Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
2 февраля 2015 116 просмотров

Организация находится на ОСН.Из налоговой инспекции пришло сообщение(с требованием представления пояснений) по вопросу НДС с авансов за 2010г., 2011г., 2012г., 2013г., 1-2 квартал 2014г. Представлять пояснения надо за все периоды или за 3 последних года?

Однако, налоговая инспекция может направить требование в адрес организации о представлении необходимых пояснений вне установленного законодательством периода для проведения камеральной проверки в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Право на это дает ст. 31 НК РФ. Формально данная статья дает возможность налоговым инспекторам запросить любые пояснения об уплате налогов и за любой период. Временных ограничений данная статья не содержит. Однако, организации безопаснее представить пояснения, так как в ином случае директор организации может быть оштрафован, а организация включена в план проведения выездной налоговой проверки. Свою позицию в данном случае организации, скорее всего, придется отстаивать в судебном порядке. Некоторые судьи приходят к выводу, что такое мероприятие налогового контроля, как получение объяснений, инспекторы могут проводить и в ходе камеральной или выездной проверки, и в иных ситуациях, связанных с исполнением налогового законодательства. В свою очередь налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налоговиков и не вправе им в этом препятствовать (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.14 № А27-10859/2013, постановление ФАС ДВО от 23.11.2012 № Ф03-4485/2012 по делу № А51-7538/2012, Определение ВАС РФ от 25.01.2013 № ВАС-18148/12 по делу № А51-7538/2012 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Какие права и обязанности есть у налоговых органов

Основные права инспекций

Права налоговых инспекций при работе с организациями (налогоплательщиками и налоговыми агентами) установлены статьей 31 Налогового кодекса РФ и статьей 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1. В частности, налоговые инспекции вправе:

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке


Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
  • других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Требования инспекции

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.

Обнаружение ошибок в декларации

Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она должна будет сообщить об этом проверяемой организации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма сообщения законодательством не утверждена. На практике инспекциям рекомендовано применять форму, образец которой приведен в приложении 2 к письму ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705. В сообщении инспекция описывает выявленные ошибки и (или) противоречия и предлагает организации дать им письменные пояснения, а в случае необходимости внести исправления в проверяемую декларацию (расчет).

Ситуация: нужно ли организации представлять письменные пояснения по требованию инспекции, если в требовании не указано, какие именно ошибки и (или) противоречия были выявлены при камеральной проверке

Нет, не нужно.

Требовать от организации письменные пояснения инспекция может только при обнаружении в отчетности ошибок и противоречий. В этом случае инспекция обязана сообщить организации о выявленных неточностях и одновременно может потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Если инспекция требует представить письменные пояснения без указания на выявленные ошибки и (или) противоречия, то исполнять требование организация не обязана. Оно считается незаконным.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность такого вывода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, ФАС Московского округа от 12 января 2010 г. № КА-А40/14809-09от 16 июля 2009 г. № КА-А40/6618-09,Центрального округа от 7 июля 2009 г. № А08-900/2009-16, Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2009 г. № А19-14101/08от 25 мая 2009 г. № А33-15083/08-Ф02-2251/09, Уральского округа от 2 марта 2009 г. № Ф09-762/09-С3от 2 декабря 2008 г. № Ф09-8292/08-С2).

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

3. Ситуация: Какой период может быть охвачен камеральной налоговой проверкой

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2012 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга


4. Ситуация: может ли налоговая инспекция продлить (приостановить) срок проведения камеральной налоговой проверки

Нет, не может.

В налоговом законодательстве установлен предельный срок проведения камеральной налоговой проверки, который равен трем месяцам (п. 2 ст. 88 НК РФ). Возможность его продления (приостановления) Налоговым кодексом РФ не предусмотрена ни при каких обстоятельствах. Даже если в ходе проверки инспекция будет дополнительно запрашивать документы у проверяемой организации или ее контрагентов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. № А19-16584/08,Уральского округа от 16 февраля 2009 г. № Ф09-458/09-С2).

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

5. Статья: Вправе ли мы не давать пояснения по старым декларациям?

Проблема

«…В начале сентября пришло уведомление из налоговой. Инспекторы требуют, чтобы руководитель или главбух нашей компании явился для дачи пояснений по внереализационным доходам, отраженным в декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2012 года. Но срок, отведенный для камеральной проверки этого отчета, уже истек. Значит ли это, что мы вправе проигнорировать требование проверяющих?..»

Решение

Валентина, вопрос спорный.

На камеральную проверку, в рамках которой налоговики имеют право требовать пояснения о противоречиях в декларации, кодекс отводит только три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Чтобы обойти этот срок, инспекторы часто ссылаются в требованиях на другую норму — подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Она не содержит временных ограничений и при этом позволяет инспектору вызвать представителя компании для дачи пояснений почти по любому поводу. В частности, в связи с уплатой налога, проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением компанией налогового законодательства.

Велик риск, что за отказ явиться налоговики оштрафуют директора компании на 2000–4000 рублей, а главбуха на 500–1000 рублей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). Тогда понадобится доказывать в суде, что инспекторы требовали пояснения вне процедуры налогового контроля, в частности проверки. А такие действия незаконны(определение Конституционного суда от 12.07.06 № 267-О). Возможно, чтобы избежать судебных разбирательств, директору или главбуху все же имеет смысл прийти в инспекцию. В любом случае пояснения будут носить информативный характер и доначислить налоги на их основании налоговики не вправе.

ГАЗЕТА «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 32, СЕНТЯБРЬ 2012

6. Статья: В области налоговики просят пояснения за пять лет

В ФНС нам сообщили, что инспекции не вправе запрашивать документы или сведения у компании за столь длительный период. Формально инспекторы вправе вызвать компанию для дачи пояснений по вопросам уплаты налога (ст. 31 НК РФ). И эта статья не содержит ограничений по периодам для запроса. Но инспекция вправе проверить лишь три предыдущих года (ст. 89 НК РФ). А камералка возможна только по поданной декларации, и ее срок составляет три месяца (ст. 88 НК РФ). Михаил Мухин, президент Центра финансовых экспертиз, также считает, что запрос незаконный, но безопаснее на него ответить или привести мотивированный отказ.

Формально статья 31 НК РФ дает налоговикам возможность запросить любые пояснения об уплате налогов и за любой период. Если проигнорировать письмо инспекции, то возможен штраф на директора в сумме до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ). Не исключена и выездная проверка.

Мы считаем, что компании безопаснее представить минимум пояснений. Например, распечатать оборотную ведомость по основным контрагентам. Также стоит в письме напомнить, что сроки выездной проверки ограничены тремя предшествующими годами. Такой ответ убережет от штрафов и снизит риск выездной проверки.

ГАЗЕТА «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 8, ФЕВРАЛЬ 2014

03.02.2015г.

С уважением,

Елена Нагдалян, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,

ведущим экспертом Системы Главбух.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка