Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики разрешают не платить ЕНВД, если магазин закрылся

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 января 2015 29 просмотров

Наша организация готовится принять участие в электронном аукционе на право заключения контракта с государственным учреждением. При подаче заявки на участие в электронных торгах нам необходимо сделать финансовое обеспечение заявки (перечислить указанную сумму на указанный расчетный счет), а затем при победе в аукционе произвести финансовое обеспечение контракта (перечислить 30% от суммы контракта на указанный расчетный счет). Каким образом эти суммы (финансовое обеспечение заявки и обеспечение контракта) должны отражаться в учете и какими проводками? Спасибо.

Оба обеспечения учитывайте в порядке, приведенном в статье

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Статья: Компания участвует в госпоставках

Для некоторых операций ценообразования существуют особые условия. Со стороны ФНС России по ним не проверяется возможное отклонение цен от рыночного уровня. Но на случаи государственных поставок такие условия не распространяются*.

Письмо Минфина России от 11 февраля 2013 г. № 03-01-18/3233.

Особые условия не применяются

Возможность участия организаций в госпоставках определена Федеральными законамиот 21 июля 2005 г. № 94ФЗ , от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ . По ряду операций цены в госконтрактах налоговиками не проверяются ( п. 8–11 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ ). В соответствии с письмом Минфина России от 11 февраля 2013 г. № 03-01-18/3233перечень таких операций является исчерпывающим. И в нем нет упоминаний о госпоставках. Поэтому, если организация заключила госконтракт на поставку, цены могут быть проверены ФНС России на общих основаниях.

Как размещается заказ

Участником госпоставок может быть любая организация независимо от ее организационно-правовой формы ( ч. 1 ст. 8 Закона № 94-ФЗ ). Она регистрируется на официальном сайте www.zakupki.?gov.?ru и определяет:

  • наименование предмета контракта;
  • его функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики;
  • объем закупки товаров;
  • ориентировочную цену контракта;
  • условия его финансового обеспечения, в том числе размер аванса;
  • график процедур закупки.

Если торги не проводятся, то предусмотрены два варианта размещения заказа:

  • у единственного поставщика, которому предлагается заключить контракт ( ч. 1 ст. 55 Закона № 94-ФЗ );
  • путем запроса котировок, то есть сообщения информации о потребностях в товарах неограниченному кругу лиц. Она представлена на официальном сайте о проведении этой процедуры. Победителем признается тот, который предложил наиболее низкую цену контракта ( ч. 1 ст. 42 Закона № 94-ФЗ ).

Если проводятся торги

В этом случае организация может принять участие в конкурсе или аукционе.

Конкурс

Он может быть открытым или закрытым ( ч. 2 ст. 20 Закона № 94-ФЗ ).

Победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта ( ч. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ ). Они оцениваются по следующим критериям товара:

  • качественные характеристики;
  • расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание;
  • сроки поставки и предоставления гарантии качества.

Аукцион

Согласно части 4 статьи 37 Закона № 94-ФЗ, аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта. Документация для аукциона разрабатывается заказчиком.

При этом определяются следующие сведения:

  • порядок, место, даты начала и окончания срока подачи и отзыва заявок на участие;
  • формы, порядок, даты начала и окончания предоставления участникам разъяснений положений об аукционе;
  • начальная (максимальная) цена контракта и величина ее понижения;
  • место, день и время начала рассмотрения заявок и проведения аукциона;
  • срок, в течение которого победитель должен подписать проект контракта;
  • возможность заказчика изменить количество поставляемых товаров;
  • размер, срок и порядок предоставления обеспечения заявки и контракта.

Победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта ( ч. 6 ст. 37 Закона № 94-ФЗ ).

Аукцион в электронной форме

Его проведение обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в интернете. Для этого предусмотрена возможность получения сертификата электронной цифровой подписи в следующих удостоверяющих центрах:

  • ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов» ( www.sberbank-ast.ru );
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» ( www.etp.roseltorg.ru );
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» ( www.etp.zakazrf.ru );
  • ЗАО «ММВБ – Информационные технологии» ( www.etp-micex.ru );
  • ООО «РТС-тендер» ( www.rts-tender.ru ).

Субъектам малого предпринимательства, размещающим заказ, не нужно подтверждать свой статус. Об этом сообщается в письме ФАС России от 17 августа 2010 г. № ИА/26792 .

Размер обязательного денежного обеспечения заявки на участие не может быть менее чем 0,5 процента и не более 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Время начала проведения устанавливается оператором площадки. Победителем считается тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта.

Как отразить операции

При участии в торгах возникают расходы:

  • на получение сертификата электронной цифровой подписи;
  • на аккредитацию и комиссию за операции на площадке.

В налоговом учете они относятся к прочим в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ. Конкретный вид расхода может не быть предусмотрен Законом № 94-ФЗ .

Однако если он экономически оправдан и документально подтвержден, то его можно учесть при расчете налога на прибыль ( письмо УФНС России по г. Москве от 30 августа 2006 г. № 09-14/076085 ).

Если торги проиграны, то расходы могут быть учтены в качестве внереализационных (письма Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7 , УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5557 , ФНС России от 18 ноября 2005 г. № ММ-6-02/961 ).

Однако если организация находится на упрощенной системе налогообложения, то расходы на участие в торгах нельзя учесть. Об этом чиновники напомнили в письмах Минфина России от 13 мая 2009 г. № 03-11-06/2/85 , от 2 июля 2007 г. № 03-11-04/2/173 .

Принимая участие в госпоставках, организация представляет один из следующих вариантов финансового обеспечения:

  • банковскую гарантию;
  • договор поручительства;
  • залог, в том числе в форме вклада или депозита.

При этом расходы на банковскую гарантию признаются в составе прочих ( подп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ ). В то же время денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения, не включаются в состав расходов организации ( п. 32 ст. 270 Налогового кодекса РФ ). В свою очередь возвращенная сумма обеспечения в доход также не включается. В том числе если предприятие находится на упрощенной системе налогообложения (письма Минфина России от 10 декабря 2009 г. № 03-11-09/393 ,от 30 мая 2007 г. № 03-11-04/2/149 ). Не учитывается обеспечение и при расчете налога на добавленную стоимость.

В бухгалтерском учете денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, учитываются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Перечисление и возврат обеспечения отражается следующими записями:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– перечислено обеспечение заявки;

ДЕБЕТ 009
– отражена сумма выданного обеспечения;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– возвращена сумма обеспечения;

КРЕДИТ 009
– списана сумма обеспечения.*

При получении от оператора электронной площадки акта и счета-фактуры на сумму удержанной комиссии составляются проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76
– отражена сумма комиссии без учета сумм налога на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– выделен НДС по комиссии.

Сложные вопросы решит суд

Цены в договорах на госпоставку не относятся к числу регулируемых государством. Стоимость заказа может измениться в сторону уменьшения, если участник предложит лучшие по сравнению с другими условия ( постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. № А72-2978/2011 ). В соответствии с пунктом 4статьи 447 Гражданского кодекса РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Но в случае с госпоставками выигрывает участник, предложивший наименьшую цену. В постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2011 г. № А33-293/2011 указывается, что процедура на понижение цены контракта не является конкурсом либо аукционом в смысле статей 447–449 части первой Гражданского кодекса РФ. Но в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2011 г. № А33-475/2011 аукцион на понижение цены признан правомерным. Судьи определили, что целью торгов является экономия заказчиком собственных средств. Поэтому договор заключается на максимально выгодных для него условиях.

Сложным вопросом является и объективность выбора победителя. 7 мая 2012 года в Госдуму был внесен законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее – Законопроект № 68702-6 ). В случае его принятия он заменит Закон № 94-ФЗ . В Законопроекте № 68702-6 устанавливаются новые требования к описанию объекта закупок, обоснованию начальной цены, обеспечениюзаявки ее оценки. Сфера его действия будет распространяться на все способы заключения государственных и муниципальных контрактов. В Законе № 94-ФЗ одним из проблемных вопросов является также финансовое обеспечение. Дело в том, что компаниям приходится предоставлять обеспечение в виде денежных средств, извлекаемых из их оборота. ФАС России считает, что по торгам с 23 июля 2012 года обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может ( письмо ФАС России от 30 июля 2012 г. № ИА/24213 ).

В судебной практике встречаются и дела, когда оспариваются результаты конкурса илиаукциона или заключение контракта. По одному из таких дел судьи признали отсутствие оснований для признания договора недействительным ( определение ВАС РФ от 27 июня 2012 г. № ВАС-7761/12 ). Аналогичный вывод сделан в определении ВАС РФ от 25 июня 2012 г. № ВАС-7634/12 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2012 г. № 09АП-22437/2012ГК . Однако имеются и противоположные решения ( постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2012 г. № 18АП-11137/2012 ).

Важно запомнить
При участии в государственных поставках возникают расходы на электронную цифровую подпись, аккредитацию на площадке, комиссию оператору. Кроме того, перечисленная на депозит сумма обеспечения контракта приводит к изъятию средств из оборота компании. Поэтому требуется четко планировать свои действия не только в организационном, но и в финансовом плане.

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ», № 4, АПРЕЛЬ 2013

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка