Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
4 декабря 2014 65 просмотров

Некоммерческая организация получила гранд. На деньги гранда покупается оборудование, материалы, часто более 40 тыс, машина. как оприходовать ноутбук -196000 руб, машину-600 000 и материалы. Какие налоги должны оплатить с этого. Или ничего не платиться.(т.к целевое использование). Предприятие на классической системе отчетности. Какие проводки сделать.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату

Имущество можно отнести в состав основных средств, только если оно соответствует определенным критериям. При этом важно учитывать, что до тех пор, пока объект не отражен на счете 01 или на счете 03, основным средством он не будет. До этого момента стоимость имущества учитывайте в составе вложений во внеоборотные активы, то есть на счете 08. Все это следует из пунктов 4 и 5 ПБУ 6/01 и Инструкции к плану счетов*.

Приемная комиссия

Чтобы принять объекты, которые впоследствии будут учтены как основные средства, нужно создать отдельную комиссию приказом руководителя. Такая комиссия определит:*

  • соответствует ли объект техническим условиям и можно ли ввести его в эксплуатацию;
  • нужно ли доводить или дорабатывать объект до состояния, пригодного к использованию.

Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7*.

<…>

Документальное оформление

После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Такую отметку ставят, оформляя приобретенное имущество, в акте приемки-передачи основного средства. Этот документ составьте на основе типовых форм или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в них были все необходимые реквизиты*.

Типовые бланки актов приема-передачи для основных средств есть разные:*

  • для одного объекта, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б;
  • для одного здания или сооружения – форма № ОС-1а.

Какую бы форму вы ни использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее утвердить в приказе*.

Такой порядок следует из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 4 ПБУ 1/2008*.

По общему правилу акты надо составлять на дату, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю. Обычно по умолчанию это происходит в день отгрузки, если иное не предусмотрено в договоре поставки. Исключение предусмотрено лишь для зданий или сооружений. Акт о приемке таких объектов составляют на ту же дату, которая стоит в передаточном документе. При этом неважно, зарегистрированы права собственности на объект или нет*.

Порядок оформления акта зависит от того, как до этого учитывал имущество поставщик – как товар или в составе основных средств*.

Поставщик учитывал продаваемое имущество в составе основных средств. В этом случае акт приемки-передачи оформляют обе стороны сделки в двух экземплярах. Один экземпляр акта, заполненный поставщиком, остается у него и служит основанием для отражения выбывшего имущества в учете. При этом раздел «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» в своем экземпляре акта поставщик не заполняет. Второй заполненный экземпляр акта поставщик передает организации-покупателю. Он и будет основанием для отражения поступления основного средства. Раздел «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» покупатель заполняет самостоятельно. Оба экземпляра акта подписывает как поставщик, так и покупатель. Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7*.

Поставщик учитывал продаваемое имущество как товар. В этом случае акт приемки-передачи составляет только покупатель, то есть вы. Акт составьте на основании товаросопроводительных и технических документов, приложенных к основному средству. Например, товарной накладной, паспорта объекта и инструкции пользователя. При этом реквизиты поставщика, которые предусмотрены в начале акта, а также разделы «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» и «Сдал» не заполняйте. Ведь у поставщика при реализации такого имущества передача основного средства не происходит. Следовательно, составлять акт приемки-передачи основного средства он не обязан. Об этом сказано в письме Росстата от 31 марта 2005 г. № 01-02-09/205*.

При любом из перечисленных вариантов в акте приемки-передачи должны быть указаны:*

  • номер и дата составления акта;
  • полное наименование основного средства согласно технической документации;
  • название организации-изготовителя;
  • место приемки основного средства;
  • заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства;
  • номер амортизационной группы и срок полезного использования объекта основных средств;
  • сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
  • другие характеристики основного средства.

Оформленный акт утверждает руководитель организации, предприниматель или специально уполномоченный сотрудник*.

Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7*.

Одновременно с составлением акта приемки-передачи на каждый объект или группу однородных объектов заполните инвентарную карточку или инвентарную книгу, правда, последняя предназначена только для малых предприятий. Сделать это можно, воспользовавшись формами № ОС-6,ОС-6аОС-6б или самостоятельно разработанной формой. Эти документы заполняйте в одном экземпляре на основании данных акта и сопроводительных документов, например, технических паспортов. В дальнейшем в инвентарную карточку или книгу вносите сведения обо всех изменениях, влияющих на учет основного средства. Таких как переоценка, модернизация, внутреннее перемещение, выбытие*.

Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7*.

Ситуация: нужно ли при поступлении основного средства составлять еще один акт по форме № ОС-1, помимо того, который заполнил и передал прежний владелец*

Да, нужно.

Дело в том, что полученный документ содержит данные об учете бывшего владельца. А чтобы принять имущество, нужно в акте приемки-передачи указать собственные сведения, например:

  • при поступлении одновременно с отражением на счете 08:
    – дату поступления объекта;
    – стоимость покупки;
    – прочие сведения по данным поставщика. Например, сколько уже фактически – эксплуатировалось имущество;
  • при отражении в составе основных средств на счете 01:
    – срок полезного использования;
    – амортизационную группу и способ начисления амортизации;
    – инвентарный номер;
    – первоначальную стоимость.

Поскольку в акте поставщика эти разделы уже заполнены, то для покупателя такой документ будет аналогом накладной по форме № ТОРГ-12. Поэтому и нужно составить дополнительный акт по форме № ОС-1. Основанием для этого послужит акт, переданный поставщиком, и техническая документация, приложенная к основному средству (например, паспорт, инструкция пользователя).

Это следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Ситуация: нужно ли заполнить акт по форме № ОС-1, если имущество приобретено для перепродажи. У поставщика оно учитывалось как основное средство*

Нет, не нужно.

Имущество, приобретенное для перепродажи, – это товар. В составе основных средств его не учитывают. А значит, и оформлять акт приемки-передачи как для основного средства не нужно. Это следует из положений пункта 4 ПБУ 6/01 ипункта 2 ПБУ 5/01.

При реализации своего основного средства поставщик должен составить акт по форме № ОС-1 и передать один его экземпляр вам в качестве товаросопроводительного документа. Этот акт будет аналогом накладной по форме № ТОРГ-12, которую используют при закупке товаров.

Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Ситуация: как оформить поступление основного средства, если оно было куплено у человека. Он не занимается предпринимательской деятельностью*

Купив имущество у человека, составьте документ, форму которого разработайте самостоятельно. Поступление же такого объекта задокументируйте в обычном порядке.

Ведь в отличие от покупки у организации или предпринимателя для ситуации, когда вещь приобретают у человека, никаких унифицированных форм нет. Таким документом может быть, например, акт закупки у физического лица.

Поступление же основного средства задокументируйте актом приемки-передачи. Типовые бланки актов приема-передачи для основных средств есть разные:

  • для отдельных объектов, кроме зданий и сооружений, –форма № ОС-1;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б;
  • для отдельных зданий и сооружений – форма № ОС-1а.

В любом случае в этих формах не заполняйте реквизиты сдатчика, которые предусмотрены в начале формы, а также разделы «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» и «Сдал». Это объясняется тем, что:

  • во-первых, человек не является юридическим лицом;
  • во-вторых, имущество, которое человек продает организации, не является для него основным средством.

Это следует из пункта 2 постановления Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 и письма Росстата от 31 марта 2005 г. № 01-02-09/205.

Ситуация: может ли сотрудник приобрести основные средства (например, компьютеры) за свой счет, а после организация возместит ему деньги из кассы*

Да, может. Поступление объекта оформите в общем порядке.

Это не запрещено. Более того, если сотрудник потратился для нужд организации, то такие расходы ему обязательно надо компенсировать. Данное правило в полной мере применяется и в отношении приобретения основных средств.

Конечно, обычно для закупки сотруднику выдают наличные под отчет. Но на практике так бывает не всегда. Сотрудник, исполняя поручение организации, все расходы может осуществить за свой счет. В этом случае он должен написать заявление о возмещении денег, потраченных на расходы, связанные с деятельностью организации, приложить оправдательные документы (счета, чеки, накладные и т. п.).

Все это следует из положений статьи 164 Трудового кодекса РФ, подпунктов 6.2 и 6.5 Порядка, утвержденного указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-упункта 2 и абзаца 4 пункта 6 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Поступление же основного средства задокументируйте актом приемки-передачи. Типовые бланки актов приема-передачи для основных средств есть разные:

  • для отдельных объектов, кроме зданий и сооружений, –форма № ОС-1;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б;
  • для отдельных зданий и сооружений – форма № ОС-1а.

Сведения о сдатчике заполните согласно документам, полученным от сотрудника.

Ситуация: как оформить поступление основного средства, содержащего драгоценные материалы*

Поступление основного средства, содержащего драгоценные материалы, оформите в общем порядке с учетом особых требований.

Ведь в этом случае в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основного средства» акта приемки-передачи нужно указать сведения о драгоценных металлах:

  • их наименование;
  • номенклатурный номер;
  • единицу измерения, количество.

Это следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Кроме того, вам придется ежегодно отчитываться об остатках, поступлении и расходе драгоценных материалов, содержащихся в основных средствах. Для этих целей постановлением Росстата от 14 ноября 2007 г. № 88 утверждена годовая форма отчетности – форма № 4-ДМ. Эту форму нужно представлять в Гохран России до 1 марта года, следующего за отчетным.

Внимание: если организация не представит отчет по форме № 4-ДМ, то Росстат может оштрафовать ее руководителя на сумму от 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19,23.53 КоАП РФ). Кроме того, Росстат может потребовать от организации возмещения расходов по исправлению итогов сводной статотчетности (ст. 3 Закона от 13 мая 1992 г. № 2761-1).

Формирование первоначальной стоимости

Основные средства принимайте к бухучету по первоначальной стоимости*.

В первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за плату, учитывайте следующие суммы:*

  • стоимость покупки объекта;
  • затраты на доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования. Например, стоимость услуг транспортной организации или зарплату сотрудников, которые собирали и монтировали объект;
  • предъявленный НДС. Правда, поступают так, только если планируют использовать основное средство в деятельности, не облагаемой этим налогом. В остальных случаях НДС и акцизы в первоначальной стоимости не учитывают.

Такой порядок следует из положений пунктов 7 и 8 ПБУ 6/01*.

Подробный перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основных средств, приведен в таблице*.

Первоначальную стоимость основных средств определяйте на основании:*

  • первичных учетных документов. Например, накладных, актов приемки-передачи и т. д.;
  • любых других документов, подтверждающих понесенные затраты. Например, таможенных деклараций, приказов о командировке и т. д.

Проверьте, есть ли в первичных документах все необходимые реквизиты. Обычно используют унифицированные формы, в которых все они предусмотрены. Однако закон не запрещает вам или вашим контрагентам использовать собственные формы. И вот в них-то в первую очередь и надо проверить наличие всех необходимых реквизитов, которые предусмотрены частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. В противном случае документ нельзя считать первичным, а значит, и подтвердить приобретение основного средства или удостоверить определенный размер его первоначальной стоимости тоже нельзя. Все это следует из положений части 2статьи 1 и статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждено в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012*.

Ситуация: нужно ли в бухучете включить в первоначальную стоимость основного средства расходы на его доставку. Доставка основного средства осуществлялась вместе с другим имуществом*

Да, нужно. Но только в той части, которая связана с доставкой именно основного средства.

Ведь если определить точно это значение нельзя, то и учесть такие затраты в первоначальной стоимости не получится. В первоначальную стоимость можно включить только затраты на доставку, которые непосредственно связаны с основным средством. Это следует из положений абзацев 3 и 10 статьи 8 ПБУ 6/01.

А как определить долю расходов, которые надо учесть в первоначальной стоимости? Законодательно такой порядок не определен. Поэтому вы может разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухучета. Например, можно предусмотреть один из следующих вариантов.

Вариант 1 – исходя из веса каждой единицы доставленного имущества.

Вариант 2 – исходя из стоимости отдельных объектов.

Вариант 3 – по количеству мест, занимаемых грузами (обычно это палеты при перевозке автотранспортом).

Расходы можно распределить пропорционально этим данным или же с использованием определенных коэффициентов. Главное, чтобы это было экономически обосновано.

Такое право предусмотрено в пунктах 4 и 7 ПБУ 1/2008.

Пример расчета расходов на доставку, которые включают в первоначальную стоимость основного средства. Основное средство было доставлено в организацию вместе с другим имуществом

Для осуществления своей деятельности ЗАО «Альфа» купило принтер, вес которого составляет 5 кг. Доставку принтера осуществляет транспортная компания.

По договору одновременно с принтером транспортная компания доставляет в «Альфу» хозяйственный инвентарь, общий вес которого составляет 13 кг. Стоимость услуг транспортной компании – 2950 руб. (в т. ч. НДС – 450 руб.).

В учетной политике организации сказано, что расходы на доставку активов, вес которых известен, организация распределяет пропорционально весу перевозимого груза. Сумму транспортных расходов, которые увеличивают стоимость принтера, бухгалтер рассчитал так:
(2950 руб. – 450 руб.) ? (5 кг : (5 кг + 13 кг)) = 694 руб.

При формировании первоначальной стоимости принтера бухгалтер учел стоимость расходов на доставку (694 руб.).

<…>

Ситуация: нужно ли в бухучете включить в первоначальную стоимость основного средства командировочные расходы (например, расходы на проезд, проживание в гостинице). Сотрудник специально направлен в командировку для покупки основного средства*

Да, нужно.

В первоначальную стоимость основного средства включают затраты, непосредственно связанные с его приобретением, за исключением возмещаемых налогов. Поэтому в бухучете расходы сотрудника, командированного для покупки основного средства, полностью отнесите на увеличение первоначальной стоимости имущества.

Это следует из положений пункта 8 ПБУ 6/01.

Ситуация: как в бухучете отразить расходы на регистрацию автомобиля в ГИБДД: включить их в первоначальную стоимость автомобиля или списать на текущие затраты. Автомобиль введен в эксплуатацию раньше, чем поставлен на учет в ГИБДД*

Первоначальную стоимость автомобиля формируйте без учета расходов на его регистрацию.

Дело в том, что к моменту регистрации имущество уже введено в эксплуатацию. Следовательно, к моменту определения первоначальной стоимости указанные расходы еще не были понесены и учесть их бухгалтер не мог.

Зарегистрировать автомобиль в установленном законом порядке нужно в течение 10 суток после приобретения (таможенного оформления) или в течение срока действия знака «Транзит». Такое указание есть в пункте 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938. Причем какого-то ограничения на ввод автомобиля в эксплуатацию до его регистрации нет.

Как же тогда поступить с затратами на регистрацию автомобиля в этом случае? Спишите их на расходы по обычным видам деятельности. Такой порядок следует из пункта 5 и абзаца 2пункта 7 ПБУ 10/99.

Ситуация: как в бухучете отразить расходы на регистрацию автомобиля в ГИБДД: включить их в первоначальную стоимость автомобиля или списать на текущие затраты. Автомобиль приобретен организацией и сразу поставлен на учет в ГИБДД*

Первоначальную стоимость автомобиля формируйте с учетом расходов на его регистрацию.

Ведь при определении первоначальной стоимости любого основного средства необходимо учитывать расходы, непосредственно с ним связанные. При этом без регистрации автомобиля эксплуатировать его на дорогах общего пользования запрещено. Собственник или владелец автомобиля обязан зарегистрировать его в установленном законом порядке в течение 10 суток после приобретения (таможенного оформления) или в течение срока действия знака «Транзит». Такое указание есть в пункте 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.

Поэтому расходы по уплате госпошлины и прочие затраты на регистрацию учтите на счете 08 как фактические расходы по приобретению основного средства. В дальнейшем при отражении автомобиля в составе основных средств расходы на его регистрацию в ГИБДД учитывайте в первоначальной стоимости этого объекта (абз. 8 п. 8 ПБУ 6/01).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 сентября 2009 г. № 03-05-05-04/61.

<…>

В бухучете стоимость основных средств погашайте путем начисления амортизации. По основным средствам некоммерческих организаций начисляется износ. Такой порядок предусмотрен в пункте 17 ПБУ 6/01*.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете поступление материалов

Учитывать материалы нужно по определенным правилам. При этом есть критерии, которым должен отвечать такой учет. Все они названы в пункте 7 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Например:*

  • важно организовать оперативный (своевременный) учет запасов;
  • учет должен быть достоверным, то есть отражать можно только реальные и подтвержденные документами операции;
  • синтетический учет должен совпадать с данными аналитического на начало каждого месяца как по оборотам, так и по остаткам;
  • различия между бухгалтерским и складским, оперативным учетом движения запасов в подразделениях недопустимы.

Внимание: невыполнение требований может привести к занижению налогов и искажению баланса. А если данные будут отличаться от реальных более чем на 10 процентов, то налоговые инспекторы, выявив такие нарушения, накажут виновных должностных лиц. Например, руководителя или главного бухгалтера организации.

Ведь речь идет о грубом нарушении правил ведения бухучета и представления отчетности. Размер штрафа составит от 2000 до 3000 руб.

Избежать наказания можно, только исправив ошибки до сдачи бухгалтерской отчетности. А также представив уточненные налоговые расчеты или декларации.

Такой порядок установлен статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Чтобы не допустить нарушения, важно правильно оформлять и своевременно отражать в учете поступление материалов. При этом соблюдайте два простых правила. Первое – подтвердить получение и оформить постановку на учет материалов надо первичными документами. Второе – оприходовать материалы можно только по фактической себестоимости*.

Какие первичные документы должны быть

По общему правилу каждый факт хозяйственной жизни надо подтвердить первичными документами. Это касается и поступления материалов. Часть документов получите у поставщика, а часть оформите самостоятельно. Состав первички зависит от способа получения материалов. Если приходуете материалы, произведенные вашей организацией, то и документы будут только те, что составите самостоятельно вы или сотрудники подразделений*.

Материалы можно приобрести:*

Документы составляют по формам, которые заранее утвердит руководитель. Это могут быть унифицированные или самостоятельно разработанные формы. Во втором случае документ должен содержать все необходимые реквизиты*.

Это следует из положений статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктов 112943 и 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

Ситуация: нужно ли распечатывать приходный ордер, составленный при приемке материалов в электронном виде*

Нет, не нужно, если на документе есть электронные подписи.

Приходный ордер можно составить как на бумаге, так и в электронном виде. В любом случае документ должны подписать ответственные сотрудники. Это может быть кладовщик или другое материально ответственное лицо склада, которое принимает и сдает материалы. Причем если ведете учет на основании электронных документов, то заверять их нужноэлектронными подписями.

Такой порядок следует из пунктов 12 и 14 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, положений Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ и подтверждается в письме Минфина России от 19 мая 2006 г. № 02-14-13/1297.

По какой стоимости приходовать материалы

Приходовать материалы, то есть отражать в учете, обязательно по фактической себестоимости. Такое требование прямо установлено в пункте 5 ПБУ 5/01. Это правило действует всегда. Себестоимость определяйте как сумму фактических затрат на приобретение или изготовление материалов. Поэтому, например, когда покупаете материалы, учитывать нужно не только стоимость, указанную поставщиком в накладной, но и транспортно-заготовительные расходы*.

Обычно материалы отражают по дебету счета 10 «Материалы» по фактической себестоимости каждой учетной единицы*.

Однако вы вправе применять и другой порядок. В частности, можно отражать материалы по учетным ценам. Таким, например, как:*

  • планово-расчетные цены. Обычно их закладывают в бюджете на определенный период;
  • договорные цены. Когда материалы приобретены под специальный контракт, в котором определена их возможная стоимость;
  • фактическая себестоимость материалов за прошлый отчетный период. А именно месяц, квартал, год;
  • средняя цена группы. Когда плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу.

При этом отклонения от фактической себестоимости необходимо фиксировать. Разницы с фактической себестоимостью учитывайте на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Затраты на приобретение и заготовление материалов сначала надо аккумулировать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»*.

Такой порядок следует из положений пункта 5 ПБУ 5/01, пункта 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и Инструкции к плану счетов (счета 101516)*.

Выбранный вариант учета поступления материалов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008)*.

В фактической себестоимости материалов не учитывайте:*

  • общехозяйственные и другие аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов;
  • возмещаемые налоги – НДС и акцизы. Правда, это правило действует не всегда. Организации и предприниматели, которые освобождены от уплаты этих налогов, могут включить и их в себестоимость материалов.

Такие указания есть в пунктах 6 и 7 ПБУ 5/01*.

Полный перечень затрат, которые включают в стоимость материалов, приведен в таблице*.

<…>

Приемка на складе

Поступление материалов оформляет кладовщик или другое материально ответственное лицо склада. Составить приходный ордер ответственный сотрудник должен в тот же день. В одном экземпляре по форме, которая утверждена руководителем. Это может быть:*

Обычно на каждую поставку оформляют отдельный приходный ордер. Однако когда в течение дня от одного и того же поставщика поступает несколько партий массовых однородных грузов, допустимо поступить по-другому. Кладовщик вправе составить один приходный ордер. Для этого в конце дня он определяет общий итог по всем грузам от одного поставщика и указывает его в приходном ордере*.

Об этом сказано в пункте 49 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119нстатье 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункте 7 ПБУ 1/2008*.

Главбух советует: чтобы сократить документооборот, приходный ордер можно не оформлять. Его можно заменить штампом. Проставьте его прямо на документе поставщика. Например, на накладной.

В штампе укажите все необходимые реквизиты. Выбранный вариант документального оформления поступления материалов на склад закрепите в учетной политике для целей бухучета. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 49 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и пункте 7 ПБУ 1/2008.

При приемке ответственный сотрудник должен проверить количество и качество поступивших материалов. Если в результате будет выявлен брак или недостача, можно выставить претензию поставщику. Сделайте это на основании акта о приемке материалов. Например, по форме № М-7. В нем укажите количество и стоимость бракованных материалов (размер недостачи)*.

Такой порядок предусмотрен пунктом 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

Если фактическое количество (качество, ассортимент) материалов не соответствует документам передающей стороны, приходный ордер не оформляют. В этом случае принимать материалы должна специальная комиссия, которая составляет акт, например, по форме № М-7, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. Такой порядок предусмотрен абзацами 6–8 пункта 49 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

На практике материалы отправляют в подразделения, минуя склад. Однако их все равно нужно оприходовать на склад и сразу же оформить передачу в подразделение. При этом одновременно составляют документы на приход и на выдачу. Например, по формам № М-4М-8М-11М-15. В приходных и расходных документах сделайте отметку о том, что материалы выданы без завоза их на склад (транзитом). Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 51 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

Наименование и единицы измерения

Приходовать материалы под тем же наименованием, которое указывает поставщик, не обязательно. Достаточно указать в учетной политике, что планируете вести учет по специально разработанной номенклатуре. Отметьте, что наименования товаров в приходных документах и учетных регистрах могут не совпадать. Опишите технологию обработки учетной информации, которая поступает от поставщиков материалов. Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 28 октября 2010 г. № 03-03-06/1/670*.

Приходовать материалы надо в определенном количестве в соответствующих единицах измерения. Обычно используют данные, предоставленные поставщиком. На это же указывают и специалисты Минфина России в письме от 24 января 2006 г. № 07-05-06/09*.

Однако есть два особых случая, когда применяется другой порядок. Первый: когда материалы поступают по одной единице измерения, а отпускаете вы их в производство по другой. Например, поступили материалы в тоннах, а отпускаете в штуках. В этом случае приходуйте материалы и указывайте их в карточках складского учета сразу в двух единицах измерения. Отпускную единицу записывайте в скобках. Правда, можно поступить и по-другому. Достаточно оформить акт перевода в другую единицу измерения. Тогда приходовать и отпускать материалы вы будете по той единице измерения, которую обычно используете. Специальной формы акта не утверждено, поэтому вы вправе разработать и утвердить ее самостоятельно. Например, по такому шаблону (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

И второй случай, когда полученные материалы можно отразить совсем не в тех единицах измерения, в которых их учитывал поставщик. Это если в сопроводительных документах продавца фигурируют более крупные или, наоборот, более мелкие единицы измерения материалов, чем приняты у вас. В этой ситуации приходовать материалы можно по принятой в вашем учете единице измерения. Например, поступайте так, когда поставщик отгружает вам килограммы, а вы учитываете материалы тоннами*.

Такие указания есть в пункте 50 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

Неотфактурованная поставка

Бывает, что при поступлении материалов поставщик не представляет никаких расчетных документов. Как же поступать в этом случае? Оформите поступление материалов как неотфактурованную поставку. Так делайте, например, в ситуации, когда не получили от поставщика счет, платежное требование и другие необходимые документы*.

Поступление материалов оформите актом приемки материалов. Например, по форме № М-7. Составьте его в двух экземплярах. По одному оприходуйте материалы, а другой направьте поставщику*.

Материалы в этом случае приходуйте по рыночной цене. Если впоследствии будут получены расчетные документы от поставщика на другую сумму, то их учетную цену скорректируйте*.

Такой порядок предусмотрен в пунктах36–41 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

Договор купли-продажи

Если материалы поступают за плату, от поставщика или грузоотправителя вы получите:*

  • расчетные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, удостоверения качества и т. п.).

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

При поступлении материалов проверьте, соответствуют ли данные в сопроводительных документах тем, которые предусмотрены условиями договора (ассортимент, количество, цены, способ и сроки отгрузки и т. д.). Также убедитесь, что все суммы в расчетных документах подсчитаны верно*.

При этом фактическую себестоимость материалов отразите в сумме:*

  • оплаты поставщику материалов;
  • транспортно-заготовительных расходов;
  • затрат по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (в т. ч. давальческую переработку).

Такой перечень установлен в пункте 68 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

<…>

Андрей Кизимов,

заместитель директора департамента налоговой и

таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении негосударственное целевое финансирование

<…>

Получение средств

В бухучете получение средств целевого финансирования отразите проводками:*

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность источника финансирования (инвестора) по предоставлению средств в рамках целевого финансирования (на основании договора);

Дебет 51 (50, 08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества в рамках целевого финансирования от источника финансирования (инвестора) (на основании документов, связанных с передачей средств, например, при перечислении средств на счет организации – банковская выписка).

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов*.

Использование средств

Использование средств целевого финансирования в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования*.

Если за счет средств негосударственного целевого финансирования организация осуществляет затраты капитального характера (например, приобретает основные средства), отражайте это так:*

Дебет 08 Кредит 60
– отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 01 Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства целевого финансирования в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):*

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет негосударственного целевого финансирования;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет негосударственного целевого финансирования.

Если за счет средств негосударственного целевого финансирования организация осуществляет текущие расходы (например, выплату премий сотрудникам), отражайте это следующим образом:*

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73, 76…)
– отражены текущие расходы, источником финансирования которых являются средства негосударственного целевого финансирования;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов.

Такая корреспонденция счетов следует из Инструкции к плану счетов (счета 9891)*.

<…>

Экономия средств

В рамках получения и расходования средств негосударственного целевого финансирования возможна и такая ситуация, когда получатель средств тратит на целевые мероприятия меньшую сумму, чем была выделена инвестором. Если на основании договора эта сумма остается у получателя средств, то в бухучете сделайте записи:*

Дебет 86 Кредит 90-1 (91-1)
– отражена экономия получателя средств целевого финансирования (застройщика при передаче объекта инвестору).

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетовпунктом 7ПБУ 9/99, пунктом 3.1.1 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, и рекомендован Минфином России в письме от 9 октября 2006 г. № 07-05-06/245*.

Если же договор предусматривает окончательный расчет между инвестором и получателем средств на основании фактических затрат, то в этом случае сумма экономии возвращается инвестору:*

Дебет 86 Кредит 51 (50, 52)
– перечислена инвестору сумма экономии средств целевого финансирования.

<…>

Налог на прибыль

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям, предусмотренным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, при расчете налога на прибыль в состав доходов не включайте. Это правило, в частности, относится к:*

  • выделенным в пользу организации грантам;

<…>

При этом для того, чтобы полученные средства в целях расчета налога на прибыль признавались целевым финансированием, необходимо выполнение ряда условий. В частности, средства от иностранных инвесторов, поступившие на финансирование капитальных вложений, признаются целевым финансированием, только если организация использовала их в течение одного календарного года с момента получения (абз. 9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ)*.

Полный перечень средств и условий их признания целевым финансированием при расчете налога на прибыль приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ*.

Для того чтобы не учитывать полученные суммы целевого финансирования при расчете налога на прибыль, необходимо выполнить два обязательных условия:*

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения*.

Об этом говорится в абзаце 1 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ*.

Ситуация: как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования*

Ведите раздельный учет в самостоятельно разработанных регистрах, формы и применение которых закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (абз. 1 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Однако каким образом необходимо организовать такой учет, в законодательстве не сказано. Поэтому разработать регистры для ведения раздельного учета доходов (расходов) организация вправе самостоятельно. Закрепить применение разработанных форм необходимо в учетной политике для целей налогообложения. Подтверждает такую позицию и Минфин России вписьме от 13 марта 2006 г. № 03-11-04/2/59. Несмотря на то что данные разъяснения обращены к организациям, применяющим упрощенку, им могут следовать и организации на общей системе налогообложения.

Главбух советует: при составлении регистров для ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования, можно взять за основу готовые формы, рекомендованные налоговой службой для некоммерческих организаций.

Формы регистров приведены в рекомендациях МНС России. Для учета получения и расходования целевых средств предлагается использовать следующие регистры:

Использование средств

Средства целевого финансирования организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:*

  • когда получатель средств целевого финансирования использовал указанные средства не по целевому назначению;
  • когда были нарушены условия предоставления средств целевого финансирования.
    Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 24741 НК РФ)*.

На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п. 8 ст. 250 НК РФ). Это, в частности, относится к средствам, поступившим от учредителей на финансирование целевых мероприятий. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите при расчете налога на прибыль в порядке, предусмотренном для получения финансовой помощи от учредителя*.

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты организации, которые оплачены за счет средств негосударственного целевого финансирования (например, амортизация, зарплата персонала)*

Ответ на этот вопрос зависит от того, перечислены ли полученные средства целевого финансирования в перечне, приведенном в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Если полученные целевые средства входят в указанный перечень, то учесть при расчете налога на прибыль расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя. Это объясняется следующим.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252п. 17 ст. 270НК РФ).

В частности, основные средства, приобретенные за счет средств негосударственного целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19.

Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях расчета налог на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п. 8 ст. 250 НК РФ). Соответственно, на расходы, оплаченные за счет этих средств, можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль (ст. 252 НК РФ). Данное утверждение касается, в частности, оплаты расходов за счет средств целевого финансирования (финансовой помощи), полученных от учредителя (если доля учредителя в уставном капитале организации не превышает 50%). Более подробно об этом см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении получение финансовой помощи от учредителя (участника, акционера).

Экономия средств

В ряде случаев в рамках получения и расходования средств целевого финансирования возможна ситуация, когда получатель тратит на предусмотренные программы меньшую сумму, чем это предусмотрено в договоре. В этом случае возможны два варианта:*

  • сумма экономии остается у получателя средств целевого финансирования;
  • получатель средств целевого финансирования возвращает инвесторам образовавшуюся сумму экономии.

Ситуация: нужно ли отразить в доходах при расчете налога на прибыль сумму экономии средств негосударственного целевого финансирования, которая остается у получателя средств*

Да, нужно.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются при расчете налога на прибыль при соблюдении двух условий:

  • организация – получатель средств должна организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
  • полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

Это правило следует из абзаца 1 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Если в результате проведения целевых мероприятий организация получает экономию целевых средств, которая остается в ее распоряжении, то такие средства признаются использованными не по целевому назначению. А значит, их нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Такой позиции придерживается и Минфин России в письмах от 28 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/71от 10 октября 2006 г. № 03-11-04/2/201. Хотя указанные письма действуют в отношении организаций на упрощенке, их можно применять и организациям на общей системе налогообложения (ст. 346.15251,250 НК РФ).

Отчетность об использовании целевого финансирования

По окончании года, в котором были получены средства целевого финансирования, организация должна представить в налоговую инспекцию Отчет о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174). То есть указанный отчет нужно сдать в составе годовой декларации по налогу на прибыль в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим (п. 4 ст. 289 НК РФ). Сдавать лист 07 в составе декларации, подаваемой по итогам отчетных периодов, не нужно*.

НДС

По общему правилу начислять НДС с сумм, полученных в рамках целевого финансирования, не нужно. Это объясняется тем, что объектом обложения НДС является реализация товаров, работ, услуг. В данном случае реализации не происходит – источник финансирования (инвестор) лишь компенсирует получателю средств сумму, израсходованную на целевые мероприятия. Такой вывод позволяют сделать подпункт 1 пункта 1 статьи 146 и статья 39 Налогового кодекса РФ. Однако из этого правила могут быть исключения, в частности, если средства целевого финансирования направлены на оплату товаров (работ, услуг), которые реализует организация – получатель средств. Например, такая ситуация может возникнуть, когда средства целевого финансирования получает организация-застройщик, которая самостоятельно выполняет строительно-монтажные работы. Подробнее об этом см. Нужно ли застройщику платить НДС с сумм, поступающих от участников долевого строительства жилого дома. Средства по договору поступают от подрядчика, который принимает участие в строительстве. Жилой дом не сдан в эксплуатацию*.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по товарам, работам, услугам, которые были приобретены за счет полученных средств негосударственного целевого финансирования*

Да, можно.

Условия, при которых организация вправе принять к вычету входной НДС, определены в статьях 171 и172 Налогового кодекса РФ. От того, за счет каких источников были приобретены товары (работы, услуги), право организации-покупателя на вычет по НДС не зависит. Поэтому в рассматриваемой ситуации входной НДС можно принять к вычету наобщих основаниях.

Аналогичной позиции в подобной ситуации придерживается Минфин России в письмах:

О том, нужно ли начислить НДС с сумм экономии средств целевого финансирования, см. Как начислить НДС при получении сумм, связанных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)*.

<…>

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

4. Рекомендация:Как организации перечислить транспортный налог в бюджет


Порядок и сроки уплаты транспортного налога (авансовых платежей) устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ)*.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ). При этом региональным законодателям предоставлено право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ (п. 3 ст. 360 НК РФ)*.

Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то за I, II и III кварталы организации обязаны перечислять авансовые платежи по транспортному налогу. При этом сумма налога, которую нужно будет уплатить по итогам года, определяется как разница между суммой транспортного налога, рассчитанной за год, и суммой начисленных авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК РФ)*.

Сроки уплаты

Сроки уплаты транспортного налога (перечисления авансовых платежей) устанавливаются региональными законами. При этом срок уплаты годовой суммы налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ)*.

Если срок перечисления транспортного налога (авансового платежа) выпадает на нерабочий день, то налог (авансовый платеж) перечислите не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ)*.

Внимание: если транспортный налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени = Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) ? Количество календарных дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки

 Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда перечисление отражено на лицевом счете учреждения, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ)

Внимание: если неуплата налога выявлена в результате проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).

Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла умышленно, то штраф возрастет до 40 процентов.

Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме того, если недоимка возникла из-за того, что если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании кстатье 199 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации (иные сотрудники, уполномоченные подписывать отчетность, перечислять налоги и сборы), но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Куда платить налог

Транспортный налог нужно платить по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ)*.

Местонахождением морских, речных и воздушных транспортных средств признается:

  • либо место (порт) приписки;
  • либо место госрегистрации (например, для судов внутреннего водного транспорта, у которых нет места приписки);
  • либо местонахождение организации – собственника транспортного средства (если нет места приписки и госрегистрации).

Следовательно, перечислять транспортный налог по морскому, речному и воздушному транспорту нужно в региональные бюджеты по одному из этих мест.

Такой порядок следует из положений подпункта 1 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ, статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и письма ФНС России от 2 июля 2014 г. № БС-4-11/12495.

Местонахождением остальных транспортных средств (автомототранспорт) с 3 декабря 2013 года признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, по которому зарегистрировано транспортное средство. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ*.

Ранее действовал другой порядок. Поэтому перечислять транспортный налог нужно с учетом даты регистрации автомототранспорта в ГИБДД:*

  • если транспортные средства зарегистрированы до 24 августа 2013 года, налог платите в региональный бюджет по месту их регистрации;
  • если транспортные средства зарегистрированы в период с 24 августа по 2 декабря 2013 года, платите налог в региональный бюджет по местонахождению организаций – собственников автомототранспорта;
  • если транспортные средства зарегистрированы в ГИБДД 3 декабря 2013 года и позже, налог платите в региональный бюджет по местонахождению организаций или их обособленных подразделений, на которые зарегистрирован транспорт.

Это следует из буквального толкования положений подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ (в его новой и прежней редакции)*.

Главбух советует: платите налог в региональный бюджет по месту регистрации автомототранспорта независимо от даты постановки транспортных средств на учет в ГИБДД. Предварительно в налоговой инспекции заручитесь письменным подтверждением правомерности таких действий.

Поправки, внесенные в подпункт 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ и затронувшие определение «местонахождение транспортных средств», не имели своей целью изменить порядок уплаты транспортного налога. Поэтому независимо от даты постановки автомототранспорта на учет в ГИБДД перечисляйте транспортный налог в прежнем порядке – по местонахождению, указанному в уведомлении о постановке на налоговый учет (форма № 1-3-Учет). То есть в региональный бюджет по местонахождению организации или ее обособленного подразделения, на которые зарегистрированы транспортные средства. Именно такое толкование внесенным изменениям придают представители Минфина России в письмах от 14 октября 2013 г. № 03-05-05-04/42742от 4 сентября 2013 г. № 03-05-04-04/36435 и частных разъяснениях. Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 11 декабря 2013 г. № БС-4-11/22368.

Учитывая, что подобное прочтение законов несколько отклоняется от их буквального содержания, организациям, приобретавшим автомототранспорт в спорный период, есть смысл обратиться в налоговую инспекцию и получить там письменное подтверждение предложенного варианта уплаты транспортного налога.

Ситуация: как платить транспортный налог по автомобилю, сданному в аренду. Арендатор находится на территории другого региона*

Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). С 3 декабря 2013 года местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). До 3 декабря 2013 года действовал другой порядок, поэтому определять место уплаты транспортного налога нужно с учетом даты регистрации автомобиля в ГИБДД.

Действующий порядок регистрации транспортных средств в ГИБДД предусматривает регистрацию автомобиля либо по местонахождению организации-собственника, либо по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 24.3Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). Из этого правила есть некоторые исключения, но передача транспортного средства в аренду к ним не относится. Поэтому транспортный налог по автомобилю, сданному в аренду, нужно перечислять:

  • в региональный бюджет по местонахождению организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль, если он был поставлен на учет в ГИБДД 3 декабря 2013 года и позже;
  • в региональный бюджет по местонахождению организации – собственника автомобиля, если автомобиль был поставлен на учет в ГИБДД в период с 24 августа по 2 декабря 2013 года;
  • в региональный бюджет по месту регистрации автомобиля в ГИБДД, если автомобиль был поставлен на учет до 24 августа 2013 года.

Такой порядок следует из буквального прочтения подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ в его новой и прежней редакции. Следует отметить, что представители Минфина России и налоговой службы придают изменениям другое толкование.

Ситуация: куда и по каким ставкам платить транспортный налог на автомобиль, переданный в лизинг. Лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных регионах. Автомобиль зарегистрирован на лизингополучателя*

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда был зарегистрирован автомобиль.

Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). С 3 декабря 2013 года местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). До 3 декабря 2013 года действовал другой порядок, поэтому определять место уплаты транспортного налога нужно с учетом даты регистрации автомобиля в ГИБДД.

Собственником автомобиля, переданного в лизинг, является лизингодатель (ст. 665 ГК РФп. 1 ст. 4 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ). Но зарегистрировать автомобиль на срок действия договора лизинга по соглашению сторон ГИБДД может на лизингополучателя – по его местонахождению (п. 48.2 Правил, утвержденныхприказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). Поэтому в рассматриваемой ситуации транспортный налог нужно перечислять:

  • если автомобиль был зарегистрирован на лизингополучателя до 24 августа 2013 года – в налоговую инспекцию по местонахождению лизингополучателя и по ставкам, которые установлены в этом регионе;
  • если автомобиль был поставлен на учет в период с 24 августа по 2 декабря 2013 года – в налоговую инспекцию по местонахождению лизингодателя и по ставкам, которые установлены в его регионе;
  • если автомобиль был поставлен на учет 3 декабря 2013 года и позже – в налоговую инспекцию по местонахождению лизингополучателя и по ставкам, которые установлены в его регионе.

Такой порядок следует из буквального прочтения подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ в его новой и прежней редакции. Следует отметить, что представители Минфина России и налоговой службы придают изменениям другое толкование.

Ситуация: куда платить транспортный налог по автомобилю, зарегистрированному на филиал: по местонахождению головного отделения организации или по местонахождению филиала*

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда был зарегистрирован автомобиль.

Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). С 3 декабря 2013 года местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). До 3 декабря 2013 года действовал другой порядок, поэтому определять место уплаты транспортного налога нужно с учетом даты регистрации автомобиля в ГИБДД.

Таким образом, транспортный налог по автомобилю, зарегистрированному на филиал, нужно перечислять:

  • в региональный бюджет по местонахождению филиала, если автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД 3 декабря 2013 года или позже;
  • в региональный бюджет по местонахождению организации – собственника автомобиля, если автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД в период с 24 августа по 2 декабря 2013 года;
  • в региональный бюджет по месту регистрации автомобиля в ГИБДД (т. е. по местонахождению филиала), если автомобиль был зарегистрирован до 24 августа 2013 года.

Такой порядок следует из буквального прочтения подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ в его новой и прежней редакции. Следует отметить, что представители Минфина России и налоговой службы придают изменениям другое толкование.

Пример определения места уплаты транспортного налога. Место регистрации автомобиля и организации не совпадает

На балансе ЗАО «Альфа» (г. Москва) числится два легковых автомобиля (далее – автомобили «А» или «Б») с мощностью двигателя 125 л. с. Автомобили переданы филиалу, расположенному в г. Санкт-Петербурге. Автомобили поставлены на учет в ГИБДД г. Санкт-Петербурга, но в разное время:

  • автомобиль «А» – 1 сентября 2013 года;
  • автомобиль «Б» – 10 декабря 2014 года.

Автомобиль «А» поставлен на учет в период с 24 августа по 2 декабря 2013 года. В уведомлении о постановке на налоговый учет местонахождением автомобиля «А» определено местонахождение собственника. Поэтому по нему бухгалтер заплатит налог по местонахождению организации, то есть в Москве. Для уплаты и расчета налога по автомобилю «А» бухгалтер будет руководствоваться Законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33.

Автомобиль «Б» поставлен на учет после 3 декабря 2013 года. В уведомлении о постановке на налоговый учет местонахождением автомобиля «Б» определено место его регистрации. Поэтому по нему бухгалтер заплатит налог по местонахождению филиала, то есть в г. Санкт-Петербурге. Для уплаты и расчета налога бухгалтер будет руководствоваться Законом Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 г. № 487-53.

Ситуация: куда платить транспортный налог, если в течение одного месяца автомобиль был перерегистрирован с одного обособленного подразделения организации на другое. Обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ*

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда произошла перерегистрация.

Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). С 3 декабря 2013 года местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). До этого момента действовал другой порядок, поэтому определять место уплаты транспортного налога нужно с учетом даты регистрации автомобиля в ГИБДД.

Действующий порядок регистрации транспортных средств в ГИБДД предусматривает регистрацию автомобиля либо по местонахождению организации-собственника, либо по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 24.3Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). Поэтому если перерегистрация автомобиля с одного обособленного подразделения на другое состоялась до 24 августа 2013 года, транспортный налог за этот автомобиль нужно перечислять:

  • за тот месяц, в котором произошла перерегистрация, – в бюджет региона, в котором автомобиль состоял на учете до перерегистрации;
  • начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации, – в бюджет региона, в котором автомобиль состоит на учете после перерегистрации.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 20 июля 2012 г. № БС-4-11/12083Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-05-04/11.

Если перерегистрация автомобиля произошла в период с 24 августа по 2 декабря 2013 года, перечислять транспортный налог нужно в региональный бюджет по местонахождению собственника автомобиля – головного отделения организации. Независимо от того, в ГИБДД какого региона зарегистрирован автомобиль. Такой вывод следует из письма Минфина России от 4 сентября 2013 г. № 03-05-04-04/36435.

Если перерегистрация автомобиля произошла 3 декабря 2013 года или позже, то налог платите:

  • за тот месяц, в котором произошла перерегистрация, – в бюджет региона первого подразделения, в котором автомобиль состоял на учете до перерегистрации;
  • начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации, – в бюджет региона второго подразделения, в котором автомобиль состоит на учете после перерегистрации.

Такой порядок следует из буквального прочтения подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ в его новой и прежней редакции. Следует отметить, что представители Минфина России и налоговой службы придают изменениям другое толкование.

Оформление платежных документов

Платежные поручения на перечисление транспортного налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Особенности заполнения платежных поручений при перечислении средств в бюджет представлены в таблице*.

Пример расчета транспортного налога для уплаты в бюджет*

На балансе ЗАО «Альфа» (г. Москва) числится легковой автомобиль с мощностью двигателя 85 л. с. Ставка транспортного налога для данной категории транспортных средств составляет 12 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Срок уплаты транспортного налога за 2013 год – не позднее 5 февраля 2014 года. Уплата авансовых платежей по транспортному налогу в г. Москве не предусмотрена.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал транспортный налог так:
85 л. с. ? 12 руб./л. с. = 1020 руб.

4 февраля 2014 года бухгалтер перечислил по реквизитам налоговой инспекции сумму рассчитанного налога (1020 руб.).

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка