Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Какие люди в нашей бухгалтерии!

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 ноября 2014 85 просмотров

Благотворительный фонд (юридическое лицо)был учрежден 3-мя физическими лицами, один из которых был избран ген.директором, то есть единоличным исполнительным органом. Сейчас у фонда нет денег на содержание (зарплата сотрудников, аренда, сайт), ген.директор сложил с себя полномочия, другого директора найти нет возможности - нет денег, других сотрудников в штате нет. Из-за отсутствия средств на содержание самого фонда, сотрудники, которые были в штате (3 человека, включая директора) увольняются. Вопрос: возможно ли по закону приостановить деятельность фонда на неопределенный срок, что для этого необходимо сделать и какие последствия могут быть для юр.лица и его учредителей?

Специальных способов добровольно приостановить деятельность организации законодательством не установлено, уведомлять инспекцию об этом не требуется. Для приостановления деятельности руководитель организации должен издать приказ или распоряжение о дате начала и продолжительности вынужденного простоя. При этом организация не заключает новых договоров с контрагентами, не получает прибыли, оплачивает простой имеющимся сотрудникам, и подает нулевые отчеты в налоговую инспекцию.

Важно отметить, что организация, приостановившая на время свою деятельность, согласно положениям части первой Налогового кодекса РФ, остается налогоплательщиком и, соответственно, несет все предусмотренные налоговым законодательством обязанности в связи с уплатой налогов и (или) сборов, в том числе представляет налоговые декларации в сроки, установленные налоговым законодательством. Поэтому организация должна продолжать сдавать отчетность (нулевую), иначе ИФНС может инициировать ее закрытие (исключить из реестра), если юридическое лицо не будет сдавать отчетность в течение 12 месяцев, и не будет движения денег по всем ее расчетным счетам в течение года (пункт 1 статьи 21.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Соответственно, отсутствие руководителя серьезно осложнит деятельность организации, поскольку нулевые отчеты в налоговый орган, который организация обязана сдавать, несмотря на отсутствие деятельности, подписывает руководитель или замещающее его лицо, и без директора организация сдавать их не сможет, что вызовет претензии налоговых органов. Поэтому управляющему органу фонда следует, в случае сложения директором его полномочий – принять решение о его увольнении и избрать нового директора или ВРИО.

Также нужно отметить, что прежний генеральный директор будет указан в ЕГРЮЛ до тех пор, пока не будет избран новый, поскольку государственный реестр не может не содержать данных о директоре.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация:Как оформить увольнение генерального директора

Трудовой договор с генеральным директором может быть прекращен:

Документальное оформление

Для прекращения трудовых отношений с генеральным директором (независимо от основания) необходимо решение собственника имущества организации или соответствующего уполномоченного органа. В акционерных обществах это, как правило, общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет) (п. 3 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). В обществах с ограниченной ответственностью – общее собрание участников (подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Решение о прекращении трудового договора с генеральным директором оформите протоколом. Если в обществе только один акционер (участник), то увольнение генерального директора оформите решением единственного акционера (участника).

На основании решения издайте приказ об увольнении генерального директора по унифицированной форме № Т-8(постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

В трудовой книжке генерального директора сделайте запись об увольнении со ссылкой на решение собственников (реквизиты протокола общего собрания или решения единственного учредителя), на основании которого увольняется генеральный директор (п. 5.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Заверьте запись печатью организации. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Роструда от 11 марта 2009 г. № 1143-ТЗ.

И.И. Шкловец

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

«Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:*

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;*

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации

1. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

2. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации».

3. Статья: Налоговые инспекторы обещают ликвидировать недействующие компании

Документ: Приказ ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392@, зарегистрирован в Минюсте России 13 сентября 2010 года, вступил в силу 3 октября 2010 года.
Что изменилось в работе: Налоговики начнут списывать безнадежные долги брошенных компаний и исключать их из реестра.

Недействующую компанию налоговики могут исключить из реестра самостоятельно. Такая возможность им предоставлена пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Речь идет о тех организациях, которые брошены директором и учредителями и не сдают отчетность в течение 12 месяцев. Еще одно условие – отсутствие движения денег по всем расчетным счетам также в течение года.*

И хотя норма существует уже давно, на практике она не работала. И вот почему. Налоговики путали общий порядок ликвидации организаций, описанный в статье 61 Гражданского кодекса РФ, и упрощенную процедуру исключения из реестра. В первом случае ликвидировать компанию нельзя до тех пор, пока она не погасит имеющиеся у нее долги, в том числе и перед бюджетом. Во втором случае закон не делает таких ограничений. А так как у большинства неработающих компаний есть пусть и копеечные, но долги, выписать их из реестра в общем порядке не получалось.

И хотя судьи ВАС РФ в постановлении Пленума от 20 декабря 2006 г. № 67напоминали налоговикам, что исключить организацию из госреестра можно и при наличии долгов, ситуация не менялась. Ведь одна из главных отговорок инспекторов – нет процедуры, позволяющей списать старые налоговые долги.

Теперь такая процедура утверждена (приказ ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392@ ) и уже вступила в силу. Она касается всех предприятий, имеющих долги перед бюджетом по состоянию на 1 января 2010 года. Поэтому если у вас есть бездействующая компания, которую никак не получалось закрыть из-за наличия недоимки, то лучше по-прежнему не сдавать по ней отчетность – скоро налоговики сами ее ликвидируют.*

Журнал «Главбух», № 20, Сентябрь 2010

4. Статья: Неработающую компанию ликвидировать не обязательно, а вот отчетность за нее сдавать нужно

Наша компания была зарегистрирована в 2008 году и никакой деятельности не вела. Несет ли учредитель какую-либо ответственность, если компания не представляла отчетность в налоговую и при этом до сих пор не ликвидирована?

Спрашивает
И.Г. БОРИСОВА,
гл. бухгалтер ООО «Гелиос-С» (г. Арсеньев)

За то, что компания не ликвидирована, ответственность учредителю не грозит. Ведь нет закона, который бы обязывал подавать документы на ликвидацию, если на протяжении определенного периода времени фирма деятельности не ведет.

Что касается ответственности за несдачу отчетности, то она есть. Ведь даже неработающая компания должна представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность (подп. 4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Если не было движения денежных средств по кассе, расчетному счету, отсутствовали объекты налогообложения, значит, вы могли подавать единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма такой декларации утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н. Ее нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшими кварталом, полугодием, 9 месяцами или годом.

Если сроки сдачи нарушены, руководителя компании могут привлечь к административному штрафу в размере 300–500 руб. (ст.15.5 КоАП РФ). На такую же сумму проверяющие штрафуют и за несдачу нулевых балансов. И если руководителем компании является учредитель, то штраф за несданную отчетность будет наложен на него.

Кроме того, за каждую несданную нулевую декларацию компанию могут оштрафовать на 100 руб. по статье 119 НК РФ.*

Отвечает
Анна ГОЛОВИНА,
адвокат МКА «ФБК-Право»

Журнал «Главбух», №17, сентябрь 2010

5. Статья: Работа в организации временно приостановлена

Руководство может принять решение о временной приостановке работы в организации. Причины разные: поломка оборудования, перебои в поставке сырья, авария или стихийное бедствие. Но даже в такой ситуации компания обязана вести учет и сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Так сказано в части 3 статьи 72.2 Трудового кодекса. Простой может коснуться одного, нескольких либо всех сотрудников структурного подразделения или организации в целом. Приостановка работы происходит:*

  • по вине работодателя (перепрофилирование бизнеса, несвоевременное техническое обслуживание оборудования, административное приостановление деятельности организации в силу различных нарушений, невыполнение договорных обязательств перед партнерами, приведшее к срыву графика поставки сырья или вывоза готовой продукции со склада, и т. д.);
  • по вине работника (нарушение правил техники безопасности, прогул, умышленное повреждение производственного оборудования, хищение материалов и др.);
  • по обстоятельствам, не зависящим ни от работника, ни от работодателя (погодные условия, стихийные бедствия, аварии или перебои в подаче воды, тепла, электроэнергии и т. п.).*

Таблица. Как оплачивается время простоя

Виновник простоя Порядок оплаты
Работодатель В размере не менее 2/3 средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ)
Работник Не оплачивается (ч. 3 ст. 157 ТК РФ)
Причины, не зависящие от работодателя и работника В размере не менее 2/3 тарифной ставки или должностного оклада работника, рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ)

Документальное оформление

В случае приостановки деятельности руководитель организации издает приказ или распоряжение о дате начала и продолжительности вынужденного простоя. В нем отражается также порядок оплаты периода простоя, а при необходимости оговаривается, обязаны ли сотрудники находиться на рабочих местах.*

Для учета конкретного времени простоя каждого сотрудника следует составлять листки учета простоев, акты о простое или другие аналогичные документы. Типовая форма названных документов не установлена. Поэтому организация вправе разработать ее самостоятельно, включив в нее обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Примерная форма акта о простое приведена ниже. В ней отражаются продолжительность времени простоя, его причины и виновные лица (если они установлены). Кроме того, в ней могут рассчитываться потери организации от приостановки деятельности, в частности суммы, подлежащие выплате работникам за период простоя, зарплатные налоги с них, амортизационные отчисления по простаивающим объектам основных средств, расходы на коммунальные услуги по законсервированным помещениям и т. п.

Листок учета простоев или другой аналогичный документ обычно подписывает руководитель простаивающего подразделения, так как он отвечает за правильность указания периода простоя и его виновников. На документе, в котором приведен расчет убытков, понесенных организацией, подпись ставит еще и ответственный бухгалтер.

На основании сведений актов или листков учета простоев заполняется табель учета рабочего времени, который ведется по унифицированным формам № Т-12 или Т-13, утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Для отражения ежедневных затрат рабочего времени в табеле специально предусмотрено две строки. В одной из них указывается определенный код, а в другой — продолжительность отработанного или неотработанного времени (в часах, минутах) по данному коду. При вынужденном простое используются коды ВП (по вине работника), РП (по вине работодателя) или НП (по причинам, не зависящим от работодателя и работника). Если в течение одного дня работник часть рабочего времени не работал из-за простоя, в табеле допускается вводить дополнительные графы.

Оплата времени простоя

Порядок оплаты работникам за период приостановки деятельности организации зависит от того, по чьей вине она произошла (см. таблицу).

Если в простое виновен работник, время простоя ему не оплачивается. Так сказано в части 3 статьи 157 ТК РФ. В остальных случаях время простоя подлежит оплате.

За простой, возникший по вине работодателя, последний обязан выплатить работнику не менее 2/3 его среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ). В трудовых (коллективных) договорах или внутренних положениях об оплате труда в организации может быть установлена оплата за период простоя в большем размере, например 75% среднего заработка работника. При расчете среднего заработка нужно руководствоваться Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение о среднем заработке).

При любой продолжительности простоя (несколько часов либо несколько полных рабочих дней) оплата производится исходя из среднего дневного заработка работника. Сумма к выплате определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней простоя, подлежащих оплате (п. 9 Положения о среднем заработке). Если длительность простоя менее одного рабочего дня, величина среднего дневного заработка делится на количество рабочих часов в смене и умножается на время простоя (в часах).

Напомним, что в соответствии с пунктом 2 Положения о среднем заработке при расчете учитываются все виды выплат, предусмотренных системой оплаты труда в организации, независимо от источников этих выплат.

Обратите внимание

Отправил работников в вынужденный отпуск — нарушил Трудовой кодекс
Нередко на время простоя производства работодатели вынуждены отправлять работников в отпуска без сохранения заработной платы. Как правило, такие действия продиктованы благими намерениями. Ведь организация тем самым стремится сохранить трудовые отношения с сотрудниками в период временных трудностей, когда она просто не может обеспечить их работой. Однако в Трудовом кодексе не предусмотрена возможность предоставлять по инициативе работодателя вынужденные отпуска без сохранения за работником заработной платы. Согласно статье 128 ТК РФ отпуска без сохранения заработной платы предоставляются лишь по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам на основании письменного заявления самого работника.

Организация, в принудительном порядке отправившая работников в отпуска без сохранения заработной платы, нарушает законодательство о труде и об охране труда. За подобное нарушение трудовая инспекция может оштрафовать должностных лиц компании на сумму от 1000 руб. до 5000 руб., а также саму фирму — на сумму от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановить ее деятельность на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).*

Повторное нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Таким образом, сначала пособие по временной нетрудоспособности исчисляется по правилам оплаты простоев. Затем определяется величина пособия по общим правилам, и сравниваются две полученные величины. Работнику выплачивается меньшая из них.

Кроме того, необходимо учитывать, что размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа работника и от причин, повлекших нетрудоспособность (заболевание или травма, необходимость ухода за больным членом семьи или больным ребенком и т. п.). Об этом говорится в статье 7 Закона № 255-ФЗ. Размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимального размера, установленного федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год (в 2008 году — 17 250 руб. за полный календарный месяц).

Признание затрат в налоговом учете

В соответствии с подпунктами 3, 4 и 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам организации относятся:

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
  • потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Признать перечисленные расходы в целях налогообложения прибыли можно, если они отвечают требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ. То есть затраты должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода. Расходы по приостановленной деятельности сами по себе не направлены на извлечение доходов. Но если после вынужденного простоя фирма намерена возобновить работу, она вправе учитывать их в целях налогообложения прибыли. В частности, затраты организации, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, относятся к внереализационным расходам (подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ). В аналогичном порядке в налоговом учете признаются расходы на содержание законсервированных производственных объектов (оплата коммунальных услуг, арендная плата, амортизационные отчисления по основным средствам, используемым для поддержания законсервированных объектов в исправном состоянии).

В период простоя компания продолжает начислять амортизацию по всем основным средствам, даже по тем, которые временно не используются. Ведь начисление амортизации прекращается лишь в случае выбытия или полного списания стоимости объекта (п. 2 ст. 259 НК РФ). Сумма амортизации, начисленной за время приостановки деятельности, признается расходом организации. Расходы в виде амортизационных отчислений по неэксплуатируемому имуществу, которое временно простаивало, могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. При этом простой должен быть обоснованным и являться частью производственного цикла организации. К подобным простоям, в частности, относится приостановка работы, вызванная ремонтом основного средства или возникшая в силу сезонного характера деятельности компании. Оправданным также признается простой в организации, производственный цикл которой включает в себя подготовительную фазу. Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 06.05.2005 № 03-03-01-04/1/236 и от 21.04.2006 № 03-03-04/1/367.*

Как уже отмечалось, нормами Трудового кодекса работнику гарантирована оплата времени простоя в определенном размере. Следовательно, работодатель не может не оплачивать работникам время простоя либо уменьшать размер его оплаты, за исключением одного случая — наличия вины самого работника в простое. Причина простоя (по вине работодателя или в силу внешних факторов) в данном случае не имеет значения.

Убытки или потери организации, связанные с оплатой времени простоя, не зависят от ее воли и не рассматриваются как экономически неоправданные. Аналогичный вывод Президиум ВАС РФ сделал в постановлении от 19.04.2005 № 13591/04. То есть организация-работодатель суммы начислений работникам за период вынужденного простоя включает в расходы без каких-либо ограничений. При этом конкретный размер оплаты времени простоя необходимо зафиксировать в трудовых (коллективных) договорах с работниками, иных локальных нормативных актах либо в названных документах должно быть указано, что оплата производится в минимальных размерах, установленных в Трудовом кодексе.

Минфин России в письме от 03.04.2007 № 03-03-06/1/208 также отметил, что при расчете налога на прибыль организация имеет право учесть затраты на выплату заработной платы работникам за время вынужденного простоя, начисленной в соответствии с формами и системами оплаты труда, принятыми в компании.

Меликова Д.П., Иноземцева А.Е

Журнал «Российский налоговый курьер»№ 13-14, июль 2008

6. Статья: Управление компанией в отсутствие директора. Как оформить полномочия ВРИО

Основной вопрос:
директор компании отсутствует длительное время, но при этом необходимо продолжать текущую деятельность – заключать договоры, подписывать внутренние распорядительные документы и т. д. Как оформить полномочия лица, который будет временно исполнять обязанности вместо директора?

Решение:
это зависит от причин, которыми обусловлено отсутствие в компании директора. Если директор вернется к своим обязанностям через некоторое время, то подойдет один вариант оформления ВРИО, если же директор фактически полностью прекратил свои полномочия (например, из-за корпоративного конфликта), но еще не назначен новый директор, то подойдет другой вариант.

Ситуация вторая: директор фактически прекратил свои полномочия

Совсем другой случай, когда директор не может исполнять свои обязанности. Причиной может быть тяжелое продолжительное заболевание или отсутствие сведений о месте его пребывания, а также фактическое прекращение исполнения обязанностей (с директором прекращены трудовые отношения, но новый директор еще не назначен, например, потому что акционеры или участники не могут определиться с кандидатурой).*

Случаи назначения ВРИО, прямо предусмотренные законом. Для акционерных обществ законодательство прямо предусматривает не просто возможность, а необходимость образования в некоторых случаях временного единоличного исполнительного органа (п. 4 ст. 69 закона № 208-ФЗ). Во-первых, если совет директоров реализует свое право приостановить полномочия директора (когда такое право предусмотрено уставом), то он обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий директора и назначении нового директора. А приостановить полномочия директора по смыслу данного пункта совет директоров может в случаях, когда причины, препятствующие исполнению соответствующим лицом обязанностей единоличного исполнительного органа, носят неустранимый характер – смерть, тяжелая длительная болезнь, ликвидация юридического лица, выполняющего функции управляющей организации, и т. п. (определение ВАС РФ от 20.10.10 № ВАС-14059/10).

При этом временный директор осуществляет руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если компетенция временного директора не ограничена уставом (п. 4 ст. 69 закона № 208-ФЗ). Если в решении о назначении ВРИО в качестве срока, на который он избирается, указан срок проведения общего собрания акционеров по вопросу избрания нового директора и это собрание не было проведено в этот срок, полномочия ВРИО не прекращаются (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.01.11 по делу № А78-3105/2010).

Во-вторых, совет директоров обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа в случае возникновения затруднений с избранием постоянно действующего директора (п. 6 ст. 69 закона № 208-ФЗ).

Случаи назначения ВРИО, прямо не предусмотренные законом. Закон № 14-ФЗ аналогичных положений для обществ с ограниченной ответственностью (далее – ООО) не содержит, но и не запрещает образование в необходимых случаях временного единоличного исполнительного органа. Разумеется, противоречия закону в данном случае не будет лишь при условии, что такое решение принято общим собранием или советом директоров (то есть органом, который имеет полномочие назначать директора).

Арбитражная практика подтверждает возможность назначения ВРИО в ООО, даже если это не предусмотрено уставом. Так, в одном из дел были следующие обстоятельства: директор ООО (он же один из участников этого общества) пропал без вести, в связи с чем остальные участники провели общее собрание и приняли решение о назначении ВРИО. Позднее пропавший директор решением суда общей юрисдикции был признан умершим, и его наследники, считая назначение ВРИО незаконным, попытались оспорить сделки, которые он совершил от имени общества. В иске было отказано. Учитывая отсутствие директора по неизвестным причинам, суды указали на наличие у общества права возложить обязанность по управлению делами на одного из оставшихся участников (постановление Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-6864/2006-С4-32, определение ВАС РФ от 03.03.09 № 2284/09).

В другом деле ФАС Северо-Кавказского округа сделал в постановлении от 24.07.09 по делу № А32-26316/2008-11/411следующий вывод: «При невозможности генеральным директором общества осуществлять функции единоличного исполнительного органа назначение приказом исполняющего обязанности директора до проведения общего собрания участников и решения вопроса о назначении генерального директора не противоречит ни уставу общества, ни закону. Этот приказ направлен на обеспечение нормальной работы предприятия до образования общим собранием участников общества нового единоличного исполнительного органа». Причем в данном деле устав компании не предусматривал возможности назначения ВРИО.

Принимая во внимание, что ВРИО фактически исполняет обязанности единоличного исполнительного органа, порядок его избрания должен быть таким же, какой предусмотрен для избрания единоличного исполнительного органа. В частности, если по уставу для избрания директора требуется единогласное решение участников общества, значит, кандидатура ВРИО тоже должна быть утверждена единогласно. Например, в связи с принятием общим собранием участников решения о досрочном прекращении полномочий директора и с тем, что избрать нового директора на этом собрании не получилось, участники приняли решение о назначении ВРИО. Это привело к корпоративному конфликту – прежний директор считал себя действующим, а ВРИО полагал, что весь объем полномочий принадлежит ему. Сначала суд подтвердил возможность назначения ВРИО, аргументируя это тем, что в пункте 1 статьи 40 закона № 14-ФЗ указаны виды исполнительных органов общества: «директор, президент и другие». Следовательно, данный перечень не является исчерпывающим и не содержит строгих ограничений относительно названия данного органа (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.07.10 по делу № А67-5899/2008). Но при повторном рассмотрении дела выяснилось, что решение о назначении ВРИО было принято не единогласно, как это требовалось по уставу для назначения директора, поэтому ВРИО не имел полномочий (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.11 по делу № А67-5899/2008).

Порядок назначения ВРИО. Для назначения временного единоличного исполнительного органа сначала необходимо приостановить или прекратить полномочия прежнего директора (иначе полномочиями единоличного исполнительного органа будут наделены сразу два лица, что противоречит законодательству). Обычно такое решение принимают на том же общем собрании, на котором назначают временного директора. Цель назначения ВРИО – руководство текущими делами общества до образования нового единоличного исполнительного органа.*

Полномочия директора, которые нельзя передать по доверенности

Василий Ермолин,

партнер международной юридической фирмы «БАЙТЕН БУРКХАРДТ»

Юлия Шмагина,

юрист международной юридической фирмы «БАЙТЕН БУРКХАРДТ»

Журнал «Юрист компании», №9, сентябрь 2012

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка