Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 ноября 2014 3 просмотра

Генеральный директор решил взять в лизинг на организацию ООО (ОСНО) джип. Конечно же ездить на автомобиле он будет сам. Автомобиль по договору лизинга находится на балансе Лизингодателя. Первый взнос директор хочет сам внести, т.е. не со счета организации как мне отразить это в учете и что заключить с директором на этот первый взнос, в дальнейшем ежемесячные платежи платит ООО. Подскажите бухгалтерский учет в этой ситуации, как мне отражать (проводки) лизинговое имущество и еж. платежи. Нужно ли мне вести путевые листы, учет ГСМ и т.д. Простите за некомпетентность, но сталкиваюсь впервые и это нужно срочно, так как об этом событии узнала за день.

Бухучет

На стадии заключения договора можно сразу согласовать, на чьем балансе будет числиться предмет лизинга. От этого зависит, как вы учтете расходы на содержание объекта и кто будет платить налог на имущество.

Основные отличия и особенности учета удобнее посмотреть в таблице.

Когда имущество учитывается у лизингодателя, отразите его за балансом.* Если же полученное имущество учитывается у вас на балансе, отразите его в составе основных средств. В особом порядке также надо отразить расходы, которые связаны с получением лизингового имущества (п. 50 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Имущество на балансе лизингодателя

Имущество, полученное по договору лизинга, в котором указано, что учитывается оно лизингодателем, отразите за балансом. Для этого используйте забалансовый счет 001«Арендованные основные средства»* (п. 8 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15). При получении имущества сделайте проводку:

Дебет 001
– принят к учету предмет лизинга.

Стоимость арендованного имущества отражайте в оценке, указанной в договоре (Инструкция к плану счетов). Как правило, эта оценка равна первоначальной стоимости имущества, определенной лизингодателем.*

К счету 001 можно организовать аналитический учет:

  • по лизингодателям;
  • по каждому объекту, полученному в лизинг.

Полученные в лизинг основные средства, находящиеся за пределами России, учтите на счете 001также обособленно.

Такие правила предусмотрены в Инструкции к плану счетов.

<…>

Имущество на балансе лизингодателя

Когда имущество учитывается на балансе лизингодателя, начислять по нему амортизацию не нужно* (п. 1 ст. 256п. 10 ст. 258 НК РФ). Вместо этого в расходах отражайте лизинговые платежи за пользование имуществом.* Подробнее об этом см.:

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. Рекомендация:Как лизингополучателю отразить в бухучете и при налогообложении лизинговые платежи за пользование имуществом

<…>

Бухучет

Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденные приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15, можно использовать в части, не противоречащей более поздним нормативно-правовым актам по бухучету. Поэтому в части учета расходов следует руководствоваться прежде всего положениями ПБУ 10/99.

В бухучете лизинговые платежи отражайте ежемесячно в составе расходов в корреспонденции со счетами расчетов (6076). Характер расходов определяйте в зависимости от направления использования предмета лизинга. В случае использования предмета лизинга в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг) используйте счета учета расходов по обычным видам деятельности.* В остальных случаях отразите прочие расходы:

Дебет 20 (25, 26, 44, 91-2...) Кредит 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга»
– начислен лизинговый платеж по имуществу, используемому организацией;

Дебет 19 Кредит 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга»
– учтен входной НДС по лизинговым услугам.

При получении счета-фактуры от лизингодателя и выполнении прочих необходимых условий:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– предъявлен к вычету входной НДС по лизинговым услугам.

В момент погашения задолженности перед лизингодателем сделайте запись:

Дебет 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга» Кредит 51
– оплачен лизинговый платеж.*

Такой порядок следует из положений пунктов 571116 и 18 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов (счета 19,20252644607691).

Расходы признавайте независимо от факта перечисления средств лизингодателю в размере стоимости услуг каждого текущего месяца, установленного графиком лизинговых платежей.* Это связано с тем, что затраты принимаются в бухучете в денежном выражении, равном величине их оплаты и (или) кредиторской задолженности перед лизингодателем. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором (п. 6 и 6.1 ПБУ 10/99).

Порядок бухучета операций по договору лизинга зависит от того, где учитывается имущество:

Имущество на балансе лизингодателя

Имущество, остающееся на балансе лизингодателя, было принято лизингополучателем к учету на забалансовом счете 001. Поэтому в данном случае лизингополучатель не должен амортизировать предмет лизинга. Расходы в виде лизинговых платежей отразите в бухучете в общем порядке.*

<…>

Авансовые платежи

Лизингополучатель может вести расчеты по договору авансом. Перечисленную предоплату отразите на отдельном субсчете к счету 60 «Расчеты по авансам выданным» так:

Дебет 60 (76) субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51
– перечислен авансом лизинговый платеж.

В периоде оказания услуги, в счет которой перечислена предоплата, в учете сделайте записи:

Дебет 20 (23, 25, 29, 44, 91-2...) Кредит 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга»
– начислен лизинговый платеж;

Дебет 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга» Кредит 60 (76) субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– зачтен перечисленный аванс (его часть) в счет погашения задолженности перед лизингодателем.*

Такой порядок основан на положениях пункта 3 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов (счета 76,60).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

3. Рекомендация:Как отразить при налогообложении приобретение ГСМ за наличные. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы на бензин учитывайте в зависимости от того, в какой деятельности используете транспорт. Если машины эксплуатируют для оказания автотранспортных услуг, то стоимость ГСМ отнесите к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Когда же транспортное средство используют просто для нужд организации (например, для перевозки сотрудников), то расходы включите в состав прочих, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Это подтверждает Минфин России в письмах от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61.

Для расчета налога на прибыль топливо принимайте к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 НК РФ). При этом сумму НДС, выделенную в чеке, исключите из налоговой базы (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ отнесли к материальным расходам, то списывайте их с учетом метода оценки материалов, который применяете в организации (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Когда же речь идет о прочих расходах, стоимость учтенного бензина списывайте по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264п. 1 ст. 170 НК РФ).

<…>

Ситуация: когда в состав расходов для расчета налога на прибыль можно включить стоимость ГСМ, приобретенных за наличный расчет

Даты списания ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Это объясняется тем, что основанием для списания ГСМ является правильно оформленный путевой лист. Именно этот документ подтверждает обоснованность списания ГСМ* (письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. № 03-03-06/2/161п. 1 ст. 252 НК РФ). После того как путевой лист провели по учету, стоимость израсходованных по нему ГСМ можно включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.* К путевому листу должны быть приложены чеки АЗС.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

4. Статья: Директор заплатил за компанию из своих наличных

Что понадобится сделать: Действовать надо в зависимости от того, какие документы выдал контрагент директору. Можно оформить авансовый отчет* или же купить товар у директора.

Директор потратил свои личные деньги на нужды компании. Скажем, купил мебель или канцтовары. Как отразить затраты в учете? Все зависит от того, какие документы он принес в бухгалтерию.

Все бумаги оформлены на компанию. В этом случае директор составит авансовый отчет и сам же утвердит его. После этого есть основание отразить затраты в бухучете.* Встает вопрос: можно ли в данной ситуации использовать счет 71? Вообще он предназначен для того, чтобы учитывать суммы, которые были заранее выданы работникам под отчет. Однако прямого запрета на то, чтобы сотрудник сначала оплатил расходы, а затем возместил затраченные деньги, в законодательстве нет. Поэтому в данном случае ничто не мешает отразить задолженность перед директором на счете 71.*

Инспекторы могут выдвинуть такую претензию: раз деньги не выдавались, значит, фактически компания расходов не понесла. Особенно это актуально для компаний, которые считают налог на прибыль по оплате. А также для компаний на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Поэтому безопаснее возместить затраты директору сразу после того, как он утвердит отчет.* Но что делать, если денег нет? В этом случае возможен такой вариант. Директор внесет в кассу деньги по договору беспроцентного займа, а затем компания выдаст ему их же в качестве перерасхода по авансовому отчету. С тем, что расходы, оплаченные за счет заемных средств, учитываются при «упрощенке», в Минфине России согласны ( письмо от 13 января 2005 г. № 03-03-02-04/1/2). После того как у компании появятся деньги, она возвратит директору заем.

Если директор уплатил наличные другой компании или индивидуальному предпринимателю, то при этом важно, чтобы соблюдался лимит расчетов по одной сделке – 100 000 руб. Иначе компанию и директора могут оштрафовать.*

<…>

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 6, МАРТ 2011

А. Михайлов,

эксперт журнала «Главбух»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка