Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 ноября 2014 12 просмотров

Добрый вечер.Подскажите пожалуйста как правильно оформит и отразить доходы и расходы по возмещению предприятию ущерба, нанесенного в результате падения опоры (собственник юр.лицо), а именно – повреждение опоры ЛЭП. Предприятием составлена калькуляция на возмещение затрат при восстановлении опоры и направлено обращение виновнику аварии (юр. лицо)

Дт 76-2 Кт 91-1 – начислены расходы по возмещению убытков;

Дт 51 Кт 76-2 – получены денежные средства по причиненным убыткам

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении предъявление претензии

Организация вправе предъявить претензию контрагенту, если он нарушил обязательства, возникшие согласно условиям договора или нормам законодательства (ст. 309 ГК РФ, ч. 5 ст. 4 АПК РФ и ст. 136 ГПК РФ).

Предъявить претензию – право организации, а не обязанность. Например, если поставщик отгрузил некачественный товар, покупатель вправе (но не обязан) выставить ему претензию (в частности, потребовать уменьшить цену, бесплатно устранить недостаток и т. п.). Это следует из статьи 475 Гражданского кодекса РФ.

Форма и содержание претензии

Претензию предъявите в письменной произвольной форме. При этом четко укажите, какие обязанности не исполнил контрагент, положения какого документа были нарушены (протокол, договор, соглашение и т. п.), предложите свой выход из сложившейся конфликтной ситуации.

Какие требования можно предъявить

В претензии можно предъявить одно или несколько требований. Например, это могут быть требования:
оплатить санкции за нарушение условий договора (ст. 329 ГК РФ);
возместить убытки. Например, связанные с вынужденной закупкой товара у другого поставщика по более высокой цене (ст. 393 ГК РФ);
вернуть оплаченный, но не отработанный аванс (ст. 453 ГК РФ);
– оформить возврат или замену продукции (товара). Например, если он бракованный (ст. 475 ГК РФ);
устранить дефекты. Например, исправить качество ненадлежаще выполненных работ (п. 1 ст. 723 ГК РФ);
снизить цену, то есть провести уценку объекта договора. Например, если был получен товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 475 ГК РФ).

Действия контрагента при получении претензии

Контрагент, которому организация выставила претензию, вправе:
– признать ее;
– отказаться от признания (например, при отсутствии его вины в нарушении обязательства);
– продолжить деловую переписку (например, с целью получить дополнительную информацию или доказать отсутствие вины в нарушении обязательства).

Это следует из статьи 401 Гражданского кодекса РФ.

В двух последних случаях (отказа и продолжения переписки) в бухучете никаких записей делать не нужно (ст. 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Непризнанные должником претензии не влияют и на налогообложение (гл. 25, 26.2 и 26.3 НК РФ). Это связано с тем, что при этом не происходит ни возникновения обязательства, ни каких-либо расчетов.

В случае когда должник признает претензию, выставленную организацией, бухучет и налогообложение такой операции зависят от характера требований, предъявленных контрагенту.

Расчеты по признанным контрагентами претензиям в большинстве случаев ведите с использованием счета 76 субсчета 2 «Расчеты по претензиям» (Инструкция к плану счетов).

Признание претензии

Законодательством или договором могут быть предусмотрены, например, такие виды санкций за нарушение обязательств: неустойка (штрафы, пени), проценты за задержку уплаты и т. д. Это следует из статей 329 и 395 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, организация может потребовать, чтобы виновник возместил убытки, связанные с нарушением договорных обязательств, в том числе упущенную выгоду (ст. 15 ГК РФ). Например, если договор купли-продажи расторгнут по вине продавца, покупатель вправе применить нормы статьи 524 Гражданского кодекса РФ. А именно потребовать, чтобы контрагент возместил ему убытки, возникшие из-за необходимости приобретать товар у другого продавца по более высокой цене. Если новый контракт заключен в разумные сроки и по разумной цене, несостоявшийся продавец должен компенсировать покупателю разницу между стоимостью товара по условиям расторгнутого и нового договора.

Как отразить в бухучете и при налогообложении выставленные организацией и признанные должником суммы неустойки (штрафа, пеней), см. Как взыскать и отразить в бухучете и при налогообложении санкции за нарушение договора, предъявленные контрагенту. Аналогично отразите и возмещение контрагентом убытков.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении получения неустойки от контрагента за нарушение условий договора. Организация применяет общую систему налогообложения

В феврале ООО «Торговая фирма "Гермес"» поставило ЗАО «Альфа» товары стоимостью 120 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 305 руб.). Срок их оплаты по договору – 21 февраля.

При несвоевременной оплате поставленных товаров покупатель, согласно условиям договора, должен выплатить неустойку. Размер неустойки – 0,1 процента от суммы задолженности по оплате товаров за каждый день просрочки.

Оплату за поставленные товары «Альфа» перечислила «Гермесу» только 24 марта. 25 марта «Гермес» выставил в адрес «Альфы» претензию на уплату неустойки за несвоевременный расчет по договору (просрочка составила 31 день).

Сумма неустойки за просрочку оплаты товара составила:
120 000 руб. ? 0,1% ? 31 дн. = 3720 руб.

«Альфа» признала претензию «Гермеса» и выплатила неустойку.

В учете «Гермеса» бухгалтер сделал записи:

Дебет 76-2 Кредит 91-1
– 3720 руб. – начислена неустойка за нарушение срока оплаты товара;

Дебет 51 Кредит 76-2
– 3720 руб. – получена неустойка.

Налог на прибыль «Гермес» платит ежемесячно, применяет метод начисления. Сумму неустойки (3720 руб.) бухгалтер включил в состав внереализационных доходов организации.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

14.11.2014 г.

С уважением,

Светлана Баркова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Светланой Чуприковой,

начальником Горячей линии БСС «Система Главбух».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка