Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сколько НДФЛ теперь удерживать с работника — новые примеры от ФНС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 декабря 2014 4 просмотра

Подскажите пожалуйста нам необходимо заключить трудовой договор с гражданином Украины, мы можем его оформить через квоту или как временно пребывающего? В каких случаях надо через квоту и когда можно как временно пребывающего и что нужно сделать (где это оформляется и какие документы нужны)

Если иностранный гражданин не имеет ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание, он имеет статус временно пребывающего. Иностранцы, имеющие статус временно пребывающего, привлекаются на работу при наличии разрешения на работу. Как оформить принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего представлено в рекомендации в полном ответе.

С 01.01.2015 г. вместо разрешения безвизовые иностранцы будут привлекаться на работу на основании патента.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Статья: Временно пребывающие

Временно пребывающие – статус иностранцев, получивших миграционную карту, но не имеющих ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание (абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).*

2.Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего

Прибывающие без визы

Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины*, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.

Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:

Порядок оформления

Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:*
1) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
2) получить разрешение на работу;
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.

Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Ситуация: нужно ли обращаться в службу занятости с заявкой о потребности в тех или иных специалистах, прежде чем принять на работу безвизовых иностранцев, имеющих разрешение на работу

Нет, не нужно.

Дело в том, что обращаться в службу занятости и получать квоты нужно только для того, чтобы в дальнейшем получить разрешение на привлечение и использование труда иностранцев, прибывающих в Россию в визовом порядке.

Что же касается безвизовых иностранных сотрудников, то разрешение на их привлечение и использование получать не требуется (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

А раз так, то нет и необходимости обращаться в службу занятости.

Главбух советует: организации, планирующей нанимать иностранных работников, лучше заранее обратиться в службу занятости с заявкой о потребности в тех или иных специалистах.

Дело в том, что иностранный гражданин вправе получить разрешение на работу только при наличии квоты. Однако на практике квот может и не хватить.

То есть, нанимая безвизового иностранца, у которого пока нет разрешения на работу, организация может столкнуться с тем, что к моменту обращения за выдачей этого разрешения квота будет исчерпана.

В этом случае отделение ФМС России выдаст иностранцу разрешение на работу, только если у работодателя будет письмо службы занятости на предоставление квоты.

Таким образом, чтобы избежать отказа в разрешении на работу потенциальному иностранному сотруднику, обратитесь в службу занятости с заявкой о потребности в тех или иных специалистах заранее.*

Разрешение на работу

Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца может обратиться организация (п. 107регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Обратите внимание, что гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семейЗакон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Решение о выдаче разрешения миграционная служба принимает в течение 10 дней со дня подачи организацией необходимых документов (п. 27 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Чтобы оформить персональное разрешение на работу сотруднику-иностранцу, который прибыл в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего, необходимо подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:

  • заявление;
  • миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде иностранца в Россию или отметкой территориального органа ФМС России о выдаче данному гражданину указанной миграционной карты. В миграционной карте должно быть обязательно отмечено, что цель визита иностранца в Россию – работа;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг (при наличии);
  • документы, подтверждающие отсутствие у иностранца ВИЧ-инфекции, заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188.

Кроме того, при подаче заявления нужно предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (или его копию), срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
  • документ, удостоверяющий личность официального представителя организации, срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
  • квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Об этом сказано в пункте 3 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, пунктах 4649 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

Если сотрудник-иностранец на территории России будет работать в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, то для получения разрешения на работу он должен владеть русским языком на уровне не ниже базового.

Базовый уровень владения языком нужно подтвердить одним из следующих документов:

  • сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку, который выдан иностранцу в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ;
  • документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории России на основании международных договоров либо выданным образовательным учреждением, входящим в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 1694-р. В документе об образовании должна быть запись об изучении человеком курса русского языка. К документу прилагается его нотариально заверенный перевод на русский язык;
  • документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства, признание которого на территории России осуществляет Рособрнадзор, с нотариально заверенным переводом документа (в документе об образовании должна быть запись об изучении человеком курса русского языка);
  • документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
  • документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории России с 1 сентября 1991 года.

Подтверждать владение русским языком не нужно:

  • в случае, если иностранец является гражданином государства, в котором русский язык является государственным языком;
  • в случаях, устанавливаемых федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Об этом сказано в пунктах 8.18.28.3 и 8.4 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу (например, свидетельство об образовании), должны бытьлегализованы (п. 47 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). Это правило не действует только в одном случае. Если между Россией и иностранным государством заключен международный договор, в котором сказано, что надлежаще оформленные по требованиям одного государства документы принимаются на территории другого государства без какой-либо дополнительной легализации (например, ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.).

Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты (п. 6 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Существуют профессии (специальности, должности), на которые квота не распространяется. Их перечень приведен в приложении к приказу Минтруда России от 20 декабря 2013 г. № 768н.

О положительном решении или о мотивированном отказе в выдаче разрешения организацию должны уведомить в письменном виде (п. 116регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Отказать в выдаче разрешения на работу могут в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. В частности, такой отказ последует, если иностранному гражданину не исполнилось 18 лет (подп. 15 п. 9 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

При получении отказа в выдаче разрешения его можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разделе V регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

При выдаче разрешения на работу иностранные граждане, въехавшие на территорию России без визы, подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, утвержденном приказом ФМС России от 6 ноября 2012 г. № 357(п. 4.6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Из этого правила есть два исключения. Первое из них: высококвалифицированные специалисты. И второе: иностранцы, направленные на работу в дочерние организации, филиалы и представительства иностранных коммерческих организаций, которые зарегистрированы на территориях государств – членов Всемирной торговой организации. Такие категории граждан не подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Работодателю следует учитывать следующее. На основании выданных разрешений на работу иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Такие территориальные ограничения не распространяются лишь на иностранцев, профессии которых включены всписок профессий и должностей, дающих право на работу вне региона (п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Подробнее об этом см.Как оформить на работу сотрудника-иностранца.

Когда разрешения не нужны

В некоторых случаях разрешения на работу иностранным гражданам не требуются.

В частности, такие разрешения не нужны, если иностранный гражданин является:

  • сотрудником международных организаций;
  • сотрудником иностранных организаций (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;
  • журналистом, аккредитованным в России;
  • студентом российского профессионального образовательного учреждения, выполняющим работы (оказывающим услуги) в течение каникул;
  • студентом российского профессионального образовательного учреждения, работающим в свободное от учебы время в этом же учреждении;
  • беженцем (до утраты или лишения такого статуса);
  • гражданином, получившим временное убежище на территории России.

Полный перечень категорий иностранных сотрудников, которым не нужно получать разрешение на работу, приведен в части 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Ответственность за привлечение к работе без разрешения

Внимание: за привлечение к работе иностранного гражданина без разрешения на работу предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:

  • для организаций – наложение административного штрафа в размере от 250 000 до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц организации – наложение административного штрафа в размере от 25 000 до 50 000 руб.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность за привлечение без разрешения на работу установлена частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:

  • для организаций – наложение административного штрафа в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц организации – наложение административного штрафа в размере от 35 000 до 70 000 руб.

При этом в случае привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан ответственность наступает в отношении каждого.

В случае административного выдворения такого иностранца (работающего без разрешения), средства, затраченные из бюджета на обеспечение его выезда, взыскиваются в судебном порядке с организации-работодателя (п. 5 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Уведомление налоговой инспекции

Ситуация: нужно ли уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников, прибывших в Россию в безвизовом порядке

Нет, не нужно. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление приглашений на въезд в Россию.

По общему правилу организация обязана уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий:

  • получения разрешения на работу;
  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности;
  • приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию;
  • заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).

Об этом говорится в подпункте 4 пункта 8 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Из буквального толкования этой нормы следует, что уведомить инспекцию нужно вне зависимости от режима, на основании которого иностранный гражданин прибыл в Россию (в визовом или безвизовом порядке). Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16 сентября 2009 г.

Исключение предусмотрено для граждан Республики Беларусь. В отношении таких сотрудников установленный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4письмо ФНС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552).

Вместе с тем, Президиум ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09 указал, что положения, предусмотренные статьей 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, не применяются в отношении всех иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Это связано с тем, что по общему правилу на таких граждан не нужно оформлять приглашение на въезд. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление таких приглашений (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Кроме того, порядок привлечения к работе иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, установлен статьей 13.1Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Положениями данной статьи предусмотрена обязанность работодателей уведомлять о привлечении и использовании иностранных граждан только ФМС России и службу занятости (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Требование об уведомлении налоговой инспекции нормами данной статьи не установлено. Таким образом, организация не обязана уведомлять налоговую инспекцию о привлечении и использовании иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке.

В сложившейся ситуации решение об уведомлении налоговой инспекции организация должна принять самостоятельно. Не исключено, что организациям, которые не уведомят налоговую инспекцию о привлечении и использовании безвизовых иностранцев, придется отстаивать свою позицию в суде. Однако, учитывая решение, принятое Президиумом ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09, окружные арбитражные суды, скорее всего, будут руководствоваться при рассмотрении аналогичных дел именно им.

Приглашение на въезд

В отдельных случаях для привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, которые находятся за пределами России, требуется получить приглашение на их въезд. Гражданам большинства республик бывшего СССР, которые могут въезжать в Россию без визы, оформлять приглашение не требуется. Информация о том, нужно ли оформлять приглашение на въезд, содержится в международном договоре России со страной гражданства сотрудника-иностранца.

Приглашение на въезд сотрудников-иностранцев выдает миграционная служба. Форма приглашения утверждена приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390.

Сведения о местонахождении, контактных телефонах, об официальных сайтах, адресах электронной почты отделений ФМС России приведены вприложении 1 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

Административный регламент оформления и выдачи приглашений на въезд в Россию иностранцев (лиц без гражданства) утвержден приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390.

Так, для получения приглашения представьте в миграционную службу следующие документы:

  • ходатайство в двух экземплярах, составленное на русском языке от руки печатными буквами чернилами черного или синего цвета или отпечатанное на принтере. Не допускаются исправления, сокращения и аббревиатуры. Форма ходатайства утверждена приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390;
  • оригинал документа, удостоверяющего личность представителяприглашающей стороны;
  • копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина. Срок действия документа не должен истекать раньше чем через шесть месяцев с даты окончания предполагаемого срока пребывания;
  • гарантийные письма приглашающей стороны об обязательстве о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранца на период пребывания в России по форме, утвержденной приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390.

Такой перечень установлен в пунктах 32.1–32.4 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390.

Указанные документы могут быть представлены в электронном виде через Единый портал госуслуг (п. 36 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390).

Помимо перечисленных документов организация по собственной инициативе вправе представить:

Это установлено пунктами 39.1–39.3 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390.

Непредставление документов, которые приглашающая сторона вправе предъявить по собственной инициативе, не может служить основанием для отказа в оформлении приглашения (п. 40 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390).

Документы на иностранном языке должны быть переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально заверена (п. 38Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390).

Факт передачи документов на рассмотрение подтверждает справка, которая выдается приглашающей стороне (ее форма утвержденаприказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390). По результатам рассмотрения миграционная служба принимает решение либо о выдаче приглашения на въезд, либо об отказе в его выдаче.

Внимание: за предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в России иностранного гражданина при оформлении документов для въезда предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 6 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:

  • для должностных лиц – штраф в размере от 45 000 до 50 000 руб.;
  • для организаций – штраф в размере от 400 000 до 500 000 руб.

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, в отношении которого допущены нарушения (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).

В случае положительного решения миграционная служба в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения, должна направитьприглашающей стороне соответствующее уведомление (п. 105Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390).

Оформить приглашение на въезд миграционная служба обязана в течение 20 рабочих дней со дня подачи документов на его получение. Исключение делается для высококвалифицированных иностранных специалистов. Приглашение таким специалистам и следующим с ними членам семьи выдается в течение 14 рабочих дней со дня поступления всех необходимых документов.

Это установлено пунктом 29 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390.

Об отказе в выдаче приглашения миграционная служба должна проинформировать организацию в письменной форме с указанием причин отказа. Сделать это служба обязана в течение трех дней со дня принятия такого решения. А в отношении высококвалифицированного иностранного специалиста – в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе.

Такой порядок установлен в пункте 105 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390.

Приглашая иностранца, организация должна учитывать, чтоприглашающая сторона обязана гарантировать материальное, медицинское и жилищное обеспечение иностранного гражданина на период его пребывания в России. Такой порядок предусмотрен пунктом 5статьи 16 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Перечень таких гарантий установлен постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167.

Внимание: за непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранного гражданина в период его пребывания в России предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 5 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:

  • для должностных лиц – штраф в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.;
  • для организаций – штраф в размере от 400 000 руб. до 500 000 руб.

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, в отношении которого допущены нарушения (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).

Постановка на миграционный учет

После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.

У иностранца:

  • при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
  • не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.

У организации – не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания направить уведомление об этом в миграционную службу. К уведомлению о прибытии временно пребывающего иностранного гражданина организация прилагает копию документа, удостоверяющего его личность, и копию его миграционной карты.

Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 13 и 4.1 статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, пунктом 31 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

Уведомление организация может направить тремя способами:

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил утвержденныхпостановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Соглашениями между Россией и другими странами могут быть предусмотрены иные сроки постановки на миграционный учет, отличные от общеустановленных. Граждане этих стран могут находиться на территории России без постановки на миграционный учет более продолжительное время по сравнению с гражданами других государств. Такие соглашения действуют в отношении следующих стран:

Государство Срок, в течение которого гражданин освобождается от постановки на миграционный учет Документ
Республика Таджикистан В течение 15 календарных дней с даты въезда в Россию п. 1 и 3 ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан от 8 февраля 2013 г.
Республика Беларусь В течение 30 суток с даты въезда в Россию ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, ратифицированного Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ
Республика Казахстан В течение 30 суток с даты въезда в Россию ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ
Республика Армения В течение 30 дней с даты въезда в Россию ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армении от 11 июля 2014 г.

Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденнымипостановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. Порядок предоставления услуги по постановке на миграционный учет прописан вАдминистративном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

Срок пребывания иностранца

По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток (суммарно) в течение каждого 180-дневного периода. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

При этом для граждан республик Беларусь и Казахстан действует особый порядок.

Срок их временного пребывания определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Если же договор с такими иностранцами заключен на неопределенный срок, то срок их временного пребывания продлевается ежегодно. Такой порядок установлен статьей 5Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ и разъяснен в информации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 сентября 2013 г.

В случае, если после истечения 90 суток пребывания такого сотрудника в России трудовой договор с ним расторгнут, человек может сразу не выезжать. В таком случае гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем (ст. 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семейЗакон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.

Оформление на работу

Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.

Порядок приема на работу граждан республик Беларусь и Казахстан закреплен в статье 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФЗакон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).

Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утвержденаприказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Помимо этого указанные службы необходимо уведомлять:

Порядок заполнения и представления уведомлений приведен вприложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора или предоставления отпуска.

Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Из этих правил есть исключения, в частности, не нужно уведомлять миграционную службу и службу занятости в отношении граждан республик Беларусь и Казахстан.

Дело в том, что обязанность уведомлять указанные службы распространяется только на иностранных граждан, имеющих разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно поскольку они уравнены в правах в отношении трудовой деятельности с гражданами России (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семейЗакон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

В случае если организация заключает трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем, уже имеющим разрешение на работу, полученное ранее через другого работодателя, то гражданин обязан обратиться в миграционную службу для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу. При этом, если новый трудовой (гражданско-правовой) договор предусматривает осуществление иностранцем деятельности в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, человек должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7.6 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Ответственность за неуведомление ФМС России и службы занятости

Внимание: если организация не уведомит миграционную службу или службу занятости о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем, его расторжении или предоставлении такому сотруднику отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более месяца, ей грозит административная ответственность.

Ответственность установлена частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток);
  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 50 000 руб.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность за неуведомление установлена частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 70 000 руб.

При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление миграционной службы (службы занятости), но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления. 

Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и
кадровых ресурсов Минздрава России

3.Статья: Что ждет нас в 2015 году?

Вячеслав Филиппов,
главный редактор журнала «Трудовые споры»

 Уже с нового года безвизовых иностранцев будут принимать на основании патента, а не разрешения на работу. Основное преимущество в том, что не придется участвовать в ежегодных кампаниях по получению квот. Они будут распространяться только на визовых иностранцев. Значит, процесс трудоустройства иностранцев упростится. Кроме того, уведомлять о приеме и увольнении иностранцев можно будет в электронном виде через сайт gosulugi.ru. Даешь инновации!* 

ЖУРНАЛ «ТРУДОВЫЕ СПОРЫ», № 12, ДЕКАБРЬ 2014

4.Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 

«6) статью 13.3 изложить в следующей редакции:

"Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента

1. Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента*, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом. 

5. Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.

Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.* 

Статья 6

1. Разрешения на работу, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности и продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы, либо до их аннулирования».  

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка