Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Учетная политика '2017 — какие формулировки изменить

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
16 января 2015 4 просмотра

Наше предприятие арендует офис, соответственно у нас образуется бытовой мусор, в договоре аренды не прописано о том кто несет нагрузку по экологическому налогу, из публикаций я поняла, что наше предприятие должно отчитаться и заплатить, но как составить этот расчет, какие коэффициенты применить- не понятно, с учетом того, что за это пр-ию грозят большие штрафы и нет у нас никаких по этому поводу разьяснений -помогите разобраться с этим вопросом, в дальнейшем у пр-ия будет на балансе автомобиль и склад.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

<…>

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды*

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.

Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы. Сделать это можно по договору о конечном размещении отходов. Он предполагает переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договору купли продажи, мены или дарения. Если специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды должна будет именно она.

В отношении отходов, которые образовались у арендатора, также нужно установить, чьей собственностью они являются. Пропишите этот момент в договоре аренды. Например, возможен такой вариант: «Все отходы, образующиеся у арендатора, признаются собственностью арендодателя, который обеспечивает их вывоз и конечное размещение». Если же вопрос не урегулирован, то собственником отходов является арендатор. Следовательно, он и должен вносить плату в бюджет.

Такие разъяснения приведены в информации Росприроднадзора от 15 августа 2014 г., размещенной на официальном сайте ведомства.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010,Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009,Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 121314,151617 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»

<…>

«Приложение 2. Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

<…>

Порядок заполнения Раздела 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами"

<…>

4. В столбце 2 указывается вид топлива, облагаемый платой за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферный воздух*.

5. В столбце 3 указывается фактическое количество израсходованного топлива за отчетный период*.

6. В столбце 4 указываются единицы измерения (тонна или м)*.

7. В столбце 5 указывается норматив платы, установленный для данного вида топлива, в соответствии с приложением 1 к постановлению от 12 июня 2003 года № 344*.

8. В столбце 6 указывается коэффициент экологической значимости в соответствии с приложением 2 к постановлению от 12 июня 2003 года № 344*.

9. В столбце 7 указывается дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия, установленный пунктом 2 постановления от 12 июня 2003 года № 344. Для остальных территорий в строке 080 указывается 1*.

10. В столбце 8 указывается дополнительный коэффициент 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов в соответствии с приложением 2 к постановлению от 12 июня 2003 года № 344*.

11. В столбце 9 указывается коэффициент к нормативу платы, применяемый в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год*.

12. В столбце 10 указывается сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду*.

Значение показателя в столбце 10 определяется как произведение столбцов 3, 5, 6, 7, 8, 9*.

<…>

Порядок заполнения Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления"

<…>

3. При заполнении раздела 4 следует указать:*

Регистрационный номер объекта негативного воздействия (объекта размещения отходов) (в случае присвоения).

Наименование и адрес местонахождения объекта негативного воздействия.

Номер, дату выдачи и срок действия лимита на размещение отходов.

Характеристики объекта негативного воздействия (объекта размещения отходов): находится в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия или за пределами данной зоны; является или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями.

Границы промышленной площадки определяются в соответствии с границами земельного участка, на котором (которых) расположен соответствующий источник (объект размещения отходов), которые указаны в соответствующих правоустанавливающих документах.

4. В столбце 1 указывается порядковый номер строки.

5. В столбце 2 указывается наименование отхода*.

6. В столбце 3 указывается код отхода по ФККО. Если отход не внесен в Федеральный классификационный каталог отходов, то в данном столбце ставится прочерк*.

7. В столбце 4 указывается единица измерения (тонна)*.

8. В столбце 5 указывается класс опасности отхода для окружающей среды*.

9. В столбце 6 указывается установленный лимит на размещение отходов (размещенных на собственных объектах размещения отходов, переданных для размещения)*.

10. В столбце 7 указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником с начала года нарастающим итогом в пределах установленного лимита. (В расчете не участвует.)*.

11. В столбце 8 указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником с начала года нарастающим итогом сверх установленного лимита. (В расчете не участвует.)*.

12. В столбце 9 указывается фактическая масса образованных отходов за отчетный период. В данном столбце отражаются отходы, образованные при самостоятельном производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) из собственного сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов (в том числе отходы, образованные в результате осуществления деятельности с привлечением сторонних лиц, если в соответствии с условиями соответствующего договора данные отходы не переходят в собственность данного стороннего лица)*.

13. В столбце 10 указывается поступление отходов в отчетном периоде от иных лиц (с переходом права собственности):*

отходы, полученные в результате купли-продажи, мены, дарения, безвозмездной передачи или иной сделки об отчуждении отходов;

отходы, полученные в счет оплаты услуг по производству товаров из давальческого сырья и материалов.

В данном столбце также отражаются отходы, полученные по договору для конечного размещения.

Также в данном столбце подрядчиком отражаются отходы, образующиеся у него при выполнении подрядных работ (в том числе с использованием материалов заказчика), при оказании услуг и остающиеся у него в соответствии с условиями данного договора.

14. В столбце 11 указывается количество использованных (утилизированных) отходов в отчетном периоде, в том числе с привлечением сторонних лиц, если к указанным сторонним лицам не переходит право собственности на используемые (утилизированные) отходы*. В столбце 12 указывается фактическое количество обезвреженных отходов в отчетном периоде, в том числе с привлечением сторонних лиц, если к указанным сторонним лицам не переходит право собственности на обезвреживаемые отходы.

15. В столбце 13 указывается количество отходов, фактически переданных другим лицам с переходом права собственности на отходы. В данном столбце отражаются:*

отходы, переданные в результате купли-продажи, дарения, мены, безвозмездной передачи; в счет оплаты услуг по производству товаров из давальческого сырья и материалов;

отходы, переданные подрядчику (остающиеся у подрядчика) в соответствии с условиями договора на выполнение подрядных работ и оказание услуг (в том числе с использованием материалов заказчика);отходы, передаваемые иному лицу для использования (утилизации), обезвреживания, транспортировки, хранения, захоронения, если в результате указанных действий переходит право собственности на отходы.

16. В столбце 14 указывается масса отходов, которые были переданы для размещения сторонним организациям. В данной графе отражаются только отходы, образованные и переданные в данном отчетном периоде*.

Данный столбец заполняется при наличии договора о конечном размещении отходов, копия которого прилагается к Расчету и являются его неотъемлемой частью*.

При отсутствии подтверждающих документов в данной графе ставится прочерк*.

17. В столбце 15 указывается фактическая масса отходов, размещенных в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией)*.

Значение показателя по столбцу 15 определяется по формуле, для значений по соответствующим столбцам: (9 + 10 - 11 - 12 - 13 - 14)*.

18. В столбце 16 указывается фактическая масса отходов, размещенных в пределах установленных лимитов в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией).

19. В столбце 17 указывается фактическая масса отходов, размещенных сверх установленных лимитов в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией)*.

20. В столбце 18 указывается масса отходов, фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования другой организации в течение этого срока*.

Столбец 18 заполняется только в пределах лимита в том случае, если использование отходов в течение 3-х лет подтверждается первичными документами*.

Документы, подтверждающие фактическое использование (утилизация) отходов, прилагаются к Расчету и являются его неотъемлемой частью*.

При отсутствии подтверждающих документов в данной графе ставится прочерк*.

21. Пункт исключен приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 года № 182. - См. предыдущую редакцию.

22. Пункт исключен приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 года № 182. - См. предыдущую редакцию.

23. Пункт исключен приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 года № 182. - См. предыдущую редакцию.

24. Пункт исключен приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 года № 182. - См. предыдущую редакцию.

21. В столбце 23 указывается норматив платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов в соответствии с приложением 1 к постановлению от 12 июня 2003 года № 344*.

22. В столбце 24 указывается коэффициент за сверхлимитное размещение отходов к нормативу платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов, равный 5*.

23. В столбце 25 указывается коэффициент экологической значимости в соответствии с приложением 2 к постановлению от 12 июня 2003 года № 344*.

24. В столбце 26 указывается дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия, установленный пунктом 2 постановления от 12 июня 2003 года № 344*.

25. В столбце 27 указывается коэффициент к нормативу платы, применяемый в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год*.

26. В столбце 24 в соответствии с приложением 1 к постановлению от 12 июня 2003 года № 344, указывается коэффициент места расположения объекта размещения отходов в пределах установленного лимита*.

Если объект расположен в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия и является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями, по данному столбцу указывается коэффициент 0,3*.

Если объект расположен за пределами промышленной зоны источника негативного воздействия или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями, а также при сверхлимитном размещении отходов в данном столбце ставится прочерк*.

27. В столбце 25 указывается сумма платы, исчисленная за размещение отходов в пределах установленного лимита*.

Значение показателя в столбце 25 определяется по формуле (для значений по соответствующим столбцам):*

столбец (16-18) х столбцы 19, 21, 22, 23, 24.

28. В столбце 26 указывается сумма платы, исчисленная за сверхлимитное размещение отходов*.

Значение показателя в столбце 26 определяется по формуле (для значений по соответствующим столбцам):*

столбец 17 х столбцы 19, 20, 21, 22, 23, 24.

29. В столбце 27 указывается сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, всего*.

Значение показателя по столбцу 27 определяется как сумма значений столбцов 25 и 26*».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какой код вы указали в поле 101 январской платежки по взносам?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка