Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 января 2015 24 просмотра

1. В соответствии со статьей 176.1 НК РФ организацией применяется заявительный порядок возмещения НДС и получена банковская гарантия. За банковскую гарантию банк взимают плату в соответствии с условиями заключенного договора. Данную сумму платы мы перечисляем банку. В целях бухгалтерского и налогового учета как учесть эти расходы. Можно ли эти расходы признать уменьшающими налоговую базу при исчислении налога на прибыль?2. Организация на общей системе налогообложения, зарегистрирована только в декабре.Если в каком-либо налоговом периоде организация не совершала никаких операций, которые должны быть отражены в декларации по НДС, декларацию разрешается не составлять. Вместо нее можно сдать единую упрощенную декларацию. Все условия требуемые для подачи единой упрощенной декларации за данный налоговый период (квартал для НДС) соблюдены. Имеем ли мы право вообще не подавать декларацию по НДС за этот квартал, а сдать только единую упрощенную декларацию. Распространяется ли этот порядок на 2015 год? Или все-таки надо подать нулевую декларацию в электронном виде?3.Организация на УСН. Арендует муниципальную собственность, т.е. налоговый агент. В четвертом квартале 2014 года оплачена аренда за 4 квартал 2014 года и за 1 квартал 2015 года (т.е. предоплата). В декларации по НДС за 4 квартал рассчитать сумму НДС к уплате с учетом выданного аванса, так понимаю. Тогда вопрос: в декларации по НДС за 1 квартал 2015 года восстанавливать или как НДС с аванса перечисленного в 4 квартале 2014 года, или просто подать нулевую декларацию, т.к. платежей за арендованное муниципальное помещение в 1 квартале 2015 года не будет.

2) в 2015 организация также может не сдавать декларацию по НДС, а сдать вместо нее единую упрощенную налоговую декларацию, при условии одновременного выполнения следующих требований в течение отчетного периода:

• не было движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе;

• не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых они признаются.

• отсутствие каких-либо операций, которые должны отражаться в декларации по НДС.

3) НДС, уплаченный в составе арендной платы, учитывается в расходах по УСН. К вычету этот налог не принимается, так как арендатор на УСН не является плательщиком НДС.

Восстанавливать налог в декларации по НДС за 1 квартал 2015 года не нужно. Если в 1 квартале 2015 года платежей за арендованное муниципальное помещение не будет, подавать нулевую декларацию по НДС организации на упрощенке не нужно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как учесть при расчете налога на прибыль расходы на оплату банковской гарантии

Если получение банковской гарантии является обязательным условием деятельности организации, включайте такие затраты в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В противном случае такие расходы признаются внереализационными.

Банковская гарантия представляет собой обязательство банка перечислить контрагенту (кредитору) организации определенную денежную сумму при предъявлении им требования об оплате (ст. 368 ГК РФ). За выдачу гарантии организация должна выплатить банку вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК РФ). Выдача банковской гарантии признается банковской операцией (п. 8 ч. 1 ст. 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1).

Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено два варианта учета затрат на оплату банковских услуг:

В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, вознаграждение за выдачу банковской гарантии можно включить, если ее получение является обязательным условием деятельности организации. Например, организации, которые занимаются туроператорской деятельностью, обязаны иметь банковскую гарантию (или договор страхования ответственности туроператора) в силу требований федерального законодательства (ст. 17.1 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). В таких случаях учитывать расходы на приобретение банковской гарантии нужно на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Если оплата банковской гарантии не является обязательным условием деятельности организации, затраты, связанные с ее получением, организация может учесть на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ*. Например, так нужно поступать, если необходимость получения банковской гарантии вызвана условиями заключенного договора или правилами проведения тендера (конкурса), в котором участвует организация.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 03-03-06/2/214от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7. Разделяют эту позицию и арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 13 марта 2007 г. № А12-11353/06-С60 и от 16 ноября 2006 г. № А12-7809/06-С51-5/38).

Если сумма вознаграждения (комиссии) банку за предоставление банковской гарантии учитывается в составе прочих или внереализационных расходов, то в расчет налоговой базы ее нужно включать равномерно в течение срока действия гарантии независимо от установленного графика платежей (единовременная оплата, поквартальная и т. д.). Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 11 января 2011 г. № 03-03-06/1/4.*

В некоторых случаях финансовое ведомство рекомендует включать расходы на оплату банковской гарантии в первоначальную стоимость приобретаемого имущества. Например, так нужно поступать, если банковская гарантия обеспечивала:

  • возврат заемных средств, привлеченных для покупки основного средства;
  • оплату товарно-материальных ценностей, отгруженных поставщиком с условием об отсрочке платежа.

Об этом сказано в письме Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/111.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на оплату банковской гарантии

Основным видом деятельности организация «Альфа» является торговля. «Альфа» получила банковскую гарантию от КБ «Надежный», которая обеспечивает ее обязательства по контракту на поставку товаров для муниципальных нужд. За предоставление гарантии «Альфа» выплатила банку вознаграждение в сумме 40 000 рублей.

В соответствии с учетной политикой для целей бухучета бухгалтер «Альфы» единовременно включил вознаграждение в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5,абз. 3 п. 7абз. 2 п. 9п. 18 ПБУ 10/99):

Дебет 76 Кредит 51
– 40 000 руб. – выплачено вознаграждение банку за выдачу банковской гарантии;

Дебет 44 Кредит 76
– 40 000 руб. – отражено в составе расходов на продажу вознаграждение за выдачу банковской гарантии.

Получение банковской гарантии обусловлено требованиями муниципального контракта. Для организации-исполнителя оплата выданной гарантии является экономически обоснованным расходом. При расчете налога на прибыль сумму вознаграждения 40 000 руб. бухгалтер «Альфы» включил в состав внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Главбух советует: учитывая, что порядок налогового учета затрат на приобретение банковских гарантий четко не урегулирован, организация может определить его самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Если какие-либо затраты с равными основаниями могут быть одновременно отнесены к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно включить их в одну из этих групп. Поступить таким образом позволяют нормы пункта 4 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Принятое решение следует отразить в учетной политике для целей налогообложения. Некоторые суды признают, что порядок налогового учета расходов на оплату банковских услуг организации вправе определять самостоятельно (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. № А33-21067/05-Ф02-1877/06-С1).

Независимо от выбранного способа учета расходы на оплату банковской гарантии должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением таких расходов могут служить:

  • договор между организацией и контрагентом, в котором прописано требование о получении банковской гарантии;
  • договор о предоставлении банковской гарантии, заключенный с банком.

Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Рекомендация: Как составить и сдать единую (упрощенную) налоговую декларацию

<…>

Единую (упрощенную) налоговую декларацию могут сдавать организации и предприниматели, если в течение отчетного (налогового) периода у них одновременно:*

  • не было движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе;
  • не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых они признаются.

Это следует из положений пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 24 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-561от 23 ноября 2007 г. № 03-02-08/15.

Сведения об НДС можно вписать в единую (упрощенную) декларацию при соблюдении еще одного дополнительного условия – отсутствие каких либо операций, которые должны отражаться в декларации по НДС. Это связано с тем, что в декларации по НДС отражаются в том числе и операции, которые не являются объектом налогообложения. Например, операции по продаже товаров (работ, услуг), местом реализации которых Россия не признается, отражаются в разделе 7декларации по НДС. Такой вывод следует из абзаца 4 пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н, и подтверждается письмами Минфина России от 10 марта 2010 г. № 03-07-08/64 и ФНС России от 16 апреля 2008 г. № ШС-6-3/288.*

<…>

Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Рекомендация: Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

<…>


Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:

  • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);*
  • при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

<…>

Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:

Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

<…>


Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС (покупатели, заказчики и получатели товаров, работ, услуг), начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом.* Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу без учета НДС (продавцы и посредники, реализующие товары, работы, услуги), начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше (подп. 1 п. 1п. 15 ст. 167 НК РФ).

<…>

Составление счетов-фактур

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Общий порядок составления счетов-фактур установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

<…>

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174ст. 163 НК РФ). Например, за I квартал 2015 года – не позднее 27 апреля (25 и 26 апреля – выходные дни), 25 мая и 25 июня.

<…>

Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.*

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 иот 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869АМосковского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.*

Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

5.Статья: Как упрощенцу считать НДС при аренде госимущества

Арендатор на УСН должен исполнять обязанности налогового агента по НДС, если онарендует имущество:

  • у органов государственной власти;
  • у органов местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Особенности уплаты и учета НДС

При аренде государственного или муниципального имущества арендатор должен исчислить, удержать из доходов арендодателя в виде арендной платы НДС и перечислить его в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ). НДС перечисляется в бюджет по местонахождению упрощенца (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

НДС, уплаченный в составе арендной платы, учитывается в расходах по УСН (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А к вычету этот налог не принимается, так как арендатор на УСН не является плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ)*

Как оформить договор аренды и счет-фактуру

Подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такого условия в договоре нет, платить налог арендатору придется за счет собственных средств.

Арендатор на УСН сам должен выписать счет-фактуру с пометкой «Аренда государственного(муниципального) имущества». Это нужно сделать в течение пяти календарных дней со дня перечисления арендной платы (абз. 1 п. 3 ст. 168 НК РФ).

В графе 8 счета-фактуры указывается сумма налога, исчисленная по расчетной ставке 18/118 (п. 3 ст. 161 НК РФ). Налог вычисляется путем деления арендной платы на 118 и умножения на 18. Например, для арендной платы в 100 000 руб. НДС составит 15 254 руб. (100 000 : 118 ? 18).

Как заполнить декларацию по НДС*

По уплаченному НДС с арендной платы подается налоговая декларация (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Декларацию нужно заполнить в рублях, без копеек. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, заполняют только титульный лист и раздел 2декларации (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н).

На титульном листе декларации обязательно укажите:

  • ИНН и КПП организации;
  • номер корректировки (для первичной декларации 0, для уточненной проставляется порядковый номер уточненной декларации начиная с 1);
  • код налогового периода согласно приложению № 3 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н.

Декларацию сдавайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации – налогового агента (п. 5 ст. 174 НК РФ).

ПРАВОВАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «УПРОЩЕНКА»

6.Ситуация: нужно ли сдать нулевую декларацию по НДС налоговому агенту, если в течение квартала у организации не было операций по удержанию налога. Организация не является плательщиком НДС и не ведет посреднической деятельности

Нет, не нужно.

В отличие от статьи 23статья 24 Налогового кодекса РФ не обязывает налоговых агентов подавать нулевые налоговые декларации. Для них декларации не являются письменным заявлением о полученных доходах. Налоговым агентам нужно составлять отчетность лишь по тем операциям, в результате которых они должны удержать с контрагента ту или иную сумму налога и перечислить ее в бюджет. Такой порядок следует из абзаца 5 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ.*

Кроме того, раздел 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» нужно сдавать в инспекцию только при совершении операций, предусмотренных статьей 161Налогового кодекса РФ (абз. 9 п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н).

Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка