Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 января 2015 360 просмотров

Подписано Распоряжение Росимущества об акционировании нашего предприятия в срок до апреля 2015 г. Необходима ли аудиторская проверка 1 квартала ФГУП и надо ли на 2015 г. объявлять от ФГУП конкурс или можно воспользоваться аудиторской фирмой по конкурсу 2014г.? И наоборот, если мы сейчас, как ФГУП, выберем аудиторов, могут ли они нас проверять, когда предприятие акционируется?

Да, аудит деятельности ГУП за 1 квартал 2015 провести необходимо. Аудиторская проверка должна состояться до проведения приватизации, так как на основании данных аудиторского заключения составляется передаточный акт. Если аудиторская фирма, которая проверяла деятельность ГУП за 2014 год, была выбрана менее 5 лет назад, то проведение аудита 1 квартала 2015 года может быть поручено данной фирме.

Обязательный аудит ГУП проводится ежегодно (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ; пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

При этом для составления передаточного акта при приватизации ГУП в АО необходимы данные аудиторского заключения (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ).

ГУП необходимо провести аудит деятельности предприятия за 1 квартал 2015 года для конкретной цели - осуществление аудиторской проверки инвентаризации имущества и промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия, подлежащего приватизации (Постановление ФАС МО от 27.05.2014 № Ф05-4667/2014).

Проведение инициативного аудита МУП без согласования с собственником возможно (Определение ВАС РФ от 23.01.2008 № 17971/07).

Однако заключение договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности возможно только по результатам проведения открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Выбор аудитора унитарного предприятия проводится не реже, чем раз в 5 лет (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

О контрактной системе выбора аудитора читайте в рекомендации ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: В чем особенности закупок в рамках контрактной системы.

<…>

«С 2014 года при участии в торгах или при их проведении нужно руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Прекращает свое действие Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). В отношении прав и обязанностей, возникших с 1 января 2014 году, подлежат применению положения Закона № 44-ФЗ (ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Сфера действия закона охватывает не только отношения поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, но и отношения, связанные с арендой имущества и приобретением недвижимого имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). Ранее такие сделки были изъяты из области действия Закона № 94-ФЗ.

Подробнее об отличиях Закона № 44-ФЗ от Закона № 94-ФЗ см. фрагмент записи вебинара «Обзор Закона № 44-ФЗ. Что нового по сравнению с Законом № 94-ФЗ».

Кто может быть заказчиком по Закону № 44-ФЗ

Заказчиками могут выступать следующие лица (ст. 3 и 15 Закона № 44-ФЗ)*:

  • государственные органы;
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
  • муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципальных образований, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки*;
  • автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае предоставления им бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности;
  • юридические лица в случае предоставления им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства;
  • бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае передачи им полномочий на осуществление закупок.

По общему правилу бюджетные учреждения проводят закупки в рамках контрактной системы. При этом статья 15 Закона № 44-ФЗ позволяет проводить некоторые закупки на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Для этого учреждение должно до начала года разработать Положение о закупке и разместить его на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Подробнее см. фрагмент записи вебинара «Кто может выступать заказчиком по Закону № 44-ФЗ».

Отчетность и информационное обеспечение

Все существенные вопросы, связанные с подготовкой и проведением закупок, отражаются в единой информационной системе (далее – ЕИС). Она содержит планы закупок, планы-графики, информацию об их реализации, реестры контрактов, библиотеки типовых контрактов, каталоги товаров, работ и услуг, нормативно-правовые акты и другое (ст. 4 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная система предусматривает обязательное планирование, нормирование закупок и обоснование закупок.

При проведении закупки обязательно должны быть обоснованы начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика. В случаях, предусмотренных Правительством РФ, проводится также общественное обсуждение закупок.

Начальную (максимальную) цену контракта заказчик определяет и обосновывает посредством одного из следующих методов (ст. 22 Закона № 44-ФЗ)*:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Принимают во внимание сведения о сложившихся рыночных ценах на закупаемые товары, работы и услуги (такой метод является приоритетным);
  • нормативный метод. Расчет цены на основе требований, предъявляемым к закупаемым товарам, работам и услугам;
  • тарифный метод. Применяют, когда цены на закупаемые товары, работы или услуги подлежат обязательному регулированию;
  • проектно-сметный метод. Применяют для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и капитальное строительство в соответствии с методиками и нормативами;
  • затратный метод. Цену определяют из суммы произведенных затрат и прибыли, обычной для определенной сферы деятельности. Такой метод используют, когда невозможно применить иные методы.

Обмен документами в электронном виде возможен при условии использования усиленной электронной подписи.

Способы определения поставщиков

Закон № 44-ФЗ содержит более широкий перечень способов определения поставщика по сравнению с прежним законом.

Аукцион

1. Электронный аукцион (ст. 59 Закона № 44-ФЗ) проводят на электронной площадке среди неограниченного круга лиц.

2. Закрытый аукцион (ст. 84 Закона № 44-ФЗ) проводят в следующих случаях:

  • закупка связана с государственной тайной;
  • заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории России и (или) территориях иностранных государств;
  • проводятся закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Конкурс

1. Открытый конкурс (ст. 48–55 Закона № 44-ФЗ) проводят по общему правилу, в нем участвует неограниченный круг лиц.

2. Конкурс с ограниченным участием (ст. 56 Закона № 44-ФЗ) проводят с предквалификационным отбором среди ограниченного круга участников с необходимым уровнем квалификации в ситуации, когда речь идет о закупках в сфере инноваций, высоких технологий, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия и т. д.

3. Двухэтапный конкурс (ст. 57 Закона № 44-ФЗ) проводят среди неограниченного круга участников с предквалификационным отбором на первом этапе и проведением на втором этапе самого конкурса в сфере научных исследований, проектных работ, а также в случае, когда до проведения конкурса необходимо уточнение его характеристик с участниками.

4. Закрытый конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

5. Закрытый конкурс с ограниченным участием (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

6. Закрытый двухэтапный конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

Закрытые конкурсы проводят в тех же случаях, что и закрытые аукционы.

Запрос котировок (ст. 72 Закона № 44-ФЗ) проводят, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

Запрос предложений (ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых поставщика определяют таким способом, ограничен.

Также см. фрагмент записи вебинара «Способы определения поставщиков».

Дополнительные требования к участникам закупок

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создавать специальное структурное подразделение не обязательно). В ином случае заказчик назначает лицо, ответственное за проведение закупок (ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ уточнил требования к участникам закупки. Одним из ключевых требований было отсутствие недоимки по налогам и сборам перед бюджетом. Теперь к отсутствию недоимки приравнены ситуации, когда участнику закупки предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, когда имеются судебные акты о признании налоговых обязанностей исполненными, о признании недоимок безнадежными ко взысканию (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ предъявляет дополнительные требования к максимально полному описанию объекта закупки с указанием различных характеристик, условных обозначений, с возможным использованием стандартных показателей, требований, чертежей, спецификаций, планов и т. п.

Документация о закупке должна содержать изображение закупаемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, информацию о дате, времени и месте, порядке и графике осмотра образца или макета товара, на поставку которого проводится закупка, если в документации о закупке содержится требование о соответствии товара образцу, и т. д. (ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Подробнее см. фрагмент записи вебинара «Требования к участникам закупок».

Ответственность за нарушение контракта

За нарушение контракта установлена ответственность. Размеры предусмотрены в постановлении Правительства от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»:

Цена контракта Штраф за нарушения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) Штраф за нарушения со стороны заказчика
Не превышает 3 млн руб. 10% 2,5%
От 3 до 50 млн руб. 5% 2%
От 50 до 100 млн руб. 1% 1,5%
Свыше 100 млн руб. 0,5% 0,5%

Штраф взимают единовременно за нарушения, которые не касаются просрочек исполнения обязательств. В свою очередь, при просрочке со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) пени составляет не менее 1/300 ставки рефинансирования. Сумму неустойки нужно уменьшить на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств. При этом расчет можно произвести по формуле:

П = (Ц – В) x С,

где:

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту. Определяется на основании документа о приемке товаров (результатов работ, оказания услуг), в том числе отдельных этапов контрактов;

С – размер ставки, определяемый по формуле:

С = СЦБ x ДП,

где:

ДП – количество дней просрочки;

СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К, который определяются по формуле:

К = ДП/ДК x 100%,

где:

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0–50%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

При К, равном 50–100%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

Совместные аукционы и конкурсы

Совместные конкурсы и аукционы предусматривает статья 25 Закона № 44-ФЗ.

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088.

Заказчики заключают между собой соглашение о совместном проведении аукциона или конкурса, выбирают организатора, вносят сведения о нем в план-график, и он в дальнейшем выполняет все необходимые действия, связанные с проведением мероприятия.

Расходы на проведение стороны несут пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.

Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона каждый заказчик заключает самостоятельно. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляют заказчики самостоятельно.

Централизованные закупки

Полномочия по проведению закупок можно возложить на один или несколько государственных или муниципальных органов, казенное учреждение (ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

Полномочия по проведению закупок для одного или несколько федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных и бюджетных учреждений президент или правительство могут возложить на один или несколько таких субъектов. Аналогичные полномочия имеются у высшего органа исполнительной власти субъекта РФ в отношении учреждений и органов на его территории.

Антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры, которые предусматривает Закон № 44-ФЗ, направлены против злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Так, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 млн руб. и участник закупки, с которым заключается контракт, предложил цену на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, такой контракт можно заключить только после того, как участник предоставит обеспечение. Его размер должен в 1,5 раза превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не должен быть менее размера аванса (если контракт его предусматривает). Если же цена составляет 15 млн руб. и менее, то участник предоставляет либо названное обеспечение, либо информацию о своей добросовестности.

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относятся сведения, содержащиеся в реестре контрактов и подтверждающие исполнение в течение не менее одного года до даты подачи заявки*:

  • трех контрактов (при этом все они должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней),
  • либо четырех и более контрактов (при этом не менее 75 процентов контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20 процентов цены, по которой участник закупки предложил заключить контракт.

Такие правила предусматривает статья 37 Закона № 44-ФЗ.».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка