Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
21 января 2015 15 просмотров

Подскажите, пожалуйста, мы - туроператор, может ли туристическое агентство (наш партнер), с которым заключен у нас агентский договор о продаже тур путевок, использовать вывеску с логотипом нашей компании в своем офисе? Спасибо.

Объясняется это тем, что использование коммерческого обозначения возможно различными способами: как путем посреднических или дилерских договоров, так и путем заключения договора франчайзинга. Подробнее – в рекомендации ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Справочник: Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение – охраняемое законом средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих:

  • юридическим лицам, ведущим предпринимательскую деятельность (в т. ч. некоммерческим организациям, которые осуществляют такую деятельность в соответствии с законом и их учредительными документами);*
  • индивидуальным предпринимателям.

Коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в ЕГРЮЛ и учредительные документы.*

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 1538 Гражданского кодекса РФ.

2. Рекомендация: Когда правообладателю выгодно заключить договор франчайзинга

Любой успешный бизнес в процессе своего развития сталкивается с проблемой расширения, получения новых рынков сбыта. Некоторые коммерсанты открывают для этого новые филиалы, отдельные предприятия либо начинают работать (расширяют работу) с посредниками или дилерами, а некоторые прибегают к модели договора франчайзинга (коммерческой концессии).*

Реализация товара (выполнение работ, оказание услуг) через франчайзи (пользователя) позволяет расширить бизнес, занять новые ниши рынка, получить высокий доход без значительных финансовых затрат.

Далее пойдет речь о целях заключения договора франчайзинга, его преимуществах и недостатках, особенностях объекта и субъектного состава. При этом для удобства и исходя из российской практики договоры франчайзинга и коммерческой концессии будем рассматривать как тождественные, хотя они и имеют отличия.

<…>

Особенности объекта

Объектом договора франчайзинга является комплекс исключительных прав правообладателя.

Он включает в себя права на товарный знак, знак обслуживания, а также права на «другие предусмотренные договором объекты исключительных прав» (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Под последними необходимо понимать перечисленные в статье 1225 Гражданского кодекса РФ результаты интеллектуальной деятельности, кроме фирменного наименования (его отчуждение или предоставление другому лицу права его использования в силу п. 2 ст. 1474 ГК РФ не допускается). В частности, это могут быть:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для ЭВМ;
  • фонограммы;
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • коммерческие обозначения.*

Причем право на товарный знак должно быть передано в обязательном порядке (п. 3.4.1 Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, утвержденных приказом Роспатента от 29 декабря 2009 г. № 186, далее – Рекомендации). Знака обслуживания в составе комплекса может и не быть, несмотря на то что законодатель в пункте 1 статьи 1027 Гражданского кодекса РФ его указал после товарного знака через запятую, а не через разделительный союз «или».

Важно обратить внимание на то, что правообладатель наряду с товарным знаком должен передать пользователю право на использование еще как минимум одного из перечисленных выше объектов исключительных прав (например, коммерческого обозначения или ноу-хау). Только в таком случае можно будет договорить о комплексе исключительных прав в смысле пункта 1 статьи 1027 Гражданского кодекса РФ.

Исходя из изложенного, объект договора франчайзинга можно определить так: «права на товарный знак + право на любой объект, указанный в статье 1225 Гражданского кодекса РФ».*

<…>

Александр Мартынов

начальник юридического отдела ОАО «Императорский фарфоровый завод»

Сергей Аристов

выпускающий редактор ЮСС «Система Юрист»

Сергей Рогожин

кандидат юридических наук, доцент, судья Суда по интеллектуальным правам (до 2013 г. – судья Арбитражного суда Ульяновской области)

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка