Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 ноября 2014 5 просмотров

Наше предприятие на 2015 год будет создаватьрезерв на оплату отпусков.Подскажите пожалуйста как совместить создание резерва на оплату отпусковв бухгалтерском и налоговом учете без образования временных разниц.

Многие авторы в периодических изданиях полагают, что при создании резерва в бухгалтерском учете «нужно придерживаться здравого смысла, ведь точно определить предполагаемую величину резерва невозможно. Это признают и сами разработчики ПБУ 8/2010, из пунктов 21 и 22 которого следует, что оценочное обязательство – сумма изначально неточная, подлежащая последующей корректировке. Авторы считают, что с точки зрения рациональности в бухучете целесообразно использовать «налоговые» правила формирования резерва. Так как по степени значимости для компании налоговый учет имеет преимущество перед бухгалтерским.»

Однако, в опровержение этому высказыванию следует предоставить иные аргументы и отличия:
– по праву создания. В бухучете формировать резерв на оплату отпусков обязательно. Данное требование закреплено в ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Во-первых, резерв на оплату отпусков признается оценочным обязательством, поскольку обладает всеми признаками такового (п. 5 ПБУ 8/2010, письмо Минфина России от 14 июня 2011 г. № 07-02-06/107). Во-вторых, в подпункте «а» пункта 2 ПБУ 8/2010 сказано: нормы данного положения применяются, в частности, к трудовым договорам. А оплачиваемые отпуска положены сотрудникам в рамках трудовых отношений, то есть как раз на основании трудовых договоров. При этом применять ПБУ 8/2010 обязаны все организации. Исключение – субъекты малого предпринимательства, которые не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010). В налоговом учете это право (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).

– по способу формирования. В норах налогового кодекса РФ сказано, что налогоплательщик обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.»

В бухгалтерском учете оценочное обязательство признается в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату (п. 15 ПБУ 8/2010). То есть в бухучете мы может пересчитывать обязательства. В налоговом учете пересчитывать резерв нельзя.

Таким образом, разница в методологии учета резервов в бухгалтерском и налоговом учете не позволяет формировать в бухучете резервы по правилам статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в статье журнала «Учет в строительстве», которую Вы можете найти в закладке «Журналы»

Статья: Создаем резерв на оплату отпусков

<…>

Многие специалисты в области бухучета сосредоточили свое внимание на максимальной точности расчета суммы предстоящих выплат, предлагая достаточно трудоемкие методики. По мнению же автора, здесь нужно придерживаться здравого смысла, ведь точно определить предполагаемую величину невозможно. Это признают и сами разработчики ПБУ 8/2010), из пунктов 21 и 22 которого следует, что оценочное обязательство – сумма изначально неточная, подлежащая последующей корректировке. Исходя из этого автор считает, что с точки зрения рациональности в бухучете целесообразно использовать «налоговые» правила формирования резерва. Так как по степени значимости для компании налоговый учет имеет преимущество перед бухгалтерским. › |*

› | Это позволит избежать учета разниц, определяемых в соответствии с ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).

<…>

Журнал «Учет в строительстве», № 1, январь 2014

С уважением,

Александр Ермаченко, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка