Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
11 ноября 2014 9 просмотров

Наше предприятие проходит реорганизацию путем преобразования (из ЗАО в ООО)Какие отчеты на момент преобразования нам необходимо подать и какие организации и учреждения мы обязаны известить о прошедшей реорганизации, В какой форме?Спасибо.

АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:

– копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;

– выписку из такого протокола.

Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.
Порядок уведомления уполномоченных органов и кредиторов организации, сроки уведомления, а так же процедура реорганизации в форме преобразования указана в файле ответа.

По общему правилу, установленному пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса РФ, в случае если юридическое лицо ликвидировано (реорганизовано) до конца календарного года, последним налоговым периодом для него является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). То есть день внесения записи в ЕГРЮЛ в этот период не включается. В пункте 3 статьи 50 Налогового кодекса РФ сказано, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица. Свою точку зрения о том, когда налоговые декларации (расчеты) по налогам реорганизованной организации должны быть представлены в налоговый орган за последний налоговый период, изложили чиновники в своих разъяснениях. Это должно быть сделано не позднее установленных Налоговым кодексом РФ сроков для представления расчетов (деклараций) и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором завершена реорганизация (письма Минфина России от 11.12.2007 № 03-02-07/1/477, ФНС России от 09.03.2011 № КЕ-4-3/3609@, УФНС по г. Москве от 10.02.2012 № 16-15/011630@, от 30.01.2012 № 16-15/007468@, от 22.03.2011 № 16-03/026839@).
Исключением являются сведения по форме 2-НДФЛ. Справки 2-НДФЛ за период с начала года до даты завершения реорганизации должна подавать реорганизуемая организация.
Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в случае реорганизации установлен Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций». Сама бухгалтерская отчетность за ЗАО предоставляется правопреемником. При реорганизации последним отчетным годом является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой регистрации (ч.1 ст. 16 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Следовательно, бухгалтерская отчетность предоставляется правопреемником за ЗАО не позднее трех месяцев после регистрации реорганизации (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Подробнее:
Как сдавать налоговую отчетность в случае реорганизации

Как сдать уточненную налоговую декларацию после реорганизации. Правопреемник обнаружил ошибку в налоговой отчетности реорганизованной организации

Как платить налоги при реорганизации

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист

1. Ситуация:Сведения, представляемые в Пенсионный фонд РФ при реорганизации юридического лица

Реорганизуемое юридическое лицо (страхователь) обязано представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ следующие сведения о работниках (застрахованных лицах):

  1. Сведения об индивидуальном лицевом счете каждого работника, уволенного в связи с реорганизацией (подп. 1–8 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; далее – Закон об индивидуальном учете).
  2. Сведения о страховых взносах и страховом стаже в отношении каждого работника (п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете).
  3. Сведения, содержащиеся в реестре застрахованных лиц (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»).

Все эти сведения юридическое лицо должно представить в течение месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 9, абз. 2 п. 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете).

Порядок уведомления органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, о реорганизации (ликвидации) юридического лица

Реорганизуемое (ликвидируемое) юридическое лицо обязано уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, о начале процедуры реорганизации (ликвидации). Эта обязанность предусмотрена пунктом 3 частью 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):

  • Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
  • Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы.

Реорганизуемое (ликвидируемое) юридическое лицо должно направить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о принятии решения о реорганизации (ликвидации). Сообщения нужно направить в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).*

Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщения. В сообщении целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о реорганизации (ликвидации) и реквизиты такого решения.

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

2. Рекомендация: Как провести преобразование АО

<…>

Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо:

1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

3. Разработать проект учредительного документа создаваемого юридического лица.

4. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО;

5. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.

6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).

7. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО).

8. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

9. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.

Необходимо ли при преобразовании АО составлять передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.

Необходимо ли при преобразовании АО уведомлять о реорганизации налоговую инспекцию и кредиторов

Нет, с 1 сентября 2014 года закон освобождает от такой обязанности.

Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия реорганизации в форме преобразования: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении участников, изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А именно при преобразовании больше не нужно:

  • уведомлять регистрирующий орган (налоговую инспекцию) о начале процедуры реорганизации;
  • публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.

В инспекцию необходимо обратиться лишь на последнем этапе реорганизации с целью зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.

Такие правила действуют только для реорганизации АО в форме преобразования. При реорганизации общества в других формах (слияние, присоединение, разделение, выделение) по-прежнему нужно уведомлять налоговую инспекцию и кредиторов, а также удовлетворять требования последних.

Внимание! Если акционерное общество является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме преобразования.

Закон предоставляет акционерным обществам право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Закона об АО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.

Во-первых, нужно определить, позволяет ли организационно-правовая форма создаваемого юридического лица осуществлять эмиссию облигаций.

Если такое лицо может выступать в роли эмитента облигаций, то реорганизация акционерного общества в форме преобразования в это лицо будет соответствовать закону (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; далее – Закон о РЦБ). К примеру, акционерное общество, разместившее облигации, можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью, поскольку ООО имеет право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Если же выяснится, что закон не наделяет создаваемое лицо правом размещать облигации, то преобразовать акционерное общество (эмитента непогашенных облигаций) в это лицо не удастся. Например, нельзя реорганизовать общество, разместившее облигации, путем преобразования в производственный кооператив. Возможность провести такую реорганизацию возникнет лишь после погашения облигаций. Причем при погашении облигаций надо соблюсти условия погашения, предусмотренные в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций (абз. 2 п. 21.29, п. 21.39 положения Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»; далее – Положение о стандартах эмиссии).

Во-вторых, после принятия решения о реорганизации нужно:

  • внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
  • заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое юридическое лицо.

Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит совет директоров реорганизуемого акционерного общества, если его полномочия не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.

Обоснование

Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое АО, а его правопреемник – создаваемое юридическое лицо. Такие изменения нужно изложить по форме, приведенной в приложении 19 к Положению о стандартах эмиссии.

Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).

Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций подлежал государственной регистрации, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пунктах 9.9, 11.3 Положения о стандартах эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 11.5 Положения о стандартах эмиссии).

В-третьих, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное юридическое лицо обязано уведомить Банк России о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, то вместо Банка России необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 11.6 Положения о стандартах эмиссии).

В-четвертых, созданное юридическое лицо обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30 Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:

  • проспект облигаций реорганизованного акционерного общества подлежал государственной регистрации;
  • реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, допущенных к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций.

Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Как принимается решение о реорганизации АО в форме преобразования

Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.

Решение о преобразовании принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.

Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению

«Реорганизация АО в форме преобразования должна быть осуществлена в течение трех месяцев со дня принятия решения о реорганизации; если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению».

Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации созданного юридического лица (абз. 4 п. 8 ст. 49 Закона об АО).

Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):

  • наименование, сведения о местонахождении создаваемого юридического лица;
  • порядок и условия преобразования. Например, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в СМИ и т. д.;
  • порядок обмена акций (порядок распределения имущества);
  • указание об утверждении учредительного документа создаваемого юридического лица (учредительный документ прикладывается к решению);
  • список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (если устав такого лица предусматривает их наличие и относит их избрание к компетенции высшего органа управления);
  • указание об исполнительном органе создаваемого юридического лица: сведения о единоличном исполнительном органе (генеральном директоре) и коллегиальном исполнительном органе (если его создание предусмотрено уставом).

Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества

Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества

Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:

  • дополнительные данные о единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, членах ревизионной комиссии (ревизоре) создаваемого юридического лица (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО). В решение можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Все эти сведения фиксируются с целью наиболее детально урегулировать отношения между участниками, создаваемым юридическим лицом и органами этого лица;
  • особый порядок совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель таких правил – ограничить вывод активов реорганизуемого общества. Например, в решении можно закрепить, что с момента его принятия запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества. В таком случае интересы участников будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость реорганизуемого АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной.

<…>

Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации АО в форме преобразования

Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Для внесения записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган – налоговую инспекцию ФНС России. При регистрации некоммерческого партнерства документы нужно представить в территориальный орган Минюста России.

О представлении документов реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 50.7 Положения о стандартах эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в регистрирующий орган.

Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации, созданное юридическое лицо (правопреемник) обязано совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией:*

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

3. Рекомендация: Как зарегистрировать реорганизацию АО

<…>

Необходимо ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

Однако, если реорганизацию начали проводить еще до 1 сентября 2014 года и бухгалтерия составила передаточный акт, все же не будет лишним представить его в инспекцию.*

По старым правилам, действующим до 1 сентября, положения о правопреемстве при преобразовании было необходимо отразить в передаточном акте. Передаточный акт требовалось представить в инспекцию вместе с другими обязательными документами.

Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительно того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.

Несмотря на то что Закон о государственной регистрации по-прежнему относит к числу представляемых документов передаточный акт, при преобразовании АО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такой акт в инспекцию можно не подавать.

Дело в том, что Закон о государственной регистрации теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Однако, если решение о реорганизации приняли еще до 1 сентября 2014 года, передаточный акт в инспекцию все же желательно представить. Это в максимальной степени обезопасит АО от того, что инспекция откажет в регистрации.

Обоснование

Часть 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ устанавливает, что к правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2014 года, применяются старые правила Гражданского кодекса РФ. В то же время закон предусматривает ситуацию, когда такие правоотношения должны регулироваться новыми правилами: если права и обязанности, вытекающие из этих правоотношений, возникли после 1 сентября.

В случае регистрации реорганизации не совсем ясно, является ли регистрация частью единого процесса либо ее следует рассматривать как отдельную обязанность, возникающую в ходе длительной процедуры реорганизации и регулирующуюся новыми правилами Гражданского кодекса РФ.

Чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с регистрацией, в инспекцию имеет смысл представить передаточный акт, составленный до 1 сентября 2014 года.

Необходимо ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию доказательства уведомления кредиторов о реорганизации

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.*

Однако, если реорганизацию начали проводить еще до 1 сентября 2014 года и АО опубликовало уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации», все же не будет лишним представить копии публикаций в инспекцию.

По старым правилам, действующим до 1 сентября, при регистрации реорганизации АО в форме преобразования в инспекцию требовалось представить доказательства уведомления кредиторов о реорганизации (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Сейчас при преобразовании АО уведомлять кредиторов о реорганизации не нужно (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Несмотря на то что Закон об АО по-прежнему относит к числу представляемых документов доказательства уведомления кредиторов, при преобразовании АО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такие доказательства в инспекцию можно не подавать.

Дело в том, что Закон об АО теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Однако, если кредиторов уведомили о реорганизации еще до 1 сентября 2014 года, доказательства уведомления в инспекцию все же желательно представить. Это в максимальной степени обезопасит АО от того, что инспекция откажет в регистрации.

Обоснование

Часть 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ устанавливает, что к правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2014 года, применяются старые правила Гражданского кодекса РФ. В то же время закон предусматривает ситуацию, когда такие правоотношения должны регулироваться новыми правилами: если права и обязанности, вытекающие из этих правоотношений, возникли после 1 сентября.*

В случае регистрации реорганизации не совсем ясно, является ли регистрация частью единого процесса либо ее следует рассматривать как отдельную обязанность, возникающую в ходе длительной процедуры реорганизации и регулирующуюся новыми правилами Гражданского кодекса РФ.

Чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с регистрацией, в инспекцию имеет смысл представить доказательства уведомления кредиторов, сделанного до 1 сентября 2014 года.

Внимание! Если документы, представленные при регистрации реорганизации АО в форме преобразования, будут содержать заведомо недостоверные данные о преобразовании, суд может признать реорганизацию несостоявшейся

Требование о признании реорганизации АО несостоявшейся может предъявить акционер, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию АО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, реорганизованное АО восстановится, и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо, а реорганизованное АО.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного АО к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного АО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) АО.

В-четвертых, акционеры реорганизованного АО будут признаны обладателями акций в том размере, в котором акции принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников (акционеров), акционер, утративший акции в реорганизованном АО, сможет потребовать:

  • возвратить ему акции с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие акции (доля участия) перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате акций.

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка