Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24
24 декабря 2014 41 просмотр

Интересует информация по Некоммерческим партнерствам:1) Могут ли НП выбирать себе систему налогообложения?2) Какие отчеты сдают НП?3) Какие особенности ведения бухгалтерского учета в НП?Спасибо

2. Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице «Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» в полном ответе.

Налоговую отчетность некоммерческие организации сдают в общем порядке, в зависимости от выбранной системы налогообложения. Состав налоговой отчетности за налоговые (отчетные) периоды 2014 года приведен в таблице по ссылке http://www.1gl.ru/#/document/117/18026/

3. Доходы и расходы по уставной (некоммерческой) деятельности НКО должна учитывать на счете 86 «Целевое финансирование». А по предпринимательской (коммерческой) — на счете 90 «Продажи» или на счете 91 «Прочие доходы и расходы» — в зависимости от того, обычная это деятельность или прочая.

По кредиту счета 86 (в корреспонденции со счетом 76 или сразу со счетами учета денежных средств) некоммерческая организация отражает сведения о суммах, полученных от своих источников финансирования. Их может быть несколько. Тогда на счете 86 создайте несколько соответствующих субсчетов.

Прибыль от коммерческой деятельности НКО не распределяют.

В бухгалтерском учете некоммерческие организации начисляют не амортизацию, а износ основных средств. Делать это можно только линейным методом. Начисленный износ нужно учитывать за балансом на счете 010 «Износ основных средств».

Подробная информация об особенностях ведения бухгалтерского учета некоммерческими организациями приведена в полном ответе в статье «Как организовать бухгалтерский учет в некоммерческой организации».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Кто может применять упрощенку

Условия применения УСН

Организации и автономные учреждения могут применять упрощенку, если соблюдаются следующие количественные и стоимостные ограничения:

Названные условия должны соблюдать как организации, применяющие упрощенку, так и организации, которые только собираются перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Кто может применять ЕНВД

Условия применения

Организация вправе применять ЕНВД, если одновременно выполняются следующие условия:

1. Система налогообложения в виде ЕНВД по тому или иному виду деятельности введена на территории муниципального образования, где работает (находится) организация. Для этого должен быть принят соответствующий местный нормативный акт (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). При этом с 2013 года организация, осуществляющая одну и ту же деятельность в разных муниципальных образованиях, может применять в отношении этой деятельности разные налоговые режимы (письмо Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 03-11-06/3/89).

Следует отметить, что в Москве, где на присоединенных территориях с 1 июля 2012 года до 1 января 2014 года можно было применять ЕНВД, в настоящее время этот налоговый режим не действует (ч. 2 ст. 21 Закона г. Москвы от 26 сентября 2012 г. № 45).

2. Организация занимается одним или несколькими видами деятельности, в отношении которых предусмотрено применение ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ). Операции, которые выходят за рамки такой деятельности, облагаются налогами по общей или упрощенной системе налогообложения (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). Перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на ЕНВД, приведен в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

Местное законодательство может предусматривать ЕНВД для всех перечисленных в Налоговом кодексе РФ видов деятельности либо только для некоторых из них (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

3. Деятельность, подпадающая под ЕНВД, ведется за рамками договора простого товарищества и договора доверительного управления имуществом (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Иначе с такой деятельности нужно платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения (ст. 278п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Если часть имущества, которое признается физическим показателем для расчета ЕНВД (например, рекламных конструкций), организация передает в простое товарищество или доверительное управление, деятельность, связанная с использованием остальной части этого имущества, может быть переведена на ЕНВД при условии организации раздельного учета (письмо Минфина России от 8 декабря 2009 г. № 03-11-06/3/286).

4. Организация не относится к категории крупнейших налогоплательщиков. До тех пор пока налоговая инспекция не уведомит организацию о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, организация может платить ЕНВД, даже если она соответствует критериям, установленным в приказе ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308 (письмо ФНС России от 22 октября 2007 г. № 02-7-11/405). Однако с получением такого уведомления организация должна будет отказаться от применения специального налогового режима. Перейти на общую систему налогообложения ей придется со следующего квартала после получения уведомления (письмо Минфина России от 13 февраля 2008 г. № 03-11-02/19).

5. Средняя численность сотрудников организации за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Указания, регулирующие порядок расчета средней численности сотрудников, утверждены приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428. Определяя среднюю численность, организация должна учесть всех своих сотрудников, в том числе работающих в обособленных подразделениях (филиалах, представительствах и т. п.), по всем видам деятельности организации независимо от применяемых режимов налогообложения (письма Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-11-06/3/63от 10 ноября 2008 г. № 03-11-02/126от 29 октября 2008 г. № 03-11-04/3/485от 28 октября 2008 г. № 03-11-04/3/488). При этом в расчет включаются внешние совместители и сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам (п. 77 указаний, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428Информационное сообщение Минфина России от 5 июля 2012 г.).

Ограничение по средней численности сотрудников не распространяется:

  • на организации потребкооперации, действующие на основании Закона от 19 июня 1992 г. № 3085-1;
  • на организации, единственными учредителями которых являются организации потребкооперации.

6. Доля участия других организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов. Ограничение распространяется в том числе на филиалы и представительства иностранных организаций, созданные на территории России, поскольку по смыслу статьи 11 Налогового кодекса РФ они также признаются организациями (письмо Минфина России от 3 марта 2009 г. № 03-11-06/3/50).
Ограничение по структуре уставного капитала не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50 процентов общей среднесписочной численности сотрудников, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов (подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). При расчете среднесписочной численности инвалидов не учитываются внешние совместители и сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам (п. 7880 указаний, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428).
С момента, когда доля других организаций в уставном капитале организации станет меньше 25 процентов, она сможет применять ЕНВД (если соблюдаются другие условия). При этом в течение следующих пяти рабочих дней в налоговую инспекцию нужно подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Например, если организация с долей уставного капитала, превышающей 25 процентов, вышла из состава учредителей 17 февраля текущего года, заявление о постановке на учет нужно подать в инспекцию не позднее 22 февраля этого же года. Это следует из положенийпункта 3 статьи 346.28, пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмамиМинфина России от 5 ноября 2013 г. № 03-11-09/46985 и ФНС России от 3 декабря 2013 г. № ГД-4-3/21537.

7. Организация – плательщик ЕСХН не реализует через торговые объекты (объекты общепита) сельхозпродукцию собственного производства (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). В противном случае такая организация не вправе применять ЕНВД по этим видам деятельности (розничной торговле и услугам общественного питания).

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Справочник:Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Форма Кто сдает Документ, которым утверждена форма Периодичность сдачи Срок сдачи
Бухгалтерский баланс Все некоммерческие организации, кроме социально ориентированных Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Бухгалтерский баланс социально ориентированных некоммерческих организаций Социально ориентированные некоммерческие организации Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о финансовых результатах Все некоммерческие организации при выполнении определенных условий Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации, кроме социально ориентированных Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств социально ориентированных некоммерческих организаций Социально ориентированные некоммерческие организации Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах) Все некоммерческие организации Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года


Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 6 и 11ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

4. Статья: Как организовать бухгалтерский учет в некоммерческой организации

Особенность № 1 Операции по уставной и коммерческой деятельности НКО учитывают раздельно

Доходы и расходы по уставной (некоммерческой) деятельности НКО должна учитывать на счете 86 «Целевое финансирование». А по предпринимательской (коммерческой) — на счете 90 «Продажи» или на счете 91 «Прочие доходы и расходы» — в зависимости от того, обычная это деятельность или прочая. Особое внимание стоит уделить счету 86. По кредиту этого счета (в корреспонденции со счетом 76 или сразу со счетами учета денежных средств) некоммерческая организация отражает сведения о суммах, полученных от своих источников финансирования. Их может быть несколько. Тогда на счете 86 создайте несколько соответствующих субсчетов. То есть организуйте раздельный учет по всем источникам финансирования, а если это возможно, то и по финансируемым программам или проектам. Расходы, которые вы списываете за счет средств целевого финансирования, отражайте по дебету счета 86.

Таблица 1 Требования каких ПБУ некоммерческие организации могут не соблюдать

Номер ПБУ Название ПБУ
ПБУ, которые не распространяются на все без исключения НКО
7/98 События после отчетной даты
11/2008 Информация о связанных сторонах
12/2010 Информация по сегментам
13/2000 Учет государственной помощи
16/02 Информация по прекращаемой деятельности
17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
20/03 Информация об участии в совместной деятельности
23/2011 Отчет о движении денежных средств
ПБУ, которые все НКО вправе применять (или не применять) по собственной инициативе
18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
ПБУ, которые вправе не соблюдать потребительские кооперативы, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, и социально ориентированные НКО
2/2008 Учет договоров строительного подряда
8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

 Внимание: на государственные и муниципальные учреждения не распространяется действие всех существующих ПБУ.

Если НКО ведет предпринимательскую деятельность, то для отражения выручки, поступающей от бизнеса, и расходов по такой деятельности используйте счет 90 «Продажи». При необходимости также создайте несколько аналитик (субсчетов). Например, один вид деятельности НКО может облагаться в рамках «упрощенки», а другой — в рамках «вмененки». Без раздельного учета по счету 90 в таком случае не обойтись — только так вы сможете рассчитать налоги (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Прочие доходы и расходы, полученные в рамках бизнеса, учитывайте на счете 91. Например, на счете 91 отражаются проценты, полученные по вкладам в банках.

Общие затраты на содержание аппарата управления в НКО придется распределять между некоммерческой и коммерческой деятельностью пропорционально доле конкретных доходов в общей сумме поступлений.

Обратите внимание: социально ориентированные НКО вправе признавать доходы в бухучете кассовым методом.8 Такое же право имеют потребкооперативы — субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (абз. 9 п. 12 и абз. 2 п. 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Так вот данным категориям НКО важно закрепить в бухгалтерской учетной политике метод отражения средств на счетах 86, 90 и 91 — в момент их непосредственного получения (кассовый метод) или же когда имеется уверенность в том, что целевое финансирование будет получено (метод начисления). Обычно НКО, как и коммерческие фирмы, избирают для бухучета метод начисления, это удобней и понятней.

Особенность № 2 Прибыль от коммерческой деятельности НКО не распределяют

Предпринимательская деятельность, которую может вести НКО, носит для нее вспомогательный характер. И прибыль от такой деятельности должна быть направлена на достижение уставных (некоммерческих) целей компании. То есть полученные от бизнеса доходы являются одним из источников осуществления уставной деятельности и формирования имущества НКО. Распределять между участниками компании заработанные средства нельзя. Технически это выглядит так. Ежемесячно делаются проводки:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» КРЕДИТ 99

— отражена прибыль, полученная по итогам месяца.

Суть вопроса

Операции по уставной деятельности НКО учитывают на счете 86. А по предпринимательской — на счете 90 или 91 — в зависимости от вида доходов.

По окончании отчетного года счет 99 закрывается. Для этого выполняется следующая запись:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 84 субсчет «Прибыль отчетного года»

— отражена сумма чистой прибыли за отчетный год.

Далее идет последнее действие:

ДЕБЕТ 84 субсчет «Прибыль отчетного года» КРЕДИТ 86 субсчет «Прибыль от предпринимательской деятельности»

— сумма чистой прибыли за отчетный год направлена на финансирование уставной деятельности НКО.

Если есть убыток, то ежемесячно делают запись:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

— отражен убыток, полученный по итогам месяца.

А по окончании отчетного года:

ДЕБЕТ 84 субсчет «Убыток отчетного года» КРЕДИТ 99

— отражена сумма убытка за отчетный год.

Убыток покройте за счет источника, определенного в решении уполномоченного органа вашей организации. Таким источником могут быть дополнительные взносы участниковкомпании, неиспользованная прибыль прошлых лет, резервный и иные фонды. Проводкибудут такие:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток за счет взносов участников НКО;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

Для справки

НКО не формируют уставный капитал, поэтому счет 80 «Уставный капитал», а также счет 75 «Расчеты с учредителями» они не используют.

— погашен убыток за счет прибыли прошлых лет;

ДЕБЕТ 82 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток средствами резервного капитала.

Особенность № 3 По основным средствам НКО начисляют не амортизацию, а износ

Обратите внимание

Вместо амортизации по основным средствам НКО начисляют в бухучете износ на забалансовом счете 010. А вот по НМА ни амортизацию, ни даже износ некоммерческие фирмы не рассчитывают (п. 24 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

В отношении учета имущества НКО также есть несколько особенностей. Правила, по которым коммерческие и некоммерческие фирмы должны учитывать основные средства, мы сравнили в табл. 2 ниже. И прежде всего хотим сказать, что НКО начисляют по объектам не амортизацию, а износ. И хотя сумма износа у некоммерческих организаций на «упрощенке» практически ни на что не влияет, рассчитывать износ все равно нужно. Остальные НКО данные по износу используют для исчисления налога на имущество со среднегодовой стоимости основных средств (п. 3 ст. 375 НК РФ). «Упрощенцы» же такой налог не уплачивают. Фирмы на УСН начиная с 2015 года платят только налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Обратите внимание: поскольку износ отражается на забалансовом счете, в бухгалтерском балансе НКО показывают основные средства по первоначальной стоимости. Иначе, если вы поставите стоимость за минусом износа, актив баланса не сойдется с вашим пассивом.

Нюансы, требующие особого внимания

НКО обязательно должна иметь бухгалтерскую учетную политику. При ее разработке учитывайте специфику деятельности компании.

Прибыль, заработанную от ведения бизнеса, НКО не распределяют между своими участниками, а пускают на цели, определенные уставом.

Износ по основным средствам компания может начислять ежемесячно либо только по окончании года. Конкретный вариант закрепите в бухгалтерской учетной политике.

Таблица 2 Чем учет основных средств у НКО отличается от учета в коммерческой фирме

Правило для коммерческих фирм Правило для НКО
Критерии, по которым имущество относят к основным средствам (п. 4 и абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»)
Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование Объект предназначен для использования в деятельности, которая соответствует целям создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также для управленческих нужд организации
Объект предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев
Организация не предполагает последующую перепродажу объекта
Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем
Возможный дополнительный критерий (компания устанавливает его по своей инициативе в бухгалтерской учетной политике) — стоимостной. Самостоятельно выбранный лимит для признания имущества основным средством не может быть больше 40 000 руб. Обычно устанавливают максимальный лимит. Тогда объекты стоимостью 40 000 руб. и менее могут учитываться как малоценные в составе материалов
Постановка основного средства на учет (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н)

Делаются проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 — отражена стоимость приобретенного основного средства;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 — принят к учету в составе основных средств приобретенный объект

Дополнительно к проводкам, которые делает коммерческая организация, следует одновременно сформировать запись:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 83 «Добавочный капитал» — отражен источник финансирования приобретенного имущества

Списание стоимости основного средства в бухучете (п. 17 ПБУ 6/01приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н)

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления ежемесячной амортизации. Суммы начисленной амортизации признаются в бухучете расходами. Проводка по начислению такая (дебетовый счет выбирается в зависимости от направления использования объекта):

ДЕБЕТ 20 (25, 26, 44…) КРЕДИТ 02 — отражено начисление амортизации по основному средству

Амортизацию по основным средствам НКО в бухучете не начисляют, по ним линейным методом начисляется износ. Начисленный износ учитывают отдельно по каждому объекту за балансом проводкой:

ДЕБЕТ 010 «Износ основных средств» — начислена сумма износа.

То есть в состав расходов износ не включается. Причем в Плане счетов бухгалтерского учета указано, что износ начисляется в конце отчетного года. А из ПБУ 6/01 следует, что НКО должны делать это ежемесячно в течение отчетного года. Учитывая такую неопределенность, вы должны выбрать свой вариант и закрепить его в бухгалтерской учетной политике

Выбытие основного средства (п. 31 ПБУ 6/01приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н)

Делаются проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость выбывающего объекта;

Делаются проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость выбывающего объекта;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма амортизации, начисленная по выбывающему объекту;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана остаточная стоимость выбывающего объекта (первоначальная стоимость объекта за минусом начисленной амортизации)

ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» — списан добавочный капитал, сформированный при постановке выбывающего объекта на учет;

КРЕДИТ 010 — списана сумма износа, начисленная по выбывающему объекту

* Приведенный порядок НКО должны применять независимо от того, используется объект в коммерческой илинекоммерческой деятельности. А также независимо от того, за счет каких средств куплено основное средство (письмо Минфина России от 31.07.2003 № 16-00-14/243).

Журнал «Упрощенка» № 1, Январь 2015

5. ситуация: Может ли некоммерческая организация начислять в бухучете амортизацию по основным средствам

Некоммерческие организации начисляют не амортизацию, а износ основных средств. Делать это можно только линейным методом. Начисленный износ нужно учитывать за балансом на счете 010 «Износ основных средств». Такие правила установлены пунктом 17 ПБУ 6/01. Подробнее об этом см. Как начислить износ по неамортизируемым основным средствам.

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

6. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

25.12.2014г.

С уважением,

Евгения Шарабанова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,

ведущим экспертом Системы Главбух.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка