Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
24 декабря 2014 13 просмотров

Вопрос по бух и налоговому учету в некоммерческой организации на УСНО Некоммерческая организация находится на УСНО.В 2014 г получила 1)субсидии от областного бюджета и потратила согласно сметы 2)благотворительные пожертвования и потратила их на благие цели(издание книг,услуги банка и оргтехнику, стоимостью до 5 т.р) Как отразить это в бух и налоговом учете

Возможны два варианта учета (п. 7 ПБУ 13/2000): по мере возникновения права на субсидию; при ее фактическом получении.

Если выбрать первый вариант, то нужно будет сделать следующие проводки:

Дт76 Кт 86 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дт 51 Кт 76 – отражено поступление денежных средств в рамках государственной помощи.

При выборе второго варианта достаточно будет одной проводки:

Дт 51 Кт 86 – отражено поступление денежных средств в рамках государственной помощи.

Дальнейшие проводки в бухучете будут зависеть от направлений расходования субсидий.

Если субсидия направлена на покупку основных средств: Дт 86 Кт 98-2– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации): Дт 20 (23, 25, 26...) Кт 02 – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дт 98-2 Кт 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Если субсидия направлена на приобретение материалов:

Дт 10 Кт 60– оприходованы материалы;

Дт 86 Кт 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дт 20 (23, 25, 44…) Кт 10 – списаны в производство материалы;

Дт 98-2 Кт 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

Что касается налогового учета, то средства государственной помощи, которые относятся к целевому финансированию, при расчете единого налога в состав налогооблагаемых доходов не включайте. Полученные средства целевого финансирования организация обязана использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению.

2. Поступившие некоммерческой организации суммы пожертвований не подлежат включению в налоговую базу при применении УСН при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности. В противном случае пожертвования рассматриваются как доход. И его нужно учесть в налоговом учете при УСН.


Бухучет пожертвований и прочих целевых средств, поступающих на содержание и ведение уставной деятельности ведется на счете 86 «Целевое финансирование», с использованием субсчетов, соответствующих каждому виду поступлений. По кредиту счета отражаются поступления, по дебету – их расходование.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<…>

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000*.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов*.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.*

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ*.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000*.

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов*.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

<…>

УСН

Средства государственной помощи, которые относятся к целевому финансированию при расчете налога на прибыль, в состав налогооблагаемых доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Это правило касается как организаций, которые платят налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы*.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:

При отсутствии раздельного учета полученные средства целевого финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).*

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных инвестиций, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества*.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 251 НК РФ). Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Освобождение от налогообложения бюджетных инвестиций по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

<…>

Полученные средства целевого финансирования организация обязана использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению (нарушила условия предоставления средств) (п. 1 ст. 346.15, п. 14 ст. 250 НК РФ). Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (п. 1 ст. 346.14, ст. 41 НК РФ)*.

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. Ситуация: Нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования

Да, нужно.

Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:

  • доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ*.

Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт*. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.

<…>

Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)»

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

3. Статья: Пожертвования налогом на прибыль не облагаются

<…>

Какие средства не облагаются налогом

Целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, полученные безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные получателями по назначению, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, к указанным целевым поступлениям относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством.*

Что считать пожертвованием

В соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Также здесь отмечено, что пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям. Таким образом, если пожертвование некоммерческой организации отвечает установленным требованиям, то полученные ею средства можно не учитывать в целях налогообложения прибыли*.

Журнал «Учет в сфере образования» № 1, Январь 2013

4. Статья: Доходы

Если не рекламировать спонсора, его помощь не учитывается в доходах при УСН

Мы, некоммерческая общественная организация — спортивно-технический клуб, находимся на УСН с объектом доходы. Можно ли нам принять спонсорскую помощь? И если да, то учитывается ли эта сумма в доходах при упрощенной системе?

<…>

Ваша организация вправе принять добровольные имущественные взносы и пожертвования. Это следует из статьи 26 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Однако, чтобы учесть поступившие суммы именно как пожертвования, нужно, чтобы они не несли в себе признаков платы за рекламу. Объясню подробнее.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» спонсор — это лицо, предоставившее средства для проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия. Поэтому, когда речь ведется о спонсорстве, подразумевается, что получатель средств должен обязательно рекламировать спонсора, упоминая о нем.

Следовательно, если спонсорская помощь предполагает встречные обязательства по предоставлению услуг рекламного характера, то для вас полученные средства — это доход. И его нужно учесть в налоговом учете при УСН (п. 1 ст. 346.15 и ст. 249 НК РФ). В бухгалтерском же учете подобные поступления отражают в составе выручки от оказания рекламных услуг (письмо Минфина России от 01.09.2009 № 03-03-06/4/72)*.

Если же спонсор передает средства без условия о своей рекламе, а некоммерческая организация использует их для осуществления своей уставной деятельности, то такие доходы можно рассматривать как пожертвования. Тогда они не входят в налогооблагаемые доходы. Это подтверждает пункт 1.1 статьи 346.15 и пункт 2 статьи 251 НК РФ, а также статья 582 Гражданского кодекса РФ. В бухгалтерском учете пожертвования отражают в составе прочих доходов на счете 91*.

<…>

Журнал «Упрощенка» № 1, Январь 2014

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка