных ситуаций некоторые суды встают на сторону организаций (см., например, постановления ФАС Московского округа от 21 января 2009 г. № КА-А40/12910-08, Северо-Западного округа от 13 июля 2009 г. № А56-48313/2008от 7 июня 2004 г. № А56-28373/03).

Кроме того, иногда начисление амортизации по объектам внешнего благоустройства признается правомерным из-за неоднозначной формулировки, которая содержится в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Исходя из его буквального толкования можно сделать вывод, что амортизировать запрещено лишь объекты лесного и дорожного хозяйства, сооруженные с привлечением бюджетного (целевого) финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты. Поскольку иных ограничений в отношении амортизации объектов внешнего благоустройства Налоговый кодекс РФ не содержит, некоторые суды принимают решения в пользу организаций именно по этой причине (см., например, постановления ФАС Московского округа от 12 октября 2010 г. № КА-А40/12233-10от 2 апреля 2010 г. № КА-А40/2846-10Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008). Подробнее об этом см. Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования.

Из рекомендации «Что относится к амортизируемому имуществу в налоговом учете»

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация:Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.*

Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:*
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201,Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012,Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).*

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279).* Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Статья:Когда расходы на благоустройство смело можно брать в расчет налоговой прибыли

Компания заасфальтировала дорожки вокруг здания, разбила газоны, посадила деревья… Вот, пожалуй, самые простые виды благоустройства территории. Можно ли учесть расходы на подобные преобразования территории при расчете налога на прибыль?

Главное препятствие здесь — подпункт 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Он не позволяет начислять амортизацию на объекты внешнего благоустройства. В Минфине России считают, что под эту норму подпадают лишь экономически не обоснованные затраты. В каких ситуациях это поможет списать расходы, а в каких нет? Об этом и пойдет речь.*

Вокруг предприятия создали санитарно-защитную зону

Осторожно!

О необходимости создания санитарной зоны рядом с новым объектом должно быть сказано в проекте на строительство. Тогда расходы на формирование такой зоны можно учесть в первоначальной стоимости объекта.

Деятельность компании негативно воздействует на окружающую среду. Чтобы как-то снизить вред, причиняемый экологии, приходится окружать территорию санитарно-защитными зонами. Высаживать там деревья и кустарники, проводить различные профилактические работы. Если ваша компания в числе таких «вредоносных» предприятий, проверьте, чтобы в проекте на строительство экологически вредного объекта была ссылка на проект санитарной зоны. Тогда затраты на такое внешнее благоустройство территории вы сможете учесть в первоначальной стоимости основного средства как расходы на доведение объекта до состояния, в котором он пригоден для использования. Тут действует пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ.

А если стоимость санитарной зоны нельзя отнести к конкретному объекту? Тогда ее можно списать в составе материальных расходов. Основание — подпункт 7 пункта 1 статьи 254 кодекса. Там упомянуты затраты на содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества природоохранного назначения. Этот же пункт можно применять и к текущим расходам на обслуживание экологического барьера. Такие выводы содержатся в письме Минфина России от 17 июня 2010 г. № 03-03-06/1/418.*

Заметим, что ситуаций, в которых благоустраивать территорию требует законодательство, на самом деле намного больше. Но пока безопасно списать можно только затраты на санитарные зоны (подробнее об этом — ниже).*

Подсказывает Елена Кузнецова, руководитель департамента аудиторских услуг АКГ «МЭФ-Аудит»

Если благоустраивать территорию требует закон, списать расходы можно не всегда

— Создавать объекты благоустройства обязаны промышленные предприятия, которые занимаются опасным производством. Ростехнадзор установил для них специальные правила. В частности, надо строить площадки с асфальтовым, щебеночным или другим покрытием и высаживать газонную траву. Однако по мнению Минфина России затраты на благоустройство не относятся к каким-либо производственным объектам и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации, и потому не уменьшают базу по налогу на прибыль (см. письмо от 27 января 2012 г. № 03-03-06/1/35). В то же время существует давнее письмо этого ведомства, где косвенно высказано положительное мнение на эту тему, — от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362. То есть прямых разъяснений по ситуации с опасными производствами в настоящее время еще нет. Поэтому риск претензий со стороны налоговой инспекции исключать нельзя. Арбитражные судьи по подобным спорам на стороне налогоплательщиков (постановление ФАС Московского округа от 25 мая 2011 г. № КА-А41/4670-11).*

<…>

Журнал «Главбух» № 11 Июнь 2012

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка