Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как уже в следующем месяце изменится налог на прибыль

Подписка
Срочно заберите все!
№24
12 ноября 2014 7 просмотров

Наша организация - ЗАО. Мы хотим поменять организационную форму на ООО.Можно ли это сделать без реорганизации общества. И останется ли ИНН.Спасибо

При этом регистрационные номера организации после преобразования меняются, поскольку ЗАО после реорганизации в ООО перестает существовать, ее правопреемник получает новые ИНН, КПП и ОГРН, и новые регистрационные номера в ПФР и ФСС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip-версии и Системы Юрист.

1. Гражданский кодекс РФ

<…>

«Статья 66.3. Публичные и непубличные общества

1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

2. Общество с ограниченной ответственностью, а также акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признается непубличным.*

<…>

Статья 67.1. Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах

1. Управление в полном товариществе и товариществе на вере осуществляется в порядке, установленном статьями 71 и 84 настоящего Кодекса.

2. К исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65_3 настоящего Кодекса, относятся:

1) изменение размера уставного капитала общества, если иное не предусмотрено законами о хозяйственных обществах;

2) принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), а также утверждение такой управляющей организации или такого управляющего и условий договора с такой управляющей организацией или с таким управляющим, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65_3);

3) распределение прибылей и убытков общества.

3. Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении:

1) публичного акционерного общества лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии (пункт 4 статьи 97);

2) непубличного акционерного общества путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии;

3) общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

4. Общество с ограниченной ответственностью для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вправе, а в случаях, предусмотренных законом, обязано ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Такой аудит также может быть проведен по требованию любого из участников общества.

5. Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов*».

<…>

2. Рекомендация: Как подготовиться к изменениям в нормах о юридических лицах, вступающим в силу 1 сентября 2014 года

С 1 сентября 2014 года вступят в силу изменения, касающиеся положений о юридических лицах. Такие изменения в Гражданский кодекс РФ внесет Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: нужно ли что-либо делать уже сейчас (т. е. до 1 сентября 2014 года), чтобы на дату вступления в силу новых правил деятельность юридического лица соответствовала закону.

На первый взгляд, ответ может показаться достаточно простым: сейчас в большинстве случаев никаких обязательных действий совершать не надо. В частности, не требуется заранее приводить учредительные документы в соответствие с новыми правилами (это может понадобиться сделать лишь после 1 сентября), а также не нужно перерегистрировать организации и направлять какие-либо специальные уведомления в регистрирующий орган. Исключения возможны лишь в отношении некоторых некоммерческих организаций.

Основной принцип, касающийся нововведений, сводится к следующему: те действия, которые учредители (участники) юридического лица совершают до 1 сентября 2014 года (создают или ликвидируют организацию, вносят изменения в устав и т. д.), регулируются нынешним законодательством; правоотношения, которые возникнут со 2 сентября, будут регулироваться новыми правилами (ч. 3 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Внимание: в понедельник, 1 сентября 2014 года, лучше не совершать никаких действий, которые по-разному регулируются старой и новой редакциями главы 4 Гражданского кодекса РФ.

Часть 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ содержит юридическую неточность:

  • новая редакция Гражданского кодекса РФ применяется к правоотношениям, возникшимпосле дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ (т. е. после 1 сентября 2014 года);
  • к правоотношениям, возникшим до этого дня, новые правила не применяются (за исключением ситуации, когда права и обязанности по таким правоотношениям возникают после 1 сентября 2014 года).

Таким образом, норма содержит лишь формулировки «после дня вступления» и «до дня вступления». Неясно, какими правилами необходимо руководствоваться, если правоотношение возникло в день вступления в силу Закона № 99-ФЗ, то есть непосредственно 1 сентября 2014 года.

С одной стороны, из текста нормы (при ее буквальном прочтении) следует, что новые правила нужно учитывать не с 1, а только со 2 сентября.

С другой стороны, непонятно, почему в день, когда новая редакция Гражданского кодекса РФ уже действует (1 сентября), должны применяться старые правила.

Похожая ситуация была в 2013 году в связи с внесением поправок в положения Гражданского кодекса РФ о договоре аренды. Тогда из разъяснений Пленума ВАС РФ следовало: если новые правила применяются после того дня, как закон вступает в силу, то на правоотношения, возникшие непосредственно в день вступления в силу, эти правила не распространяются.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 302-ФЗ) предусматривал следующее:

  • этот закон вступает в силу с 1 марта 2013 года, за исключением отдельных положений (ч. 1 ст. 2);
  • правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимости не подлежат применению к договорам аренды, заключаемым после дня вступления в силу этого закона (ч. 8 ст. 2).

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 21-ФЗ) внес поправку в часть 8 статьи 2 Закона № 302-ФЗ. В итоге получилось, что договоры аренды недвижимости все-таки необходимо регистрировать. При этом Закон № 21-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть 4 марта 2013 года.

Впоследствии вопрос о том, какие именно договоры аренды не подлежат регистрации, рассмотрел Пленум ВАС РФ в постановлении от 25 декабря 2013 г. № 98 «О внесении дополнения в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"». Пленум ВАС РФ дал отдельные разъяснения для договоров аренды недвижимости, заключенных 2 и 3 марта 2013 года. Договоры, заключенные 1 марта, в эту «особую категорию» не попали.

Выходит, несмотря на то что Закон № 302-ФЗ вступил в силу 1 марта 2013 года, на договоры аренды недвижимости, заключенные в этот день, новые правила не распространялись.

Однако не факт, что такой же вывод будет распространяться на действие новой редакцииглавы 4 Гражданского кодекса РФ. В частности, в случае спора все же будет риск того, что суд применит новые правила к отношениям, возникшим непосредственно 1 сентября 2014 года.

Чтобы избежать возможных рисков и негативных последствий, имеет смысл по возможности не совершать 1 сентября 2014 года каких-либо действий, на которые распространяются поправки к главе 4 Гражданского кодекса РФ.

<…>

Как определить, понадобится ли после 1 сентября вносить изменения в устав

Прежде всего, стоит проверить, будет ли закон после 1 сентября предусматривать организационно-правовую форму, которую в настоящий момент имеет юридическое лицо.

Если такую организационно-правовую форму отменят (это касается обществ с дополнительной ответственностью и сбытовых (торговых) потребительских кооперативов), то внести изменения в устав понадобится в любом случае.

<…>

Если организационно-правовая форма останется прежней, нужно проанализировать, предусмотрят ли в отношении нее нововведения, которые понадобится отражать в уставе.

Яркий пример таких нововведений – деление акционерных обществ на публичные и непубличные.

Фирменное наименование публичного АО должно будет содержать указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ). Следовательно, в устав АО, которое будет подпадать под признаки публичного общества (т. е. в устав ОАО), понадобится внести соответствующие изменения (ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Если устав такого АО не будет изменен сразу после 1 сентября 2014 года, формально никаких негативных последствий не возникнет. Несмотря на то что в уставе по-прежнему будет содержаться формулировка «Открытое акционерное общество», к обществу будут автоматически применяться правила о публичных акционерных обществах (ч. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Однако чтобы избежать недопонимания и споров с контрагентами, внести изменения в устав все же не помешает в максимально короткий срок после того, как вступит в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ.

Не затягивать с внесением изменений в устав будет целесообразно и в отношении ЗАО. Если такие изменения не внесут, к обществу будут одновременно применяться не только правила новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ, но и старые положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ«Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), касающиеся, правда, только закрытых акционерных обществ (ч. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). В результате может возникнуть неопределенность в отношении того, какими правилами необходимо будет руководствоваться в той или иной ситуации (например, при отчуждении акций): новыми правилами Гражданского кодекса РФ или положениями Закона об АО.

Такая неопределенность пропадет, если в устав ЗАО внесут соответствующие изменения (в частности, исключат формулировку «Закрытое акционерное общество»). В итоге к обществу больше не будут применяться правила Закона об АО, посвященные закрытым акционерным обществам. В частности, акционеры не будут иметь преимущественного права на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Ситуация: потребуется ли после 1 сентября 2014 года перерегистрировать ЗАО

Нет, не потребуется (ч. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В частности, не нужно будет обращаться в регистрирующий орган с заявлением зарегистрировать ЗАО в качестве непубличного АО.

Акционерам ЗАО понадобится лишь привести устав и наименование общества в соответствие с новыми правилами.*

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

3. Рекомендация:Как провести преобразование АО

Преобразование АО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о преобразовании АО недействительным. Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру реорганизации в форме преобразования.

Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.*

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Понятие преобразования АО и основные этапы работы юриста в процессе преобразования АО

Преобразование АО – форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому юридическому лицу другой организационно-правовой формы.

Пункт 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ указывает, что в процессе реорганизации АО может преобразоваться в:

  • общество с ограниченной ответственностью;
  • хозяйственное товарищество (полное или коммандитное товарищество);
  • производственный кооператив;

<…>

Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо:

1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

3. Разработать проект учредительного документа создаваемого юридического лица.

4. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО;

5. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.

6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).

7. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 7576 Закона об АО).

8. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

9. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий*.

Необходимо ли при преобразовании АО составлять передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФподп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.

Необходимо ли при преобразовании АО уведомлять о реорганизации налоговую инспекцию и кредиторов

Нет, с 1 сентября 2014 года закон освобождает от такой обязанности.

Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия реорганизации в форме преобразования: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении участников, изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А именно при преобразовании больше не понадобится:

  • уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации;
  • публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков. *

<…>

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования

После принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий:

  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 7576 Закона об АО);

представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.

АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:

  • копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
  • выписку из такого протокола.

Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.

<…>

Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации АО в форме преобразования

Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Для внесения записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган – налоговую инспекцию ФНС России. При регистрации некоммерческого партнерства документы нужно представить в территориальный орган Минюста России.

О представлении документов реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 9.4.7 Стандартов эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в регистрирующий орган.*

Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации, созданное юридическое лицо (правопреемник) обязано совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией:

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 г. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

4. Рекомендация:Как изменилась процедура реорганизации юридического лица с 1 сентября 2014 года

При проведении реорганизации юридического лица после 1 сентября 2014 года необходимо учитывать ряд новых правил.

Дело в том, что с 1 сентября вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Эти поправки коснулись, в частности, положений о реорганизации юридического лица.

А именно в отношении реорганизации закон:

  • расширил круг ситуаций, когда можно реорганизовать юридическое лицо;
  • упростил порядок реорганизации в форме преобразования;
  • установил необходимость составлять передаточный акт при разделении или выделении и отменил такую обязанность для реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования;
  • изменил порядок расчетов с кредиторами реорганизуемого юридического лица;
  • увеличил минимальный срок, по истечении которого можно зарегистрировать создаваемое юридическое лицо;
  • предусмотрел последствия на случай, если решение о реорганизации признают недействительным либо реорганизацию корпорации несостоявшейся.*

<…>

Порядок преобразования стал проще

Провести реорганизацию в форме преобразования теперь значительно проще, чем до 1 сентября 2014 года.

Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия такой реорганизации: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФподп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А именно при преобразовании больше не нужно:

  • уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации;
  • публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.*

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

5. Рекомендация: Как зарегистрировать реорганизацию АО

Реорганизация АО (слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение) считается завершенной с момента ее государственной регистрации. Регистрация осуществляется посредством внесения в ЕГРЮЛ той или иной записи, подтверждающей факт реорганизации. Регистрирующий орган – ФНС России в лице ее территориальных органов (налоговых инспекций).

Для внесения записи в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно представить в инспекцию установленный законодательством комплект документов. При этом необходимо соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы направит в инспекцию не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При подаче документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет внести запись в ЕГРЮЛ. В случае предъявления неполного комплекта документов инспекция будет вправе отказать в регистрации. Наконец, при включении в документы недостоверных сведений генерального директора АО могут оштрафовать, а реорганизацию – признать несостоявшейся.

Как подать документы для регистрации реорганизации АО в налоговую инспекцию

При подаче документов в налоговую инспекцию для регистрации реорганизации (независимо от ее формы) необходимо проверить:

  • соответствуют ли представляемые документы установленным законодательствомтребованиям;
  • подаются ли документы в полном объеме (перечень документов зависит от того, о какой именно форме реорганизации идет речь);
  • направляются ли документы в налоговую инспекцию надлежащим способом;
  • не содержат ли документы недостоверных сведений (неточностей, искажений в содержании). Если генеральный директор (иное уполномоченное лицо) общества представит в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения, то он может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказания за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации реорганизации АО, находящегося на территории Москвы.

Документы в налоговую инспекцию можно представить любым из следующих способов:

1) непосредственно в налоговый орган – лично заявителем (генеральным директором или иным лицом, действующим от имени общества без доверенности) либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документамтакую доверенность или ее копию, заверенную нотариусом;

2) в многофункциональный центр – лично заявителем или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

3) по почте – почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

4) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

Обоснование

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 37 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент).

Порядок оформления и представления электронных документов утвержденприказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@.

В подтверждение того, что документы поданы, инспекция выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты принятия.

В каком порядке налоговая инспекция выдает расписку в получении документов, представленных для регистрации реорганизации АО

Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.

Если документы представлены непосредственно в инспекцию, то в этот же день расписку выдают на руки заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.

При подаче документов в многофункциональный центр заявитель (представитель заявителя по нотариально удостоверенной доверенности) получает расписку от сотрудника центра на руки в день представления документов.

Если документы направлены по почте, инспекция высылает в адрес заявителя письмо, содержащее экземпляр расписки и уведомление о вручении. Письмо направляют по почте не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Наконец, если заявитель направил документы в электронной форме через Интернет, инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет расписку в форме электронного документа. Расписку высылают по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пунктах 66–69 Административного регламента.*

Кроме того, на следующий день после принятия документов инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленные документы, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение пяти рабочих дней с момента получения комплекта документов налоговая инспекция должна принять одно из решений (п. 1 ст. 8п. 4 ст. 15 Закона о государственной регистрации, п.151677–82 Административного регламента):

  • зарегистрировать созданное юридическое лицо (лица) и (или) прекращение деятельности акционерного общества – в зависимости от формы реорганизации;
  • отказать в такой регистрации.

При успешном прохождении процедуры регистрации инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 15,абз. 6 п. 16 Административного регламента):

  • свидетельство о государственной регистрации созданного юридического лица с приложением листа записи ЕГРЮЛ, а также экземпляр устава этого лица с отметкой инспекции и (или)
  • лист записи ЕГРЮЛ с информацией о прекращении деятельности акционерного общества.

С 11 марта 2014 года вместе с этими документами выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).*

Порядок выдачи итоговых документов различается в зависимости от того, каким способом заявитель представил комплект документов для регистрации.

Если комплект документов подан непосредственно в инспекцию либо направлен по почте, заявитель получает итоговые документы тем способом, который он указал в заявлении (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации). Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации должна направить документы почтовым отправлением в адрес заявителя.

Документы для регистрации реорганизации АО поданы непосредственно в налоговую инспекцию либо направлены по почте. При этом заявитель не указал способ получения итоговых документов. В каком порядке можно их получить

Итоговые документы заявитель получает по почте.

Дело в том, что документы, способ получения которых не указан, передаются в структурное подразделение инспекции, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции. В результате инспекция направляет документы почтовым отправлением по адресу заявителя, указанному в заявлении о регистрации (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрациип. 88 Административного регламента).

Если документы поданы в многофункциональный центр, за итоговыми документами заявитель (его представитель по доверенности) должен явиться в многофункциональный центр (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 88 Административного регламента).

Если комплект документов направлен через Интернет, заявитель получает итоговые документы в электронной форме по e-mail. По своему усмотрению заявитель может потребовать выдачи таких документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрациип. 89 Административного регламента).

<…>

Как зарегистрировать реорганизацию АО в форме преобразования

Реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган. Адрес регистрирующего органа определяется по местонахождению реорганизуемого общества (п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации).

В роли заявителя выступает генеральный директор реорганизуемого общества или иное лицо, которое вправе действовать от имени этого общества без доверенности (п. 1.3 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 2 Административного регламента).

Для регистрации создаваемого юридического лица в налоговую инспекцию нужно представить следующие документы (п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации, п. 20,4146.1 Административного регламента):

1. Заявление о государственной регистрации создаваемого юридического лица по форме № Р12001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в процессе реорганизации АО в форме преобразования

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации реорганизации направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Законом № 107-ФЗ.

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о регистрации создаваемого юридического лица не нужно заверять у нотариуса, если заявительнаправляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).

2. Устав создаваемого юридического лица в двух экземплярах (если документы направляются в электронной форме – то в одном экземпляре).

3. Документ об уплате государственной пошлины за регистрацию создаваемого юридического лица в размере 4 тыс. руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФабз. 2 п. 53 Административного регламента). В качестве такого документа выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме – абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными – абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или «Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Обязательно ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию создаваемого юридического лица оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента).

Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее сведения об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации реорганизации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.

4. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений о застрахованных лицах.

Обязательно ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования подавать в налоговую инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Реорганизуемое АО должно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в течение месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 9абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; далее – Закон об индивидуальном учете).*

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку (иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрациип. 41 Административного регламента).

Однако все же имеет смысл самостоятельно подать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Это обезопасит заявителя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае (т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:

  • сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
  • сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат правилапредставления сведений.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации реорганизации.

Разумеется, в каждом из этих случаев можно попытаться оспорить действия инспекции. Но лучше заранее обезопасить себя от ненужных споров.

5. Документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг (за исключением акций) в части замены эмитента (в случае еслиреорганизуемое АО является эмитентом таких бумаг и закон позволяет провести реорганизацию). В качестве данного документа может выступать копия изменений в решение о выпуске облигаций с отметкой об их регистрации (утверждении биржей) и указанием на то, что такие изменения вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента облигаций. Эту копию АО должно заверить либо самостоятельно, либо у нотариуса (п. 2.12.2 Требований № 13-56/пз-н).

Необходимо ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.*

Однако, если реорганизацию начали проводить еще до 1 сентября 2014 года и бухгалтерия составила передаточный акт, все же не будет лишним представить его в инспекцию.

По старым правилам, действующим до 1 сентября, положения о правопреемстве при преобразовании было необходимо отразить в передаточном акте. Передаточный акт требовалось представить в инспекцию вместе с другими обязательными документами.

Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФподп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительно того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.

Несмотря на то что Закон о государственной регистрации по-прежнему относит к числу представляемых документов передаточный акт, при преобразовании АО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такой акт в инспекцию можно не подавать.

Дело в том, что Закон о государственной регистрации теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Однако, если решение о реорганизации приняли еще до 1 сентября 2014 года, передаточный акт в инспекцию все же желательно представить. Это в максимальной степени обезопасит АО от того, что инспекция откажет в регистрации.

Обоснование

Часть 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ устанавливает, что к правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2014 года, применяются старые правила Гражданского кодекса РФ. В то же время закон предусматривает ситуацию, когда такие правоотношения должны регулироваться новыми правилами: если права и обязанности, вытекающие из этих правоотношений, возникли после 1 сентября.

В случае регистрации реорганизации не совсем ясно, является ли регистрация частью единого процесса либо ее следует рассматривать как отдельную обязанность, возникающую в ходе длительной процедуры реорганизации и регулирующуюся новыми правилами Гражданского кодекса РФ.

Чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с регистрацией, в инспекцию имеет смысл представить передаточный акт, составленный до 1 сентября 2014 года.

Необходимо ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию доказательства уведомления кредиторов о реорганизации

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.*

Однако, если реорганизацию начали проводить еще до 1 сентября 2014 года и АО опубликовало уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации», все же не будет лишним представить копии публикаций в инспекцию.

По старым правилам, действующим до 1 сентября, при регистрации реорганизации АО в форме преобразования в инспекцию требовалось представить доказательства уведомления кредиторов о реорганизации (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Сейчас при преобразовании АО уведомлять кредиторов о реорганизации не нужно (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Несмотря на то что Закон об АО по-прежнему относит к числу представляемых документов доказательства уведомления кредиторов, при преобразовании АО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такие доказательства в инспекцию можно не подавать.

Дело в том, что Закон об АО теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Однако, если кредиторов уведомили о реорганизации еще до 1 сентября 2014 года, доказательства уведомления в инспекцию все же желательно представить. Это в максимальной степени обезопасит АО от того, что инспекция откажет в регистрации.

<…>

Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Екатерина Никонова

исполнительный директор ООО «Абсолют Факторинг»

13.11.2014 г.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка