Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как настроить вашу «1С» под новые кассы

Подписка
Срочно заберите все!
№23
22 января 2015 22 просмотра

При рассмотрении материалов камеральной проверки по НДС (30.12.14) руководителем ИФНС был составлен протокол рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки по итогам рассмотрения материалов было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Само решение датировано 16.01.15г. и срок дополнительных мероприятий указан с 16.01.15г. по 16.02.15г. правомерно ли это?2. Проведена камеральная проверка по НДС по результатам которой вынесено решение о возмещении НДС из бюджета. Налог частично зачтён в счет задолженности по НДС другого налогового периода, частично возвращен в виде денежных средств на р/с. По результатам инвентаризации налогов в ИФНС была предоставлена уточнённая налоговая декларация за тот же налоговый период, может ли инспекция отменить вычет, как не правомерный т.е. отменить своё же решение предыдущей проверки, если ошибки не касаются основной сделки из-за которой по сути и возникло возмещение НДС (приобретено дорогостоящего оборудования).

Если инспекция запрашивает документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то такие мероприятия имеют непосредственное отношение к камеральной проверке, но проводятся за пределами трехмесячного срока, отведенного на нее. В качестве таких дополнительных мероприятий инспекция, в частности, может потребовать у организации документы. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке. Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, инспекция вправе потребовать у организации документы за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, если такое требование выставлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75 (постановления ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 23.09.2009 № Ф04-5815/2009(20262-А27-42), ФАС Дальневосточного округа от 21.12.2010 № Ф03-8998/2010).

Специальные требования к процедуре проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом РФ не установлены. Это значит, что указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФ, письмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321).

2. Если решение о возмещении НДС по первоначальной декларации уже принято инспекцией, то возмещать налог нужно в размере, указанном в этой первоначальной декларации. Отмене оно не подлежит.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной налоговой проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения

Нет, нельзя.

Решение по камеральной налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения камеральной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.*

Подтверждает такой вывод информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71. В нем суд указал, что трехмесячный срок, отведенный инспекции на проведение камеральной проверки, не является пресекательным для выявления фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию. Это значит, что инспекция вправе вынести решение по итогам камеральной проверки и в более поздние сроки, чем те, что установлены в Налоговом кодексе РФ*. Отмене такое решение подлежать не будет. В арбитражной практике есть примеры судебных решений с аналогичными выводами (см., например, определение ВАС РФ от 9 февраля 2007 г. № 634/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16 октября 2006 г. № Ф08-4729/2006-2006А, Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2008 г. № А33-11602/07-Ф02-1903/08от 12 декабря 2007 г. № А58-3205/07-Ф02-9017/07Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2008 г. № Ф04-2620/2008(4154-А45-26), Поволжского округа от 27 ноября 2007 г. № А65-9497/07от 4 октября 2007 г. № А65-29298/06).

В то же время, если по истечении трехмесячного срока проведения камеральной проверки инспекция выставит иное решение (например, требование о представлении документов), егоможно будет признать незаконным.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Ситуация: Может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию. Инспекция направила требование после того, как истек срок камеральной налоговой проверки

Да, может, но при условии, что такое требование инспекция направила в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если инспекция запрашивает документы именно в рамках камеральной проверки, срок проведениякоторой ограничен тремя месяцами (п. 2 ст. 88 НК РФ), то требовать документы за пределами установленного срока инспекция не вправе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Следовательно, привлечь организацию к ответственности за неисполнение такого требования инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. № Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).

Другой порядок действует, если инспекция запрашивает документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к камеральной проверке, но проводятся за пределами трехмесячного срока, отведенного на нее. В качестве таких дополнительных мероприятий инспекция, в частности, может потребовать у организации документы. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке. Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, инспекция вправе потребовать у организации документы за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, если такое требование выставлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Аналогичные разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75.*

Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по статье 126 Налогового кодекса РФ.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Ситуация: В каком размере можно возместить НДС по первоначальной налоговой декларации, если организация подала уточненную декларацию с другой суммой налога к возмещению. Организация пользуется общим порядком возмещения НДС

Если решение о возмещении НДС по первоначальной декларации уже принято инспекцией, то возмещать налог нужно в размере, указанном в этой первоначальной декларации. Во всех остальных случаях для определения размера возмещения необходимо учитывать время подачи уточнения.

В отношении первоначальной декларации налоговая инспекция проводит камеральную проверку, продолжительность которой, как правило, составляет три месяца с момента представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если в ходе проверки не было выявлено нарушений, в течение следующих семи рабочих дней по окончании этого срока инспекция должна принять решение о возмещении НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Уточненная декларация может быть сдана в налоговую инспекцию:

  • в период проведения камеральной проверки первоначальной декларации;
  • по окончании камеральной проверки первоначальной декларации, но до принятия решения о возмещении НДС;
  • после принятия решения о возмещении НДС по первоначальной декларации.

В первом случае при поступлении уточненной декларации камеральная проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Если в процессе новой проверки инспекция не обнаружит никаких ошибок, НДС будет возмещен в сумме, указанной в уточненной декларации.

Во втором случае, принимая решение о возмещении НДС по первоначальной декларации, инспекция будет учитывать суммы, заявленные к возмещению в уточненной декларации. Здесь возможны два варианта:

  • сумма возмещения по сравнению с первоначальной декларацией увеличена (например, из-за включения в общую сумму возмещения дополнительных счетов-фактур или из-за исправления счетов-фактур, ранее учтенных при определении суммы возмещения);
  • сумма возмещения по сравнению с первоначальной декларацией уменьшена (например, из-за исключения из общей суммы возмещения вычетов по отдельным счетам-фактурам или из-за исправления счетов-фактур, ранее учтенных при определении суммы возмещения).

Если корректировка сделана в большую сторону, НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, заявленных в первоначальной декларации и подтвержденных в ходе ее камеральной проверки. Свои действия налоговая инспекция мотивирует тем, что обоснованность возмещения увеличенной суммы НДС не проверялась. При этом в отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.

Если корректировка сделана в меньшую сторону, НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, указанных в уточненной декларации и подтвержденных в ходе камеральной проверки первичной декларации. В отношении суммы, заявленной в первоначальной декларации, инспекция примет решение о частичном отказе в возмещении. В отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.

Правомерность таких действий будет обоснована положениями пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ, согласно которым при рассмотрении материалов проверки должны исследоваться любые документы, имеющиеся в инспекции. В рассматриваемой ситуации таким документом может быть признана уточненная декларация с уменьшенной суммой НДС к возмещению.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 июля 2012 г. № СА-4-7/12100.

В третьем случае решение о возмещении НДС будет приниматься после камеральной проверки уточненной декларации. При этом решение, принятое по итогам проверки первичной декларации, значения не имеет. Если размер возмещения уменьшается, одновременно с подачей уточненной декларации организации следует перечислить в бюджет сумму возникшей недоимки и пени. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ*.

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка