Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 декабря 2014 437 просмотров

Вчера у нас проверяющие запросили письменное согласие арендодателя на размещение юридического адреса нашего ООО.Вопрос,есть ли законодательное подтверждение такого требования? Запросил ОБЭП договор аренды офиса и к нему согласие арендодателя на юрадрес.Сталкиваемся с этим впервые.Процедура -проверка производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и в материалах «Системы Юрист».

1. Статья: 4.1. Расширенные права оперативников, которые позволяют им проверить компанию не только совместно с налоговиками

Прежде всего хотелось бы развенчать довольно распространенный миф, который почему-то появился в головах руководителей, менеджеров, владельцев и иных представителей бизнеса. Дело в том, что в последнее время произошли обширные изменения в законодательстве, связанные с изменением регламента и порядка проверок рядом государственных органов, изменением подследственности по некоторым видам преступлений, а также изменениями в правах полиции и Уголовном кодексе РФ. В связи с этим зачастую приходится слышать непонятно откуда взявшееся ошибочное мнение, что в результате этих изменений сотрудники МВД России (полиции) не имеют права осуществлять какие-либо проверки юридических лиц, кроме как в случае участия в выездной налоговой проверке совместно с налоговыми органами (ФНС России).

Однако такое мнение ошибочно. Полицию никто не лишал права проводить самостоятельные проверки юридических лиц в ходе исследования материалов и сообщений о преступлениях с целью принятия по ним решений. Кроме того, несмотря на то что в результате изменений в УК РФ и УПК РФ следствие по делам о налоговых преступлениях (ст. 198199199.1199.2 УК РФ) передано в Следственный комитет РФ (бывшее следствие прокуратуры), а возбуждаться уголовные дела по налоговым преступлениям теперь могут только по результатам проведенной ФНС России выездной проверки, оперативное сопровождение материалов и следствия по данным делам все равно осуществляют полицейские. Так как у Следственного комитета РФ своих оперативных подразделений нет.

Несмотря на то что уголовные дела по налоговым преступлениям могут возбуждаться только по результатам проверки, проведенной налоговиками, оперативники все равно вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия

Кроме того, оперативные проверки по материалам и сообщениям о налоговых преступлениях может осуществлять полиция, и делать это полицейские могут самостоятельно. Тот факт, что реализовать материалы такой проверки (то есть возбудить дело по налоговой статье УК РФ) теперь можно, только запросив проведение выездной проверки ФНС России по тем же основаниям, а также что возбудить дело теперь может только Следственный комитет РФ, совершенно не отменяет права полиции (оперативников отделов по экономическим преступлениям и противодействию коррупции МВД – ОЭБ и ПК МВД) производить такого рода доследственные проверки самостоятельно, «ни у кого не спрашивая разрешения».

И это только что касается проверок по сообщениям о налоговых преступлениях. Но если заглянуть в раздел 8 «Преступления в сфере экономики» Уголовного кодекса РФ, можно легко убедиться, что, кроме налоговых преступлений, данный раздел содержит целый ряд статей, по которым вообще ничего не менялось. И полиция может в полной мере проводить весь спектр проверочных мероприятий по данным статьям на территории юридических лиц в отношении должностных лиц и сотрудников.*

Например, это такие статьи, как статья 159 «Мошенничество» (абсолютно универсальная статья, под которую можно проводить практически любую проверку хозяйствующего субъекта), статья 171 «Незаконное предпринимательство» и статья 172 «Незаконная банковская деятельность» (данные статьи используются при проверках в отношении фирм-однодневок). И хотя «фокус интереса» данных статей направлен на организаторов бизнеса по созданию самих однодневок и предоставлению услуг однодневок по обналичиванию, тем не менее в ходе этих проверок (или под их предлогом) проводятся проверки, в том числе в организациях, которые пользуются услугами таких фирм. А как известно, сегодня намного труднее найти компанию, которая как раз не пользуется услугами таких фирм, чем наоборот.

Статья 159 «Мошенничество» УК РФ – универсальная норма, на основании которой оперативники могут проводить практически любую проверку хозяйствующего субъекта. А статью 171 «Незаконное предпринимательство» и статью 172 «Незаконная банковская деятельность» УК РФ они используют при проверках в отношении однодневок

Также в числе рассматриваемого вида норм – статья 146 «Нарушение авторских и смежных прав» УК РФ – у всех ли в организациях установлено исключительно лицензионное ПО? А это отличное основание для проведения проверочных мероприятий полиции и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (если удастся установить таковых). Можно выделить и ряд других статей – 160174176177183,часть 3 статьи 327 УК РФ. И это только те статьи, которые можно «примерить» к абсолютному большинству хозяйствующих субъектов в России. А есть ведь еще и специализированные статьи, относящиеся к отдельным отраслям и сферам деятельности. И во всех случаях полиция может производить абсолютно самостоятельные проверки в рамках оперативно-разыскной деятельности.

Таким образом, прийти с проверкой полиция по-прежнему может в абсолютно любую организацию и для этого ей не нужен налоговый орган.

Также некоторые изменения в направленности сегодняшних проверок повлекли за собой переход функций следствия по налогам в Следственный комитет. Кроме того, в результате структурных преобразований в полиции несколько изменились наименования и подразделения, которые теперь могут прийти проверять организацию. Ранее это были отделы по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП, а затем ОЭБ) и отделы по налоговым преступлениям (ОНП). Теперь эти два направления объединили в одно, которое называется отделом экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК). Таким образом, структурно в организацию с оперативно-разыскными мероприятиями по экономическому направлению сегодня в полиции работают:

  • Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), которое разделено на оперативно-разыскные бюро (ОРБ), а те, в свою очередь, на отделы (центральный аппарат);
  • Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) главных управлений по регионам и городам федерального значения (в Москве, например, это УЭБиПК ГУВД г. Москвы), разделенные на отделы (региональный уровень);
  • отделы экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК) УВД, разделенные на отделения (местный уровень).

Именно сотрудники перечисленных подразделений полиции занимаются проверками. И если на пороге вашей организации появились полицейские с удостоверениями ОБОП, ППС и других подразделений МВД, не имеющие отношения к экономическому направлению, – это повод серьезно задуматься о немедленном звонке в подразделение собственной безопасности МВД России. Конечно же, это не относится к следователям МВД России, которые при наличии постановления в любом случае имеют право проводить следственные действия на территории любой организации.

Если на пороге организации появились полицейские с удостоверениями ОБОП, ППС и других подразделений МВД России, не имеющих отношения к экономическому направлению, – это повод серьезно задуматься о немедленном звонке в подразделение собственной безопасности МВД России

ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА В 2013 ГОДУ: НАЛОГОВИКИ МЕНЯЮТ ТАКТИКУ.

ОЛЬГА ПЕТРОВА, ДМИТРИЙ БУХАНОВ

2. Рекомендация: Какие документы могут потребоваться для регистрации ООО

<…>

Документы, подтверждающие юридический адрес создаваемого ООО

К таким документам обычно относят:

  • предварительный договор аренды помещения;
  • гарантийное письмо от собственника помещения;
  • копию свидетельства о регистрации права собственности собственника на помещения.

Представление таких документов не является обязательным, однако иногда налоговые органы настаивают на этом и, отказывая в регистрации, ссылаются на то, что они не были представлены.

Основание для отказа в регистрации обычно указывается в следующей форме: «...среди представленных для государственной регистрации документов отсутствуют: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, по форме Р11001, утвержденной … а именно: содержащие достоверные сведения об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица...».

Налоговая инспекция вправе отказать в регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица. То есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации).

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:*

1) адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.);

2) адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.);

5) в налоговом органе имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.*

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

На это указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».

Предварительный договор аренды

На стадии учреждения ООО заключение такого договора законом не допускается, поскольку до окончания регистрации ООО не признается созданным (п. 3 ст. 2 Закона об ООО), а следовательно, не вправе заключать сделки, в том числе предварительные договоры. Однако иногда налоговые органы настаивают на представлении данного документа. В таком случае при согласии будущего арендодателя можно оформить такой договор. При этом следует помнить, что никаких юридических последствий он не влечет.

Гарантийное письмо

Под гарантийным письмом понимается письмо от собственника помещения, в котором предполагается нахождение вновь создаваемого ООО.

Форма письма законодательно не установлена, при этом в нем должно указываться, что собственник обязуется предоставить по договору аренды создаваемому ООО помещения в качестве места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а также выражает согласие на указание при регистрации ООО адреса данного помещения в качестве юридического адреса.

Копия свидетельства о регистрации права собственности собственника на помещения

Такая копия должна быть заверена подписью и печатью уполномоченного лица арендодателя.

Если создаваемое ООО планирует заключить договор субаренды, то дополнительно к копии свидетельства рекомендуется предоставить в налоговую инспекцию копию основного договора аренды. При этом из договора аренды должно следовать, что собственник не возражает против регистрации ООО по месту нахождения его помещения. Вместо этого также может быть представлено согласие собственника помещения на регистрацию ООО по месту нахождения помещения.

По вопросу о необходимости представления на регистрацию документов, подтверждающих юридический адрес создаваемого ООО, сложилась противоречивая судебная практика.

<…>

Екатерина Никонова

исполнительный директор ООО «Абсолют Факторинг»

Владислав Кузнецов

шеф-редактор ЮСС «Система Юрист»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка