Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин сообщил, кого накажут за ошибки в декларациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
22 декабря 2014 760 просмотров

Каким специальностям нужно обязательно проводить аттестацию рабочих мест.Нужно ли к примеру аттестацию рабочего места директора? У нас офис состоит из 9-ти сотрудников менеджеры,директор,гл.бухгалтер,экономист,зам. директора. Всем ли нужна обязательная аттестация?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Спецоценка условий труда: последствия для турфирм

С 2014 года все работодатели вместо аттестации рабочих мест должны проводить специальную оценку условий труда. Она вводится Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и является обязательной*. Причем это касается и тех турфирм, работники которых трудятся исключительно в офисе.

Аттестация рабочих мест

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда оговорены статьей 212 Трудового кодекса РФ. До 1 января 2014 года одной из таких обязанностей было проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. Согласно пункту 4 Порядка № 342н, аттестации подлежали рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники заняты только на персональных компьютерах и (или) эксплуатируют офисную либо бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. То есть под это исключение, по сути, попадали все офисные работники. Поэтому если в штате турфирмы состояли только офисные работники, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда не было необходимости. Однако с 2014 года ситуация изменилась.*

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ, в том числе и в статью 212, были внесены изменения. Теперь само понятие «аттестация рабочих мест» отсутствует, а вместо нее вводится требование о проведении специальной оценки условий труда.

Спецоценка условий труда

Понятие спецоценки условий труда, порядок ее проведения, требования к оценивающей организации и ее сотрудникам определены в Законе № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Спецоценка – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Проводят оценку за свой счет все работодатели, даже те, у которых все рабочие места являются офисными*. Это следует из статьи 212 Трудового кодекса РФ и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения турфирмы.

Места, подлежащие оценке

В отличие от аттестации, которую можно было не проводить в отношении некоторых офисных рабочих мест, спецоценку офисного персонала надо проводить в обязательном порядке. А вот оценку условий труда надомников, а также дистанционных работников проводить не нужно* (ст. 3 Закона № 426-ФЗ). › |

<…>

Н.В. Чуткова,

консультант по вопросам начисления зарплаты,

социальных пособий и их налогообложения

Журнал «Учет в туристической деятельности», № 2, февраль 2014

2. Статья: Как провести спецоценку в 2015 году

<…>

Нужно ли проводить спецоценку, если в компании трудятся…

По общему правилу спецоценка условий труда — это единый комплекс последовательно проводимых мероприятий (ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • - по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • - оценке уровня воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на работника.

…дистанционно директор и администратор

Нужно ли проводить спецоценку, если компания заключила трудовые договоры о дистанционной работе с директором и администратором?

Средняя стоимость спецоценки одного рабочего места составляет от 1000 до 3500 руб.

Нет, не нужно. Спецоценка не проводится в отношении условий труда (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • - надомников;
  • - дистанционных работников;
  • - работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя.

…сотрудники на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами

Нужно ли проводить спецоценку, если компания оказывает услуги на объектах заказчика (заказы принимает директор дома по Интернету и телефону)?

Да, нужно. Порядок проведения спецоценки на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами установлен в части 4 статьи 16 Закона № 426-ФЗ.

Рабочая зона — оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой работник (работники) выполняют схожие работы или технологические операции.

При проведении спецоценки сначала предварительно определяют типичные технологические операции, характеризующиеся наличием одинаковых вредных или опасных производственных факторов, и затем оценивают их воздействие на работников в ходе выполнения ими таких работ или операций.

Время выполнения каждой технологической операции эксперт организации, проводящей спецоценку, определяет на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их руководителей, а также путем хронометрирования.

…директор, бухгалтер и внешние совместители

Нужно ли проводить спецоценку, если в компании трудятся всего четыре человека: директор, бухгалтер (проводят за компьютером менее 50% рабочего времени) и два внешних совместителя?*

Да, нужно. Спецоценку проводят на всех рабочих местах, в том числе и офисных работников, кроме рабочих мест надомников и дистанционных работников. Для рабочих мест работников — внешних совместителей никаких исключений Законом № 426-ФЗ не установлено.*

…исполнители по гражданско-правовому договору

Нужно ли проводить спецоценку, если в компании трудится директор, бухгалтер и исполнители по договору подряда?

Спецоценку нужно провести на рабочих местах сотрудников, с которыми у компании заключены трудовые договоры, — директора и бухгалтера.

<…>

Н.А. Яманова, эксперт журнала «Зарплата»

Журнал «Зарплата», № 1, январь 2015

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка