Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
21 ноября 2014 881 просмотр

У нас ООО зарегистрированно по одному адресу, т.е ю/а, а деятельность осуществляем по другому адресу, должны ли мы получить КПП по месту осуществления деятельности ООО (розничная продажа алкогольной продукции)

Если организация осуществляет свою деятельность по фактическому адресу, не указанному в ЕГРЮЛ, это может повлечь за собой административную ответственность. Наиболее вероятным наказанием со стороны налоговых инспекторов за несовпадение фактического и юридического адреса станет штраф на имя руководителя организации в сумме 5000 руб. (пункт 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях), за то, что исполнительный орган общества не находится по месту регистрации организации.

Кроме того, работу по фактическому адресу налоговая инспекция может расценить как создание обособленного подразделение, и если такое подразделение не поставлено на учет – привлечь организацию к ответственности. Во-первых, по статье 126 Налогового кодекса РФ – 200 руб. И во-вторых, по статье 116 того же кодекса в размере как минимум 10 000 руб. Это за то, что компания ведет деятельность через обособленное подразделение, не поставленное на учет в налоговой инспекции. Руководителя же или другого ответственного сотрудника организации накажут уже в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. В данном случае основаниями для штрафов могут быть пункт 1 статьи 15.6 либо статья 15.3.

Соответственно, чтобы организации избежать штрафов, необходимо либо зарегистрировать адрес места фактической деятельности в качестве основного (сделать его юридическим), либо зарегистрировать обособленное подразделение – тогда обособленное подразделение организации получит собственный КПП. Если подразделение будет иметь собственный расчетный счет и баланс, его следует регистрировать в форме филиала (для этого требуется внести изменения в устав и представить их в инспекцию по месту нахождения организации вместе с решением учредителей об этом и заявлением по форме 13002).

Если организации требуется зарегистрировать обычную торговую точку, можно зарегистрировать простое обособленное подразделение. Для этого необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения по форме № С-09-3-1 (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.

Также важно учесть, что в лицензии указывается не только юридический адрес организации – продавца алкоголя, но и адреса его торговых точек, осуществляющих продажу алкоголя. Изменение адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности является основанием для переоформления лицензии (ч. 1 ст. 18 Закона № 99-ФЗ). Если в лицензии не указан адрес, по которому осуществляется торговля – организация нарушает требование лицензионного законодательства и может быть привлечена к административной ответственности.

Поэтому необходимо переоформить лицензию на продажу алкоголя, и указать новый объект продажи алкогольной продукцией.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

По вопросу фактического и юридического адреса

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях

<…>

«Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

<…>

3. Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей*».

<…>

2. Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

<…>

«Статья 5. Содержание государственных реестров

1. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:*

<…>

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом*. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

<…>

Статья 8. Сроки и место государственной регистрации

1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа*, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

<…>

Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа*, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности».

<…>

3. Статья: Чем опасно, когда компания работает не там, где зарегистрирована, и как при этом снизить риски

Чем поможет эта статья:
Вы определите для себя, как лучше действовать, если юридический адрес вашей компании отличается от фактического.

От чего убережет:
От штрафов со стороны налоговых инспекторов и неприятностей с банками.

Чем поможет эта статья:
Вы определите для себя, как лучше действовать, если юридический адрес вашей компании отличается от фактического.

От чего убережет:
От штрафов со стороны налоговых инспекторов и неприятностей с банками.

Чем несовпадение адресов грозит сегодня

Довольно типичная ситуация. Учредители зарегистрировали компанию по одному адресу, а деятельность на самом деле ведут совсем по другому. Вот и получается, что у организации два адреса: один на бумаге – юридический, второй – фактический.

Тут оговоримся, что в законодательстве нет таких понятий, как «юридический» или «фактический» адрес. Есть только «адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа». Тот, по которому зарегистрирована компания. И именно эти данные значатся в уставе, а потом попадают и в ЕГРЮЛ. Таковы правила пунктов 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ.*

Что же страшного, если компания работает по адресу, отличному от прописанного в учредительных документах? О возможных последствиях мы скажем прямо сейчас. А о том, как избежать всех неприятностей и что учесть в работе, – в следующем разделе.

Штраф за недостоверные сведения

На сегодняшний день в ситуации, когда реальный адрес компании не совпадает с юридическим, наиболее вероятным наказанием со стороны налоговых инспекторов станет штраф на имя руководителя организации в сумме 5000 руб. Основание тут – пункт 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правда, с такой санкцией в ФНС России согласились лишь в прошлом году – в письме от 5 мая 2010 г. № МН-20-6/622. До этого же налоговики долгое время предъявляли претензии к самой компании. Более того, не найдя компанию по его «законному» местонахождению, многие ревизоры сразу обращались в суд. Они были убеждены, что предприятие нарушило закон, заявив при регистрации фиктивный адрес. Поэтому его можно ликвидировать (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).*

К счастью, судьи подобные иски не удовлетворяли. Ведь непременное условие для ликвидации – это неустранимый характер нарушения. А расхождение в адресах можно легко исправить, если внести изменения в устав (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2010 г. по делу № А56-25535/2009).

Санкции за то, что не сообщили в ИФНС о создании подразделения

Порой инспекторы рассуждают и так. Если организация ведет деятельность по адресу, не указанному в учредительных документах, значит, там, по сути, работает ее обособленное подразделение. А известить о создании такового вы обязаны в течение месяца, как того требует подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Уведомления не поступило? Получайте штрафы на организацию. Во-первых, по статье 126 Налогового кодекса РФ – 200 руб. И во-вторых, по статье 116 того же кодекса в размере как минимум 10 000 руб. Это за то, что компания ведет деятельность через обособленное подразделение, не поставленное на учет в налоговой инспекции.

Руководителя же или другого ответственного сотрудника организации накажут уже в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. В данном случае основаниями для штрафов могут быть пункт 1 статьи 15.6 либо статья 15.3. Но поскольку наказать за одно и то же нарушение дважды ревизоры не вправе, они применят наиболее суровую меру из двух. То есть последнюю – в размере от 2000 до 3000 руб.*

Хорошо если фактический адрес организации подведомствен той же инспекции, в которой числится сама организация. Тогда ставить на учет обособленное подразделение закон не требует. А потому и вышеперечисленных штрафов можно не бояться.

Отказ банка обслуживать организацию

А вот еще неприятная вещь. Банк вправе перестать обслуживать счет компании, если ее фактический и юридический адреса не совпадают. И тут даже судьи не помогут. Об этом свидетельствуют, к примеру, постановления Президиума ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 1307/10ФАС Дальневосточного округа от 24 января 2011 г. № Ф03-9534/2010.

В общем-то, все по закону. Банк может отказаться заключать с компанией договор, если та не находится по адресу, зарегистрированному по уставу. Так поступить прямо разрешает пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...».

Несвоевременная доставка или утеря важной корреспонденции

По общим правилам налоговики направляют все письма по тому адресу, по которому зарегистрирована компания. Даже если это квартира одного из учредителей. Недавно об этом предупредили представители ФНС России в письме от 23 сентября 2011 г. № ПА-21-6/293. Объясняется все довольно просто. Ревизоры пользуются сведениями, занесенными в ЕГРЮЛ. А именно туда и попадает адрес учредителя, если таковой заявили в качестве юридического (п. 2 ст. 8п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Представьте, если инспекторы направят по юридическому адресу письмо с требованием погасить задолженность по налогам. А вы его вовремя не увидите. В результате инспекторы могут заблокировать ваш счет, а впоследствии предъявить еще и штраф.

Кроме того, не забывайте, что важная корреспонденция может быть не только из налоговой, но и из внебюджетных фондов или от контрагентов.

<…>

Что предпринять в идеале, чтобы совсем уйти от споров

Понятно, что хочется вообще избежать всяческих неблагоприятных последствий, связанных с расхождением юридического и фактического адресов. И тут есть два варианта действий.

Первый вариант – перерегистрируйте компанию на фактический адрес

Конечно, лучше всего сделать так, чтобы фактический и юридический адреса организации совпадали. Во всяком случае это самый надежный способ. И правильный с точки зрения гражданского законодательства. Он подойдет для того случая, когда по юридическому адресу вообще никакой деятельности нет.

Итак, в свою налоговую инспекцию либо в ту, что занимается регистрацией юрлиц (если таковая есть в вашем городе), необходимо подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Для этого есть форма № Р13001, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. Но лучше используйте бланк в том виде, в котором его рекомендовала ФНС России в письме от 25 июня 2009 г. № МН-22-6/511@. Просто утвержденная форма не отвечает требованиям сегодняшнего законодательства, поэтому налоговики ее слегка дополнили и разместили на сайте www.nalog.ru.

К заявлению приложите решение о внесении изменений в устав, сам устав в новой редакции либо отдельный документ «Изменения к уставу». А также платежное поручение об уплате госпошлины. Такой набор бумаг предусмотрен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

В общем-то, все не так уж и трудно. Единственное, что может осложнить ситуацию: новый адрес подведомствен другой налоговой инспекции. Тут вам придется набраться терпения, поскольку предстоит снимать компанию с учета в старой ИФНС и ставить на учет в новой. А на это может уйти месяц, и не один.

Второй вариант – закрепите по второму адресу обособленное подразделение

Допустим, ваше руководство не желает менять адрес, прописанный в уставе. Или просто по юридическому адресу, также как и по фактическому, все же есть какой-то бизнес. В таком случае вам достаточно встать на учет в инспекцию по реальному местонахождению, заявив об обособленном подразделении. И заметьте, вы не обязаны прописывать его в уставе компании, если это не филиал и не представительство.

Здесь ваши действия будут следующими. Во-первых, письменно сообщите о создании обособленного подразделения в ИФНС по месту учета самой компании (подп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Для этого используйте специальную форму № С-09-3-1. Обратите внимание: это новый бланк, недавно утвержденный приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@. Тут от вас даже не требуется прикладывать какие-либо документы о создании подразделения.

И во-вторых. Если по юридическому адресу деятельности никакой нет, советуем направить в инспекцию, где значится ваша компания, письмо. В нем попросить всю корреспонденцию, предназначенную для организации, отсылать по адресу подразделения (см. образец).

Как безопасно действовать, если официально менять ничего не хочется

Как быть, если нет возможности ни перерегистрировать адреса компании, ни поставить на учет обособленное подразделение? Что же, в таком случае вам надо постараться хотя бы не акцентировать внимание ревизоров на различии в адресах.

Следите за адресами в «первичке» для контрагентов

Само собой, своим партнерам вы легко можете сообщить реальное местонахождение по телефону. Но вот в документах, которые вы для них оформляете, безопаснее писать тот адрес, который значится в вашем уставе.

В том, что в счете-фактуре необходимо указывать строго юридический адрес, давно убеждены чиновники. Если их требования проигнорировать, у вашего контрагента могут возникнуть проблемы с вычетом НДС (подробнее об этом читайте комментарий ниже).

А вот в первичных документах (накладные, акты, квитанции) закон вообще не обязывает писать адрес организации. Такие сведения вы не найдете в числе обязательных реквизитов, если заглянете в статью 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Само собой, когда речь идет об унифицированной форме, заполнять необходимо все ее реквизиты. А там уже адрес не исключен. Взять хотя бы товарную накладную по форме № ТОРГ-12. Правила не уточняют, какой именно адрес обозначать в ней: юридический или фактический. Но чтобы он не отличался от того, который вы указываете в счетах-фактурах, безопаснее везде использовать адрес по уставу.

Организуйте доставку почты

Как мы говорили, различие в адресах может обернуться тем, что вы рискуете пропустить важное письмо от контролеров. А вместе с этим и строго установленные сроки, нарушение которых грозит штрафами. Чтобы обеспечить бесперебойную связь с инспекцией, договоритесь с почтой, что будете забирать корреспонденцию сами. То есть попросите, чтобы почтальон не разносил письма по юридическому адресу.

По «уставному» адресу находится какая-то другая организация? Договоритесь с ее сотрудниками, что они будут сообщать вам о полученных для вас письмах. Или можете оформить на такую компанию доверенность, по которой ее представители смогут забирать вашу корреспонденцию.

Ваша компания ведет деятельность по тому же адресу, где и зарегистрирована?

Частые вопросы, которые возникают в отношении адреса компании

Если продавец указал в счете-фактуре фактический адрес, вы рискуете получить отказ в вычете НДС

Главное, о чем важно помнить

С. Амплеева ведущий эксперт журнала «Главбух» Журнал «Главбух», №22, ноябрь 2011

По вопросу создания обособленного подразделения

1. Рекомендация: Какое обособленное подразделение создать: выбор между филиалом, представительством и иным подразделением

Зачастую организация сталкивается с необходимостью вести деятельность не по месту своего нахождения, а по иному адресу (например, оказывать услуги в другом городе, производить продукцию в соседней области, хранить товар на специально оборудованном складе и т. д.). Перед тем как приступить к осуществлению такой деятельности, необходимо проверить, требуется для этого создать обособленное подразделение или нет. Если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ, а организация эту обязанность не исполнит, то юридическое лицо могут привлечь к налоговой ответственности, а на его руководителя может быть наложен административный штраф.

Если руководство организации решает (планирует) открыть обособленное подразделение, юристу могут поручить описать преимущества и недостатки каждого вида подразделений. Задача юриста – пояснить руководству, какое подразделение лучше создать в той или иной ситуации – филиал, представительство или иное подразделение.

В каких случаях необходимо создать обособленное подразделение

Признаки обособленного подразделения приведены в абзаце 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. Так, организация должна создать обособленное подразделение (и надлежащим образом оформить факт его создания), если одновременно выполняются два условия.

Условие 1. Организация планирует вести деятельность по адресу, отличному от адреса ее госрегистрации (места нахождения).

Обоснование

Признак обособленного подразделения – территориальная обособленность. Считается, что если адрес подразделения (офиса, склада и т. д.), ведущего деятельность от имени организации, не совпадает с юридическим адресом головной организации, то подразделение является территориально обособленным.*

<…>

Условие 2. По месту нахождения подразделения будет оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место. Стационарным считается рабочее место, созданное на срок более одного месяца.

Обоснование

В законе приведен термин «стационарные рабочие места» (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ). То есть при буквальном толковании можно сделать вывод о необходимости создания в обособленном подразделении нескольких стационарных рабочих мест. Если же оборудовано всего лишь одно рабочее место, подразделение обособленным не считается.

Такой вывод неверен. Признаком обособленного подразделения является наличие даже одного стационарного рабочего места (письма Минфина России от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73от 2 июня 2005 г. № 03-02-07/1-132МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302@). Такого мнения придерживаются и суды при вынесении решений (постановления ФАС Поволжского округа от 22 февраля 2007 г. по делу № А49-2663/06-166А/22ФАС Центрального округа от 26 июля 2004 г. № А62-1493/04).

<…>

Как решить, через какое обособленное подразделение лучше работать

Прежде чем открыть обособленное подразделение, необходимо определить цель его создания. А именно понять, какой результат организация хочет получить. В зависимости от этого будет решаться вопрос о выборе между филиалом, представительством и иным обособленным подразделением (простым подразделением).

Первый критерий выбора – ведение деятельности или представление интересов

На основании этого критерия делают выбор между филиалом и представительством.

Так, обособленное подразделение можно создать:

  • либо с целью вести через это подразделение любую хозяйственную деятельность организации (например, производить продукцию, оказывать услуги и т. д.);
  • либо с целью совершать только действия по представлению интересов организации, то есть действия, направленные на достижение правового, а не фактического результата (заключение сделок от лица организации, представление интересов юридического лица в суде и т. д.).

Если организация намерена осуществлять через подразделение все свои функции, включая функции представительства (или часть своих функций), то нужно создать филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Если подразделение необходимо только для того, чтобы представлять и защищать интересы юридического лица, то имеет смысл открыть представительство (п. 1 ст. 55 ГК РФ)*. Однако при этом нужно понимать, что по закону организация не вправе совершать какие-либо фактические действия через такое подразделение (например, оказывать по месту нахождения представительства медицинские услуги, изготавливать мебель для ее дальнейшей реализации и т. д.). Впрочем, никаких санкций за нарушение такого запрета закон не устанавливает. Поэтому на практике организации нередко ведут производственную деятельность не только через филиалы, но и через представительства. Однако юристу все же имеет смысл сообщить своему руководству о предусмотренных в законе различиях между филиалом и представительством и посоветовать выбрать представительство только тогда, когда организация не намерена осуществлять через подразделение производственную деятельность.

Второй критерий выбора – внесение изменений в учредительные документы или упрощенная процедура создания

На основании этого критерия делают выбор между филиалом (представительством) и простым обособленным подразделением.

Создание филиала и открытие представительства – достаточно сложные процедуры, требующие, в частности, внесения изменений в учредительные документы организации и регистрации этих изменений в налоговой инспекции (п. 3 ст. 55 ГК РФп. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации). Создать иное обособленное подразделение (т. е. подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством) значительно проще. Для этого не нужно вносить изменения в учредительные документы, достаточно лишь письменно оформить решение о создании подразделения и встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения.*

<…>

При этом закон не запрещает наделять простое подразделение такими же функциями, которые организация планирует предусмотреть для филиала или представительства. Следовательно, на первый взгляд кажется, что предпочтение имеет смысл отдать простому подразделению. Однако такой вывод верен не всегда.

Именно филиал (представительство) необходимо создать в случае, если планируется, что обособленное подразделение будет иметь собственный расчетный счет.*

Обоснование

Законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»).

Целесообразно создать филиал (представительство) и тогда, когда обособленное подразделение будет:

  • иметь отдельный баланс;
  • самостоятельно начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников;
  • иметь достаточно сложную организационную структуру и большое число сотрудников;
  • находиться на большом расстоянии от организации.*

Александр Поротиков кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Виталий Перелыгин эксперт ЮСС «Система Юрист»

Михаил Латушкин кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

2. Рекомендация: Как создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством

Чтобы создать обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:

  • принять и оформить решение о создании обособленного подразделения;
  • подготовить подразделение к работе;
  • встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения;
  • уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.*

Как принять и оформить решение о создании обособленного подразделения

Закон не устанавливает, к компетенции какого органа юридического лица относится вопрос о принятии решения о создании простого обособленного подразделения. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации. Вместе с тем, учредительные документы организации могут устанавливать, что вопрос о создании простого обособленного подразделения относится к компетенции иного органа управления (если это не запрещено законом). Например, устав ООО может предусматривать, что решение о создании подразделения принимает общее собрание участников, а устав акционерного общества может относить этот вопрос к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

В решении (приказе) о создании обособленного подразделения имеет смысл указать:

  • наименование (вид) и место нахождения подразделения (например, «Орловский офис общества с ограниченной ответственностью "Альфа"», расположенный по адресу: 125008, г. Орел, ул. Михалковская, д. 20);
  • цель создания подразделения и его функции (к примеру, реализация продукции ООО «Альфа» на территории города Орла);
  • сведения об организационно-штатной структуре подразделения, в частности, о его руководителе;
  • момент открытия подразделения. Указание на такой момент обезопасит организацию от возможных споров с налоговой инспекцией, связанных с нарушением срока уведомления о создании подразделения. Так, в решение имеет смысл включить следующее уточнение: «Обособленное подразделение считается открытым с момента оборудования по месту его нахождения стационарных рабочих мест и издания приказа об открытии подразделения».

Можно поступить и иначе: подробную информацию об обособленном подразделении отразить в отдельном внутреннем документе организации (например, в Положении об офисе, утвержденном общим собранием участников ООО или общим собранием акционеров акционерного общества), а в текст решения (приказа) о создании подразделения включить лишь основные сведения (название подразделения и его адрес). При этом в решении обязательно понадобится указать, какой именно документ (положение) регулирует деятельность подразделения.

Совет

В текст любого решения (приказа) о создании обособленного подразделения имеет смысл включить указание на то, что подразделение не является филиалом или представительством юридического лица. Такое уточнение позволит избежать возможных споров и недопонимания с контрагентами и государственными органами.

Как подготовить обособленное подразделение к работе

Чтобы обособленное подразделение могло вести свою деятельность, необходимо совершить следующие действия.

Во-первых, арендовать или приобрести недвижимость (здание, строение, сооружение, помещение), где будет располагаться обособленное подразделение. Этого делать не понадобится, если организация намерена создать обособленное подразделение по месту нахождения:

Во-вторых, оборудовать стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более одного месяца (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ). Требуется создать необходимые условия для надлежащего исполнения сотрудниками их трудовых обязанностей (например, произвести ремонт помещения, установить компьютеры, обеспечить рабочие места средствами связи и т. д.).

Можно ли по месту нахождения обособленного подразделения оборудовать одно стационарное рабочее место, а не несколько

Да, можно.

Признаком обособленного подразделения является наличие даже одного стационарного рабочего места (письма Минфина России от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73от 2 июня 2005 г. № 03-02-07/1-132МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302@). Такого мнения придерживаются и суды при вынесении решений (постановленияФАС Поволжского округа от 22 февраля 2007 г. по делу № А49-2663/06-166А/22ФАС Центрального округа от 26 июля 2004 г. № А62-1493/04).*

Совет

Факт того, что стационарные рабочие места оборудованы, имеет смысл документально зафиксировать. Это позволит избежать возможных споров с налоговой инспекцией, связанных с нарушением срока уведомления о создании обособленного подразделения.

Какой именно документ нужно составить по завершении оборудования рабочих мест, закон не предусматривает. Представляется, что руководителю организации будет достаточно издать приказ об открытии обособленного подразделения (о начале осуществления подразделением своей деятельности). Главное – зафиксировать в приказе дату окончания оборудования рабочих мест.

В-третьих, заключить трудовые договоры с новыми сотрудниками либоперевести (переместить) сотрудников организации на работу по месту нахождения обособленного подразделения.

Перевод на работу по месту нахождения подразделения возможен, если выполняются два условия (абз. 2 ч. 2 ст. 57ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ):

  • сотрудник дает письменное согласие на такой перевод;
  • изменяется трудовая функция сотрудника и (или) подразделение находится в другой местности по сравнению с местом нахождения организации. Под термином «другая местность» понимается местность за пределами административно-территориальных границ населенного пункта (п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Например, если создаваемый офис расположен в г. Белгороде, а юридическое лицо зарегистрировано в г. Москве, то работать в офисе сотрудник организации сможет только на основании перевода.

При переводе сотрудника на другую работу необходимо заключить соглашениеоб изменении условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

Согласия сотрудника и оформления дополнительного соглашения к трудовому договору не потребуется в случае перемещения сотрудника, то есть в ситуации, когда имеют место следующие обстоятельства (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ):

  • подразделение находится в том же населенном пункте, что и сама организация;
  • условия трудового договора не изменяются.

<…>

Как встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения

Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения – обязанность юридического лица (п. 14ст. 83 НК РФ). Для ее исполнения необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.

Сообщение нужно подать в течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения. Таким моментом считается момент оборудования в подразделении стационарных рабочих мест.*

Обоснование

Закон прямо не устанавливает, с какого дня простое обособленное подразделение считается созданным. В настоящее время позиция судов сводится к тому, что подразделение создается с момента, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Наступление такого момента можно подтвердить, например, приказом об открытии обособленного подразделения, актом окончания работ по техническому оборудованию рабочего места и т. д.

Зачастую суды обращают внимание также на то, ведет организация фактическую деятельность через обособленное подразделение или нет (постановление ФАС Уральского округа от 27 октября 2008 г. № Ф09-7766/08-С3 по делу № А60-2706/08). Если юридическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, ведет иную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, считается, что рабочие места оборудованы, а подразделение создано (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2004 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).

Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена ответственность

Если юридическое лицо представит сообщение о создании обособленного подразделения позднее одного месяца с момента создания такого подразделения (например, через 45 дней), то налоговая инспекция может посчитать, что организация совершила одно из следующих правонарушений.

1. Нарушила срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 116 НК РФ). Санкция за совершение такого правонарушения – штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, руководителя организации могут привлечь к административной ответственности и назначить один из двух видов наказания: предупреждение либо штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

2. Нарушила срок подачи документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). За совершение этого правонарушения инспекция может взыскать с организации штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. На руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Какое именно решение примет инспекция, точно сказать затруднительно*. Дело в том, что в настоящее время нет официальных разъяснений по вопросу о последствиях нарушения срока, за который необходимо подать сообщение о создании обособленного подразделения. До вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, внесшего изменения в пункт 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, организации были обязаны представлять в инспекцию не сообщение, а заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Следовательно, за нарушение срока подачи этого заявления наступала ответственность только на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ. Должны ли организации нести такую ответственность в настоящее время, однозначно ответить сложно. Ведь в законе прямо не указано, что сообщение о создании обособленного подразделения считается заявлением о постановке на учет. Выходит, взыскать штраф в размере 10 тыс. руб. инспекция не вправе. Однако налоговые органы продолжают привлекать организации, не подавшие вовремя сообщение о создании подразделения, к ответственности по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Судебная практика по рассматриваемому вопросу еще не сложилась.

Важно обратить внимание и на следующее. Если юридическое лицо не только не уведомит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, но и будет вести через него деятельность (например, оказывать маркетинговые, аудиторские, иные услуги в новом офисе), инспекция может посчитать, что организация не исполнила обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). За неисполнение такой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение времени, за которое организация вела деятельность через подразделение. В любом случае размер штрафа не может быть менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Помимо этого руководителя могут привлечь к административной ответственности, оштрафовав на сумму в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

<…>

Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов

Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).

Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):

  • Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
  • ФСС России и его территориальные органы.

Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о создании обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня создания подразделения (т. е. со дня оборудования стационарных рабочих мест). При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о создании обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату открытия подразделения (т. е. дату окончания оборудования стационарных рабочих мест), а также место нахождения подразделения.*

Должна ли организация встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения простого обособленного подразделения

Нет, не должна.

Зарегистрироваться в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения обособленного подразделения необходимо лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:

  • подразделение имеет отдельный баланс;
  • подразделение имеет отдельный расчетный счет;
  • подразделение самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Обоснование

Такие правила установлены:

Подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не обладают всеми тремя перечисленными признаками. В частности, законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»). Следовательно, вставать на учет в органах внебюджетных фондов по месту нахождения такого подразделения не нужно.

Александр Поротиков кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Виталий Перелыгин эксперт ЮСС «Система Юрист»

Михаил Латушкин кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

3. Статья 83 Налогового кодекса РФ

<…>

«4. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.*

Приказ Минфина "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций...Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган».

<…>

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 26.03.2009 № 03-02-07/1-152 «О порядке присвоения кода причины постановки на учет обособленному подразделению организации»

<…>

«Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения* или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.
В случаях, когда учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 83 Кодекса на основании сообщения этой организации, представляемого в налоговый орган по месту ее нахождения, указанной организации присваивается соответствующий код причины постановки на учет*. Присвоенный код причины постановки на учет отражается в уведомлении о постановке российской организации на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации (форма N 1-3-Учет которого утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@), выдаваемом (направляемом) организации налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения».

<…>

По вопросу лицензирования деятельности

1. Закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

<…>

«Статья 16. Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции

<…>

5. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей*».

2. Закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

<…>

«Статья 9. Действие лицензии

<…>

5. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации*».

<…>

3. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»

<…>

«3. Деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении. В уведомлении указываются следующие сведения:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование*, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, данные документа, удостоверяющего его личность, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

лицензируемый вид деятельности* в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому адресу, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации.*

К уведомлению прилагаются оригинал лицензии, заявление о переоформлении лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.

Уведомление и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, на территории которого лицензиат предполагает осуществлять лицензируемый вид деятельности, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) лицензиату.

Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации переоформляет лицензию в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет*».

<…>

24.11.2014 г.

С уважением,

Алла Пыжова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Из-за чего у вас бывает переплата по НДФЛ?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка