Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
20 ноября 2014 58 просмотров

Уточнить,180 дней истекает 25 ноября 2014 г.,когда подавать уточненную декларацию по НДС за 2 квартал 2014 г.

Дело в том, что Вам необходимо подать налоговую декларацию по НДС за тот период, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение ставки 0 процентов, т.е. если документы Вы, например собрали в ноябре 2014 года, то операцию Вы отразите в декларации за 4 кв. 2014 года.

Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС, нужно представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, одновременно с налоговой декларацией (п. 9 и 10 ст. 165 НК РФ). При этом окончание 180-дневного срока связано не с периодом, в котором истекает срок подачи декларации, а с налоговым периодом, за который подается налоговая декларация.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Нужно ли подавать уточненную декларацию по НДС, если в установленный срок организация не собрала документы, подтверждающие факт экспорта товаров.

Да, нужно.

Моментом определения налоговой базы по экспортным операциям является:

Если расчеты по экспортным операциям осуществляются в иностранной валюте, то в обоих случаях налоговую базу определяйте в рублях по курсу Банка России на дату отгрузки (передачи) товаров (п. 3 ст. 153, п. 9, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ).

Если в течение 180 календарных дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (с момента отгрузки – при экспорте в страны – участницы Таможенного союза) организация не сумела собрать все необходимые документы, она должна начислить НДС по ставке 18 или 10 процентов (абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). В этом случае товары подлежат налогообложению как реализованные на внутреннем рынке, поэтому налог нужно начислить в том периоде, когда организация их отгрузила (абз. 2 п. 9, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Одновременно организация имеет право на общих основаниях принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), использованным для неподтвержденной экспортной поставки (п. 3 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 6 октября 2010 г. № 03-07-15/131).

Величину налоговой базы и сумму НДС к уплате следует отразить в уточненной налоговой декларации. В уточненной налоговой декларации помимо ранее заполненных разделов оформите раздел 6. Если в результате в разделе 6 будет отражена сумма НДС к уплате, то перед подачей уточненной декларации перечислите в бюджет недостающую сумму налога и пеней (ст. 75 НК РФ). Подробнее о порядке начисления пеней за несвоевременную уплату НДС в случае неподтвержденного экспорта см. Что делать, если экспортный НДС не был подтвержден, Что делать, если экспорт в страны – участницы Таможенного союза не был подтвержден. *

В раздел 1 декларации внесите уточнения, связанные с пересчетом суммы НДС в разделе 6. Это следует из пунктов 34.3 и 34.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация:Когда применяется ставка НДС 0 процентов.

Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг, связанных с вывозом товаров из России и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами России (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг по авиаперевозкам пассажиров из регионов России в Крым (Севастополь) или из Крыма (Севастополя) в другие регионы России (подп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Нулевую ставку НДС можно применять в отношении авиаперевозок, выполненных в период с 18 марта 2014 года по 31 декабря 2015 года включительно (п. 3, 4 ст. 2 Закона от 4 июня 2014 г. № 151-ФЗ).

Полный перечень операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, приведен в таблице.

Реализация товаров на экспорт

Внимание: в связи с присоединением к России Республики Крым и г. Севастополя реализация товаров в эти регионы экспортом не признается. Поэтому начиная с 18 марта 2014 года при совершении таких операций НДС нужно начислять по ставкам 18 или 10 процентов. Минфин России напоминает об этом в письме от 16 апреля 2014 г. № 03-07-13/1/17316.

<…>

Услуги, связанные с вывозом товаров

К услугам, связанным с вывозом товаров из России (в т. ч. на экспорт), относятся:

1. Услуги по международной перевозке товаров.

В данную категорию услуг включаются:

а) перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт назначения товаров расположен за пределами территории России (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

б) услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или аренды (в т. ч. лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления:

  • международных перевозок;
  • перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию России (от портов или пограничных станций, расположенных на территории России) до станции назначения товаров, расположенной на территории России;
  • перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
  • перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);

Это следует из подпунктов 2.1, 3.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

в) транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации:

  • международной перевозки;
  • перевозки железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию России (от портов или пограничных станций, расположенных на территории России) до станции назначения товаров, расположенной на территории России;
  • перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
  • перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);

г) работы (услуги) по перевозке или транспортировке за границу углеводородного сырья, добытого либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря.

Это следует из подпунктов 2.1, 3.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

В данную категорию услуг не включаются услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, перечисленные в подпункте 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, которые также облагаются НДС по нулевой ставке.

Ситуация: при каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  • исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
  • между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов;
  • транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (экспедиторами), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России. Если договором транспортной экспедиции предусмотрена организация перевозки грузов между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории России, то эти услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов.

Такой порядок следует из положений подпунктов 2.1, 9, 9.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-07-08/130, от 20 января 2011 г. № 03-07-08/15, от 17 января 2011 г. № 03-07-08/11.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • услуги по организации платежно-финансовых услуг;
  • услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.

Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:

  • оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
  • оформление переадресовки грузов;
  • оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
  • выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.

Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.

2. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России (в т. ч. на территорию стран – участниц Таможенного союза), а также помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита (подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

3. Услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории России (в т. ч. помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита) (подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

4. Услуги по передаче электроэнергии из электрической системы России в электрические системы иностранных государств (подп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

5. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров (подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Ситуация: какую ставку НДС применять при оказании услуг по хранению товаров при их транспортировке водным транспортом как в пределах России, так и на экспорт. На момент оказания услуг характер дальнейшей реализации товаров (внутренний рынок или экспорт) неизвестен

Ответ на этот вопрос не зависит от наличия у организации информации о характере дальнейшей реализации хранимых товаров.

Порядок применения нулевой ставки НДС установлен статьей 164 Налогового кодекса РФ. В соответствии с этой статьей по ставке НДС 0 процентов облагаются:

Если названные условия применения нулевой ставки НДС не выполняются, при оказании услуг по хранению товаров налог нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Возможность применения нулевой ставки НДС при оказании услуг по хранению товаров не зависит от помещения этих товаров под определенную таможенную процедуру на дату оказания услуг (подп. 2.1, 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ). Чтобы применить ставку НДС 0 процентов при реализации услуг, организация должна представить в налоговую инспекцию следующий пакет документов:

  • контракт (копию контракта);
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками соответствующих таможенных органов.

Такой порядок предусмотрен пунктами 3.1 и 3.5 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Моментом определения налоговой базы при реализации услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, является последнее число квартала, в котором собран полный пакет перечисленных документов (п. 9 ст. 167 НК РФ). Однако в счете-фактуре, предъявляемом заказчику услуг, ставку НДС в размере 0 процентов нужно указать независимо от наличия на момент выписки счета-фактуры документов, обосновывающих правомерность применения данной ставки (письмо Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-07-08/134). Отказаться от применения нулевой ставки по НДС организация не вправе (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18, определение Конституционного суда РФ от 5 марта 2009 г. № 468-О-О, постановления Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 13893/08, от 20 ноября 2007 г. № 7205/07, определения ВАС РФ от 16 июня 2010 г. № ВАС-13202/09, от 22 сентября 2010 г. № ВАС-12455/09, от 11 января 2010 г. № ВАС-17394/09, постановления ФАС Московского округа от 21 марта 2011 г. № КА-А40/1292-11, от 21 марта 2011 г. № КА-А40/1475-11-2, от 30 июня 2010 г. № КГ-А40/6211-10-П, от 28 декабря 2009 г. № КА-А40/14362-09, от 7 сентября 2009 г. № КГ-А40/8344-09-П-Б, Дальневосточного округа от 25 апреля 2011 г. № Ф03-1504/2011, Поволжского округа от 21 июля 2010 г. № А55-31726/2009).

Подтверждать право на применение ставки НДС 0 процентов по внешнеторговым операциям в рамках Таможенного союза нужно в особом порядке (Соглашение от 25 января 2008 г., введенное в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36, протокол, ратифицированный Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). *

<…>

Подтверждение права на применение нулевой налоговой ставки

Чтобы применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров на экспорт, а также при реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт или ввозом товаров в Россию, организация должна в установленный срок представить в налоговую инспекцию соответствующий пакет документов (подп. 1 п. 1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ). В противном случае налог придется начислить в общем порядке (по ставкам 18% или 10%) (п. 2, 3 ст. 164 НК РФ).

Подтверждать право на применение ставки НДС 0 процентов по внешнеторговым операциям в рамках Таможенного союза нужно в особом порядке (Соглашение от 25 января 2008 г. (введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36), протокол, ратифицированный Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).

Пример определения ставки НДС по товарам, реализованным на экспорт. Экспорт своевременно не подтвержден

Организация экспортировала в Польшу низковольтное оборудование на сумму 1 000 000 руб.

В установленные сроки организация не смогла собрать полный комплект документов, подтверждающих экспорт оборудования. Поэтому бухгалтер организации начислил с неподтвержденной экспортной поставки НДС по ставке 18 процентов. Рассчитанная сумма налога составила 180 000 руб. Ее организация перечислила в бюджет.

Впоследствии при подтверждении экспорта бухгалтер пересчитал НДС по ставке 0 процентов. Ранее уплаченную сумму налога 180 000 руб. по заявлению организации налоговая инспекция зачла в счет будущих платежей организации по НДС.

Ситуация: можно ли при реализации товаров на экспорт начислять НДС по ставке 18 (10) процентов. Организации заранее известно, что она не сможет собрать документы, необходимые для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС

Нет, нельзя.

Налоговые ставки являются обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). Независимо от обстоятельств и условий конкретных сделок организация не вправе произвольно менять размер установленных налоговых ставок или отказываться от их применения. Кроме того, пониженные (в т. ч. нулевые) налоговые ставки не являются налоговыми льготами, которыми организации могут пользоваться по своему усмотрению. Таким образом, при реализации товаров на экспорт (как в государства – участники Таможенного союза, так и в другие страны) организации обязаны применять нулевую ставку НДС, установленную пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и абзацем 1 пункта 1 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. Правомерность такого подхода подтверждается определением Конституционного суда РФ от 15 мая 2007 г. № 372-О-П, разъяснениями контролирующих ведомств (см., например, письма Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-07-08/134, ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18) и арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 20 июня 2006 г. № 14555/05).

Начислить НДС по ставке 18 (10) процентов организация будет должна, если в установленный срок не сможет подтвердить факт экспорта. По экспортным операциям налоговая база определяется:

  • либо в последний день квартала, в котором был собран пакет документов, подтверждающих экспорт;
  • либо на дату отгрузки, если необходимые документы не были собраны в течение 180 календарных дней с момента таможенного оформления товаров (момента отгрузки – при экспорте в страны – участницы Таможенного союза).

Это следует из положений пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае организация, не подтвердившая экспорт, должна заплатить НДС по ставке 18 (10) процентов. Но помимо этого ей придется перечислить в бюджет пени за просрочку платежа. Отступление от этого правила (т. е. преждевременное определение налоговой базы) налоговая инспекция может квалифицировать как грубое нарушение правил учета объектов налогообложения и привлечь организацию к ответственности по статье 120 Налогового кодекса РФ. В этом случае правомерность своих действий организации придется отстаивать в суде. Арбитражная практика по этой проблеме пока не сложилась.

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Рекомендация:Как подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров и реализации работ (услуг), связанных с экспортом (импортом).

Операции, в отношении которых применяется ставка НДС 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

В частности, нулевую ставку НДС организации вправе применять при реализации:

Подтверждение права на применение нулевой ставки НДС

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, организация должна:

Подтверждать факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза нужно в особом порядке. Подробнее об этом см. Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза.

Состав документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт за пределы Таможенного союза и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, зависит от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар, и от вида оказываемых работ (услуг).

Основными документами, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, являются:

Срок подачи подтверждающих документов

Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС, нужно представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, одновременно с налоговой декларацией (п. 9 и 10 ст. 165 НК РФ). При этом окончание 180-дневного срока связано не с периодом, в котором истекает срок подачи декларации, а с налоговым периодом, за который подается налоговая декларация. *

При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт (ввозом товаров), порядок определения 180-дневного срока для подачи документов зависит от вида работ (услуг) и от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар.

Если по истечении 180 календарных дней организация не представит в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) облагается НДС по ставке 10 или 18 процентов. Подробнее об этом см. Что делать, если экспортный НДС не был подтвержден.

Контракт

Контракт (копия контракта) на поставку экспортируемых товаров или на выполнение работ (оказание услуг), связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), является обязательным документом, который сдается в налоговую инспекцию для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС.

При поставке товаров на экспорт организация обязана представить контракт, заключенный с иностранным контрагентом (подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ). Если этот документ у организации отсутствует, например, если за границу вывозятся товары, покупателем которых является российская организация, применять нулевую ставку НДС нельзя. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 8 мая 2013 г. № 03-07-08/16131, ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18594 (размещены на официальном сайте налогового ведомства в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами»).

Если товары реализуются через посредника, организация-экспортер представляет:

  • посреднический договор;
  • контракт между посредником и иностранным контрагентом, предусматривающий поставку товаров, принадлежащих организации-экспортеру.

Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

При реализации работ или услуг, связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), предоставляются:

  • контракты, заключенные с российскими контрагентами, – если заказчиками работ (услуг) являются российские организации;
  • контракты, заключенные с иностранными контрагентами, – если заказчиками работ (услуг) являются иностранные организации.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3.1, подпункта 1 пункта 3.2, подпункта 1 пункта 3.3, подпункта 1 пункта 3.4, подпункта 1 пункта 3.5, подпункта 1 пункта 3.6, подпункта 1 пункта 3.7, подпункта 1 пункта 3.8, подпункта 1 пункта 4, подпункта 1 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Таможенная декларация

Таможенные декларации (их копии) являются обязательными документами для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов:
1) при вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Особенности оформления и представления таможенных деклараций в налоговые инспекции представлены в таблице;
2) при реализации:

  • работ (услуг) по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России, трубопроводным транспортом (подп. 3 п. 3.2 ст. 165 НК РФ);
  • услуг по организации транспортировки природного газа, вывозимого за пределы России (ввозимого на территорию России), трубопроводным транспортом (если производится таможенное декларирование таких операций). Если таможенное декларирование не производится, вместо таможенных деклараций в налоговую инспекцию нужно представить документы, подтверждающие факт оказания соответствующих услуг (подп. 3 п. 3.3 ст. 165 НК РФ).

Для целей таможенного контроля таможенная декларация может быть оформлена в электронном виде (п. 2 ст. 99 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). Однако в налоговую инспекцию таможенную декларацию нужно подавать на бумажном носителе.

При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта вместо самих таможенных деклараций организация может представить в налоговую инспекцию их реестры (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 21 мая 2010 г. № 48н). Реестры могут быть составлены на бумажных носителях в произвольной форме. При этом реестры таможенных деклараций должны содержать сведения о фактически вывезенных товарах, подтвержденные отметками российских пограничных таможен (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 21 мая 2010 г. № 48н, письмо Минфина России от 29 ноября 2010 г. № 03-07-08/335).

Транспортные и товаросопроводительные документы

Представление в налоговые инспекции копий транспортных, товаросопроводительных и (или) других документов для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов участниками экспортно-импортных операций является обязательным.

1. При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Документы должны подтверждать факт вывоза товаров за пределы России. Исключение составляет вывоз товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач – при таких вариантах экспорта копии транспортных и товаросопроводительных документов не представляются (подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

2. При реализации услуг по международной перевозке товаров.

При реализации услуг, связанных с вывозом товаров на экспорт, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).

При реализации услуг, связанных с ввозом товаров в Россию (в т. ч. через территорию стран – участниц Таможенного союза), документы должны быть оформлены с учетом следующих особенностей:

  • при ввозе товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)) в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт приема товаров к перевозке. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
  • при ввозе товаров воздушным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия грузовой накладной, где в качестве аэропорта погрузки (перегрузки) указан аэропорт, который находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
  • при ввозе товаров автомобильным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российской таможни, подтверждающей ввоз товаров в Россию.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

3. При реализации работ (услуг) в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу России. При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).

При реализации работ (услуг), связанных с ввозом товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)), в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт перевозки товаров. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами России, а сам документ должен содержать отметку таможни, действующей в пункте пропуска товаров.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.5 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

4. При реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки экспортируемых товаров по территории России в налоговую инспекцию представляются копии документов с отметками российских таможен, которые должны подтверждать, что перевозимые товары помещены под таможенную процедуру экспорта (подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ).

5. При реализации работ (услуг) по перевозке экспортируемых товаров по территории России организациями внутреннего водного транспорта в налоговую инспекцию представляются копии документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (подп. 3 п. 3.8 ст. 165 НК РФ).

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка