Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О подвохах в пособиях и компенсациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
3 февраля 2015 35 просмотров

Какое документальное подтверждение должно быть у документов подписанных ЭЦП (первичные документы, договора), есть ли налоговые риски у документов, подписанных ЭЦП.

Проверить подлинность электронной подписи можно на сайте госуслуг. Данный сервис предназначен для подтверждения подлинности электронной подписи.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Можно ли заключить договор путем обмена письмами

Электронная подпись

По закону порядок заключения договора путем обмена электронными письмами существенно не отличается от обычного порядка обмена письмами на бумажном носителе. Но есть некоторые особенности признания электронного документа равнозначным документу на бумажном носителе.

Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ).

В целях заключения договоров обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, в порядке, установленном законом или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Пример из практики: суд решил, что котировочная комиссия правомерно не рассмотрела заявку, направленную в электронном виде, но не снабженную электронной цифровой подписью

Котировочная комиссия ФГУ не рассмотрела заявку ООО, направленную по электронной почте, поскольку отсутствовал аналог собственноручной подписи – электронная цифровая подпись.

Суд признал решение котировочной комиссии законным, мотивируя тем, что:

  • электронный документ обладает признаками документа, подписанного собственноручной подписью, в случае его подписания электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи. «До настоящего момента действующим законодательством предусмотрен только один аналог собственноручной подписи, используемый для подписания электронного документа, – электронная цифровая подпись»;
  • направленная «котировочная заявка не соответствовала требованиям, утвержденным для электронного документа, а именно... Такое электронное сообщение исключало возможность идентифицировать направленную по электронной почте заявку как документ, поступивший именно от общества и имеющий юридическую силу»;
  • ФГУ обоснованно восприняло письмо «как ни к чему не обязывающую информацию». Наличие в «заявке» общества изображения печати организации и подписи должностного лица, полученных путем сканирования оригинала документа, свидетельствует лишь о направлении незаверенной копии документа (без юридически значимых последствий).

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 декабря 2008 г. по делу № А56-11695/2008.)

По общему правилу информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью* (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; далее – Закон № 63-ФЗ).

Подписание неквалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью также признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, но только в случаях, установленных федеральными законами.

Огромную роль в подтверждении подлинности электронной подписи имеет сертификат ключа проверки электронной подписи. Это электронный документ или документ на бумажном носителе, выданный удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра. Сертификат подтверждает, что ключ проверки электронной подписи принадлежит владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи. Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.

131.73260 (11,17)

Где можно получить ключ электронной подписи

Ключ электронной подписи можно получить в удостоверяющем центре.

Удостоверяющие центры делятся на аккредитованные и неаккредитованные. Аккредитация является добровольной, ее проводит Минкомсвязь России.

Лучше обратиться в удостоверяющий центр, который имеет госаккредитацию. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров указан на сайте министерства.

Только в аккредитованном удостоверяющем центре можно получить ключ квалифицированной подписи, который нужен, например, для сдачи электронной отчетности. Квалифицированная электронная подпись имеет дополнительную защиту – ключ проверки, который выдается аккредитованными удостоверяющими центрами.

Чтобы удостоверяющий центр изготовил ключ электронной подписи, надо предоставить комплект документов:

  • паспорт заявителя или другое удостоверение личности будущего владельца ключа электронной подписи;
  • свидетельство пенсионного страхования будущего владельца ключа электронной подписи (где указан СНИЛС);
  • учредительные документы (для организаций);
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство или другой документ о госрегистрации (для организаций);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • документы, которые подтверждают полномочия руководителя (например, решения об избрании);
  • для иностранной организации – перевод на русский язык документов о госрегистрации, выданных за границей.

Это следует из статьи 18 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.

Ключ электронной подписи может быть выпущен предпринимателю или конкретному сотруднику, который имеет право подписывать бумажные документы от имени организации (абз. 4 п. 3.3 Технологии приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, утвержденной приказом ФСС России от 12 февраля 2010 г. № 19п. 3 Порядка применения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в информационных системах ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 8 апреля 2013 г. № ММВ-7-4/142).

Если сотрудников с правом подписи несколько, на каждого из них выпускается персональный ключ электронной подписи. Как правило, к таким сотрудникам относятся руководитель, заместитель руководителя, финансовый директор, главный бухгалтер организации. Важно отметить, что, если электронная подпись выпускается не на руководителя организации (например, на имя главного бухгалтера, начальника договорного отдела), необходимо представить доверенность на право подписывать документы.

После подачи документов удостоверяющий центр должен выдать ключ электронной подписи. Конкретный удостоверяющий центр в своем регламенте устанавливает срок и порядок изготовления сертификата ключа электронной подписи. В итоге владелец электронной подписи получает:

Сертификат является доказательством того, что у его владельца есть ключ для создания подписи, и это можно проверить с помощью сертификата (ст. 17 Закона № 63-ФЗ). Образец сертификата можно найти, например, на сайте ФСС России.

131.73261 (11,17)

Как можно проверить подлинность электронной подписи контрагента

Проверить подлинность электронной подписи можно на сайте госуслуг. Данный сервис предназначен для подтверждения подлинности электронной подписи. Пользователь может бесплатно подтвердить подлинность электронной подписи сертификата, изданного удостоверяющим центром, входящим в список аккредитованных удостоверяющих центрови в список доверенных удостоверяющих центров Минкомсвязи России.

На сайте в поле «Выберите сертификат для проверки» нужно выбрать сертификат, подлинность которого требуется подтвердить, и нажать кнопку «Проверить». На экране будет отображена информация о результатах проверки сертификата.

Виктор Анохин

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, председатель Арбитражного суда Воронежской области в отставке

Юлия Копеева

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Екатерина Ковалева

ведущий юрисконсульт договорно-правового отдела правового департамента ГК «Олимпстрой»

04.02.2015г.

С уважением,

Виктория Рыбалкина, эксперт Системы Главбух

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем VIP-поддержки Системы Главбух

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка