Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники считают, что в бухгалтерии должно быть мыло

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 ноября 2014 24 просмотра

Может ли предприятие на общем режиме,совершая разовые сделки по оптовым поставкам ТМЦ и не заключив договора аренды оптового склада, иметь налоговые последствия в части налоговых вычетов по НДС и пр.ИФНС запросила карточку по данным предприятия,где в том числе запрашивается наличие склада и вызвала руководителя на комиссию по налоговым вычетам.С уважением

Более подробно с причинами отказов в возмещении НДС можно ознакомиться во вложении.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация:В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС.

Организация не имеет права на вычет входного НДС:

  • если она не является плательщиком НДС (применяет специальный налоговый режим) (п. 1 ст. 171 НК РФ);
  • если она использует освобождение от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ. В этом случае суммы входного НДС включайте в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Ограничения в праве на вычет

Плательщики НДС, которые не используют освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ, лишаются права на вычет:

  • если входной налог не предъявлен поставщиком (исполнителем);
  • если имущество (работы, услуги, имущественные права), по которым предъявлен входной НДС, приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
  • если имущество (работы, услуги, имущественные права), по которым предъявлен входной НДС, не приняты к учету;
  • если у организации отсутствует правильно оформленный счет-фактура с выделенной суммой входного НДС. При этом ошибки, которые не мешают однозначно идентифицировать продавца, покупателя, наименование и стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также ставку и сумму налога, не лишают организацию права на вычет.

Это следует из положений статьи 171 и абзаца 2 пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ответственность за неправомерное применение вычета

Внимание: если организация воспользуется вычетом с нарушением хотя бы одного из установленных условий, то при проверке налоговая инспекция может лишить ее права на вычет и аннулировать ранее принятый к вычету входной налог. Как следствие, у организации возникнет недоимка по НДС, на которую начислят пени и штрафы (ст. 75 и 122 НК РФ). Кроме того, аннулированные суммы налога организация не сможет включить в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 170, п. 19 ст. 270 НК РФ).

При проведении проверок правомерности применения вычетов по НДС налоговые инспекции контролируют не только формальное соблюдение требований статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ. На практике проверяющие оценивают реальность и экономическую обоснованность сделок, в результате которых организации предъявляют НДС к вычету, могут отследить полноту и правильность уплаты НДС контрагентами организации. Особое внимание уделяется сделкам, совершенным с участием взаимозависимых и вновь созданных организаций. Некоторые признаки хозяйственной деятельности, при наличии которых организация может лишиться права на налоговый вычет, приведены в письмах ФНС России от 12 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5728, от 8 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5585. *

Вычет в отсутствие реализации

Ситуация: можно ли принять к вычету входной НДС, если в налоговом периоде у организации не было операций, облагаемых НДС

Да, можно.

По общему правилу основанием для применения налогового вычета по НДС является выполнение следующих условий:

  • приобретенное имущество (работы, услуги, имущественные права) предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
  • приобретенное имущество (работы, услуги, имущественные права) принято к учету (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • у покупателя (заказчика) есть правильно оформленный счет-фактура на приобретенное имущество (работы, услуги, имущественные права) (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Покупатель (заказчик) лишается права на применение налогового вычета, если не выполнено хотя бы одно из перечисленных условий. В то же время других оснований для отказа в вычете НДС (в т. ч. отсутствие в налоговом периоде налогооблагаемых операций) налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому даже если в отчетном квартале налоговая база по НДС у организации равна нулю, при выполнении названных условий она вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные ею поставщиками (исполнителями). При этом возместить или вернуть на расчетный счет (зачесть в счет уплаты других налогов) предъявленный к вычету НДС можно только после камеральной проверки (ст. 176 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-07-15/148 и ФНС России от 7 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20687. Документы размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Правомерность такого подхода подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 3 мая 2006 г. № 14996/05, определения ВАС РФ от 8 декабря 2009 г. № ВАС-15888/09, от 22 сентября 2009 г. № ВАС-11732/09, от 13 августа 2009 г. № ВАС-10133/09, от 23 июля 2009 г. № ВАС-9173/09, от 26 ноября 2008 г. № 15146/08, от 26 ноября 2008 г. № 15147/08, от 22 октября 2008 г. № 13589/08, Московского округа от 26 января 2011 г. № КА-А40/17935-10, от 10 августа 2010 г. № КА-А40/8605-10, Западно-Сибирского округа от 31 мая 2010 г. № А70-10587/2009, от 25 мая 2010 г. № А45-21328/2009).

Ранее Минфин России придерживался другой позиции. В письмах от 8 декабря 2010 г. № 03-07-11/479, от 22 июня 2010 г. № 03-07-11/260, от 30 марта 2010 г. № 03-07-11/79, от 1 октября 2009 г. № 03-07-11/245 говорилось, что организация вправе принимать к вычету входной НДС, только если в течение квартала она проводила операции, с которых налог был начислен к уплате в бюджет (п. 1 ст. 171 НК РФ). Если таких операций не было и, как следствие, налоговая база по НДС не формировалась, то основания для вычета входного налога отсутствуют. Воспользоваться вычетом организация может только в том налоговом периоде, когда у нее будет начислен НДС.

Следует отметить, что в письме от 19 ноября 2012 г. № 03-07-15/148 Минфин России не отказывается от своей прежней позиции, а предоставляет организациям право выбора. То есть если в течение квартала у организации не было операций, облагаемых НДС, то предъявленные суммы входного налога она может принять к вычету либо в этом же квартале, либо в следующих налоговых периодах, когда налоговая база по НДС будет сформирована. При этом применение второго варианта не может служить поводом для отказа в вычете.

Вычет по безвозмездно полученному имуществу

Ситуация: можно ли принять к вычету входной НДС со стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг)

Нет, нельзя.

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) передающая сторона не предъявляет сумму НДС получателю, а перечисляет ее в бюджет (в составе общей суммы начисленного налога) за счет собственных средств (п. 1 ст. 572 ГК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ). Например, такой порядок применяется, если договор подряда предусматривает иждивение заказчика и заказчик безвозмездно передает подрядчику имущество для исполнения договора. Подробнее об этом см. Как начислить НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг). Принимающая сторона не только не платит НДС передающей стороне, но и не учитывает налог в качестве задолженности перед передающей стороной. Следовательно, принять к вычету входной НДС принимающая сторона не вправе. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2012 г. № 03-07-11/197.

Такая позиция основана на положениях пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, согласно которым к вычету можно принять лишь суммы НДС, предъявленные организации при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав). При безвозмездной передаче основания для налогового вычета отсутствуют. Причем даже если передающая сторона выставит принимающей стороне счет-фактуру с выделенной суммой налога, последняя не сможет зарегистрировать этот документ в книге покупок (подп. «а» п. 19 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). А поскольку книга покупок предназначена для определения суммы вычета по НДС, организация не сможет подтвердить право на налоговый вычет по безвозмездно полученному имуществу (п. 1 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Вычеты по счетам-фактурам недобросовестных поставщиков

Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не сдает отчетность в налоговую инспекцию

Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.

Налоговый вычет по счету-фактуре такого поставщика может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Следует отметить, что сам по себе факт представления контрагентом налоговой отчетности не является свидетельством его благонадежности. Отчетность может быть фальсифицированной, а убедиться в ее достоверности инспекция может только в ходе выездной налоговой проверки. Поэтому даже если из налоговой инспекции, в которой контрагент состоит на учете, пришло подтверждение, что он сдает отчетность, этого недостаточно для признания контрагента реально действующей организацией. Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности. Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:

  • получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
  • получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
  • оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.

Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 31 августа 2009 г. № ВАС-11260/09, от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, от 15 мая 2007 г. № 5121/07, постановления ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012ФАС, Московского округа от 8 октября 2012 г. № А40-7436/12-116-15, от 18 марта 2011 г. № КА-А40/1322-11 № А40-78928/10-35-395, Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2011 № А74-2352/2010, от 24 июня 2009 г. № А33-14722/08, Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А53-5188/2008-С5-34, от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Волго-Вятского округа от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008).

Однако существует и противоположная арбитражная практика. По мнению многих судей, в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают налоговую отчетность, и не устанавливает зависимости между действиями этих контрагентов и правом на вычет по НДС (см., например, определения ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. № ВАС-14953/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09, от 8 октября 2008 г. № 12676/08, от 21 сентября 2007 г. № 11613/07, от 8 мая 2007 г. № 3456/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июня 2012 г. № А32-18788/2011, Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А52-1477/2011, от 13 января 2009 г. № А52-980/2008, от 10 октября 2008 г. № А05-3166/2008, Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2008 г. № А33-13853/06-Ф02-4247/08, от 24 января 2007 г. № А19-17939/06-11-Ф02-7435/06-С1, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2008 г. № Ф04-5552/2008(11389-А46-25), от 15 сентября 2008 г. № Ф04-5535/2008(11352-А46-25), от 2 июля 2008 г. № Ф04-3948/2008(7399-А03-14), Поволжского округа от 26 сентября 2012 г. № А57-11982/2011, Центрального округа от 27 января 2010 г. № А35-3983/07-С21, Дальневосточного округа от 14 апреля 2008 г. № Ф03-А59/08-2/1032, Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/2115-11, от 23 октября 2008 г. № КА-А40/10035-08, Уральского округа от 16 февраля 2012 г. № Ф09-38/12 № А07-1810/11, от 15 декабря 2008 г. № Ф09-9265/08-С2).

Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)

Да, может.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре должны быть заполнены такие обязательные реквизиты, как наименование, адрес и ИНН поставщика. При этом данный документ должен содержать только достоверные сведения. Если поставщик не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), то оформленный им счет-фактура составлен с нарушением указанного порядка. Следовательно, применить вычет по нему нельзя (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24.

Кроме того, организации, которые не числятся в ЕГРЮЛ, не являются юридическими лицами, а значит, не могут выступать в качестве поставщиков товаров и плательщиков налогов. На этом основании Президиум ВАС РФ в постановлении от 1 февраля 2011 г. № 10230/10 № А57-22072/2009 поддержал позицию налоговой инспекции, отказавшей организации в вычете по НДС.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций, при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверять своих контрагентов.

Если же организация приняла к вычету НДС по счету-фактуре недобросовестного поставщика, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 1, 3, 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

В этой ситуации налоговая инспекция может отказать в вычете входного НДС, а на сумму возникшей недоимки начислить пени и штраф (ст. 75, 122 НК РФ). Существуют примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. № 7588/08, определения ВАС РФ от 29 мая 2009 г. № ВАС-6491/09, от 6 марта 2009 г. № ВАС-2369/09, от 29 января 2009 г. № ВАС-13530/08, от 5 декабря 2008 г. № 7011/08, от 24 октября 2008 г. № 13660/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 января 2013 г. № А17-6117/2011, от 22 августа 2012 г. № А29-7981/2011, Дальневосточного округа от 24 октября 2012 г. № Ф03-4110/2012, от 5 октября 2011 г. № Ф03-4500/2011, Северо-Западного округа от 19 апреля 2013 г. № А66-8747/2012, от 25 октября 2012 г. № А26-7671/2011, Северо-Кавказского округа от 26 января 2011 г. № А01-990/2009, от 19 ноября 2008 г. № Ф08-6643/2008, Уральского округа от 18 февраля 2010 г. № Ф09-408/10-С2, от 18 ноября 2008 г. № Ф09-8554/08-С3, от 28 августа 2008 г. № Ф09-6085/08-С3, Центрального округа от 19 октября 2011 г. № А54-6405/2010, от 11 октября 2011 г. № А35-10958/2010, от 15 января 2009 г. № А54-1525/2008С13, от 18 сентября 2008 г. № А36-436/2007, Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2011 г. № А03-15891/2010, от 16 февраля 2010 г. № А70-8542/2009, от 26 января 2009 г. № Ф04-165/2009(19513-А03-41), Поволжского округа от 11 марта 2013 г. № А65-15309/2012, от 23 апреля 2012 г. № А57-8622/2010, от 13 марта 2012 г. № А72-4064/2011, Восточно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. № А10-1001/08-Ф02-7024/08).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету НДС по счету-фактуре поставщика, который, как оказалось, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Они заключаются в следующем.

Факт нарушения контрагентом своих обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организация действовала без должной осмотрительности и осторожности, и ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, числятся ли ее контрагенты в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и не устанавливает зависимости между таким действиями и вычетом НДС.

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 12658/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2009 г. № А56-52585/2007, от 9 июня 2008 г. № А44-2525/2007, Поволжского округа от 9 июля 2009 г. № А55-15897/2008, Московского округа от 19 октября 2006 г. № КА-А40/10012-06, Волго-Вятского округа от 17 августа 2007 г. № А79-4545/2006, Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2007 г. № А19-24415/06-40-04АП-484/07-Ф02-3108/07, Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2006 г. № Ф04-8106/2006(29045-А27-41), Уральского округа от 18 марта 2008 г. № Ф09-1522/08-С3, от 23 мая 2007 г. № Ф09-3831/07-С2).

Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. При проверке (включая встречную проверку) обнаружено, что поставщик не находится по адресу, указанному в счете-фактуре

Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.

В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя, поскольку счет-фактура содержит недостоверные сведения. Налоговый вычет по такому счету-фактуре может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:

  • получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности).

Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177. Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 20 мая 2009 г. № ВАС-5978/09, от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09, от 11 февраля 2009 г. № ВАС-15953/08, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, постановления ФАС Московского округа от 2 августа 2012 г. № А40-68488/11-91-292, от 11 февраля 2010 г. № КА-А40/104-10, от 29 января 2009 г. № КА-А40/13030-08-П, Уральского округа от 19 ноября 2012 г. № Ф09-10996/12, Восточно-Сибирского округа от 6 декабря 2012 г. № А19-18519/2011, от 28 июня 2012 г. № А19-14702/2011, Западно-Сибирского округа от 21 июня 2012 г. № А27-18161/2011, от 17 февраля 2010 г. № А27-1835/2009, Поволжского округа от 22 января 2009 г. № А12-7755/2008, от 20 ноября 2008 г. № А57-3286/08, Волго-Вятского округа от 2 июля 2009 г. № А11-9745/2008-К2-20/513-А, от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008, Дальневосточного округа от 10 июня 2011 г. № Ф03-2001/2011, от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2012 г. № А53-21257/2011, от 16 февраля 2010 г. № А53-12897/2009).

Однако существует и противоположная арбитражная практика. Многие судьи считают, что в данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия контрагента по адресу, указанному в счете-фактуре, сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанность проверять, находятся ли ее поставщики по адресам, указанным в счетах-фактурах, и не устанавливает связи между их фактическим местонахождением и правом покупателя на вычет по НДС. Нет в Налоговом кодексе РФ и зависимости между правом покупателя на вычет по НДС и результатами встречных проверок поставщиков, выставлявших счета-фактуры (см., например, определения ВАС РФ от 21 февраля 2011 г. № ВАС-939/11, от 27 января 2010 г. № ВАС-18046/09, от 31 июля 2009 г. № ВАС-1656/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09, от 19 марта 2009 г. № ВАС-2576/09, от 23 декабря 2008 г. № 16917/08, от 26 мая 2008 г. № 6809/08, от 8 апреля 2008 г. № ВАС-3855/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 октября 2010 г. № А33-22148/2009, от 23 июня 2010 г. № А19-18164/09, от 2 декабря 2008 г. № А19-4782/08-57-Ф02-5536/08, от 5 февраля 2008 г. № А19-8263/07-57-Ф02-9893/07, Дальневосточного округа от 14 февраля 2011 г. № Ф03-225/2011, от 2 февраля 2011 г. № Ф03-10008/2010, от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4679/2009, от 8 октября 2008 г. № Ф03-3910/2008, Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. № Ф08-6708/2008, Северо-Западного округа от 13 января 2009 г. № А52-980/2008, от 4 декабря 2008 г. № А26-584/2008, Поволжского округа от 9 апреля 2013 г. № А65-17639/2012, от 13 июня 2012 г. № А12-14386/2011, от 29 апреля 2010 г. № А57-9302/2009, Западно-Сибирского округа от 13 октября 2008 г. № Ф04-3069/2008(12960-А45-25), Московского округа от 28 сентября 2011 г. № А40-125598/10-127-717, от 17 июня 2011 г. № КА-А40/3807-11, от 7 апреля 2010 г. № КА-А41/2786-10, от 13 февраля 2009 г. № КА-А40/406-09, Уральского округа от 24 сентября 2012 г. № Ф09-8572/12, от 30 мая 2012 г. № Ф09-3884/12, Центрального округа от 15 марта 2012 г. № А64-2298/2011, от 6 октября 2008 г. № А14-4281/2007186/24, Волго-Вятского округа от 19 декабря 2011 г. № А79-12129/2010, от 14 ноября 2011 г. № А43-26780/2010).

Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. В ходе проверки установлено, что исполнитель не имеет необходимой лицензии. Приобретенные работы (услуги) подлежат обязательному лицензированию

Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.

В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя. Если же организация приняла к вычету НДС по такому счету-фактуре, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 13 октября 2008 г. № 12680/08, постановление ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012, от 14 ноября 2012 г. № А57-21633/2011, Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2013 г. № А45-20678/2012, от 4 декабря 2012 г. № А70-59/2012, Уральского округа от 12 апреля 2013 г. № Ф09-2932/13, Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2012 г. № А19-11155/2011, Волго-Вятского округа от 24 декабря 2012 г. № А31-123/2012). Поэтому при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверять наличие у контрагентов нужных лицензий.

Вместе с тем, существует и другая позиция, которая тоже подтверждается арбитражной практикой. В данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия у контрагента необходимой лицензии сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Такой вывод непосредственно следует из пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). В частности, это означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, имеется ли у контрагента необходимая лицензия, и не устанавливает зависимости между ее наличием и вычетом НДС (см., например, определения ВАС РФ от 3 октября 2008 г. № 12888/08, от 11 января 2008 г. № 17897/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2012 г. № А52-1812/2012, от 9 октября 2009 г. № А56-13367/2009, от 29 июля 2009 г. № А05-13113/2008, от 1 октября 2007 г. № А05-1960/2007, Северо-Кавказского округа от 28 июля 2008 г. № Ф08-4247/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № А19-9585/07-52-5-Ф02-5297/08, Волго-Вятского округа от 28 марта 2013 г. № А17-880/2012, Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2013 г. № А03-10322/2012, Московского округа от 29 января 2013 г. № А40-68959/11-107-298, Поволжского округа от 24 октября 2012 г. № А72-9723/2011, от 6 мая 2008 г. № А65-18426/07, Уральского округа от 11 февраля 2009 г. № Ф09-313/09-С3, от 12 марта 2008 г. № Ф09-1381/08-С2). Гражданский кодекс РФ также предусматривает, что требование о наличии лицензии адресовано только той организации, которая осуществляет лицензируемую деятельность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Ситуация: как проверить сведения о контрагенте с целью выявления признаков недобросовестности

При необходимости проверить информацию о контрагенте можно несколькими способами.

1. Запросить соответствующие данные (в частности, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копию лицензии) непосредственно у контрагента.

2. Получить доверенность или другой документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.

3. Обратиться в налоговую инспекцию по местонахождению контрагента:

  • с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения информации о контрагенте (например, ИНН/КПП, адрес, сведения о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности);
  • с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения копии лицензии.

Такое право прописано в пункте 7 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. № 158н.

Инспекция должна предоставить соответствующие сведения в течение пяти дней (в этом случае плата составляет 200 руб. за каждый документ). При необходимости можно попросить предоставить информацию срочно – не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса (в этом случае плата составляет 400 руб. за каждый документ). Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 19 мая 2014 г. № 462.

4. Получить на сайте ФНС России (www.nalog.ru) доступ к еженедельно обновляемым копиям ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Стоимость доступа составляет:

  • за однократное предоставление открытых и общедоступных сведений – 50 000 руб.;
  • за однократное предоставление обновленных сведений – 5000 руб.;
  • за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места – 150 000 руб.

Такой порядок оплаты за предоставление сведений предусмотрен пунктом 2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 31 марта 2009 г. № ММ-7-6/148.

5. Получить через Интернет краткую информацию о контрагенте бесплатно (в т. ч. о присвоенном ему ЕГРН). Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в раздел «Электронные сервисы», а затем пройдите по ссылке «Проверь себя и контрагента». Чтобы получить информацию, достаточно знать один из реквизитов контрагента (название организации, ИНН, ОГРН или дату, когда она была зарегистрирована). Название организации следует вводить без кавычек и организационно-правовой формы, а также учитывать, что поиск проводится по ее полному наименованию.

6. Получить через Интернет информацию о том, не отказывался ли учредитель или директор контрагента в суде от руководства компанией. Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в подраздел «Проверь себя и контрагента» раздела «Электронные услуги», а затем пройдите по ссылке «Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке».

Такие же меры для проверки контрагентов рекомендует принимать Минфин России (письма от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-113, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177).

7. Запросить в налоговой инспекции по месту учета контрагента информацию об исполнении контрагентом налоговых обязанностей или о нарушении им законодательства о налогах и сборах. Следует отметить, что в некоторых случаях налоговые инспекции отказывают в предоставлении подобной информации, ссылаясь на налоговую тайну. Однако согласно пункту 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ такая информация к налоговой тайне не относится. Поэтому отказ налоговой инспекции является неправомерным. Аналогичная точка зрения по данному вопросу отражена в письмах Минфина России от 4 июня 2012 г. № 03-02-07/1-134, ФНС России от 30 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/20268. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см. например, определение ВАС РФ от 1 декабря 2010 г. № ВАС-16124/10, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2010 г. № А27-25441/2009, от 16 июля 2010 г. № А27-25724/2009, Уральского округа от 1 сентября 2010 г. № Ф09-6957/10-С3).

Вычет с процентов по товарному кредиту

Ситуация: можно ли организации-заемщику принять к вычету НДС с процентов, уплаченных по товарному кредиту

Нет, нельзя.

Одним из основных условий принятия НДС к вычету является наличие счета-фактуры, полученного от поставщика (исполнителя) (п. 1 ст. 172 НК РФ). На сумму же полученных процентов по товарному кредиту организация-заимодавец составляет счет-фактуру в одном экземпляре самостоятельно (п. 18 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Выставление счета-фактуры организацией-заимодавцем в рассматриваемой ситуации законодательством не предусмотрено. Следовательно, оснований для налогового вычета у организации-заемщика нет.

Вычеты по счетам-фактурам, оформленным с ошибками

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре с выделенной суммой налога. Счет-фактура выставлен организацией, применяющей специальный налоговый режим

Нет, нельзя.

Плательщики ЕНВД или единого налога при упрощенке не признаются плательщиками НДС. Поэтому выставлять счета-фактуры с выделенной суммой налога они не вправе.

Исключение составляют:

  • организации, применяющие упрощенку, которые реализуют товары (работы, услуги, имущественные права) по договорам простого товарищества (доверительного управления имуществом) и концессионным соглашениям. Это следует из положений пункта 4 статьи 346.26, пункта 2 статьи 346.11, пункта 2 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ;
  • посредники, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени, но в интересах других лиц (п. 1 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 26 марта 2012 г. № 03-07-11/82).

В таких ситуациях сумму предъявленного НДС покупатели (заказчики) вправе принять к вычету в общеустановленном порядке.

В остальных случаях счета-фактуры с выделенной суммой НДС, выставленные плательщиками, которые применяют упрощенку или платят ЕНВД, считаются оформленными с нарушением установленного порядка. В частности, в счете-фактуре должны быть указаны реквизиты плательщика НДС (подп. 2 п. 5, подп. 2 п. 5.1, подп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ). Если счет-фактура выставлен организацией, не являющейся плательщиком НДС, данное требование не выполняется, а значит, счет-фактура заполнен неверно. Поэтому на основании такого счета-фактуры НДС к вычету не принимайте (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-07-11/126, от 29 ноября 2010 г. № 03-07-11/456, от 1 апреля 2008 г. № 03-07-11/126, от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/516 и ФНС России от 6 мая 2008 г. № 03-1-03/1925, от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают позицию контролирующих ведомств (см., например, определение ВАС РФ от 12 февраля 2009 г. № ВАС-1084/09, постановление ФАС Поволжского округа от 7 октября 2008 г. № А55-17484/2007).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету НДС, предъявленный поставщиками, которые не являются плательщиками этого налога. Они заключаются в следующем.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено оснований для отказа в вычете НДС, предъявленного поставщиками, которые не являются плательщиками этого налога. Поэтому при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) организация-покупатель не должна проверять, платит ли поставщик НДС. Тем более что реквизиты счета-фактуры, предусмотренные пунктами 5, 5.1 и 5.2 статьи 169 Налогового кодекса РФ, сделать это не позволяют.

Сумму НДС, неправомерно выделенную в счете-фактуре, поставщик обязан перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). А это означает, что принцип возмещения НДС – покупатель возмещает НДС за счет налога, подлежащего уплате поставщиком, – не нарушается. Принимая к вычету НДС по счетам-фактурам поставщиков, которые не являются плательщиками этого налога, покупатели не наносят бюджету никакого ущерба. Раньше аналогичная точка зрения была высказана Минфином России в письме от 11 июля 2005 г. № 03-04-11/149.

При этом даже если поставщик в нарушение требований не перечислит в бюджет сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, покупателю все равно не могут отказать в вычете. Связано это с тем, что принятие к вычету НДС не зависит от уплаты налога поставщиками (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 16 октября 2003 г. № 329-О, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2009 г. № А42-4215/2008, от 2 октября 2008 г. № А42-3155/2007).

Таким образом, организация может принять к вычету входной налог по счету-фактуре, выставленному поставщиком, который не должен платить НДС.

Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 г. № 10627/06, определения ВАС РФ от 6 июля 2012 г. № ВАС-7996/12, от 8 апреля 2009 г. № ВАС-3855/09, от 27 марта 2009 г. № ВАС-3617/09, от 20 февраля 2009 г. № ВАС-1490/09, от 13 февраля 2009 г. № ВАС-535/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2008 г. № А19-4782/08-57-Ф02-5536/08, Поволжского округа от 5 октября 2012 г. № А65-27098/2011, Дальневосточного округа от 22 сентября 2009 г. № Ф03-4803/2009, от 30 октября 2008 г. № Ф03-4575/2008, Московского округа от 25 сентября 2012 г. № А40-79771/11-90-347, от 30 декабря 2011 г. № А40-34300/11-91-149, от 26 февраля 2010 г. № КА-А41/1058-10, Северо-Западного округа от 23 мая 2008 г. № А05-9930/2007, от 14 марта 2008 г. № А52-4193/2007, Центрального округа от 17 июня 2010 г. № А64-7813/09, Волго-Вятского округа от 16 апреля 2010 г. № А29-6157/2009, от 30 декабря 2008 г. № А79-1993/2007, Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2009 г. № А22-945/2008/5-99, от 17 декабря 2008 г. № Ф08-7495/2008, Уральского округа от 29 октября 2008 г. № Ф09-7930/08-С2, Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2009 г. № Ф04-2122/2009(4284-А27-25), от 20 октября 2008 г. № Ф04-6355/2008(13769-А46-14)).

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, если в нем не указан порядковый номер

Нет, нельзя.

Порядковый номер – обязательный реквизит счета-фактуры (подп. 1 п. 5, подп. 1 п. 5.1, подп. 1 п. 5.2 ст. 169 НК РФ). А счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для того, чтобы принять входной НДС к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ). Поэтому, если в полученном счете-фактуре не будет указан его порядковый номер, организации-покупателю, скорее всего, откажут в вычете.

Подтверждает такой вывод и арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 7 декабря 2005 г. № Ф03-А73/05-2/4169).

Вместе с тем, есть судебные решения, где судьи указывают, что отсутствие порядкового номера счета-фактуры не является существенным нарушением, поэтому не может служить основанием для отказа в налоговом вычете (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 8 апреля 2013 г. № А14-7612/2011, от 5 апреля 2011 г. № А35-7442/2008, Московского округа от 10 августа 2011 г. № А41-41420/09, Западно-Сибирского округа от 15 июня 2006 г. № Ф04-3482/2006(23428-А27-25)).

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, если продавец в строке 2а вместо адреса указал номер своего абонентского ящика

Да, можно, если такая ошибка не мешает налоговой инспекции однозначно идентифицировать продавца (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

На практике налоговая инспекция может отказать организации в вычете на основании такого счета-фактуры, сославшись на пункт 5, пункт 5.1 или пункт 5.2 статьи 169 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ним адрес продавца – обязательный реквизит счета-фактуры, который должен указывать его местонахождение в соответствии с учредительными документами (подп. 2 п. 5, подп. 2 п. 5.1, подп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ, подп. «г» п. 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Если же счет-фактура составлен с нарушением установленного порядка и содержит недостоверные сведения, он не может служить основанием для налогового вычета.

Значит, если в счете-фактуре указан только номер абонентского ящика продавца, он не может служить основанием для налогового вычета.

Подтверждает такой вывод и арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2008 г. № А19-13134/07-24-Ф02-2627/08).

Вместе с тем, есть судебные решения, где судьи высказываются, что указание в качестве адреса продавца номера абонентского ящика не является существенным нарушением, поэтому не может служить основанием для отказа в налоговом вычете (см., например, определение ВАС РФ от 13 октября 2009 г. № ВАС-13307/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А05-8773/2008, от 10 апреля 2006 г. № А21-5841/04-С1).

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, в котором в наименовании покупателя допущена опечатка

Да, можно, если допущенная опечатка не мешает однозначно определить покупателя (в т. ч. и с помощью других реквизитов счета-фактуры).

Опираясь на положения абзаца 2 пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ, контролирующие ведомства приходят к выводу: формальные ошибки и опечатки (в т. ч. и при указании продавцом наименования или организационно-правовой формы организации-покупателя), которые не влияют на идентификацию сторон сделки, сами по себе не могут являться основанием для отказа в вычете. Об этом сказано, в частности, в письме Минфина России от 2 мая 2012 г. № 03-07-11/130. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 июля 2008 г. № А55-18472/07, Волго-Вятского округа от 9 ноября 2007 г. № А29-951/2007).

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, если в строке 6а не указан адрес покупателя

Нет, нельзя.

Адрес покупателя – обязательный реквизит счета-фактуры (подп. 2 п. 5, подп. 2 п. 5.1, подп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ, подп. «к» п. 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). А счет-фактура, составленный и выставленный с нарушением установленного порядка, не может являться основанием для принятия НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ). Таким образом, если в полученном организацией счете-фактуре не будет указан ее адрес, скорее всего, в вычете будет отказано.

Подтверждает такой вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 декабря 2006 г. № Ф03-А73/06-2/4728 и Поволжского округа от 20 марта 2007 г. № А72-7269/06-6/293).

Вместе с тем, есть судебные решения, где судьи указывают, что отсутствие адреса покупателя не является существенным нарушением и не может служить основанием для отказа в налоговом вычете (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14 сентября 2011 г. № А17-4441/2010, Московского округа от 27 апреля 2011 г. № КА-А40/2549-11, Центрального округа от 5 апреля 2011 г. № А35-7442/2008).

Главбух советует: чтобы избежать споров с налоговой инспекцией, попросите продавца внести в счет-фактуру соответствующие изменения.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, если в строке 6а не указан почтовый индекс покупателя

Да, можно.

Ни в главе 21 Налогового кодекса РФ, ни в постановлении Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 не сказано, что в составе адреса покупателя (продавца) должен быть указан его почтовый индекс. В качестве обязательного реквизита счета-фактуры упомянуты только адреса (подп. 2 п. 5, подп. 2 п. 5.1, подп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ, подп. «к» п. 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Кроме того, из пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ и пункта 7 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 следует, что ошибки, допущенные в счете-фактуре, не могут быть основанием для отказа в вычете НДС, если они не мешают однозначно идентифицировать покупателя.

Поэтому само по себе отсутствие почтового индекса в счете-фактуре не может служить основанием для отказа в вычете по НДС. Если другие реквизиты счета-фактуры позволяют точно определить покупателя, он может воспользоваться вычетом.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 июня 2010 г. № 03-07-09/36.

Подтверждает такой вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 23 апреля 2009 г. № КА-А40/3582-09, от 11 января 2007 г. № КА-А40/13018-06, от 1 сентября 2005 г. № КА-А40/8403-05 и Центрального округа от 7 февраля 2006 г. № А54-5150/2005-С5).

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, если в строке 6а адрес покупателя указан не полностью или с ошибками

Ответ на этот вопрос зависит от характера ошибок, допущенных в адресе покупателя.

Если ошибка, допущенная в счете-фактуре, не мешает однозначно идентифицировать покупателя (в т. ч. и с помощью других реквизитов счета-фактуры), она не может служить основанием для отказа в вычете входного НДС. Например, если вместо слова «улица» в адресе указано «ул.» или если почтовый индекс приводится не в начале, а в конце адреса, НДС по такому счету-фактуре можно принять к вычету. Главное, чтобы было понятно, кому был выставлен счет-фактура, на какую сумму и на каком основании.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 августа 2014 г. № 03-07-09/39449.

Если же в адресе указан другой населенный пункт или приведено название несуществующей улицы, применять вычет по такому счету-фактуре рискованно.

Если налоговая инспекция сочтет, что ошибка в адресе не позволяет определить, кому был выставлен счет-фактура, в вычете может быть отказано. В этом случае право на вычет организации придется отстаивать в суде.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых судьи указывают, что незначительные ошибки и недочеты при указании адреса покупателя не являются существенными нарушениями и не могут служить основанием для отказа в налоговом вычете (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20 августа 2009 г. № КА-А41/8079-09, Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2008 г. № А33-10394/07-Ф02-1274/08, от 20 октября 2004 г. № А19-5343/04-45-Ф02-4331/04-С1, Центрального округа от 7 апреля 2006 г. № А08-601/05-9).

Главбух советует: чтобы избежать разногласий с налоговой инспекцией, в случае обнаружения в счете-фактуре неточностей и ошибок при указании адреса покупателя попросите продавца внести в него соответствующие исправления.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, в котором неправильно указан ИНН покупателя

Да, можно, если такая ошибка не мешает налоговой инспекции однозначно идентифицировать покупателя (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

На практике налоговая инспекция может отказать организации в вычете на основании такого счета-фактуры, сославшись на пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Инспекторы считают, что в этом случае счет-фактура, составленный и выставленный с нарушением установленного порядка, содержит недостоверные сведения и, значит, не может служить основанием для налогового вычета.

Есть примеры судебных решений, где судьи поддерживают эту точку зрения налоговых инспекторов (см., например, определение ВАС РФ от 6 августа 2012 г. № ВАС-10258/12, постановления ФАС Центрального округа от 5 апреля 2012 г. № А68-2733/11, Поволжского округа от 4 февраля 2011 г. № А55-1176/2010, Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. № А19-20605/05-52-Ф02-2100/06-С1).

Вместе с тем, есть множество судебных решений, где судьи указывают, что формальные ошибки и опечатки (в т. ч. и при указании ИНН организации-покупателя) сами по себе не могут являться основанием для отказа в вычете (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 8 апреля 2013 г. № А14-7612/2011, Северо-Западного округа от 23 июля 2012 г. № А42-2345/2010, от 15 февраля 2012 г. № А52-1421/2011, Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2006 г. № А19-2827/05-44-30-Ф02-1239/06-С1, Московского округа от 3 ноября 2004 г. № КА-А40/10060-04, Поволжского округа от 4 июля 2006 г. № А55-28974/05-34 и Северо-Кавказского округа от 22 января 2007 г. № Ф08-7221/2006-2967А).

Главбух советует: чтобы избежать споров с налоговой инспекцией, в случае обнаружения в счете-фактуре формальной ошибки при указании ИНН покупателя попросите продавца внести в него соответствующие исправления.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре на отгрузку, если строка 5 «К платежно-расчетному документу» поставщиком не заполнена. Организация приобрела товары (работы, услуги) в счет ранее перечисленного аванса

Нет, нельзя.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), в счет оплаты которых от покупателя (заказчика) был получен аванс, продавец (исполнитель) должен выставить счет-фактуру с заполненной строкой 5. В этой строке указываются реквизиты (дата и номер) платежного документа, которым аванс был перечислен (подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ, подп. «з» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Такой порядок действует даже в тех случаях, когда поступление аванса продавцу (исполнителю) и отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходят в одном налоговом периоде (т. е. в одном квартале). Если строка 5 счета-фактуры не заполнена, при проверке налоговая инспекция может признать этот документ оформленным с нарушением правил и отказать в вычете по НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 20 января 2004 г. № 04-03-11/07.

Продавец (исполнитель) вправе не заполнять строку 5 счета-фактуры, только если поступление оплаты от покупателя (заказчика) и отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходят в один день. В таком случае уплаченные суммы авансом не признаются, и покупатель (заказчик) может воспользоваться вычетом по НДС на общих основаниях. Об этом сказано в письме Минфина России от 30 марта 2009 г. № 03-07-09/14.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие принять к вычету НДС при отсутствии информации в строке 5 счета-фактуры, если перечисление аванса и отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) произошли в одном квартале. Они заключаются в следующем.

В целях главы 21 Налогового кодекса РФ не может быть признан авансовым платеж, поступивший продавцу в том же налоговом периоде, в котором произошла фактическая отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг). Поэтому отсутствие информации в строке 5 полученного счета-фактуры (при условии, что аванс был получен продавцом) не может служить причиной для отказа в вычете. Такие выводы содержатся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. № 10022/08, от 27 февраля 2006 г. № 10927/05, ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Московского округа от 4 сентября 2009 г. № КА-А41/8471-09, от 27 февраля 2009 г. № КА-А40/695-09, от 14 августа 2008 г. № КА-А40/6296-08, от 20 августа 2007 г. № КА-А40/8047-07, от 30 августа 2006 г. № КА-А40/7949-06, Уральского округа от 19 сентября 2007 г. № Ф09-7689/07-С2, от 5 июля 2007 г. № Ф09-5097/07-С2.

Несмотря на наличие положительной для организаций арбитражной практики, если в полученном счете-фактуре не заполнена строка 5 «К платежно-расчетному документу», во избежание споров с налоговой инспекцией попросите продавца внести соответствующие изменения. Самостоятельно вписывать в строку 5 счета-фактуры номер и дату платежного поручения не следует.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, в котором сумма налога указана без копеек (округлена до целого рубля)

Нет, нельзя.

В отличие от Порядка заполнения налоговой декларации по НДС ни статья 169 Налогового кодекса РФ, ни постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, не предусматривают возможность округления показателей в счетах-фактурах.

Продавец рассчитывает сумму налога исходя из цены реализации товара (работ, услуг), умноженной на соответствующую налоговую ставку. Получившееся значение указывает в графе 8 «Сумма налога, предъявляемая покупателю» счета-фактуры (подп. 11 п. 5, подп. 7 п. 5.1, подп. 11 п. 5.2 ст. 169 НК РФ). Если полученная сумма НДС выражается в рублях и копейках, то в таком же виде она должна быть отражена в счете-фактуре. Об этом сказано в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Норма пункта 6 статьи 52 Налогового кодекса РФ, согласно которой сумма налога должна быть рассчитана в полных рублях, на правила заполнения счетов-фактур не распространяется. Она регулирует порядок расчета налогов, которые подлежат уплате в бюджет. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/14417.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, в котором указан не юридический, а фактический адрес покупателя

Нет, нельзя.

В счете-фактуре указывается местонахождение продавца и покупателя в соответствии с учредительными документами. Это предусмотрено подпунктами «г» и «к» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. Это подтверждает и Минфин России в письме от 16 октября 2009 г. № 03-07-14/98.

Местонахождение организации – это место ее государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). То есть принять НДС к вычету можно, если в счете-фактуре будет указан юридический адрес продавца и покупателя. Указание в счете-фактуре адреса, не соответствующего учредительным документам (в т. ч. фактического адреса), является нарушением, которое не позволяет принять к вычету НДС по такому документу (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Некоторые суды разделяют такую позицию (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 апреля 2007 г. № А19-20355/06-15-Ф02-1625/2007, от 26 октября 2006 г. № А74-1635/2006-Ф02-5537/06-С1).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям указывать в счете-фактуре фактический адрес покупателя. Они заключаются в следующем.

Пункты 5, 5.1 и 5.2 статьи 169 Налогового кодекса РФ не содержат однозначного ответа на вопрос, какой именно адрес должен быть указан в счете-фактуре (юридический или фактический).

Поэтому, если при проверке инспекторы откажут в вычете из-за несоответствия адреса, организация может отстоять право на вычет в суде. В арбитражной практике есть примеры решений, в которых суды встают на сторону организаций (см., например, определение ВАС РФ от 9 июля 2009 г. № ВАС-8595/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 мая 2011 г. № А53-16333/2010, от 14 апреля 2009 г. № А32-9015/2008-33/161, от 4 февраля 2009 г. № А53-12779/2008-С5-37, Московского округа от 19 октября 2010 г. № КА-А40/12216-10, от 1 февраля 2011 г. № КА-А40/17664-10, от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09, Северо-Западного округа от 13 мая 2010 г. № А56-3386/2009, от 3 апреля 2009 г. № А56-19666/2008, от 20 июня 2008 г. № А56-36303/2007, Поволжского округа от 3 февраля 2009 г. № А55-10025/2008, Дальневосточного округа от 8 октября 2008 г. № Ф03-3910/2008, Центрального округа от 23 апреля 2009 г. № А68-7549/08-455/18, Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3750/08-С2, от 27 февраля 2008 г. № Ф09-725/08-С2).

Ситуация: можно ли возместить НДС по счету-фактуре, выставленному филиалом (обособленным подразделением) российской организации, если в нем указан КПП головного отделения

Нет, нельзя.

В строке 2б счета-фактуры, выставленного обособленным подразделением организации, должен быть указан КПП филиала (обособленного подразделения). Об этом сказано в письмах Минфина России от 4 июля 2012 г. № 03-07-14/61 и от 13 апреля 2012 г. № 03-07-09/35.

Если организация не учтет позицию финансового ведомства, скорее всего, ей придется отстаивать свою точку зрения в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие право на вычет входного НДС по счету-фактуре филиала (обособленного подразделения), в котором указан КПП головного отделения организации (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 мая 2006 г. № Ф04-1539/2006(21761-А75-31). Более того, многие суды считают правомерными вычеты НДС даже по таким счетам-фактурам, в которых вообще не указан КПП поставщика. Принимая такие решения, суды аргументируют их тем, что КПП поставщика не является обязательным реквизитом счета-фактуры. А основанием для отказа в вычете НДС может быть отсутствие в счете-фактуре именно обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 5, 5.1, 5.2 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ) (см., например, определения ВАС РФ от 22 октября 2008 г. № 13531/08, от 10 октября 2008 г. № 12585/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 октября 2008 г. № А56-39361/2007, от 25 июня 2008 г. № А42-5583/2007, Северо-Кавказского округа от 11 ноября 2008 г. № Ф08-6725/2008, Волго-Вятского округа от 17 мая 2006 г. № А43-49696/2005-40-893, Уральского округа от 21 января 2009 г. № Ф09-10343/08-С2).

Вычеты по счетам-фактурам, зарегистрированным с ошибками

Ситуация: может ли инспекция лишить организацию права на вычет НДС. При проверке было обнаружено, что счет-фактура поставщика зарегистрирован в книге покупок с техническими ошибками

Да, может, если сумеет доказать, что нарушение порядка регистрации счета-фактуры повлекло за собой неправомерное применение вычета.

В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя. Есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 29 декабря 2011 г. № ВАС-17074/11, постановления ФАС Поволжского округа от 1 сентября 2011 г. № А55-22694/2010, Восточно-Сибирского округа от 16 мая 2007 г. № А19-23418/06-43-ФО2-2766/2007, от 6 августа 2007 г. № А74-3688/2006-Ф02-4875/2007). В частности, в постановлении от 6 августа 2007 г. № А74-3688/2006-Ф02-4875/2007 ФАС Восточно-Сибирского округа признал расхождение стоимости товара по данным книги покупок и счета-фактуры основанием для отказа организации в вычете НДС.

Однако существует и противоположная арбитражная практика. Многие судьи считают, что в рассматриваемой ситуации организация не лишается права на вычет НДС. Входной налог принимается к вычету при выполнении требований, изложенных в статьях 171 и 172 Налогового кодекса РФ. Технические ошибки при регистрации счета-фактуры, а также несоблюдение правил оформления книги покупок не могут служить основанием для отказа в вычете, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (см., например, постановления ФАС Московского округа от 21 февраля 2013 г. № А40-39377/12-107-206, от 17 января 2013 г. № А40-40046/12-99-216, от 21 февраля 2012 г. № А41-34522/10, Поволжского округа от 12 февраля 2013 г. № А65-14995/2012, Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2008 г. № Ф04-7826/2008(17776-А45-41), Северо-Кавказского округа от 29 декабря 2008 г. № Ф08-7351/2008, Уральского округа от 18 апреля 2013 г. № Ф09-3460/13, от 29 сентября 2008 г. № Ф09-6975/08-С2, от 14 июля 2008 г. № Ф09-4105/08-С2, Волго-Вятского округа от 29 сентября 2008 г. № А28-660/2008-19/21, Дальневосточного округа от 22 августа 2008 г. № Ф03-А24/08-2/2635, Северо-Западного округа от 22 марта 2006 г. № А52-5457/2005/2).

Главбух советует: чтобы избежать споров с налоговой инспекцией, при обнаружении в книге покупок технической ошибки тут же внесите в нее соответствующие изменения. Поскольку книгу покупок оформляет сама организация, никаких согласований с поставщиком (исполнителем) для этого не требуется.

Вычеты после реорганизации

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать правопреемнику в вычете по НДС. Правопреемник предъявил к вычету налог по счету-фактуре, выставленному реорганизованной (присоединенной) организации в день ее исключения из ЕГРЮЛ

Да, может.

Дело в том, что в день, когда присоединенную организацию исключили из ЕГРЮЛ, такая организация уже считается несуществующей. Дата ее ликвидации – это дата, когда в ЕГРЮЛ появилась запись о прекращении деятельности присоединяемой организации (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Узнать ее можно по выписке из реестра.

В рассматриваемой ситуации продавец выставил счет-фактуру в адрес организации как раз в тот день, когда ее в итоге присоединения исключили из ЕГРЮЛ. То есть дата документа совпала с датой записи в реестре. Выходит, что счет-фактуру выставили уже несуществующей организации. И значит – с нарушением правил, установленных пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ. А раз так, то на основании такого счета-фактуры предъявить к вычету указанную в нем сумму НДС нельзя.

А вот если бы продавец оформил счет-фактуру на день раньше, то правопреемник смог бы заявить по нему вычет. Ведь организация, которой был адресован документ, еще существовала. А по общему правилу все права и обязанности реорганизованной организации по уплате налогов возлагаются на ее правопреемников (п. 1 ст. 50 НК РФ). Это относится в том числе и к НДС. Организация-правопреемник имеет право на вычет тех сумм НДС, которые реорганизованная организация принять к вычету не успела. Это следует из положений пункта 4 статьи 162.1 Налогового кодекса РФ.

Вычет НДС по счету-фактуре, выставленному в день, когда присоединенную организацию уже исключили из ЕГРЮЛ, можно попробовать отстоять в суде. Правда, в арбитражной практике пока есть лишь примеры, когда суды, рассматривая аналогичные споры, отказывали организациям в вычетах (см., например, постановления ФАС Московского округа от 7 декабря 2009 г. № КА-А40/12886-09, Поволжского округа от 1 июля 2008 г. по делу № А12-588/2008).

Вместе с тем, когда цена вопроса, то есть сумма вычета, для организации значительна, есть смысл обратиться в суд, используя следующие аргументы.

Все хозяйственные операции должны оформляться первичными документами (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом данные первичных документов, включая сведения о лицах (организациях), совершающих хозяйственные операции, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Первичные документы должны быть составлены либо непосредственно в момент совершения хозяйственной операции, либо сразу после ее окончания (п. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Что же касается счета-фактуры, то этот документ продавец (исполнитель) может выставить в течение следующих пяти календарных дней (п. 3 ст. 168 НК РФ). Но не позднее. Таким образом, между датой хозяйственной операции (например, отгрузкой) и днем, когда составили счет-фактуру, может быть определенный временной интервал.

Счет-фактуру составляют на основе первого по времени первичного документа, сопровождающего хозяйственную операцию. Следовательно, реквизиты счета-фактуры должны соответствовать реквизитам этого первичного документа. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 января 2010 г. № 3-1-11/22.

Если реорганизация произошла в промежутке между хозяйственной операцией (в рассматриваемой ситуации – отгрузкой) и составлением счета-фактуры, поставщик не вправе указывать в счете-фактуре данные, которые отличались бы от данных первичного документа (накладной или акта приема-передачи). Единственно правильный вариант – указать в качестве покупателя присоединенную организацию, которая была реальным участником совершенной сделки. В ходе реорганизации первичные документы, подтверждающие операцию, и регистры бухучета, в которых она была отражена, присоединяемая организация передает правопреемнику (п. 2 ст. 58 ГК РФ). И тот факт, что в день составления счета-фактуры деятельность этой организации была прекращена, не должен лишать правопреемника права, предусмотренного пунктом 4 статьи 162.1 Налогового кодекса РФ.

Стоит учитывать, что в каждом конкретном случае суд принимает решение по своему внутреннему убеждению, с учетом всех представленных доказательств (ст. 71 АПК РФ). Если организации удастся убедить судей, что в рассматриваемой ситуации иной вариант оформления счета-фактуры был невозможен, положительный исход дела вполне вероятен.

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка