Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют влиятельные чиновники

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
2 февраля 2015 94 просмотра

Наша организация отчитывается по налогам в ИФНС по каналам электронной связи.Налоговая инспекция в ноябре 2014 года направила по электронке требование о предоставлении документов.Мы не заметили это письмо, но когда получили это требование по почте, то предоставили документы на следующий день.Теперь налоговая инспекция пытается нас привлечь к административной ответственности за несвоевременное предоставление документов. Просим объяснить, правомерно ли это.Ведь только с 01.01.2015 года налогоплательщик обязан, если он подключен к каналам электронной связи, реагировать на письма из налоговой.Просим прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Таким образом, налоговый орган вправе был передавать налогоплательщику требование о предоставлении документов по ТКС. При этом в соответствии с п. 7 Приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169, участники информационного обмена должен не реже одного раза в сутки проверять поступление электронных документов от ИФНС.

Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129_4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация: В каких случаях сдавать налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи

Один из способов сдать налоговую отчетность – это переслать ее по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). При использовании этого способа датой сдачи отчетности в налоговую инспекцию считается дата ее отправки. Об этом сказано в абзацах 1 и 3 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ, пункте 216 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.*

Электронные форматы налоговой отчетности утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). При передаче налоговой отчетности по ТКС руководствуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534 (п. 1 приказа ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/610письмо ФНС России от 13 ноября 2010 г. № 6-8-04/0093).

Передача отчетности по каналам связи освобождает организацию от представления документов на бумаге (п. 6 раздела I Порядка, утвержденного приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169). Однако, если организации требуются заверенные инспекцией бумажные экземпляры отчетности, сданной в электронном виде (для предъявления в банк, аудиторам и т. п.), инспекция обязана распечатать полученную отчетность и поставить отметку о приеме (п. 219 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. ПРИКАЗ ФНС РОССИИ ОТ 17.02.2011 № ММВ-7-2/169 «Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы»

<…>

«Порядок представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 4 статьи 31пунктами 915 статьи 89пунктом 3 статьи 93пунктами 36715.1 статьи 101пунктом 8 статьи 101_4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2011, N 1, ст.16), пунктом 3 статьи 176пунктами 81524 статьи 176_1пунктом 4 статьи 203 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2010, N 48, ст.6247) и определяет общие положения организации информационного обмена при представлении используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следующих документов (далее - Документы):*

1) уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

2) решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки;

3) решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки;

4) справки о проведенной выездной налоговой проверке;

5) решения о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов*;

6) решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения;

7) решения о продлении дополнительных мероприятий налогового контроля;

8) решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

9) решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

10) решения о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица;

11) решения о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица;

12) решения об отмене Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

13) решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

14) решения об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

15) решения о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению;

16) решения об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению;

17) решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;

18) решения об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;

19) решения об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;

20) решения об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость;

21) решения о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению;

22) решения об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению;

23) мотивированного заключения.

2. Участниками информационного обмена при направлении Документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и указанными лицами (далее - специализированные операторы связи).

3. Положения, предусмотренные пунктами 511-19 настоящего Порядка распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

4. В процессе электронного документооборота при направлении Документов по телекоммуникационным каналам связи также участвуют следующие технологические электронные документы:

1) подтверждение даты отправки по форме и формату согласно приложениям NN 1 и 2 к Порядку представления организациями и индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.07.2011, регистрационный номер 21307; "Российская газета", 2011, N 155) (далее - Порядок, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@);

2) квитанция о приеме по форме и формату согласно приложениям NN 3 и 4 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@;

3) уведомление об отказе в приеме по форме и формату согласно приложениям NN 5 и 6 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@;

4) извещение о получении электронного документа по форме и формату согласноприложениям NN 7 и 8 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@. Извещение о получении электронного документа по телекоммуникационным каналам связи формируется на каждый Документ и технологический электронный документ из указанных в подпунктах 1-3 настоящего пункта.

5. При направлении Документа и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Документ на бумажном носителе.*

6. Участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых Документов и технологических электронных документов с электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) и сертификатов ключей подписи.

7. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление Документов и технологических электронных документов.*

8. Направление и получение Документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании сертифицированных средств ЭЦП, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанном Документе».

<…>

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 17.10.2013 № 03-02-08/43377 «Об ответственности за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений»

<…>

«Пунктом 1 ст. 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, требование о предоставлении документов может быть направлено налогоплательщику почтой при условии, если его невозможно было вручить иными способами.

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) представил налоговые декларации в налоговый орган по месту учета посредством телекоммуникационных каналов связи через оператора электронного документооборота. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган направил требование о представлении документов в адрес ИП по почте заказным письмом. При этом указанное требование о представлении документов не было направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

ИП не получил указанное требование по почте заказным письмом по техническим причинам. Соответственно, ИП не представил первичные учетные документы в рамках выездной налоговой проверки.*

В соответствии с п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Согласно арбитражной практике налоговый орган прежде должен отправить требование о представлении документов в электронном виде. Если налогоплательщик в течение одного рабочего дня не отреагировал на электронное требование, налоговый орган высылает требование по истечении шести дней с момента отправки (Постановление ФАС Московского округа от 09.10.2012 N А40-130298/11-75-522).

Допускается ли привлечение ИП к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, если ИП не получил требование о представлении документов по почте и налоговый орган прежде не направил требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи?

Допускается ли привлечение индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, если в требовании о представлении документов не указаны даты, номера и количество истребуемых документов?

С возражениями на акт выездной налоговой проверки будут представлены копии книги покупок, книги продаж, книги учета доходов и расходов ИП, но копии первичных учетных документов (счета-фактуры, накладные) не будут представлены, так как требование о представлении документов ИП не получил. На основании чего будет рассчитываться штраф при привлечении ИП к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ?

<…>

Согласно пункту 1 статьи 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129_4 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ*. В силу статьи 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика (налогового агента, иных лиц), за которое Кодексом установлена ответственность. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 Кодекса).Абзацами вторым и третьим пункта 1 действующей статьи 93 Кодекса предусмотрено, что в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 Кодекса. В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 31 Кодекса документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом*. Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота*. На индивидуального предпринимателя, среднесписочная численность работников которого не превышает 100 человек, не возложена обязанность представлять налоговые декларации в электронной форме, поэтому налоговые органы не обязаны передавать этому индивидуальному предпринимателю требование о представлении документов в электронной форме. В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ налоговый орган был вправе передавать требование о представлении документов лично под расписку или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Направление требования о представлении документов по почте заказным письмом предусматривалось только в случае невозможности передачи такого требования физическому лицу (представителю) лично под расписку или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи*.В соответствии с формой требования о представлении документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@, в требовании указываются наименование документа, период, к которому он относится, а при наличии также указываются реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов. Статьей 93 Кодекса не предусматривается указание в требовании налогового органа о представлении документов (информации) наименований и реквизитов истребуемых документов. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2008 N 15333/07 отмечено, что налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число непредставленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо. Информацию по вопросу об исчислении суммы штрафа на основании статьи 126 Кодекса при совершении конкретного правонарушения можно получить у налогового органа, которым принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной указанной статьей».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка