Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
24 ноября 2014 45 просмотров

Наша организация (ООО на УСНО) проводит олимпиаду по английскому языку в школах. Плата за участие составляет 100 руб. Плату собирает учитель, переводит на наш счет одним платежом. Нужно ли заключать договор на проведение олимпиады и подписывать акты об оказании услуг? Если да, то с кем? С учителем или с родителями?

Учитель – сотрудник организации, он не вправе действовать от имени образовательного учреждения без доверенности. Необходимое для проведение олимпиады помещение организации вправе предоставить только школа, соответственно, именно с ней нужно заключить соответствующий договор.

Однако, в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях к которым относятся все бюджетные учреждения образования, школа может заниматься только деятельностью, прямо прописанной в его уставе, то есть образовательной. В данном случае деятельность школы предполагается фактически в предоставлении коммерческой организации в аренду помещений, а также оказанию услуг по поиску заказчиков (учеников школы – возможных участников олимпиады). При этом важно отметить, что услуги по поиску заказчиков для сторонней организации образовательной деятельностью не являются и не могут осуществляться, если такая возможность не предусмотрена учредительными документами. Таким образом, если в уставе школы не предусмотрена возможность оказания иных, не образовательных услуг, заниматься ею школа не вправе до тех пор пока в устав в установленном порядке не будут внесены необходимые изменения.

При этом школа может привлечь стороннюю организацию для оказания дополнительных услуг учащимся, однако в таких отношениях она будет выступать в качестве заказчика, а не исполнителя.

Такой вариант оформления правоотношений предполагает оплату школой услуг, которые оказывает Ваша организация. Важно отметить, что, поскольку школа является бюджетным учреждением, при выборе исполнителей она обязана использовать процедуры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ о контрактной системе. В соответствии с нормами указанного закона, конкурс должен проводится по всем без исключения закупкам, без учета их назначения и стоимости.

С родителями также нужно заключать договоры на оказание платных образовательных услуг, при этом плату за участие в олимпиаде они должны перечислять обязательно на банковский счет организации. Связано это с тем, что сбор денег с населения и передача их организации, оказывающей услуги – это деятельность платежного агента по смыслу Закона № 103-ФЗ. Платежный агент должен иметь специальный счет для перечисления на него платежей физических лиц и действовать в рамках указанного Закона. Для школы такая деятельность, вероятней всего, не будет являться уставной, поэтому наличные денежные средства за участие в олимпиаде с родителей собирать не следует.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и Системы Юрист.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации

<…>

«Статья 120. Учреждения

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.*

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть* автономным, бюджетным* или казенным учреждением.

<…>

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения».

<…>

2. Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

<…>

«Статья 9.2. Бюджетное учреждение

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.*

<…>

4. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах*».

<…>

3. Рекомендация:В чем особенности закупок в рамках контрактной системы


С 2014 года при участии в торгах или при их проведении нужно руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).*

Прекращает свое действие Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). В отношении прав и обязанностей, возникших с 1 января 2014 году, подлежат применению положения Закона № 44-ФЗ (ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Сфера действия закона охватывает не только отношения поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, но и отношения, связанные с арендой имущества и приобретением недвижимого имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). Ранее такие сделки были изъяты из области действия Закона № 94-ФЗ.

Подробнее об отличиях Закона № 44-ФЗ от Закона № 94-ФЗ см. фрагмент записи вебинара «Обзор Закона № 44-ФЗ. Что нового по сравнению с Законом № 94-ФЗ».

Кто может быть заказчиком по Закону № 44-ФЗ

Заказчиками могут выступать следующие лица (ст. 3 и 15 Закона № 44-ФЗ):

  • государственные органы;
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
  • муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципальных образований, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
  • автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае предоставления им бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности;
  • юридические лица в случае предоставления им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства;
  • бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае передачи им полномочий на осуществление закупок.

По общему правилу бюджетные учреждения проводят закупки в рамках контрактной системы.* При этом статья 15 Закона № 44-ФЗ позволяет проводить некоторые закупки на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Для этого учреждение должно до начала года разработать Положение о закупке и разместить его на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Подробнее см. фрагмент записи вебинара «Кто может выступать заказчиком по Закону № 44-ФЗ».

<…>

Способы определения поставщиков

Закон № 44-ФЗ содержит более широкий перечень способов определения поставщика по сравнению с прежним законом.

Аукцион

1. Электронный аукцион (ст. 99 Закона № 44-ФЗ) проводят на электронной площадке среди неограниченного круга лиц.

2. Закрытый аукцион (ст. 84 Закона № 44-ФЗ) проводят в следующих случаях:

  • закупка связана с государственной тайной;
  • заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории России и (или) территориях иностранных государств;
  • проводятся закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Конкурс

1. Открытый конкурс (ст. 48–55 Закона № 44-ФЗ) проводят по общему правилу, в нем участвует неограниченный круг лиц.

2. Конкурс с ограниченным участием (ст. 56 Закона № 44-ФЗ) проводят с предквалификационным отбором среди ограниченного круга участников с необходимым уровнем квалификации в ситуации, когда речь идет о закупках в сфере инноваций, высоких технологий, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия и т. д.

3. Двухэтапный конкурс (ст. 57 Закона № 44-ФЗ) проводят среди неограниченного круга участников с предквалификационным отбором на первом этапе и проведением на втором этапе самого конкурса в сфере научных исследований, проектных работ, а также в случае, когда до проведения конкурса необходимо уточнение его характеристик с участниками.

4. Закрытый конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

5. Закрытый конкурс с ограниченным участием (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

6. Закрытый двухэтапный конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

Закрытые конкурсы проводят в тех же случаях, что и закрытые аукционы.

Запрос котировок (ст. 72 Закона № 44-ФЗ) проводят, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

Запрос предложений (ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых поставщика определяют таким способом, ограничен.

Также см. фрагмент записи вебинара «Способы определения поставщиков».

<…>

Анжела Потеева

председатель Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

Александр Бычков

начальник юридического отдела ЗАО «ТГК Салют»

Владислав Кузнецов

шеф-редактор ЮСС «Система Юрист»

3. Рекомендация:Что необходимо проверить заказчику при составлении и заключении договора возмездного оказания услуг: существенные условия и риски


Существенным условием договора оказания услуг является только предмет. Однако в отраслевых нормативных актах могут быть предусмотрены и иные существенные условия. Кроме того, если стороны недостаточно четко согласуют условия, которые не относятся к существенным, это тоже может повлечь значительные убытки для заказчика.

Условие о предмете

Заказчику нужно следить за тем, чтобы договор содержал не общие фразы, касающиеся оказываемых услуг, а конкретные действия, которые должен будет совершить исполнитель (например, оказание консультационных услуг может включать в себя: изучение заданной заказчиком проблемы и составление письменного заключения, ответы на вопросы заказчика в согласованной сторонами области и т. п.). Их перечень можно привести в самом договоре либо в приложении к нему.*

Пример формулировки предмета договора возмездного оказания услуг

«Исполнитель обязуется оказать правовые услуги по составлению следующих документов: _________________ (указать перечень документов, требования к оформлению и т. п.)».

Иначе возникнет опасность признании договора незаключенным из-за отсутствия в нем существенных условий (несогласования предмета договора).

Пример из практики: суды признали договор оказания услуг незаключенным, так как стороны, ограничившись общими фразами, не конкретизировали предмет договора

Между ООО «И.» (исполнитель) и ОАО «В.» (заказчик) был подписан договор оказания услуг, по которому исполнитель обязался «осуществлять от имени и за счет заказчика юридические и фактические действия, направленные на представление интересов заказчика в отношениях с коммерческими организациями, муниципальными предприятиями, государственными учреждениями и физическими лицами с целью защиты интересов заказчика от неправомерных действий, направленных на ограничение функционирования заказчика».

В пункте 1 дополнительного соглашения к договору стороны предусмотрели, что исполнителю поручается анализ состояния дел заказчика, в том числе учредительных документов, оснований приобретения имущества, договоров и финансово-экономического состояния, судебных дел, требований, поступивших в адрес ответчика от государственных контролирующих органов и третьих лиц.

Согласно пункту 2 дополнительного соглашения по итогам анализа деятельности исполнитель обязан разработать план действий, направленных на достижение целей заказчика, включающий:

  • юридическое сопровождение деятельности ответчика;
  • представление интересов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, в различных правоохранительных органах;
  • внесудебные мероприятия, направленные на заключение сделок по отчуждению имущественного комплекса третьим лицам на условиях, согласованных с заказчиком.

Суды сделали вывод о незаключенности данного договора ввиду несогласованности сторонами предмета договора возмездного оказания услуг. Как указали суды, «ни в самом договоре, ни в дополнительном соглашении к нему стороны, ограничившись общими фразами, не конкретизировали: какие именно услуги истец обязался оказывать ответчику, какие документы должен представить заказчик исполнителю для проведения анализа и план каких действий должен быть разработан по итогам проведенного анализа...» (определение ВАС РФ от 24 августа 2010 г. № ВАС-10685/10).

В договоре необходимо определить объем услуг с использованием конкретных количественных показателей. Иногда существенным условием для договора оказания услуг является также место оказания услуг и (или) сведения об объекте.

Внимание! Если предмет договора не согласован, стороны не смогут потребовать выполнения договорных обязательств и применить ответственность за их нарушение, установленную законом или договором.

Так, исполнитель не сможет обязать заказчика оплатить услуги (за исключением случаев, когда суд квалифицирует отношения сторон как фактические), а также взыскать с него неустойку (ст. 330 ГК РФ) или проценты по статье 395 Гражданского кодекса РФ за просрочку оплаты. Заказчик же вправе лишь потребовать от исполнителя вернуть сумму уплаченного аванса как неосновательное обогащение (ст. 1102п. 2 ст. 1107ГК РФ), но не сможет потребовать от контрагента исполнить обязательство в натуре, то есть оказать те услуги, о которых стороны договаривались изначально.

Что делать, если договор будет признан незаключенным или вообще отсутствует

В таких ситуациях можно получить решение суда о наличии между сторонами фактических отношений по оказанию услуг. Но для этого суду нужно представить доказательства наличия таких отношений. Например, акт приема-передачи или материальный результат оказания услуг (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2010 г. по делу № А10-1382/2008).*

Пример из практики: документы, которые суды на практике признают доказательствами наличия фактических отношений при отсутствии акта приема-передачи или материального результата

На практике наличие фактических отношений при отсутствии акта приема-передачи или материального результата оказания услуг можно доказать следующими документами:

Если исполнитель в качестве доказательств наличия фактических отношений представит документы, составленные исполнителем в одностороннем порядке, то суд их не расценит в качестве достоверных (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 февраля 2011 г. № Ф03-9524/2010 по делу № А51-3826/2010).

Подробно о предмете договора оказания услуг см. Что может быть предметом договора возмездного оказания услуг (сравнение с похожими договорами).

<…>

Условия о цене и оплате услуг

Если условие о цене услуг не согласовано, они должны быть оплачены по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).* Однако в результате заказчик может заплатить за услуги больше, чем предполагал.

Некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой цена является существенным условием договора возмездного оказания услуг и должна быть в нем указана (постановление ФАС Центрального округа от 8 июля 2010 г. по делу № А23-5512/09Г-8-217).

Кроме того, для некоторых договоров об оказании отдельных видов услуг закон или иные правовые акты прямо устанавливают, что условие о цене является существенным (например, ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон об основах туристской деятельности).

Чтобы избежать споров о цене услуги, сторонам нужно согласовать размер цены, способ ее определения (при неизвестности размера цены на момент заключения договора), ее состав и условие о твердой или приблизительной цене.

Пример формулировки условия договора о цене услуги

«Цена услуг по настоящему договору составляет ____________________ рублей».

Чтобы зафиксировать в договоре порядок оплаты, стороны должны указать срок оплаты услуг, срок и размеры платежей (если услуги оплачиваются частями) и момент оплаты услуг. Подробнее см. Разные варианты оплаты (оплата по факту, абонентская плата, предоплата): преимущества и риски для заказчика.

Условие о сроках оказания услуг

Срок оказания услуг в договоре стороны могут определить указанием на начальный и (или) конечный сроки. В случае оказания услуг в несколько этапов целесообразно установить промежуточные сроки оказания услуг.

При определении сроков необходимо соблюдать правила, предусмотренные статьями 190–194 Гражданского кодекса РФ.

Ранее в судебной практике встречались решения, в которых суды признавали срок оказания услуг существенным условием договора. Его несогласование влекло признание договора незаключенным (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 ноября 2010 г. по делу № А79-3413/2010ФАС Дальневосточного округа от 28 января 2010 г. № Ф03-8023/2009 по делу № А73-5672/2009). Однако Президиум ВАС РФ в пункте 8 информационного письма от 25 февраля 2014 г. № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» особо отметил: «Отсутствие согласованного сторонами условия о сроках оказания услуг само по себе не влечет признания договора возмездного оказания услуг незаключенным».*

Обоснование

Сроки оказания услуг не являются невосполнимым условием договора возмездного оказания услуг. Это усматривается из его существа. К соответствующим отношениям сторон применяются общие положения Гражданского кодекса РФ о гражданско-правовых договорах и обязательствах. В частности, это касается пункта 2 статьи 314 Гражданского кодекса РФ «Срок исполнения обязательства». Так, если договор не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, то договор должен быть исполнен в разумный срок после возникновения обязательства.

При формулировании условия о сроке оказания услуг необходимо проверить, есть ли какие-либо требования к нему в законах или иных правовых актах, посвященных этой услуге (например, в Правилах оказания услуг телеграфной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222). Договорные сроки всегда должны соответствовать срокам, установленным в законе (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Пример формулировки условия договора о сроке оказания услуг

«Срок начала процесса оказания услуг, предусмотренных настоящим договором, – не позднее "___" _________ 20__ г. Срок окончания процесса оказания услуг – не позднее "____" _________ 20__ г.».

Если срок в договоре определен указанием на событие, не имеющее признака неизбежности, то условие о сроке может быть признано несогласованным (ст. 190 ГК РФ) (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 февраля 2010 г. по делу № А45-15189/2009).

Совет

Если договор содержит условие об абонентской плате, то имеет смысл включить положение о праве заказчика приостановить исполнение договора на определенный период. При этом нужно оговорить, что заказчик в соответствующий период не выплачивает абонентское вознаграждение исполнителю.

Пример формулировки условия договора возмездного оказания услуг о праве заказчика приостановить исполнение договора

«По письменному заявлению Заказчика Исполнитель обязан без расторжения договора приостановить оказание услуг Заказчику. При этом с Заказчика не взимается плата за весь период, указанный в заявлении».

Если исполнитель не будет согласен на условие о бесплатном приостановлении исполнения договора, то можно попробовать предложить установить какую-либо минимальную плату.

См. также Договор возмездного оказания услуг содержит условие об абонентской плате. Можно ли приостановить исполнение договора на определенный период, чтобы в течение него не выплачивать абонентское вознаграждение исполнителю.

Условия о цене и оплате услуг

Если условие о цене услуг не согласовано, они должны быть оплачены по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ). Однако в результате заказчик может заплатить за услуги больше, чем предполагал.

Некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой цена является существенным условием договора возмездного оказания услуг и должна быть в нем указана (постановление ФАС Центрального округа от 8 июля 2010 г. по делу № А23-5512/09Г-8-217).

Кроме того, для некоторых договоров об оказании отдельных видов услуг закон или иные правовые акты прямо устанавливают, что условие о цене является существенным (например, ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон об основах туристской деятельности).

Чтобы избежать споров о цене услуги, сторонам нужно согласовать размер цены, способ ее определения (при неизвестности размера цены на момент заключения договора), ее состав и условие о твердой или приблизительной цене.

Пример формулировки условия договора о цене услуги

«Цена услуг по настоящему договору составляет ____________________ рублей».

Чтобы зафиксировать в договоре порядок оплаты, стороны должны указать срок оплаты услуг, срок и размеры платежей (если услуги оплачиваются частями) и момент оплаты услуг. Подробнее см. Разные варианты оплаты (оплата по факту, абонентская плата, предоплата): преимущества и риски для заказчика.

Условия об ответственности сторон

В договоре можно установить следующие виды ответственности:

  • возмещение причиненных убытков (ст. 15393 ГК РФ);
  • уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
  • уплата неустойки за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по договору (ст. 330 ГК РФ).

Если договором не установлен ни один из указанных видов ответственности, то добросовестная сторона вправе требовать возмещения причиненных ей убытков, включаяупущенную выгоду (ст. 15393 ГК РФ). Также в порядке статьи 395 Гражданского кодекса РФ можно взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства. Неустойка при этом может быть взыскана, если она предусмотрена законом в определенном размере.

<…>

Светлана Попова

начальник отдела нотариата департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ

Сергей Аристов

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Владимир Кряжев

ведущий юрисконсульт Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт»

4. Закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

«Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг)*, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

<…>

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

<…>

3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц*;

<…>

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Статья 4. Условия осуществления приема платежей
1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.*

<…>

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.*

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

<…>

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.*

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.*

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей».

<…>

Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

2. Оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным субагентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

4. Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации*».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка