Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Список моих срочных дел в декабре

Подписка
Срочно заберите все!
№23
12 января 2015 148 просмотров

Организация (ООО на ОСНО) принимает решение о реорганизации. Выбор между присоединением с другому ООО на ОСНО, либо ликвидацией. Вопросы: 1 просьба описать процедуру реорганизации в форме присоединения 2 если у реорганизуемого ООО есть НДС к возмещению, может ли правопреемник зачесть себе этот НДС 3 просьба описать процедуру ликвидации ООО 4 что происходит с убытком и НДС к возмещению ООО при ликвидации?Спасибо.

- Гражданским кодексом РФ (частью первой);

- Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ);

- Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Начинается процесс реорганизации, в т.ч. в форме присоединения, с принятия решения каждым юридическим лицом, участвующим в реорганизации, и заключения ими договора. Затем следует уведомление налогового органа, ПФР и ФСС РФ о принятии решения о реорганизации.

Подробно всю процедуру см. 1. Статья.

2. Да, зачесть себе этот НДС правопреемник может. Так как при реорганизации, в т.ч. в форме присоединения, обязательства и имущество организации переходят к ее правопреемнику. Поэтому за реорганизованную организацию налоги (пени, штрафы) платит, в т.ч. возмещает, правопреемник (п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ). Подробно см. 2,3. Рекомендация.

3. С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации. Положения Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ). Подробно см. 4. Рекомендация.

4. Убыток в данной ситуации учитывается по общим правилам, и его сумма отражается в ликвидационном балансе. Подробно см. 4,5. Рекомендация.

При наличии суммы НДС к возмещению, в данной ситуации будет иметь место переплата по налогам. Если у ликвидируемой организации есть переплата по налогам (пеням, штрафам), ее нужно зачесть в счет погашения недоимки по другим обязательным платежам в бюджет. Переплата распределяется налоговой инспекцией пропорционально недоимке по другим налогам (пеням, штрафам). При этом необходимо заявление о зачете в налоговую инспекцию.

Если у организации нет недоимки, переплату вернут организации на расчетный счет. Для этого в налоговую инспекцию тоже нужно подать заявление. Срок возврата переплаты – не позднее одного месяца со дня подачи заявления в налоговую инспекцию. Такие правила установлены пунктом 4 статьи 49 Налогового кодекса РФ. Заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Реорганизация компании: присоединение и слияние

Продолжаем разговор о реорганизации компаний, начатый в прошлом номере. На этот раз рассмотрим особенности реорганизации в форме присоединения и слияния. Материал подготовлен при участии Е.В. Воробьевой, члена экспертного совета Палаты налоговых консультантов РФ, к. э. н.

Нормативные документы

При проведении реорганизации в форме слияния и (или) присоединения компаний в формах общества с ограниченной ответстенности или акционерного общества нужно руководствоваться следующими законами и нормативно-правовыми актами:

- Гражданским кодексом РФ (частью первой);
- Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ);
- Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Отражение операций по реорганизации в бухгалтерском учете и отчетности

Порядок отражения операций по реорганизации в бухгалтерском учете и отчетности регламентирован Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации компаний, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н.

Последствия слияния и присоединения

В случае слияния образуется абсолютно новое юридическое лицо — правопреемник реорганизованных фирм, а те организации, которые участвуют в слиянии, прекращают свою деятельность с правопреемством, так как передают все свои права и обязанности новой организации.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 58 ГК РФ).

Реорганизуемая компания после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, дважды, с периодичностью один раз в месяц, публикует в СМИ уведомление о реорганизации (п. 12 Письма ФНС от 23.01.2009 № МН-22-6/64@)

Присоединение — это форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При этом нового юридического лица не образуется.

И при слиянии, и при присоединении прекращают существование и подлежащие слиянию, и присоединяемые юридические лица. Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц) (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Форму «присоединение» могут выбрать только компании, имеющие одинаковую организационно-правовую форму. А при слиянии возможна смена организационно-правовой формы компании.

Альтернатива ликвидации

И при слиянии, и при присоединении происходит создание нового общества, которому передаются обязанности реорганизуемых обществ (ст. 58 и 59 ГК РФ). Общества, которые принимают участие в процедуре, перестают существовать как отдельные единицы.

Часто эти формы используют в качестве «альтернативной ликвидации», поскольку реорганизация как путем слияния, так и путем присоединения является отличным выходом из ситуации для убыточных компаний. В такой форме может быть ликвидировано практически любое юридическое лицо. Правда, в некоторых случаях реорганизация в форме слияния должна быть согласована с антимонопольным органом.

При реорганизации все права и обязанности организации переходят к правопреемнику с момента внесения записи в ЕГРЮЛ: при присоединении — к организации, к которой происходит присоединение, при слиянии — к вновь образующейся компании (ст. 58 ГК РФ).

Согласие антимонопольного органа

На совершение реорганизации, предполагающей укрупнение хозяйствующих субъектов, необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа. Так, согласие Федеральной антимонопольной службы России понадобится, если после реорганизации у соединившихся организаций или присоединившейся компании (абз. «а» п. 8 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 27. Федерального законаот 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон № 135-ФЗ):

- суммарная стоимость активов по данным бухгалтерского баланса по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 7 млрд. руб.;
- суммарная выручка таких организаций от реализации товаров за календарный год, предшествующий году реорганизации, превышает 10 млрд. руб.;
- одна из компаний-участниц включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.

Ходатайство о даче согласия на присоединение компаний подается одним из заинтересованных лиц (ч. 2 ст 32 Закона № 135-ФЗ).

Уведомление в антимонопольный орган подается лицом, на которое возложена обязанность подачи такого уведомления (ч. 4 ст. 32 Закона № 135-ФЗ). Уведомление и ходатайство могут быть поданы представителем заявителя.

Антимонопольный орган должен дать ответ в течение 30 дней с даты получения ходатайства (ч. 1 ст. 33 Закона № 135-ФЗ).

Если реорганизуемые организации не удовлетворяют критериям, названным выше, но при этом их суммарная выручка превышает 400 млн руб., реорганизованная компания должна уведомить о присоединении антимонопольный орган не позднее 45 дней с даты реорганизации (подп. 1, 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 135ФЗ).

Этапы проведения реорганизации в форме слияния или присоединения

Начинается процесс реорганизации с принятия решения каждым юридическим лицом, участвующим в реорганизации, и заключения ими договора. Затем следует уведомление налогового органа, ПФР и ФСС РФ о принятии решения о реорганизации.

Решение о реорганизации. Процедуру реорганизации компании в форме слияния или присоединения предваряет принятие соответствующего решения, принимаемого:

- общим собранием участников каждого общества, принимающего участие в реорганизации (для обществ с ограниченной ответственностью) (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона № 14-ФЗ);
- общим собранием акционеров по представлению совета директоров (для акционерных обществ) (п. 2 ст. 16 Закона № 208-ФЗ).

Договор о слиянии или присоединении. После принятия соответствующего решения о реорганизации компании общее собрание каждого общества утверждает договор о присоединении или договор о слиянии, в котором определяется порядок и условия реорганизации, а общее собрание присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта (п. 1, 2 ст. 58, ст. 59 ГК РФ).

Из всех форм реорганизации повысить величину чистых активов могут только процедуры объединения организаций, то есть только слияние или присоединение

В случае присоединения к акционерному обществу или слияния с ним в договоре также определяются условия конвертации денег в акции вновь образуемого в результате реорганизации акционерного общества. Помимо этого, в договор необходимо включить указание об утверждении учредительных документов создаваемой организации, создании ее органов управления и ревизионного органа (п. 2 ст. 52 Закона № 14-ФЗ).

Выездная проверка

В связи с реорганизацией (вне зависимости от ее формы — слияние или присоединение) ИФНС и внебюджетные фонды проведут выездную проверку компании (п. 6.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р, п. 11 ст. 89 НК РФ, подп. «в» п. 8 Методических указаний, утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 82).

Подача документов на государственную регистрацию. Заявление о регистрации юридического лица подается в регистрирующий орган (ИФНС).

На основании решения о регистрации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о создании нового юридического лица и сообщает регистрирующим органам по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц о прекращении их деятельности, о чем эти органы делают запись в ЕГРЮЛ.

Документы, которые подают на государственную регистрацию компании, проводящие процедуру реорганизации в форме слияния или присоединения, отличаются. Так, при слиянии подается (п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ):

- заявление о регистрации юридического лица, созданного в процессе реорганизации;
- сопутствующие ему документы.

А регистрация общества с ограниченной ответственностью путем присоединения требует представления в регистрирующий орган (п. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ):

- заявления о прекращении деятельности фирмы;
- заявления о внесении в учредительные документы изменений, связанных с присоединением.

Основные этапы проведения реорганизации в форме слияния или присоединения приведены в таблице.

Трудовой договор при реорганизации в форме слияния или присоединения

При реорганизации компании в форме слияния или присоединения сохраняет силу трудовой договор (ст. 56 ТК РФ) с обусловленной трудовой функцией (работой по определенной специальности, квалификации или должности) (ст. 15 ТК РФ). При этом трудовые отношения с работниками:

Соответственно у сотрудников сохраняется и стаж работы, дающий право на очередной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ)

- продолжаются с их согласия в новой (реорганизованной) компании (ч. 5 ст. 75 ТК РФ);
- прекращаются, если работники не согласны продолжать трудовую деятельность в новой, с их точки зрения, организации (в том числе с новым директором и главбухом). В рассматриваемом случае считается, что трудовой договор прекращается по инициативе работника, но по специальному основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 77 ТК РФ (отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией) (Определение Конституционного суда РФ от 29.01.2009 № 24-О-О). При этом от сторон трудового договора не требуется предварительного уведомления (извещения) второй стороны о принятом решении, получения ее согласия и т. п. Не предусмотрена в связи с увольнением по данному основанию и выплата выходных пособий, поскольку работник принял решение расторгнуть трудовой договор по собственному желанию.

Таблица Последовательность проведения реорганизации в виде слияния или присоединения

№ п/п Действие Кем совершается В какие сроки
1 Принятие решения о слиянии или присоединении Собственниками (учредителями ООО, ОАО) (п. 1 ст. 57 ГК РФ) По решению собственников (п. 1 ст. 57 ГК РФ)
2 Уведомление о принятом решении (слиянии или присоединении) в ИФНС по месту регистрации. К уведомлению целесообразно приложить письменное сообщение о реорганизации Каждой компанией, участвующей в слиянии или присоединении В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о слиянии или присоединении. Далее ИФНС делает запись в госреестре о начале реорганизации (подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ)
3 Информирование (письменно) ПФР и ФСС РФ о предстоящей реорганизации В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о слиянии или присоединении (подп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ)
4 Уведомление (письменное) всех известных кредиторов В течение трех рабочих дней с момента подачи заявления в ИФНС (п. 1 ст. 60 ГК РФ)
5 Опубликование от имени всех участников уведомления о реорганизации в специальных изданиях Компанией, последней принявшей решение о слиянии или присоединении Дважды с периодичностью один раз в месяц (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, письмо ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@)
6 Подготовка учредительных документов компании, создаваемой путем слияния или присоединения Лицами, ответственными за реорганизацию Сроки не установлены (ст. 59 ГК РФ)
7 Проведение инвентаризации имущества и обязательств Каждой компанией, участвующей в слиянии или присоединении Непосредственно перед составлением передаточного акта (п. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402ФЗ)
8 Подача документов на государственную регистрацию вновь создаваемой при присоединении или слиянии компании Реорганизация юридических лиц в форме слияния (присоединения) считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность (ст. 16 Закона № 129ФЗ) Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 9 ст. 19.1 Закона № 208-ФЗ)

Согласно статье 75 ТК РФ прекращение трудового договора в связи с отказом от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации может быть произведено только новым собственником организации (Определение Верховного суда РФ от 03.09.2009 № 74-В09-4).

Гарантия стабильного положения работника

Часть 5 статьи 75 ТК РФ носит гарантийный характер, она направлена на обеспечение работнику возможности при реорганизации юридического лица продолжать трудовую деятельность по должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, то есть на сохранение трудовых отношений, что гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса работодателя (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 № 24-О-О)

Выплаты временно не работающим сотрудникам (находящимся в отпуске по уходу за ребенком, получающим пособие по временной нетрудоспособности и т. д.) производятся в обычном порядке — до даты реорганизации — реорганизуемой организацией, после этой даты — реорганизованной организацией

Штатное расписание. Штатное расписание, как правило, изменяется, в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться.

В новом штатном расписании образованной в результате реорганизации компании должность работника:

- может быть сохранена (при этом оснований для увольнения работника по сокращению штата не имеется). В этом случае изменяются условия трудового договора (адрес организации), о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме новым работодателем (ч. 1, 2 ст. 74 ТК РФ). Если он согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются. Если нет — трудовой договор расторгается по инициативе работника (ч. 6 ст. 75 ТК РФ);
- может дублироваться (например, когда работники присоединяемой организации занимают такие же должности, что и работники присоединяющейся организации). В этом случае новый работодатель вправе произвести сокращение численности (штата) (ч. 4 ст. 75 ТК РФ).
- если новый работодатель не может предоставить работу, то происходит простой по вине работодателя. Вины работников в этом нет.

Уведомление работника о реорганизации юридического лица

Процедура извещения работника о готовящейся реорганизации Трудовым кодексом не установлена, поэтому работодатель может уведомить работника об этом событии в любой момент. Но учитывая, что реорганизация — довольно протяженная по времени процедура, рекомендуем сделать это заблаговременно.

Образец уведомления приведен ниже.

Образец 1 Образец уведомления работника о реорганизации компании

Не имеется оснований для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в период работы в реорганизованной компании ООО «Аватон» в момент прекращения деятельности компании и внесения записи в трудовые книжки о реорганизации.

Запись в трудовой книжке

Инструкция по заполнению трудовых книжек (приложение № 1 к постановлению Минтруда России от 10.10.2003 № 69) не регулирует порядок внесения в трудовые книжки записей в случае реорганизации компании.

На наш взгляд, порядок действий должен быть следующим.

Запись о реорганизации компании делается в трудовых книжках всех работников, например в разделе 3 «Сведения о работе» указывается: «Общество с ограниченной ответственностью “Аватон” реорганизовано путем присоединения к обществу с ограниченной ответственностью “Вавилон”».

В графе 4 проставляется основание реорганизации — приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

Если работники согласны работать в реорганизованной компании и при этом они остаются на прежних должностях, то в трудовых книжках никакие записи не делаются.

Если трудовая функция работника изменяется, то в трудовую книжку после записи о реорганизации компании вносится запись о переводе на новую должность.

Если работник не согласен трудиться в новой компании, то он вправе подать заявление об увольнении как прежнему работодателю (до реорганизации), так и новому.

Трудовые отношения новым работодателем могут быть расторгнуты с работником на основании:

- пункта 6 статьи 77 ТК РФ в связи с нежеланием работать в реорганизованной компании, поскольку изменяются существенные условия трудового договора (например, компания изменила адрес, сферу деятельности, условия труда);
- пункта 3 статьи 77 ТК РФ по инициативе работника.

В последний день работы:

- работнику выдается трудовая книжка (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ);
- с ним производится полный расчет — выплата всех сумм, причитающихся от работодателя (ч. 4ст. 84.1 и 140 ТК РФ).

Образец записи в трудовую книжку работника, если он отказывается работать в связи с изменением существенных условий труда, обусловленных реорганизацией, приведен ниже.

Образец 2 Образец записи об увольнении в трудовой книжке до реорганизации

Совместители пользуются общими правами. На работников-совместителей распространяются те же нормы, что и на работников, работающих по основному месту работы. То есть трудовые отношения с совместителями реорганизуемых компаний также не прекращаются.

Данная позиция распространяется на все формы реорганизации, в том числе и на формы присоединения и слияния

Поскольку трудовые отношения с работниками при слиянии (присоединении) организаций не прекращаются, в их трудовые книжки могут быть внесены изменения. Напомним, что в соответствии со статьей 66 ТК РФ записи в трудовой книжке совмес-тителя делаются только на основном месте работы. Следовательно, запись о реорганизации работодателя на совмещаемом месте работы внешнему совместителю может быть сделана по его заявлению на основании копии приказа о реорганизации.

Страховые взносы

Плательщики страховых взносов, имеющих право на применение льготных (пониженных тарифов), по достижении предельного размера базы взносы не начисляют

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) база по страховым взносам рассчитывается нарастающим итогом с начала года. До тех пор, пока база по страховым взносам не достигнет предельного размера, в 2013 году это 568 000 руб. (ч. 4 и 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276), применяется тариф:

- 22% — в ПФР;
- 5,1% — в ФФОМС;
- 2,9% — в ФСС РФ.

После того как величина базы превысит предельный размер, взносы уплачиваются только в ПФР, но уже по тарифу 10% (если нет права на льготы) (ч. 4 ст. 8, ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).

Данная позиция распространяется на все формы реорганизации, в том числе и в форме слияния и присоединения

Организация-правопреемник при определении базы по страховым взносам не вправе учитывать выплаты работникам за текущий год у предыдущего работодателя (письмо Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 № 1375-19). Поэтому даже если до реорганизации база по страховым взносам в отношении конкретного работника достигла предельной величины и прежняя компания применяла тариф 10%, то после реорганизации правопреемнику в отношении этого работника придется применять тариф 22%.

Отчетность в ПФР

Расчет по форме РСВ-1 ПФР. Реорганизованная компания включает суммы выплат работникам, переходящим к правопреемнику, в расчет по форме РСВ-1 ПФР до момента окончания реорганизации.

Правопреемник отражает в расчете суммы выплат перешедшим к нему из старой компании работникам с первого дня работы у него.

Персонифицированная отчетность. Реорганизуемая компания обязана представить сведения персонифицированного учета в ПФР в отношении уволенных работников в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня обращения в ИФНС с заявлением (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ и п. 37 Инструкции, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н):

- о регистрации компании-правопреемника в случае слияния;
- прекращении своей деятельности в случае присоединения.

Справка о сданном персонифицированном учете

При реорганизации компании в форме слияния в комплекте документов, представляемых в регистрирующий орган (ИФНС), должна быть справка из Пенсионного фонда о сданных сведениях персонифицированного учета (подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ). Зачастую получение такой справки затрудняет регистрацию процедуры слияния и получения свидетельства о прекращении деятельности фирмы.

Единственная форма реорганизации, для проведения которой Закон № 129-ФЗ не требует представления справки из Пенсионного фонда о сданном персонифицированном учете, — присоединение.

НДФЛ

Справка 2-НДФЛ. Отчитаться по форме 2-НДФЛ с начала года до момента прекращения деятельности должна прежняя компания, а не компания-правопреемник (письма Минфина России от 19.07.2011 № 03-04-06/8-173 и УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 № 16-15/042728@, от 01.04.2008 № 09-14/031191).

Стандартные налоговые вычеты. Компания-правопреем-ник предоставляет работникам такие вычеты с момента начала их работы в этой компании с учетом зарплаты, полученной с начала календарного года, в котором проведена реорганизация.

Имущественный вычет. Если работник получал у прежнего работодателя имущественный вычет, получать его автоматически у правопреемника он не сможет, так как в уведомлении о подтверждении права на имущественный вычет (утверждено приказом ФНС России от 25.12.2009 № ММ-7-3/714@) указан прежний работодатель.

Чтобы вычет начал предоставлять правопреемник, работник должен получить новое уведомление (письма Минфина России от 25.08.2011 № 03-04-05/7-599 и ФНС России от 23.09.2008 № 3-5-03/528@) и написать заявление на вычет (ст. 220 НК РФ).

А.Г. Кипор,

налоговый консультант

Журнал «Зарплата», № 6, июнь 2013

2. Рекомендация:Какие операции с НДС нужно выполнить при реорганизации

<…>

Обязанности по уплате налогов реорганизуемой организации возлагаются на ее правопреемников (п. 1 ст. 50 НК РФ). Правила начисления НДС при реорганизации прописаны в статье 162.1 Налогового кодекса РФ.

При реорганизации право собственности на принадлежащее организации имущество переходит к правопреемникам (ст. 58 ГК РФ). Однако операция по передаче имущества, имущественных прав при реорганизации не признается реализацией для целей налогообложения (подп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ). Соответственно объекта налогообложения по НДС не возникает (подп. 7 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Восстанавливать «входной» НДС, ранее принятый к вычету реорганизованной организацией, тоже не нужно (п. 8 ст. 162.1 и подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда имущество переходит к правопреемникам, применяющим специальные налоговые режимы.

Порядок применения вычетов по НДС при реорганизации имеет некоторые особенности.

НДС по кредиторской задолженности

Авансы или частичная оплата, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаются НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Суммы налога, уплаченные с аванса, можно принять к вычету (п. 8 ст. 171 НК РФ). Подробнее об этом см. Как начислить НДС с аванса в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Если до реорганизации НДС, начисленный с авансов, не был принят к вычету, порядок действий зависит от того, в какой форме проходит реорганизация.

Если организация реорганизована в форме слияния, присоединения, разделения или преобразования, налог поставит к вычету правопреемник (п. 3 ст. 162.1 НК РФ).

Если организация реорганизована в форме выделения, сначала НДС примет к вычету реорганизуемая организация. Это можно сделать после перевода кредиторской задолженности на правопреемника. Выделенная организация вновь начислит НДС по перешедшим к ней авансам и заявит вычет на общих основаниях (п. 1 и 2 ст. 162.1 НК РФ).

Правопреемник может поставить налог к вычету после отгрузки авансированных товаров (выполнения работ, оказания услуг) или расторжения договора (п. 4 ст. 162.1 НК РФ). Также зачесть налог можно и в случае возврата аванса покупателю, но для этого вычет должен быть заявлен не позднее года с момента возврата (п. 4 ст. 162.1 НК РФ). Эти правила действуют во всех случаях реорганизации.

Пример расчетов по НДС с суммы полученного аванса при реорганизации

Из ЗАО «Альфа» в процессе реорганизации выделено ООО «Торговая фирма "Гермес"». До реорганизации «Альфа» получила предоплату от ОАО «Производственная фирма «Мастер» в счет предстоящей поставки товаров – 118 000 руб. С этого аванса был начислен и уплачен НДС – 18 000 руб. (118 000 руб. ? 18/118). После реорганизации долг перед «Мастером» перешел к «Гермесу».

При отражении полученных авансов в бухучете используется отдельный субсчет к счету 62.

При передаче долга правопреемнику бухгалтер «Альфы» сделал в учете такую проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 18 000 руб. – принят к вычету НДС по предоплате, переданной правопреемнику.

А бухгалтер «Гермеса» вновь начислил НДС с полученной предоплаты:

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с суммы предоплаты.

После отгрузки товаров «Мастеру» бухгалтер «Гермеса» сделал в бухучете такие записи:

Дебет 62 Кредит 90-1
– 118 000 руб. – реализованы товары;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет с выручки от реализации;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 18 000 руб. – принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– 118 000 руб. – зачтена предоплата.

НДС по дебиторской задолженности

Если при реорганизации покупатель передает дебиторскую задолженность поставщика за оплаченные, но не полученные товары (работы, услуги), то «входной» НДС поставит к вычету правопреемник. Это можно сделать после получения и оприходования предоплаченных товаров (работ, услуг) (п. 5 ст. 162.1 НК РФ).

Основанием для вычета будут:

  • счета-фактуры, выписанные поставщиком на имя реорганизуемой или реорганизованной организации. Наличие в счетах-фактурах реквизитов реорганизованной организации не препятствует правопреемникам применить вычет (п. 7 ст. 162.1 НК РФ);
  • документы (их копии), подтверждающие факт уплаты сумм налога поставщику.

Об этом сказано в пункте 5 статьи 162.1 Налогового кодекса РФ.

Подробнее о том, какие условия нужно выполнить, чтобы принять «входной» НДС к вычету, см. Когда «входной» НДС можно поставить к вычету.

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Рекомендация:Как платить налоги при реорганизации

<…>

Кто платит

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования, разделения права, обязательства и имущество организации переходят к ее правопреемнику. Поэтому за реорганизованную организацию налоги (пени, штрафы) платит правопреемник (п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ).

Если происходит реорганизация, перечислить налоги (сборы, пени, штрафы) должна:

Если происходит реорганизация в форме выделения, правопреемства по отношению к реорганизованной организации в части уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) не возникает. Организация, из состава которой при разделении выделилась другая, продолжает действовать и платить налоги в обычном порядке. Из этого правила есть исключение. Если организация, из которой при разделении выделяются другие, не может полностью рассчитаться с бюджетом, то по решению суда выделившиеся организации будут обязаны заплатить налоги (пени, штрафы) за реорганизованную организацию. Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Какие налоги платить

Правопреемники должны заплатить за реорганизованную организацию все налоги, а также пени и штрафы, не уплаченные ею до реорганизации (п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ). При слиянии, присоединении или преобразовании задолженность по налогам переходит к правопреемникам (п. 1 и 2 ст. 58 ГК РФ). Если проводится разделение или выделение, то составляется передаточный акт (п. 3 и 4 ст. 58 ГК РФ).

Правила начисления НДС при реорганизации установлены статьей 162.1 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Какие операции с НДС нужно выполнить при реорганизации.

Правопреемник может получить имущество, имущественное и неимущественное право или обязательство, приобретенное реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. С их стоимости платить налог на прибыль вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций не нужно. Такие правила установлены в пункте 3 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Налоговый период

Порядок определения налогового периода, за который нужно рассчитать налоги (взносы) реорганизуемой организации, представлен в таблице. Не применяет эти правила организация, из состава которой выделяются или к которой присоединяются одна или несколько организаций (абз. 4 п. 3 ст. 55 НК РФ). Для нее действуют общие правила определения налогового периода.

Порядок уплаты

В связи с реорганизацией сроки уплаты налогов не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ).

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4. Рекомендация:Как провести ликвидацию ООО

Ликвидация ООО по решению его участников (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации ООО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации.

Положения Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ).

Как принять решение о ликвидации и назначить ликвидационную комиссию

Решение о ликвидации принимает общее собрание участников (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Повестка дня общего собрания участников формируется по предложению:
– совета директоров (наблюдательного совета) общества;
– исполнительного органа;
– участника ООО.

Это следует из пункта 2 статьи 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Общее собрание участников принимает решения по следующим вопросам:
– о ликвидации общества. Решение о ликвидации считается принятым только тогда, когда за него проголосовали все участники общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ);
– о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора). Решение считается принятым тогда, когда за него проголосовали участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Это следует из абзаца 1 пункта 2 статьи 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

При назначении ликвидационной комиссии в ее состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов ООО.

Кроме того, должны соблюдаться следующие правила:
– если участником общества является Российская Федерация, то в состав комиссии необходимо включить представителя Росимущества;
– если участником общества является субъект РФ, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
– если участником общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Это следует из пункта 4 статьи 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Функции ликвидационной комиссии может осуществлять одно лицо – ликвидатор (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Однако во избежание возможных рисков предпочтительнее назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать полномочия одному лицу. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законодательством на ликвидационную комиссию.

Внимание: если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае в соответствии со статьей 35 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников, что негативно отразится на деятельности общества:
– срок проведения ликвидации увеличится;
– ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2009 г. № Ф04-62/2009 (19231-А70-11).

Действия ликвидационной комиссии

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами ООО (п. 3 ст. 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Комиссия должна:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2. Уведомить территориальный орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, о начале процедуры ликвидации, а именно территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России (ч. 1 ст. 3, гл. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

3.Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

4. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).

5. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.

6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

7. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

8. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

9. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

10. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

11. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

12. Рассчитаться по долгам ООО с кредиторами.

13. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

14. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

15. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.

16. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).

17. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию ООО.

Публикация сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.

В уведомлении нужно привести следующую информацию:
– сведения о ликвидируемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
– порядок и условия заявления кредиторами ООО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
– срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации ООО.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ.

Промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99).

Баланс должен содержать сведения:
– о составе имущества ликвидируемого общества;
– требованиях, предъявленных кредиторами;
– результатах рассмотрения требований кредиторов;
– перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.

Это следует из пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли включать в состав кредиторской задолженности задолженность по тем обязательствам, по которым кредиторы не предъявили требований в течение установленного срока

Нет, не нужно.

Во-первых, с 1 сентября 2014 года закон не предусматривает необходимости удовлетворять требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Фактически это означает, что кредиторы вправе предъявить требования лишь в срок, который установила ликвидационная комиссия.

Во-вторых, суды исходят из того, что если кредитор, извещенный о ликвидации ООО, не предъявил в установленный срок требование по тому или иному обязательству, то задолженность перед кредитором не включается в промежуточный ликвидационный баланс (определение ВАС РФ от 18 мая 2011 г. № ВАС-6618/11, постановления ФАС Уральского округа от 16 ноября 2011 г. № А60-548/2011, Северо-Западного округа от 6 апреля 2011 г. № А56-18180/2010).

Вместе с тем, в промежуточном ликвидационном балансе можно отразить информацию об обязательствах, требования по которым не предъявлялись. Например, можно составить перечень таких обязательств и указать, что кредиторы по этим обязательствам были надлежащим образом уведомлены, однако не воспользовались правом на предъявление требований.

Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Другими словами, общее собрание участников утверждает баланс, если соблюдаются два условия:
– на собрании присутствуют участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» – 51 процент голосов, участник «В.» – 5 процентов голосов;
– за утверждение баланса голосуют участники, присутствующие на собрании и обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» голосует «за», участник «В.» – «против».

Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания (п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 20 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Расчет с кредиторами

Ликвидируемое ООО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

С 1 сентября 2014 года расчеты с кредиторами можно начать лишь после погашения текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 64 ГК РФ). По сути, речь идет о так называемой нулевой очереди, когда рассчитаться необходимо еще до того, как начнутся выплаты по предъявленным требованиям кредиторов.

В первую очередь нужно удовлетворить требования:
– о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
– компенсации морального вреда;
– компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения либо повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, а также нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения.

Во вторую очередь необходимо:
– рассчитаться по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших в ООО по трудовому договору;
– выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь следует рассчитаться по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь нужно произвести расчеты с другими кредиторами.

Наконец, после того как будут удовлетворены требования кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (т. е., по сути, в пятую очередь), необходимо удовлетворить следующие требования:

  • о возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
  • взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Специальные правила закон устанавливает для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ООО (залоговые кредиторы) (абз. 2 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Каждому кредитору ликвидационная комиссия выплачивает ту сумму, которая зафиксирована в промежуточном ликвидационном балансе (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Ситуация: можно ли рассчитаться с кредиторами за счет неденежного имущества ООО. Из промежуточного ликвидационного баланса следует, что денежных средств не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов

Да, можно.

В приведенной ситуации ликвидационная комиссия должна продать имущество ООО с торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Это не понадобится делать:

  • для объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу);
  • для имущества, на которое по закону нельзя обратить взыскание (такое имущество вообще не понадобится продавать).

Требования кредиторов будут удовлетворяться за счет средств, полученных после продажи имущества.

Если этих средств окажется недостаточно для удовлетворения всех требований, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ООО (абз. 2 п. 4 ст. 62, абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ). Если дело о банкротстве будет возбуждено, ликвидационной комиссии понадобится уведомить кредиторов о том, что процедура добровольной ликвидации ООО прекращается (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

Выплаты производятся начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидационная комиссия может удовлетворить требования кредиторов каждой последующей очереди лишь после полного удовлетворения требований в рамках предыдущей очереди за исключением требований залоговых кредиторов (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования или уклоняется от его рассмотрения, то кредитор вправе предъявить к ООО иск об удовлетворении требования. Такой иск можно подать только до утверждения ликвидационного баланса. Если суд удовлетворит этот иск, ликвидационной комиссии понадобится выплатить кредитору присужденную ему денежную сумму в порядке установленной очередности (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Погашенными считаются следующие требования кредиторов (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ):

  • требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  • требования, в удовлетворении которых суд отказал.

Окончательный ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Баланс составляется по тем же правилам, которые применяются при разработке промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Решение об утверждении баланса принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Внимание: если сумма активов по ликвидационному балансу превышает сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу, налоговая инспекция может отказаться зарегистрировать ликвидацию.

Ликвидируемое ООО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами только после составления промежуточного ликвидационного баланса и в соответствии с его сведениями (п. 5 ст. 63 ГК РФ). При недостаточности денежных средств для расчетов ликвидационная комиссия должна продать иное имущество ООО с торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Так или иначе, сумма оборотных и внеоборотных активов ООО после расчетов с кредиторами должна уменьшиться.

Если же такая сумма активов по данным ликвидационного баланса, наоборот, увеличилась, то это, вероятнее всего, свидетельствует о нарушении порядка ликвидации и об ущемлении прав кредиторов.

Распределение имущества между участниками

По закону участники ликвидируемого ООО вправе получить часть его имущества (или стоимость имущества), оставшегося после расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 8 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Между участниками может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе. Это зависит от того, каков был объем обязательств ООО перед кредиторами.

Действуют следующие правила:
– между участниками распределяется все имущество ООО, если общество не имеет обязательств перед кредиторами. Имущество может распределяться лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, должно пройти два месяца с момента опубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Во-вторых, промежуточный ликвидационный баланс должен свидетельствовать о том, что общество не является должником по обязательствам (т. е. кредиторы не предъявили требований, либо ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении таких требований);
– между участниками распределяется часть имущества, если у общества были обязательства перед кредиторами, и после расчетов с такими кредиторами остались нераспределенные средства. Сведения об этих средствах должны содержаться в ликвидационном балансе;
– между участниками имущество не распределяется, если исходя из сведений ликвидационного баланса оно отсутствует.

Ликвидационная комиссия должна распределить имущество ООО между участниками в порядке очередности (п. 1 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

В первую очередь нужно выплатить распределенную, но невыплаченную часть прибыли. Если имущества недостаточно для выплаты такой части прибыли, то средства должны распределяться между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 2 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Например, участник с долей 80 процентов уставного капитала сможет получить 80 процентов от имущества (от стоимости имущества).

Во вторую очередь необходимо распределить имущество между участниками. Оно может распределяться лишь после полного удовлетворения требований в рамках первой очереди (п. 2 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Участники получают часть имущества (часть стоимости имущества) пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Если между участниками в рамках одной очереди возникнет спор о том, кому из них нужно передать имущество (вещь) ликвидируемого ООО, ликвидационной комиссии понадобится продать эту вещь с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Геннадий Уваркин

кандидат юридических наук, заместитель генерального директора Правового бюро «Омега»

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

5. Рекомендация:Как учесть при расчете налога на прибыль убытки прошлых лет

<…>

Общий порядок

По общему правилу при расчете налога на прибыль можно учесть убытки, полученные в предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 283 НК РФ). При этом учитываются только те убытки, которые сформированы по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ. Особый порядок списания убытков прошлых периодов предусмотрен налоговым законодательством для бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков.

Убытки, сложившиеся по деятельности в рамках других налоговых режимов (например, на упрощенке), налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают (письмо Минфина России от 25 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/617).

Убытки, полученные в периодах, когда организация применяла нулевую ставку налога на прибыль, на будущее не переносятся. Этим правилом должны руководствоваться:

При этом если в одном налоговом периоде наряду с нулевой налоговой ставкой организация применяла ставку 20 процентов, то на будущее можно перенести только сумму убытка, полученного при определении налоговой базы, к которой применялась ставка 20 процентов.

Кроме того, нельзя переносить на будущее убытки:

  • от реализации (выбытия) акций высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (долей участия в уставном капитале), принадлежащих владельцам более пяти лет;
  • от участия в инвестиционном товариществе (полученные за год, в котором организация присоединилась к договору, заключенному другими участниками товарищества).

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 283 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 25 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/740.

Предусмотренный статьей 283 Налогового кодекса РФ порядок признания убытков прошлых лет распространяется не только на убытки действующих организаций, но и на убытки реорганизованных организаций, перешедшие к их правопреемникам (п. 5 ст. 283 НК РФ).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

6. Рекомендация: Как платить налоги при ликвидации организации

<…>

Зачет или возврат переплаты по налогам

Если у ликвидируемой организации есть переплата по налогам (пеням, штрафам), ее нужно зачесть в счет погашения недоимки по другим обязательным платежам в бюджет. Переплата распределяется налоговой инспекцией пропорционально недоимке по другим налогам (пеням, штрафам). При этом необходимо заявление о зачете в налоговую инспекцию.

Если у организации нет недоимки, переплату вернут организации на расчетный счет. Для этого в налоговую инспекцию тоже нужно подать заявление. Срок возврата переплаты – не позднее одного месяца со дня подачи заявления в налоговую инспекцию. Такие правила установлены пунктом 4 статьи 49 Налогового кодекса РФ. Заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Подробнее о порядке зачета (возврата) налогов см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Ситуация: могут ли учредители (участники, акционеры) после исключения организации из ЕГРЮЛ возвратить на свой счет переплату налогов в бюджет, возникшую у организации до ликвидации

Нет, не могут.

Переплату по налогам ликвидируемой организации возвращают в порядке и в сроки, установленные в статье 78 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 4 ст. 49 НК РФ). При этом возвращают переплату непосредственно организации (п. 4 ст. 49 НК РФ). Порядок возврата переплаты учредителям (участникам, акционерам) не предусмотрен ни гражданским, ни налоговым законодательством. Правоспособность организации прекращается в момент ее ликвидации (п. 9 ст. 63 ГК РФ). В связи с этим права и обязанности, связанные с деятельностью организации, к другим лицам не переходят (ст. 61 ГК РФ). Таким образом, учредители (участники, акционеры) не вправе вернуть переплату, возникшую у организации до ликвидации, на свой счет. К подобному решению пришел суд в постановлении ФАС Уральского округа от 5 мая 2005 г. № Ф09-5398/04-АК.

Главбух советует: чтобы вернуть сумму переплаты, при установлении сроков ликвидации нужно предусмотреть время, необходимое для возврата налогов. Конкретный срок ликвидации законодательством не предусмотрен, поэтому учредители (участники, акционеры) вправе его устанавливать самостоятельно.

Переплату возвращают организации в течение месяца после подачи в налоговую инспекцию заявления о возврате (п. 4 ст. 49 НК РФ). Если требуется камеральная проверка декларации, по которой возникла переплата, срок, необходимый для возврата, может увеличиться еще на три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Ситуация: начисляются ли проценты за нарушение налоговой инспекцией срока возврата переплаты налогов в бюджет при ликвидации организации

Да, начисляются.

Если переплата не была возвращена в течение одного месяца со дня получения налоговой инспекцией заявления о возврате, то в пользу организации начисляют проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Срок возврата может увеличиваться, если проводится камеральная проверка декларации, по которой возникла переплата. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы). При расчете процентов принимается процентная ставка, равная ставке рефинансирования, действовавшей в дни нарушения срока возврата (абз. 2 п. 10 ст. 78 НК РФ). Эта же норма применяется и для ликвидируемой организации. К аналогичному решению пришел суд в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2006 г. № Ф04-2406/2006(21976-А03-3).

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка