Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Как теперь сдавать уточненки и с какими кодами

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
19 января 2015 68 просмотров

Что бы избежать в дальнейшем подобных пропорциональных расчетов, можно ли представить налоговой инспекции данные о фактическом использовании товаров(работ, услуг) в производстве реализованной партии металла? Если да, то какие документы будет служить подтверждением таких данных?На поставленный вопрос ответ не получен. Принцип пропорционального расчета был описан мною при формулировке вопроса.

И если применив данную методику организация докажет, что все добытые драгметаллы были реализованы, то весь входной НДС она может принять к вычету. Если применив данную методику окажется, что часть драгметаллов не реализована, то к вычету можно принять не весь НДС, а лишь часть, относящуюся к реализованным драгметаллам.

Если организация примет решение разрабатывать собственную методику, то сделать это следует самостоятельно, учитывая специфику своей деятельности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Постановление ФАС Уральского округа от 15.03.2012 г. № А60-13988/2011

<…>

«В соответствии с п. 8 ст. 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подп. 6 п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней; документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.

При этом, поскольку гл. 21 Кодекса не предусмотрен порядок определения суммы вычетов НДС, приходящихся на операции, облагаемые по ставке 0%, налогоплательщики, осуществляющие как облагаемые, так и необлагаемые НДС операции, вправе, при разработке (в силу п. 10 ст. 165 Кодекса) собственной методики расчета, соответствующей требованиям Кодекса, определять сумму вычетов, приходящихся на операции, облагаемые ставкой 0% согласно порядку, предусмотренному п. 4 ст.170 Кодекса.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что поскольку обществом осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые по разным налоговым ставкам, а также операции, освобождаемые от налогообложения, им в соответствии с п. 10 ст. 165 Кодекса им разработана методика расчета суммы НДС, подлежащей вычету по итогам соответствующего налогового периода.

Приказом руководителя общества от 25.12.2009 №01-02/473.2 утверждена учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету организации на 2010 год, при этом п. 3 приказа установлено, что при ведении налогового учета, подготовке налоговой отчетности следует руководствоваться положениями Учетной политики в соответствии с приложением 1.2.

Пунктом 3 указанного приложения предусмотрено, что для целей исчисления НДС общество ведет раздельный учет операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по разным ставкам, и операций, не подлежащих налогообложению: реализация драгоценных металлов (0%), экспорт продукции (0%), выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом для собственных нужд (18%), прочие операции по реализации товаров, работ и услуг (18%), операции, не облагаемые НДС.

Распределение сумм входного НДС, подлежащего вычету между видами деятельности, облагаемыми по разным налоговым ставкам, осуществляется расчетным путем.

В Приложении № 3.2 к Учетной политике приведена Методика распределения входного НДС для целей налогообложения - «Регламент по расчету НДС для предприятий, реализующих продукцию, облагаемую НДС по ставке 0%» (далее - «Регламент расчета НДС»).*

Основными принципами принятия к вычету сумм НДС по таким приобретенным товарам (работам, услугам) по видам осуществляемых операций, согласно принятой в обществе с 01.01.2010 методике расчета НДС, являются следующие этапы.

Первым этапом расчета является включение в расчет сумм НДС по счетам-фактурам, включенным в книгу покупок в соответствии с требованиями ст. 169171-172 Кодекса, по которым товары (работы, услуги) приняты к учету в отчетном периоде. В результате данного этапа определена сумма НДС, приходящаяся на стоимость товарно-материальных ценностей, работ, услуг, подлежащая распределению к вычету пропорционально видам деятельности в отчетном периоде.

Второй этап заключается в распределении суммы НДС, подлежащей вычету или отнесению на затраты в отчетном периоде, по видам операций (0%, 18% и необлагаемым), пропорционально выручке по видам таких операций, что соответствует п. 4 ст. 170 Кодекса.

В результате данного этапа определяется доля входного НДС, относящегося, соответственно, к операциям, облагаемым по ставке 0%, ставке 18% и необлагаемым операциям, после чего доля НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 18%, включается в вычеты в раздел 3 налоговой декларации; доля НДС, относящегося к необлагаемым операциям, относится на расходы; доля НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 0%, подлежит дальнейшему распределению на следующем этапе расчета.

Третьим этапом расчета является определение суммы НДС, приходящегося на отгруженные драгоценные металлы, в отношении которых имеется пакет документов согласно п. 8 ст. 165 Кодекса, подлежащей вычету по налоговой ставке 0%, путем применения КРДМ.

КРДМ определяется с учетом оборотов по счету 43 «Готовая продукция» по формуле: КРДМ= Р/ (А+Д), где Р - реализован драгметалл в отчетном налоговом периоде (в граммах); кредит счета 43; А - остатки драгоценного металла в готовой продукции на начало отчетного налогового периода (в граммах) сальдо счета 43; Д - получено (извлечено) драгоценного металла в отчетном налоговом периоде (в граммах), дебетовый оборот счета 43.

В результате данного этапа в строке 612000 расчета определена доля НДС, приходящаяся на отгруженные драгоценные металлы, которая подлежит вычету по операциям, облагаемым по ставке 0%, и включается в раздел 4 налоговой декларации.*

Инспекция считает применяемую обществом методику неправомерной в части расчета КРДМ как несоответствующую требованиям п. 3 ст. 172, п. 8 ст. 165 Кодекса.

Проанализировав указанные нормы, а также методику расчета НДС, изложенную в Регламенте расчета НДС, документы, имеющиеся в материалах дела, и пояснения общества, учитывая, что в расчет налоговых вычетов обществом включаются суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемых для осуществления, как облагаемых налогом (по разным ставкам), так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, суды пришли к верному выводу о том, что примененная обществом методика не противоречит требованиям Кодекса.*

Доказательств того, что принятые обществом учетная политика и метод определения налоговых вычетов не соответствуют налоговому законодательству, инспекцией суду не представлено.*

Доводы налогового органа о необходимости раздельного рассмотрения обоснованности отказа в вычетах НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, от операций, облагаемым по ставке 18%, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что суммы вычетов по НДС определены расчетным путем в рамках единого расчета, который предназначен для распределения суммы вычетов по НДС на вычеты, относящиеся к операциям, облагаемым по ставке 0 % и вычеты, относящиеся к операциям, облагаемым по ставке 18%. Поэтому, определенные по результатам единого расчета НДС суммы НДС, подлежащие вычету, относящиеся к операциям по ставке 0%, не могут рассматриваться отдельно от определенных в этом же расчете сумм НДС, подлежащих вычету по операциям, облагаемым по ставке 18%.

При таких обстоятельствах выводы судов о том, что правомерность определения в результате единого расчета НДС сумм вычетов, относящихся к операциям реализации по ставкам 0% и 18%, подлежит совместному рассмотрению, являются обоснованными.

Кроме того, как следует из оспариваемых решений, инспекцией в ходе камеральных налоговых проверок перерасчет сумм налоговых вычетов за I и II кварталы 2010 года произведен также в едином расчете - и по ставке 0% и по ставке 18%, то есть, налоговый орган не рассматривал обоснованность применения вычетов по НДС раздельно по операциям, облагаемым по ставке 0% и операциям, облагаемым по ставке 18%. При этом обоснование отказа в применении вычетов произведено налоговым органом также без разделения отказа в принятии к вычету НДС по ставке 0%, и отказа в принятии к вычету НДС по ставке 18%.

Такие основания как нарушение обществом условий принятия к вычету НДС, предусмотренных Кодексом, в качестве оснований для отказа в принятии к вычету НДС, налоговым органом в оспариваемых решениях не указывались. Основанием для отказа в вычетах как по ставке 0%, так и по ставке 18%, в оспариваемых решениях налоговым органом названо лишь несоответствие в целом применяемой обществом методики расчета НДС требованиям Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 171п. 8 ст. 165 Кодекса вычетам по операциям реализации драгоценных металлов банкам, облагаемым по ставке НДС 0%, подлежат суммы входного НДС, приходящиеся на реализованные драгоценные металлы, то есть на драгоценные металлы, по которым имеются документы, подтверждающие реализацию.

Поскольку изначально при включении счетов-фактур в книгу покупок общество не может определить какие суммы входного НДС относятся к соответствующему виду операций (0%, 18% или без НДС), то методика расчета НДС, применяемая обществом, предназначена для того, чтобы распределить сумму входного НДС, право на вычет которой, имеется у общества в отчетном периоде, пропорционально выручке по этим видам деятельности в соответствии с п. 4 ст. 170 Кодекса.

В результате распределения на втором этапе расчета вычетов, сумма НДС, распределенная к вычету пропорционально выручке от операций, облагаемых по ставке 0%, считается суммой НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным именно для этих операций реализации.

После этого сумма вычетов, относящаяся к операциям реализации по ставке 0%, корректируется с использованием КРДМ и к вычету принимается сумма НДС, приходящаяся только на реализованные драгоценные металлы в соответствии с п. 8 ст. 165 Кодекса. Для этого определяется соотношение объема реализованной в отчетном периоде продукции (драгметаллов) (кредит счета 43) к общему объему готовой продукции (драгметаллов) отчетного периода (сальдо счета 43 + дебетовый оборот счета 43).

Данное соотношение и является КРДМ. Умножая КРДМ на сумму НДС, приходящуюся на операции, облагаемые по ставке 0% (отраженную на счете 19.30), получается сумма НДС, которая относится к реализованным драгоценным металлам и подтверждается документами об отгрузке данных драгоценных металлов.

В результате третьего этапа расчета НДС - в строке 612000 расчета НДС определена сумма вычета по ставке 0%, приходящаяся на отгруженные драгоценные металлы, которая включается в раздел 4 налоговой декларации.

Таким образом, применение КРДМ на третьем этапе расчета НДС соответствует п. 8 ст. 165 Кодекса, поскольку фактически по итогам отчетного периода к вычету принимается только та часть НДС, из общей суммы входного НДС, право на вычет которой, у общества возникло, приходящаяся на отгруженную в отчетном периоде продукцию.

Часть НДС, право на принятие к вычету которой у общество возникло в отчетном периоде, но относящаяся к готовой, но не реализованной (не отгруженной) продукции (драгметаллам), переходит на следующий отчетный период.

Данное положение закреплено в подп. 8.2, 8.3 Регламента расчета НДС, утвержденного в учетной политике общества с 01.01.2010.

При таких обстоятельствах, довод налогового органа о несоответствии расчета КРДМ требованиям, установленным Кодекса, обоснованно не принят судами.*

Доводы налогового органа о том, что при определении КРДМ налогоплательщик обязан учитывать стоимость остатков драгоценных металлов, находящихся в незавершенном производстве (далее - НЗП), подлежит отклонению, так как нормы гл. 21 Кодекса не предусматривают обязанность налогоплательщика при распределении налоговых вычетов по операциям реализации, облагаемым разными налоговыми ставками, учитывать стоимость остатков незавершенного производства.

Проанализировав методику расчета НДС, применяемую обществом с 01.01.2010, суды установили, что КРДМ применяется к доле НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 0%, размер которой определен исходя из выручки (стоимости) реализованных, то есть отгруженных драгоценных металлов в отчетном периоде.

Таким образом, КРДМ является показателем доли реализованных банкам в отчетном периоде драгоценных металлов в общем объеме произведенных (аффинированных) драгоценных металлов (готовой продукции).

Поскольку в расчете КРДМ, согласно методике расчета НДС, учитываются показатели готовой продукции (аффинированных драгоценных металлов), которая может быть реализована банкам с применением к таким операциям реализации налоговой ставки НДС 0%, то использование в расчете КРДМ показателей остатков НЗП неправомерно, так как продукция НЗП не может быть отнесена к готовой продукции, реализация которой подлежит обложению по ставке 0%.

В остатках НСП не содержатся аффинированные драгоценные металлы, операции реализации которых, облагаются НДС по ставке 0%.

Таким образом, вывод налогового органа о том, что наличие остатков на счетах 20 и 21 свидетельствует о наличии нереализованных аффинированных драгоценных металлов, основан на предположениях.

Налоговым органом не доказано, что применяемая обществом методика расчета НДС нарушает требования п. 3 ст. 172п. 8 ст. 165 Кодекса.

Данный довод налогового органа опровергается имеющимися в деле документами, подтверждающими отгрузку драгоценных металлов банкам в I и II кварталах 2010 года, которые представлялись обществом налоговому органу при проведении камеральных налоговых проверок.

В соответствии с п. 3 ст. 172 Кодекса вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, предусмотренном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 настоящего Кодекса.

Пункт 1 ст. 167 Кодекса устанавливает момент определения налоговой базы как наиболее раннюю из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Документы об отгрузке драгоценных металлов, имеющиеся в материалах дела, указывают дату отгрузки (I кв. и II кв. 2010 г.), на которую в соответствии с п. 1 ст. 167 Кодекса устанавливается момент определения налоговой базы (I и II кварталы 2010 г.).

В расчетах НДС за проверяемый период, произведенных обществом на основании методики расчета НДС, применяемой с 01.01.2010, определены суммы вычетов НДС, приходящиеся на отгруженные банкам в данных налоговых периодах драгоценные металлы.

То обстоятельство, что в I и II кварталах 2010 г. общество в полном объеме реализовывало произведенную им готовую продукцию в виде аффинированных драгоценных металлов, подтверждает правомерность применения в полном объеме вычетов НДС, распределенных на втором этапе расчета на операции реализации драгоценных металлов, облагаемые по ставке 0% пропорционально выручке от таких операций.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что обществом выполняются все требования, предусмотренные ст. 165167170171172 Кодекса, а именно: ведется раздельный учет НДС по видам операций реализации, в соответствии с п. 4 ст. 170 Кодекса определяется сумма НДС, приходящаяся на облагаемые и необлагаемые операции, исходя из выручки о реализации; в соответствии с утвержденной в учетной политике общества методикой определяется доля НДС, приходящегося на операции по ставке 0%, по ставке 18%; отчетные периоды определены в соответствии с датой отгрузки драгоценных металлов, к вычетам по ставке 0% предъявлена сумма НДС, приходящаяся на реализованные драгоценные металлы (определенная с применением КРДМ); документы, подтверждающие реализацию драгоценных металлов и право на вычеты, налоговому органу представлены в полном объеме.

При оценке оспариваемых решений инспекции в части методики расчета НДС, суды пришли также к обоснованному выводу о том, что осуществление инспекцией перерасчета налоговых вычетов по НДС за I и II кварталы 2010 года, в ходе камеральных налоговых проверок, является неправомерным.

Ссылка инспекции на то, что применение налоговых вычетов но операциям реализации драгоценных металлов, облагаемым ставкой 0%, должно производиться с учетом наличия у общества остатков НЗП (драгоценных металлов, находящихся «в любом состоянии и виде» - в руде, полуфабрикатах и полупродуктах) является несостоятельной.

Согласно ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Учитывая данную норму, для целей применения налоговой ставки 0% к операциям реализации драгоценных металлов (подп. 6 п. 1 ст. 164 Кодекса), понятие драгоценных металлов должно применяться не в том виде, в котором оно предусмотрено в ст. 1 Федерального Закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», как полагает налоговый орган, а с учетом особенностей, предусмотренных подп. 6 п. 1 ст. 164 Кодекса.

В частности, руда и полуфабрикаты и полупродукты, содержащие драгоценный металл, в соответствии с Законом № 41-ФЗ, приравниваются к драгоценному металлу, тогда как в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 164 Кодекса под драгоценными металлами понимаются только химически чистые (аффинированные) драгоценные металлы, которые реализуются налогоплательщиком банкам.

Драгоценные металлы, находящиеся в НПЗ, не являются аффинированными драгоценными металлами и не могут быть реализованы банкам с применением к таким операциям реализации налоговой ставки НДС 0%, следовательно, неправомерно учитывать наличие у налогоплательщика таких драгоценных металлов при рассмотрении вопроса о правомерности применения вычетов по таким операциям.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка