Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики простят многие ошибки в 6‑НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 декабря 2014 34 просмотра

Является ли грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения п.1 ст.120 НК РФ отсутствие в учетной политике утвержденной формы регистра, который используется для расчета суммы авансовых платежей по налогу на имущество? Расчет имеет все необходимые реквизиты, но не утвержден в учетной политике для целей налогообложения. Штрафы 10 000 руб. (п.1 ст.120 НК РФ), 30 000 руб.(п.2 ст. 120 НК РФ)., 40 000 руб.(п.3 ст.120 НК РФ)

Другое дело, если компания не ведет налоговые регистры. В таком случае компания вряд ли избежит штрафа (постановления ФАС Уральского от 08.06.12 № Ф09-3768/12 и Московского от 23.09.08 № КА-А40/8513-08-2 округов). При этом если регистры отсутствуют за один налоговый период, штраф составит 10 000 руб., если более чем за один налоговый период, то 30 000 руб. Если отсутствие регистров повлекло занижение налоговой базы, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (ст. 120 НК РФ).

Отметим, что понятие «налоговый регистр» введено статьей 314 НК РФ. А это 25 Глава Налогового кодекса, регулирующая расчет и уплату налога на прибыль. Налог на имущество организаций установлен Главой 30 НК. Тем не менее, суммы налога на имущества являются «прочими расходами компании, связанными с производством и реализацией» (ст. 264 НК). И для учета налогов и сборов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, налоговики предложили соответствующий налоговый регистр (Методические рекомендации МНС России от 27 декабря 2001 г.). Это рекомендованная форма документа.

1.Рекомендация: Проверка на ошибки: ведение регистров налогового учета

Формы налоговых регистров законодательно не утверждены. Налогоплательщик может либо самостоятельно разработать такие регистры, закрепив это в приложениях к учетной политике (ст. 314 НК РФ), либо использовать предложенные МНС России еще в 2001 году (Рекомендации «Система налогового учета для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ»). Однако на практике некоторые компании игнорируют даже такие минимальные требования к составлению налоговых регистров.

Ситуация первая: компания не представила налоговые регистры в ответ на требование инспекции, поскольку не вела их. Рискованно! В данной ситуации инспекторы могут квалифицировать отсутствие налоговых регистров как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). В таком случае компания вряд ли избежит штрафа (постановления ФАС Уральского от 08.06.12 № Ф09-3768/12 и Московского от 23.09.08 № КА-А40/8513-08-2 округов).

Если нарушения совершены в течение одного налогового периода, штраф составит 10 000 руб., если в течение более длительного срока, то 30 000 руб. Если те же деяния повлекли занижение налоговой базы, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (ст. 120 НК РФ).

Что же касается ответственности по статье 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ, то она организации не грозит. Еще в 2005 году ФАС Северо-Западного округа отметил, что такое наказание можно применить, только когда у налогоплательщика были требуемые документы, но в ответ на требование инспекции он их не представил (постановление от 10.10.05 № А42-7611/04-15). Если же истребуемых документов у компании нет, то штрафовать ее по статье 126 НК РФ нет оснований.

В дальнейшем суды также придерживались такой точки зрения. Например, в одном из дел налоговики потребовали от компании представить 42 налоговых регистра, наименования которых соответствовали наименованиям в положении об учетной политике (всего 252 документа за 6 кварталов). В ответ на это общество указало, что регистры налогового учета не являются первичными документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. В итоге суд пришел к выводу, что налоговики не доказали, что регистры в количестве 252 штук общество действительно составляло. Следовательно, компанию нельзя привлечь к ответственности по статье 126 НК РФ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.06.11 № А28-7970/2010).

Ситуация вторая: организация вместо налоговых регистров представила регистры бухучета, полагая, что их будет достаточно для исчисления налогов. Рискованно! Согласно пункту 1 статьи 313 НК РФ налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их в случае необходимости дополнительными реквизитами, либо вести отдельные регистры налогового учета.

Кроме того, в среднесрочной перспективе планируется вовсе отменить обязанность вести налоговый учет (Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов).

Однако Минфин России считает, что организация обязана вести налоговый учет и оформлять соответствующие регистры (письмо от 01.08.07 № 03-03-06/1/531). Причем они обязательно должны содержать реквизиты, указанные в статье 313 НК РФ:

— наименование регистра;
— период и дату составления;
— измерители операции в натуральном (если возможно) и денежном выражении;
— наименование хозяйственных операций;
— подпись (и расшифровку) лица, ответственного за составление регистров.

Ситуация третья: компания формирует регистры налогового учета в электронном виде. Ошибки нет. Статья 314 НК РФ предусматривает ведение регистров налогового учета как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Минфин России также отмечает, что организация вправе хранить налоговые регистры в электронном виде при соблюдении норм Федерального закона от 10.01.02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи (письмо от 24.07.08 № 03-02-07/1-314).

Однако принять налоговые регистры в электронном виде инспекторы вряд ли согласятся. Тем более что электронный формат таких документов законодательством не утвержден, за исключением форматов книг покупок и книг продаж (приказ ФНС России от 05.03.12 № ММВ-7-6/138@). Поэтому при истребовании налоговиками документов безопаснее распечатать налоговые регистры, пронумеровать, заверить подписью и скрепить печатью организации.

Ситуация четвертая: организация ведет регистры налогового учета, однако не утвердила их в своей учетной политике. Это не ошибка. Согласно статье 313 НК РФ формы регистров налогового учета устанавливаются в приложениях к учетной политике для целей налогообложения. Однако, даже если компания не утвердит такие регистры, ответственности за это не предусмотрено.

Ситуация пятая: налоговые регистры, представленные налоговикам, подписаны только главным бухгалтером. Это не ошибка. Организация вправе в отдельном приказе утвердить перечень лиц, ответственных за составление налоговых регистров. Логично предположить, что в числе таких лиц будет главный бухгалтер компании. Подпись директора компании в данной ситуации не обязательна.

В таком случае требование статьи 313 НК РФ об обязательной подписи регистров (с ее расшифровкой) выполняется. Отсутствие судебной практики по этому вопросу подтверждает такой вывод.

Ситуация шестая: компания ведет нумерацию регистров налогового учета отдельно для документов в бумажном виде и отдельно для документов в электронном виде. Рискованно! Порядок нумерации налоговых регистров законодательно не утвержден. Налоговики могут провести аналогию, например, с нумерацией счетов-фактур. Так, в приложении 3 к постановлению Правительства РФ от 26.12.11 № 1137 указано, что нумерация должна быть сквозной, вестись в хронологическом порядке. Никаких исключений для отдельного ведения регистров в бумажном или электронном виде законодательством не предусмотрено.

Если компания ведет регистры двумя способами — в бумажном и электронном виде, то безопаснее соблюдать нумерацию в хронологическом порядке. Судебных решений по этому вопросу найти не удалось

2.Рекомендация: Как вести регистры налогового учета

Основания для формирования регистров

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
аналитических регистров налогового учета;
– расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

11.12.2014 г.

С уважением,

Анна Разживина, эксперт Горячей линии БСС «Система Главбух»

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl-u.ru/index.aspx?f=help-call-center

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка