Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин сообщил, кого накажут за ошибки в декларациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
24 ноября 2014 27 просмотров

В нашей организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (отчет утвержден 26.11.2010г.), а также по другим работникам проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах (отчет утвержден 15.08.2014 г.).1. С каких дат нужно начислять дополнительные тарифы?2. Установлена ли ответственность за не начисление дополнительных тарифов, если мы должны их были начислять с 2010 года и до сих пор не начисляли?Спасибо.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса. Если по результатам специальной оценки были установлены условия труда, как класс – опасный
подкласс – 4 или класс – вредный подкласс – 3.4, тариф дополнительных взносов должен составлять 8 % и 7 % соответственно по выплатам работникам, имеющим право на досрочную пенсию на основании пп. 1–18 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. В случае, если в ходе выездной проверки ПФ РФ установит занижение тарифов, организации будут дополнительно начислены страховые взносы. При этом, если данное нарушение приведет к возникновению задолженности, организации начислят пени и штрафы.

Пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы страховых взносов за каждый день просрочки, в том числе и за выходные и нерабочие праздничные дни.

Размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

<…>

Дополнительные тарифы

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ должны:

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих местМетодика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пунктами 1 и 2 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Если в организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда, применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов, установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113.*

К результатам специальной оценки условий труда приравниваются результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать при определении особых дополнительных тарифов. Для этого необходимо выполнение трех условий:

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.*

Внимание: начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда в соответствии с Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Документы, регулирующие порядок аттестации рабочих мест, при проведении специальной оценки условий труда не применяются (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест при определении размеров дополнительных тарифов допускается потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не изменилась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагаются дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда на рабочем месте признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации, проведенной в предыдущие годы, начислять дополнительные пенсионные взносы нужно по фиксированным тарифам 4 или 6 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной в соответствии с Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждается разъяснениями Минтруда России от 7 марта 2014 г. и письмом Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Следует учитывать, что при начислении пенсионных взносов по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину расчетной базы (624 000 руб.), не применяются. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от этой суммы. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 3 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Этот порядок распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

<…>

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

2. Рекомендация:Как провести специальную оценку условий труда

С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда. Это означает, что с этой даты оценка условий труда на рабочих местах в целях, предусмотренных трудовым законодательством, может осуществляться исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).*

Порядок для новой процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗМетодика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда нужно провести внепланово).*

<…>

Ответственность

Внимание: если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. Руководителю организации (иным должностным лицам) может быть назначен штраф от 1000 до 5000 руб., саму организацию могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб.

Также суд может временно приостановить деятельность организации-нарушителя. Такие санкции установлены в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

<…>

Классы условий труда*

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;*
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.*

В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:*

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;*
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.*

Об этом говорится в статье 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Оформление результатов

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Использование результатов оценки*

Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;*
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Об этом говорится в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Отражение результатов спецоценки

Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 10 раздела II формы-4 ФСС, утвержденной приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н.

Подробнее о том, как это сделать, см. Как составить и сдать расчет взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форма-4 ФСС).

<…>

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

3.Рекомендация:Как организации перечислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в бюджет

<…>


Пени за просрочку

Внимание: если ежемесячные платежи по страховым взносам были перечислены позже установленных сроков, контролирующие ведомства могут начислить организации пени (ч. 1 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Пени рассчитают так:

Пени = Неуплаченная сумма страховых взносов ? Количество календарных дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования,
действовавшей в период просрочки


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе и за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления ежемесячного платежа по страховым взносам до дня его уплаты. Например, если последний срок уплаты взноса установлен 15-го числа, а фактически взнос был перечислен 25-го числа того же месяца, то пени должны быть начислены за девять календарных дней (с 16-го по 24-е число включительно). За день, когда обязательство по уплате страхового взноса было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что пени рассчитываются с суммы задолженности перед внебюджетным фондом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения задолженность считается погашенной. То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.*

Такой порядок расчета пеней за просрочку уплаты страховых взносов следует из совокупности норм части 5 статьи 18 и частей 35 и 6 статьи 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 16 мая 2014 г. № 17-4/В-211. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 22 августа 2011 г. № ВАС-10808/11, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2012 г. № А19-14885/2011Северо-Западного округа от 10 мая 2011 г. № А66-9837/2010).

Недоимку по страховым взносам территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России могут взыскать в принудительном порядке.

Штрафы за неуплату взносов*

Внимание: если при проверке контролирующие ведомства выявят неуплату (неполную уплату) страховых взносов из-за занижения расчетной базы, неправильного расчета взносов или других неправомерных действий, организации придется заплатить штраф (ст. 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Если организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40 процентов. Это следует из частей 12 статьи 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р.

Штрафы взыскивают территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

При начислении штрафов за неуплату (неполную уплату) взносов на обязательное пенсионное страхование величина недоимки (база для начисления штрафа) должна определяться как общая сумма недоимок по взносам на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии несмотря на то, что каждый из этих видов взносов зачисляется в бюджет Пенсионного фонда РФ по отдельному КБК. Поэтому если недоимка по одному виду пенсионных взносов меньше, чем переплата по другому виду пенсионных взносов, то в целом обязанность по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование должна быть признана исполненной. Основания для взыскания штрафа в подобной ситуации отсутствуют. Такой вывод следует из положений пункта 1 части 5 статьи 18 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 апреля 2012 г. № А29-4107/2011).

<…>

Любовь Котова, заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка