Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
16 декабря 2014 282 просмотра

Фирма (ОСНО) оплачивает арендодателю за электронно-магнитный пропуск для входа в офисное здание по 500 руб за каждого сотрудника. Как учесть при налогообложении и в БУ данный вид расходов?

Обращаем Ваше внимание, что из сложившейся судебной практики можно сделать вывод, что расходы экономически обоснованы, если имеется связь между понесенными расходами и обязанностями организациями по договору. То есть правомерность учета расходов будет более аргументирована при наличии соответствующих условий в договор аренды.

В бухгалтерском учете специальных правил учета таких расходов не установлено. Так как изготовление связано с деятельностью офиса, то расходы по изготовлению пропусков могут быть отнесены на счета учета текущих затрат:

Дебет 20 (26) Кредит 60 (76)

- отражены расходы по изготовлению пропусков.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.*

Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585,Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора* или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264,подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).

Например, приобретение для организации легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя.

<...>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Статья: Затраты на оформление пропусков исключают из облагаемой прибыли

ПРИЧИНА СПОРА У предприятия нет собственного или арендованного транспорта. Поэтому расходы на оформление пропусков для машин неоправданны. Так решила инспекция
КТО ВЫИГРАЛ Компания
ЦЕНА ВОПРОСА 19 831 рубль
АРГУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СРАБОТАЛИ Пропуска выписаны для автомобилей контрагентов. Их въезд не опровергнут. Расходы обоснованно отнесены к представительским
ДОКУМЕНТ Постановление ФАС Московского округа от 05.04.13 № А40-92617/12-20-491

Компания арендовала помещения на участках, где введен пропускной режим. Для въезда машин нужно приобрести пропуск, оплатив арендодателю услуги по его оформлению. Эту плату инспекция отнесла к необоснованным расходам. Причина — отсутствие у налогоплательщика собственного или арендованного транспорта.

Чиновники не учли, что пропуска использовались для автомобилей контрагентов. Поэтому затраты правомерно включены в представительские, нужные для приема партнеров (п. 2 ст. 264 НК РФ). Так сообщил АС г. Москвы (решение от 05.10.12 № А40-92617/12-20-491). С ним согласился и ФАС Московского округа в комментируемом постановлении. В подобных спорах желательно предъявлять документы, подтверждающие встречи с партнерами. Это подписанные контракты; служебные записки о проведенных переговорах, в которых указаны фамилии участников; журналы учета посетителей, ведущиеся секретарем либо службой охраны…

Зачастую пропуска нужны не только для переговорщиков, но и для покупателей, самостоятельно забирающих товары со склада налогоплательщика, или для поставщиков. Оплачивая им пропуска, компания несет оправданные расходы. Ведь привлекая чужой транспорт, организация снижает свои издержки на доставку. Затраты нельзя связать с одной целью (к примеру, лишь с закупкой материалов или проведением переговоров). Они учитываются как прочие обоснованные, предусмотренные подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Показывая необходимость издержек, стоит опираться на договоры с покупателями, где предусмотрены самовывоз, наличие товарно-транспортных накладных, где адрес налогоплательщика указан в строке «грузоотправитель» или «грузополучатель», на другие документы.

Решения судов по похожим спорам

Ранее в арбитражных округах не рассматривались аналогичные споры. Но арбитраж позволял уменьшать прибыль на сами платежи за услуги по обеспечению пропускного режима* для транспорта (постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.11 № А55-14064/2009). Из нее вычитаются и расходы на приобретение пропусков для въезда на определенную территорию (постановление ФАС Уральского округа от 03.07.07 № Ф09-4997/07-С3).

Кроме того, анализировались затраты на выдачу пропусков для большегрузного транспорта. Их также разрешено исключать из облагаемой прибыли (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.05 № А82-13174/2004–14 и ФАС Уральского округа от 02.05.12 № Ф09-2954/12).

ЖУРНАЛ «АРБИТРАЖНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРАКТИКА», № 6, ИЮНЬ 2013

3. Письмо Минфина России от 09.07.2010 № 03-11-06/2/110 «Об учете расходов на оплату услуг сторонней организации по организации пропускного и внутриобъектного режима при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»

Вопрос:
Наше предприятие ООО находится на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Территориально находится на территории другого предприятия ФГУП. ООО заключило договор с ФГУП, на основании которого ФГУП оказывает услуги ООО по организации пропускного и внутриобъектного режима.
Можно ли ООО учесть такие услуги в расходах на упрощенной системе налогообложения как иные услуги охранной деятельности согласно ст.346_16 п.1 п.п.10 НК РФ?

<...>


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета расходов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, перечисленные в пункте 1 статьи 346_16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса. Данный перечень расходов является исчерпывающим.
Согласно пункту 10 пункта 1 статьи 346_16 Кодекса к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Виды охранных и сыскных услуг предусмотрены статьей 3 указанного Закона.
Так, согласно пункту 6 части 3 статьи 3 Закона в целях охраны разрешается предоставление услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7данной части.
Пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона предусмотрены такие услуги, как охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с этим, расходы на оплату услуг сторонней организации по организации пропускного и внутриобъектного режима могут быть учтены при исчислении налоговой базы* по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.


17.12.2014г.

С уважением,

Ксения Рупасова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка