Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
11 ноября 2014 16 просмотров

1. Списание спецодежды - правила и нормативы в ремонтно-строительной отрасли? Как мне оформить СПИСАНИЕ СПЕЦОДЕЖДЫ, если нужно улучшить условия для работников (выдавать больше и чаще спецодежду)?2. Реорганизация ЗАО в ООО. Юридические АСПЕКТЫ И ДОКУМЕНТЫ, бухгалтерские проводки и аспекты, кадровые и Другие особенности?КАК мне все сделать? ОЧЕНЬ НЕОБХОДИМО подробное описание

Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в случае реорганизации установлен Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций».

В методических указаниях сказано, что передача имущества и обязательств при реорганизации по передаточному акту или разделительному балансу от одной организации к другой организации в порядке универсального правопреемства не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества и обязательств или как безвозмездная их передача.

Передача имущества и обязательств по передаточному акту или разделительному балансу организацией, передающей имущество и обязательства в порядке правопреемства, бухгалтерскими записями не отражается. Поэтому перенос показателей по балансу осуществляется односторонними записями.

Вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при изменении в результате реорганизации в форме преобразования организационно-правовой формы собственности, подлежат урегулированию в передаточном акте.

При составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли. Вступительная бухгалтерская отчетность организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности организации, реорганизуемой в форме преобразования, с учетом особенностей, предусмотренных в пункте 44 Методических указаний.

Реорганизация не является основанием для расторжения трудовых договоров с сотрудниками. Если в новом штатном расписании должность сотрудника сохранена, то работодатель не может его уволить (в т. ч. и по сокращению штата). Если при реорганизации меняются условия трудового договора, сотрудника об этом нужно письменно известить. При его согласии трудовые отношения с ним продолжаются. Аналогичная точка зрения изложена в письме Роструда от 5 февраля 2007 г. № 276-6-0. В трудовые договора вносятся изменения о названии работодателя. А в трудовые книжки на основании решения учредителей вноситься запись о реорганизации на дату государственной регистрации. О том, как сделать корректировки см. информацию файла ответа

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист и в материалах Системы Главбух, и в статье журнала «Зарплата», которую Вы можете найти в закладке «Журналы»

1. Рекомендация:Как зарегистрировать реорганизацию АО

<…>

Как зарегистрировать реорганизацию АО в форме преобразования

Реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган. Адрес регистрирующего органа определяется по местонахождению реорганизуемого общества (п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации).

В роли заявителя выступает генеральный директор реорганизуемого общества или иное лицо, которое вправе действовать от имени этого общества без доверенности (п. 1.3 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 2 Административного регламента).

Для регистрации создаваемого юридического лица в налоговую инспекцию нужно представить следующие документы (п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации, п. 20, 41, 46.1 Административного регламента):

1. Заявление о государственной регистрации создаваемого юридического лица по форме № Р12001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в процессе реорганизации АО в форме преобразования

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации реорганизации направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Законом № 107-ФЗ.

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о регистрации создаваемого юридического лица не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента, абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).

2. Устав создаваемого юридического лица в двух экземплярах (если документы направляются в электронной форме – то в одном экземпляре).

3. Документ об уплате государственной пошлины за регистрацию создаваемого юридического лица в размере 4 тыс. руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, абз. 2 п. 53 Административного регламента). В качестве такого документа выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме – абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными – абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или «Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Обязательно ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).*

Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию создаваемого юридического лица оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента).

Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее сведения об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации реорганизации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.

4. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений о застрахованных лицах.

Обязательно ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования подавать в налоговую инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах*

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Реорганизуемое АО должно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в течение месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 9, абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; далее – Закон об индивидуальном учете).*

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку (иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации, п. 41 Административного регламента).

Однако все же имеет смысл самостоятельно подать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Это обезопасит заявителя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае (т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:

  • сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
  • сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат правила представления сведений.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации реорганизации.

Разумеется, в каждом из этих случаев можно попытаться оспорить действия инспекции. Но лучше заранее обезопасить себя от ненужных споров.

5. Документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг (за исключением акций) в части замены эмитента (в случае если реорганизуемое АО является эмитентом таких бумаг и закон позволяет провести реорганизацию). В качестве данного документа может выступать копия изменений в решение о выпуске облигаций с отметкой об их регистрации (утверждении биржей) и указанием на то, что такие изменения вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента облигаций. Эту копию АО должно заверить либо самостоятельно, либо у нотариуса (п. 2.1, 2.2 Требований № 13-56/пз-н).

Необходимо ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.*

Однако, если реорганизацию начали проводить еще до 1 сентября 2014 года и бухгалтерия составила передаточный акт, все же не будет лишним представить его в инспекцию.

По старым правилам, действующим до 1 сентября, положения о правопреемстве при преобразовании было необходимо отразить в передаточном акте. Передаточный акт требовалось представить в инспекцию вместе с другими обязательными документами.

Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительно того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.

Несмотря на то что Закон о государственной регистрации по-прежнему относит к числу представляемых документов передаточный акт, при преобразовании АО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такой акт в инспекцию можно не подавать*.

Дело в том, что Закон о государственной регистрации теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Однако, если решение о реорганизации приняли еще до 1 сентября 2014 года, передаточный акт в инспекцию все же желательно представить. Это в максимальной степени обезопасит АО от того, что инспекция откажет в регистрации.

Обоснование

Часть 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ устанавливает, что к правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2014 года, применяются старые правила Гражданского кодекса РФ. В то же время закон предусматривает ситуацию, когда такие правоотношения должны регулироваться новыми правилами: если права и обязанности, вытекающие из этих правоотношений, возникли после 1 сентября.

В случае регистрации реорганизации не совсем ясно, является ли регистрация частью единого процесса либо ее следует рассматривать как отдельную обязанность, возникающую в ходе длительной процедуры реорганизации и регулирующуюся новыми правилами Гражданского кодекса РФ.

Чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с регистрацией, в инспекцию имеет смысл представить передаточный акт, составленный до 1 сентября 2014 года.

Необходимо ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию доказательства уведомления кредиторов о реорганизации

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.*

Однако, если реорганизацию начали проводить еще до 1 сентября 2014 года и АО опубликовало уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации», все же не будет лишним представить копии публикаций в инспекцию.

По старым правилам, действующим до 1 сентября, при регистрации реорганизации АО в форме преобразования в инспекцию требовалось представить доказательства уведомления кредиторов о реорганизации (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Сейчас при преобразовании АО уведомлять кредиторов о реорганизации не нужно (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Несмотря на то что Закон об АО по-прежнему относит к числу представляемых документов доказательства уведомления кредиторов, при преобразовании АО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такие доказательства в инспекцию можно не подавать.

Дело в том, что Закон об АО теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Однако, если кредиторов уведомили о реорганизации еще до 1 сентября 2014 года, доказательства уведомления в инспекцию все же желательно представить. Это в максимальной степени обезопасит АО от того, что инспекция откажет в регистрации.

Обоснование

Часть 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ устанавливает, что к правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2014 года, применяются старые правила Гражданского кодекса РФ. В то же время закон предусматривает ситуацию, когда такие правоотношения должны регулироваться новыми правилами: если права и обязанности, вытекающие из этих правоотношений, возникли после 1 сентября.*

В случае регистрации реорганизации не совсем ясно, является ли регистрация частью единого процесса либо ее следует рассматривать как отдельную обязанность, возникающую в ходе длительной процедуры реорганизации и регулирующуюся новыми правилами Гражданского кодекса РФ.

Чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с регистрацией, в инспекцию имеет смысл представить доказательства уведомления кредиторов, сделанного до 1 сентября 2014 года.

Внимание! Если документы, представленные при регистрации реорганизации АО в форме преобразования, будут содержать заведомо недостоверные данные о преобразовании, суд может признать реорганизацию несостоявшейся

Требование о признании реорганизации АО несостоявшейся может предъявить акционер, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию АО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, реорганизованное АО восстановится, и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо, а реорганизованное АО.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного АО к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного АО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) АО.

В-четвертых, акционеры реорганизованного АО будут признаны обладателями акций в том размере, в котором акции принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников (акционеров), акционер, утративший акции в реорганизованном АО, сможет потребовать:

  • возвратить ему акции с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие акции (доля участия) перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате акций.

Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Екатерина Никонова

исполнительный директор ООО «Абсолют Факторинг»

2. Рекомендация: Как провести преобразование АО

<…>

Преобразование АО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о преобразовании АО недействительным. Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру реорганизации в форме преобразования.

Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.*

Обоснование

Понятие преобразования АО и основные этапы работы юриста в процессе преобразования АО

Преобразование АО – форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому юридическому лицу другой организационно-правовой формы.

Пункт 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ указывает, что в процессе реорганизации АО может преобразоваться в:

  • общество с ограниченной ответственностью;
  • хозяйственное товарищество (полное или коммандитное товарищество);
  • производственный кооператив;

Можно ли преобразовать АО в юридическое лицо какой-либо другой организационно-правовой формы, не указанной в пункте 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ

Нет, нельзя.

Такая реорганизация будет считаться недействительной. Ведь пункт 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, на которые можно изменить форму «акционерное общество» в процессе преобразования. Например, невозможно преобразовать АО в некоммерческую организацию или в государственное (муниципальное) унитарное предприятие (п. 3 ст. 68 ГК РФ).

Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо:

1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

3. Разработать проект учредительного документа создаваемого юридического лица.

4. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО;

5. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.

6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).

7. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО).

8. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

9. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.

Необходимо ли при преобразовании АО составлять передаточный акт*

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.

Необходимо ли при преобразовании АО уведомлять о реорганизации налоговую инспекцию и кредиторов

Нет, с 1 сентября 2014 года закон освобождает от такой обязанности.

Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия реорганизации в форме преобразования: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении участников, изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А именно при преобразовании больше не нужно:

  • уведомлять регистрирующий орган (налоговую инспекцию) о начале процедуры реорганизации;
  • публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.

В инспекцию необходимо обратиться лишь на последнем этапе реорганизации с целью зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.

Такие правила действуют только для реорганизации АО в форме преобразования. При реорганизации общества в других формах (слияние, присоединение, разделение, выделение) по-прежнему нужно уведомлять налоговую инспекцию и кредиторов, а также удовлетворять требования последних.

Внимание! Если акционерное общество является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме преобразования.

Закон предоставляет акционерным обществам право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Закона об АО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.

Во-первых, нужно определить, позволяет ли организационно-правовая форма создаваемого юридического лица осуществлять эмиссию облигаций.

Если такое лицо может выступать в роли эмитента облигаций, то реорганизация акционерного общества в форме преобразования в это лицо будет соответствовать закону (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; далее – Закон о РЦБ). К примеру, акционерное общество, разместившее облигации, можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью, поскольку ООО имеет право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Если же выяснится, что закон не наделяет создаваемое лицо правом размещать облигации, то преобразовать акционерное общество (эмитента непогашенных облигаций) в это лицо не удастся. Например, нельзя реорганизовать общество, разместившее облигации, путем преобразования в производственный кооператив. Возможность провести такую реорганизацию возникнет лишь после погашения облигаций. Причем при погашении облигаций надо соблюсти условия погашения, предусмотренные в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций (абз. 2 п. 21.29, п. 21.39 положения Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»; далее – Положение о стандартах эмиссии).

Во-вторых, после принятия решения о реорганизации нужно:

  • внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
  • заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое юридическое лицо.

Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит совет директоров реорганизуемого акционерного общества, если его полномочия не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.

Обоснование

Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое АО, а его правопреемник – создаваемое юридическое лицо. Такие изменения нужно изложить по форме, приведенной в приложении 19 к Положению о стандартах эмиссии.

Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).

Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций подлежал государственной регистрации, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пунктах 9.9, 11.3 Положения о стандартах эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 11.5 Положения о стандартах эмиссии).

В-третьих, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное юридическое лицо обязано уведомить Банк России о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, то вместо Банка России необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 11.6 Положения о стандартах эмиссии).

В-четвертых, созданное юридическое лицо обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30 Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:

  • проспект облигаций реорганизованного акционерного общества подлежал государственной регистрации;
  • реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, допущенных к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций.

Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Как принимается решение о реорганизации АО в форме преобразования

Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.

Решение о преобразовании принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.

Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению

«Реорганизация АО в форме преобразования должна быть осуществлена в течение трех месяцев со дня принятия решения о реорганизации; если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению».

Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации созданного юридического лица (абз. 4 п. 8 ст. 49 Закона об АО).

Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):

  • наименование, сведения о местонахождении создаваемого юридического лица;
  • порядок и условия преобразования. Например, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в СМИ и т. д.;
  • порядок обмена акций (порядок распределения имущества);
  • указание об утверждении учредительного документа создаваемого юридического лица (учредительный документ прикладывается к решению);
  • список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (если устав такого лица предусматривает их наличие и относит их избрание к компетенции высшего органа управления);
  • указание об исполнительном органе создаваемого юридического лица: сведения о единоличном исполнительном органе (генеральном директоре) и коллегиальном исполнительном органе (если его создание предусмотрено уставом).

Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества

Изначально только участники реорганизуемого акционерного общества.

Их акции будут обмениваться на доли в уставном капитале создаваемого ООО в соответствии с установленным порядком обмена. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого акционерного общества, то стать участником создаваемого ООО он не сможет (ст. 75 Закона об АО).

Третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после его государственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.

Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества

Только реорганизуемое акционерное общество.

Ни акционеры реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе преобразования.

Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет:

  • уставного капитала реорганизуемого акционерного общества
  • и (или) иных собственных средств реорганизуемого акционерного общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).

Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.

Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:

  • дополнительные данные о единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, членах ревизионной комиссии (ревизоре) создаваемого юридического лица (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО). В решение можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Все эти сведения фиксируются с целью наиболее детально урегулировать отношения между участниками, создаваемым юридическим лицом и органами этого лица;
  • особый порядок совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель таких правил – ограничить вывод активов реорганизуемого общества. Например, в решении можно закрепить, что с момента его принятия запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества. В таком случае интересы участников будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость реорганизуемого АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной.

Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации АО в форме преобразования может быть признано недействительным.

Требование о признании такого решения недействительным могут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ):

  • акционеры реорганизуемого АО;
  • иные лица, не являющиеся акционерами, если такое право им предоставлено законом.

Если суд удовлетворит такое требование, наступят негативные последствия. Они будут различаться в зависимости от того, зарегистрировали ли создаваемое лицо или еще нет.

Однако в любом случае лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ):

  • акционеру реорганизуемого АО, который либо голосовал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в голосовании;
  • кредиторам реорганизованного АО.

Если решение о реорганизации признают недействительным до регистрации создаваемого лица, совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден провести еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:

  • увеличится срок проведения реорганизации;
  • АО понесет расходы на проведение нового собрания;
  • реорганизация АО в форме преобразования может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.

Если создаваемое лицо успеют зарегистрировать, то оно будет нести солидарную ответственность наряду с другими ответственными лицами (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ). При этом созданная организация продолжит свою деятельность. Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидации созданного лица или служить основанием для признания совершенных им сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

Внимание! Если общее собрание акционеров не примет решение о преобразовании АО, но преобразование все равно проведут, то реорганизацию могут признать несостоявшейся

Требование о признании реорганизации АО несостоявшейся может предъявить акционер, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию АО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, реорганизованное АО восстановится и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо, а реорганизованное АО.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного АО к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного АО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) АО.

В-четвертых, акционеры реорганизованного АО будут признаны обладателями акций в том размере, в котором акции принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников (акционеров), акционер, утративший акции в реорганизованном АО, сможет потребовать:

  • возвратить ему акции с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие акции (доля участия) перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате акций.

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования

После принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий:

  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО);
  • представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.

АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:

  • копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
  • выписку из такого протокола.

Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.

Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации АО в форме преобразования

Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Для внесения записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган – налоговую инспекцию ФНС России. При регистрации некоммерческого партнерства документы нужно представить в территориальный орган Минюста России.

О представлении документов реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 50.7 Положения о стандартах эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в регистрирующий орган.

Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации, созданное юридическое лицо (правопреемник) обязано совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией:

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

3. Ситуация: Можно ли уволить сотрудников по сокращению штата в связи с реорганизацией. Должности сотрудников из штатного расписания не исключаются

Нет, нельзя.

Реорганизация не является основанием для расторжения трудовых договоров с сотрудниками. Если в новом штатном расписании должность сотрудника сохранена, то работодатель не может его уволить (в т. ч. и по сокращению штата). Если при реорганизации меняются условия трудового договора, сотрудника об этом нужно письменно известить. При его согласии трудовые отношения с ним продолжаются. Аналогичная точка зрения изложена в письме Роструда от 5 февраля 2007 г. № 276-6-0.

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

4. Статья: Компания в процессе реорганизации

<…>

Трудовые отношения при реорганизации в форме преобразования

Трудовое законодательство защищает права работников реорганизуемой компании. При изменении организационно-правовой формы компании (работодателя) все остальные условия трудового договора сохраняются: как правило, для работников ничего не меняется, они продолжают выполнять на своих рабочих местах ту же работу (ст. 75 ТК РФ).

Реорганизация компании не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (ч. 5 ст. 75 ТК РФ)*

Если проведение мероприятий по реорганизации компании требует внесения изменений в условия трудового договора (например, изменяется место работы (территориально), должность, условия оплаты труда и т. д.), то соответствующие действия проводятся уже новым работодателем.

В общем случае об изменениях условий трудового договора новый работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

Если работник согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются.

Если работник сам не хочет работать в новой компании, то основанием увольнения будет пункт 6 статьи 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией).

Двухмесячный срок предупреждения

Если в результате реорганизации у работника изменяются условия трудового договора, должностные обязанности и возникает необходимость провести сокращение численности или штата работников, то действует общеустановленный срок предупреждения — два месяца, до истечения которых трудовые договоры не могут быть расторгнуты (ст. 180 ТК РФ).

Соблюдение двухмесячного срока не является необходимым (срок может быть сокращен), если работники реорганизованной компании готовы работать с новым работодателем на предлагаемых им условиях.

Дополнительное соглашение к договору

Поскольку в случае реорганизации компании о прекращении трудовых отношений речь не идет, заключать новые трудовые договоры с работниками реорганизованной компании не следует.

С каждым сотрудником необходимо заключить дополнительное соглашение к действующему трудовому договору, как это предусмотрено статьей 57 ТК РФ. В любом случае (даже если трудовые договоры по истечении двух месяцев будут расторгнуты) факт реорганизации работодателя должен быть зафиксирован в трудовых книжках.

Запись в трудовой книжке

Если в период действия трудового договора наименование организации-работодателя изменяется, то (п. 3.2. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69):*

  • - в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается соответствующая запись;
  • - в графе 4 проставляется основание — приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

Образцы приказа и записи в трудовую книжку приведены на с. 49 (образцы 1 и 2).

Если в компании-правопреемнике работник переводится на новую должность, в его трудовой книжке на основании соответствующего приказа делается вторая запись о переводе на должность (образец 3).

Образец 1 Приказ о реорганизации общества

Образец 2 Запись в трудовой книжке

Образец 3 Запись в трудовой книжке

Выплаты работникам преобразованной

<…>

Журнал «Зарплата», № 5, май 2013

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка