Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Восстанавливать ли НДС по спецодежде

Подписка
Срочно заберите все!
№23
17 ноября 2014 76 просмотров

Налоговая инспекция просит пояснение или уточненную декларацию на их сообщение в связи с тем, что:По представленным налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость за 9 месяцев 2014г.:что выявлены по состоянию на 01.11.2014г.- общая сумма, подлежащая вычету составила 4927 т.р.,- общая сумма НДС,исчисленная с учетом восстановленных сумм налога,составила 454,3 т.р" доля вычетов составляет 1084,37%,что превышает над предельно допустимой долей вычетов (89%)"Вопрос: Какая допустимая доля вычетов (89%)?Пояснение: Мы заполняем раздел 4 налоговой декларации по операциям по реализации гот/продукции по ставке 0%(экспорт). Ранее принятый к вычету НДС по приобретенным ТМЦ и услугам (в 2013г.) восстанавливаем по мере реализации гот/продукции в 2014г. по разделу 3 стр.090

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух (в редакции vip версии)

1. Статья: Какую долю вычетов НДС безопасно заявлять в декларации

Чиновники ФНС России установили правила, по которым инспекторы должны проводить налоговые комиссии (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722). Цель комиссий – обеспечить дополнительные поступления в бюджет. Доля вычетов НДС упоминается в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 как один из важнейших критериев при анализе деятельности налогоплательщика. Этот показатель инспекторы проверяют первым. Если доля вычетов составляет 89 процентов и более, налоговики посчитают, что у компании низкая налоговая нагрузка по НДС.* Следовательно, могут вызвать представителей организации на комиссию. Впрочем, инспекторы на местах обычно ориентируются на среднюю долю вычетов по конкретному региону, которая может отличаться от федерального уровня. Поэтому с этим показателем тоже безопаснее свериться. Узнать безопасную долю вычетов в вашем регионе можно на сайте glavbukh.ru/vychet.

Определить долю вычетов вашей компании вы можете по следующей формуле:

Показатель графы 3 строки 220 раздела 3 : (Графа 5 строки 120 раздела 3 + Строка 060 раздела 2) = Ваша доля вычетов по НДС

Как быть, если доля вычетов в вашей декларации превысила допустимое значение? Есть два варианта.

Первый — оставить вычеты как есть, то есть показать их фактическую сумму. Но тогда надо быть готовыми к тому, что инспекторы затребуют пояснения. Образец ответа приведен ниже. Кстати, пояснения можно сразу приложить к отчетности. Ведь чаще всего расхождения типичны и вполне предсказуемы.*

Заметим, что компания вправе заявлять в декларации вычеты НДС и в том периоде, в котором выручки от реализации не было (письмо Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-07-15/148). Хотя раньше чиновники утверждали, что вычет налога из нуля невозможен. А судьи в этом вопросе уже давно поддерживают налогоплательщиков (постановление Президиума ВАС РФ от 3 мая 2006 г. № 14996/05).

Но прежде чем возместить НДС, ревизоры будут тщательно проверять декларацию и наверняка затребуют кучу документов. Особенно если суммы вычетов значительны.

Второй вариант — удерживать вычеты в пределах допустимой доли. Так, вы можете не принимать к вычету НДС по авансам, уплаченным контрагентам. При этом вычет ваша компания не теряет, ведь вы все равно заявите его, когда получите от поставщика товары.

Еще один распространенный метод — это перенести вычеты налога на следующий период. Часто сами инспекторы на местах предлагают так поступить. Да и судьи уже давно считают, что вычет НДС можно заявить в любом периоде.

Главное, сдать декларацию с вычетом в течение трех лет после окончания квартала, в котором на него появилось право (постановление Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10).

Однако чиновники ФНС России придерживаются позиции, что вычет нужно заявлять в том квартале, в котором товары приняты на учет и получен счет-фактура (письмо от 30 марта 2012 г. № ЕД-3-3/1057@). Поэтому безопаснее переносить вычет, если счет-фактура от поставщика поступил с опозданием и тому есть подтверждение (письмо Минфина России от 4 апреля 2013 г. № 03-07-09/11071). Например, конверт с почтовым штемпелем, запись в журнале регистрации входящей корреспонденции.

А вот принимать НДС к вычету частично рискованно. Чиновники считают, что компания не вправе заявлять вычет по одному счету-фактуре частями (письмо Минфина России от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/408). Хотя судьи в этом вопросе обычно занимают сторону компании ( постановление ФАС Московского округа от 25 марта 2011 г. № КА-А40/1116-11 ). Впрочем, есть ситуации, в которых частичный вычет можно заявить без спора с налоговиками. Они приведены в таблице ниже.*

Когда вычет НДС можно заявлять частями

Ситуация Как заявлять вычет
При приемке товаров компания выявила недостачу или бракованную продукцию В книге покупок нужно зарегистрировать счет-фактуру на стоимость товаров, фактически принятых на учет. Поэтому корректировочный счет-фактуру, в котором поставщик уточнит количество товаров, регистрировать в книге продаж не надо (письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 03-07-09/48)
Нормируемые расходы компания переносит на следующий квартал Допустим, представительские расходы в декларации за девять месяцев превысили лимит, установленный для налога на прибыль. В этом случае счет-фактуру можно зарегистрировать в книге покупок пропорционально той части расходов, которая соответствует лимиту. Если же по итогам года расходы впишутся в норматив, остальную сумму НДС по ним можно будет принять к вычету в IV квартале (письмо Минфина России от 6 ноября 2009 г. № 03-07-11/285)
Организация перечислила поставщику предоплату Если нужно, то можно поставить к вычету лишь часть авансового НДС. Чиновники не против, поскольку эту часть все равно потом надо восстановить при предъявлении вычета по отгрузке (письмо Минфина России от 22 ноября 2011 г. № 03-07-11/321)
Компания ведет облагаемые и льготные операции. Или же совмещает общий режим и вмененку НДС по общехозяйственным и другим расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям, нужно распределить пропорционально выручке. Таким образом компания определит часть входного НДС, которую можно заявить к вычету (п. 4 ст. 170 НК РФ, п. 13 Правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137)

Если для компании неприемлемы перечисленные вариации с вычетами, то вместо этого можно увеличить налоговую базу по НДС. Это приведет к тому же результату и даже может быть более удобным, если вашей компании нужно одновременно убрать убыток из декларации по налогу на прибыль.*

Библиотека журнала «Главбух». Изменения в расчете НДС, о которых важно узнать к началу 2014 года

2. Статья: Безопасные вычеты НДС снизились во многих регионах

Перед подачей декларации по НДС за второй квартал компаниям стоит свериться с безопасной долей вычетов в начисленном налоге по своему региону. Новые показатели на минувшей неделе ФНС России опубликовала на сайте nalog.ru.

<…>

Средняя доля вычетов по стране впервые с 2011 года упала ниже 89 процентов — на этот уровень налоговики официально должны ориентироваться при назначении выездных проверок (приказ от 30.05.07 № ММ-3-06/333@).* По сравнению с началом 2014 года средняя доля вычетов по России снизилась с 89,6 до 88,9 процента. Показатели уменьшились в 59 регионах и только в 23 — увеличились. В одном регионе — Ленинградской области средние вычеты остались на прежнем уровне.

Лишь в трех регионах вычеты превысили начисленный налог. Это Магаданская область (112,2%), Чеченская Республика (103,3%) и Еврейская автономная область (110,2%). Причем в последнем этот показатель с начала года вырос на 12,9 процента. Существенно упала доля вычетов в Чукотском АО (с 111,2 до 77,8%). По-прежнему низкие показатели отмечаются в Ханты-Мансийском АО (65,5%), в Ямало-Ненецком АО (65%) и Калининградской области (64,4%). Немного снизились значения в Москве (с 91,5 до 91,3%) и Санкт-Петербурге (с 91,6 до 90,4%).

Компаниям, которые хотят избежать приглашения в инспекцию для дачи пояснений, сейчас важно соблюдать среднюю долю вычетов именно по своему региону. В прошлом году ФНС России официально назвала этот показатель среди критериев для отбора на комиссии (письмо от 17.07.13 № АС-4-2/12722).

Татьяна Кузнецова, корреспондент «УНП»

Газета «Учет. Налоги. Право», № 22, июнь 2014

3. ПРИКАЗ ФНС РОССИИ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (с изменениями на 10 мая 2012 года)

<…>

4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям. Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:*

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.*

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.*

<…>

4. Статья: Рейтинг показателей, которые налоговики анализируют при проверке бухгалтерской и налоговой отчетности

<…>

1.Высокий удельный вес налоговых вычетов

Как показали результаты опроса, первое, на что обращают внимание налоговики при анализе показателей отчетности, — удельный вес вычетов по НДС. Этот критерий, указанный в пункте 3 раздела 4 приложения № 1 к Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция) (утв. ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@), инспекторы анализируют в первую очередь, отметил Виталий Сазанский, член Палаты налоговых консультантов РФ, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса.

Данный показатель рассчитывается как соотношение доли вычетов по НДС (стр. 220 раздела 3 декларации) к сумме НДС к уплате (стр. 120 раздела 3 декларации). По мнению контролеров, он не должен превышать 89% за 12 предыдущих месяцев. Зачастую налоговики анализируют данный критерий в отношении контрагента проверяемой компании в качестве одного из аргументов получения необоснованной налоговой выгоды (постановление Пятнадцатого ААС от 20.08.12 № 15АП-8626/2012, оставлено в силе постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 10.12.12 № А53-5079/2012).*

На практике многие плательщики НДС пытаются снизить риск назначения выездной проверки и осознанно реализуют право на вычеты в более позднем налоговом периоде, чем возникло право на него, или вовсе отказываются их предъявлять. При этом большинство судов признают перенос вычетов на будущее в течение трех лет вполне законным (постановления Президиума ВАС РФ от 15.06.10 № 2217/10, ФАС Московского от 11.12.12 № А41-15813/11 и Северо-Западного от 29.11.12 № А05-10547/2011 округов). Однако, учитывая противоположное мнение официальных органов и некоторых судов, есть риск, что перенос вычетов на более поздний период к судебным спорам (письма Минфина России от 15.01.13 № 03-07-14/02 и от 31.10.12 № 03-07-05/55, ФНС России от 30.03.12 № ЕД-3-3/1057@, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.11 № А11-2497/2010 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 17.05.11 № ВАС-5739/11)).

Вместе с тем значительный удельный вес вычетов можно объяснить спецификой деятельности компании в целом или особенностями ведения деятельности в конкретный период. Например, в компаниях оптовой и розничной торговли удельный вес вычетов в начислениях НДС зачастую превышает 89%. Не исключена такая ситуация и при ведении капитального строительства. Кроме того, на практике организации регулируют вычеты с помощью авансовых платежей при наличии в договоре соответствующих условий (п. 9 ст. 172 НК РФ и письмо Минфина России от 06.03.09 № 03-07-15/39).

Для снижения рисков назначения выездной налоговой проверки по данному критерию компаниям прежде всего целесообразно не игнорировать уведомления инспекторов о предоставлении соответствующих пояснений (п. 9 раздела 4 приложения № 1 к Концепции) и быть готовыми аргументировать причины значительных вычетов на комиссиях по НДС.*

<…>

Ю.Н.Бережная, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Журнал «Российский налоговый курьер», № 7, март 2013

5. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы

<…>

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др. Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков: - Налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Отбор налогоплательщиков данной группы осуществляется на основании деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых по строке 100 Листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток) за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года. В список включаются также организации, не заполнившие строку 100 Листа 02, у которых расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов.- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС. Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.*

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка