Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
9 февраля 2015 54 просмотра

Хотим открыть ИП на Упрощенке(без НДС) по производству и продаже товаров(с 0 ставкой или со ставкой 6%). Хотим покупать комплектующие у фирмы,которая работает с НДС,собирать и продавать товар дальше. Возможно ли это при такой системе налогообложения?Что посоветуете?

Объектом налогообложения при применении упрощенки могут быть:

– доходы;

– доходы, уменьшенные на величину расходов.

От объекта налогообложения, который выбрал налогоплательщик, зависят ставки единого налога:

– при уплате единого налога с доходов налоговая ставка составляет 6 процентов (п. 1 ст. 346.20 НК РФ);

– при уплате единого налога с разницы между доходами и расходами налоговая ставка составляет 15 процентов. Региональным властям предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки единого налога с разницы между доходами и расходами. В зависимости от категории налогоплательщиков (например, принадлежность к той или иной отрасли, размер предприятия, его местонахождение и т. п.) эти ставки могут варьироваться в интервале от 5 до 15 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ, письмо Минфина России от 27 февраля 2009 г. № 03-11-11/29). Если региональный закон сформулирован так, что организация с равными основаниями может отнести себя к разным категориям, она вправе применять наименьшую ставку (письмо Минфина России от 2 июня 2009 г. № 03-11-11/96).

Т.е. какой объект налогообложения ИП выбирает самостоятельно, основываясь в т.ч. на своем личном экономическом обосновании.

Кроме того, независимо от выбранного объекта налогообложения региональные законы могут предусматривать нулевые ставки единого налога для предпринимателей, которые впервые зарегистрировались после вступления в силу этих законов. Нулевые ставки могут применяться в течение двух налоговых периодов, если выполняются следующие условия:

- предприниматель ведет бизнес в производственной, социальной или научной сфере (конкретные виды предпринимательской деятельности определяют региональные власти);

- доходы от такой деятельности составляют не менее 70 процентов всех доходов предпринимателя.

Региональные законы могут устанавливать и другие ограничения, например, по численности наемного персонала и по уровню доходов, облагаемых единым налогом по нулевой ставке.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ.

Подробно см. 4. Рекомендация.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Кто может применять упрощенку

<…>

Платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, так чтобы не слететь с выгодного спецрежима, поможет эта рекомендация.

Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя. Полный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастся, приведен в таблице.

Характер деятельности

Некоторым организациям и предпринимателям прямо запрещено применять упрощенку. Например, когда их деятельность связана со страхованием, микрофинансированием или производством подакцизных товаров.

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения

Да, можно. Но только если это не филиал или представительство. Те, у кого есть такие подразделения, применять упрощенку не вправе.

Это связано с тем, что Налоговый кодекс РФ прямо запрещает применять упрощенку организациям (автономным учреждениям), у которых есть отделения с таким статусом. При этом запрета вообще для всех, у кого есть обособленные подразделения, нет (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» включает в себя и понятия «филиал» и «представительство». Однако ими оно не ограничено. Так, например, у организации могут быть дополнительные офисы или склады.

А как отличить филиалы и представительства от других обособленных подразделений? Во-первых, сведения о филиалах и представительствах обязательно заносят в ЕГРЮЛ. Прочие обособленные подразделения в реестр не записывают. Однако учтите, уведомить налоговую инспекцию и фонды нужно при создании любого подразделения.

Во-вторых, важно, как формально в документах поименовано то или иное подразделение. Если записи о том, что создан филиал или представительство нет, то признать подразделение таковым нельзя.

В-третьих, для подразделений четко определено, какой функционал они могут выполнять. Так, филиал открывают, когда хотят предоставить подразделению все функции головной организации или автономного учреждения. Представительства нужны только для защиты и отстаивания интересов на отдельной территории. Остальные подразделения наделяют другим более «узким» функционалом.

Все это следует из статьи 11, п. 14 статьи 83 и пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, статьи 55 Гражданского кодекса РФ.

Аналогичная точка зрения выражена и в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14.

Условия применения УСН

По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:

Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Исключение предусмотрено только для организаций, которые работают в Крыму или г. Севастополе и сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. С 2015 года они могут применять упрощенку, даже если в 2014 году у них не выполнялись ограничения по размеру полученных доходов и по остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 2 ст. 346.12, абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Лимит дохода для тех, кто хочет перейти на УСН

Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитывают.

Предельную величину доходов для перехода на упрощенку со следующего года определяйте по формуле:

Лимит доходов для перехода на упрощенку = 45 000 000 руб. ? Коэффициент-дефлятор, установленный на год, предшествующий переходу

Например, предельная величина доходов за девять месяцев 2015 года, которая позволит применять упрощенку начиная с 2016 года, составляет 51 615 000 руб. (45 000 000 руб. ? 1,147).

Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов. Такие правила установлены статьей 248 и пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Если применяете общую систему налогообложения и платите ЕНВД, то доходы, полученные от вмененной деятельности, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживают и платят по ставкам 0, 9 или 15 процентов ((п. 4 ст. 346.12, подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку

ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.

С 1 января 2016 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2015 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля – 22 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля – 5 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2015 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2016 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб. < 51 615 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2016 года.

Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и тем, кто уже применяет упрощенку.

<…>

Предельный размер доходов для предпринимателей и организаций Крыма и г. Севастополя– в Крыму и г. Севастополе

Предприниматели, а также организации Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, могут переходить на упрощенку независимо от размера полученных ими доходов. Однако после перехода на спецрежим контролировать соблюдение лимита доходов должны все. Как только сумма полученных доходов в 2015 году превысит 68 820 000 руб., плательщиков лишат права на применение упрощенки.

Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12, пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-11-09/6114 и ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/748.

<…>

Численность сотрудников

Применять упрощенный режим налогообложения можно, только когда средняя численность сотрудников не превышает 100 человек. Для тех, кто собирается перейти на упрощенку, численность определяют за девять месяцев года, предшествующих переходу. Для тех же, кто уже на спецрежиме, показатель нужно проверять за каждый налоговый (отчетный) период. То есть не реже чем раз в квартал (подп. 15 п. 3 ст. 346. 12, п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Среднюю численность сотрудников определяйте, руководствуясь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428.

В среднюю численность сотрудников включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

Главбух советует: показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная приказом Росстата от 29 августа 2012 г. № 470.

Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4, утвержденную приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407.

Остаточная стоимость основных средств

По общему правилу остаточная стоимость основных средств для применения упрощенки не может превышать 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • определите, какие основные средства организации (автономного учреждения) признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • рассчитайте остаточную стоимость таких основных средств по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если только планируете перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1 октября года, в котором решили подать уведомление о переходе на спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Если уже применяете упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Правила бухучета основных средств используйте лишь для проверки права перехода на упрощенку (применения упрощенки). После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость основных средств, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Пример определения стоимости основных средств, ограничивающей переход на упрощенку

Организация занимается оптовой торговлей. С 1 января 2016 года планирует перейти на упрощенку.

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств составляет 100 580 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 69 600 000 руб.;
  • зданий – 30 300 000 руб.;
  • объектов внешнего благоустройства – 680 000 руб.

Остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным налогового учета, составила 78 900 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 58 600 000 руб.;
  • зданий – 20 300 000 руб.

Объекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируются, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, связанных с применением упрощенки, не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Для определения лимита, позволяющего перейти на упрощенку с 1 января 2016 года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисляется амортизация (технологического оборудования и зданий):

69 600 000 руб. + 30 300 000 руб. = 99 900 000 руб.

Поскольку этот показатель меньше 100 000 000 руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организация вправе перейти на этот спецрежим с 1 января 2016 года.

Лимит по стоимости основных средств для предпринимателей– у предпринимателей

В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. Однако после перехода на спецрежим контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости имущества придется, как и всем остальным.

Дело в том, что ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только для организаций, которые хотят перейти на упрощенку. Следовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитывая это ограничение. А вот для тех, кто уже применяет спецрежим, ограничение общее: и для организаций, и для предпринимателей.

Такой вывод следует из пункта 1 и подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтвержден в письме Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9.

Лимит по стоимости основных средств в Крыму и г. Севастополе– в Крыму и г. Севастополе

Организации Республики Крым и г. Севастополя с 2015 года тоже вправе перейти на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Однако после перехода на спецрежим контролировать остаточную стоимость нужно обязательно (п. 1 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Нарушение условий применения УСН

При нарушении хотя бы одного из условий применения упрощенки налогоплательщик утрачивает право пользоваться спецрежимом.

Если эти условия не соблюдаются в организации или автономном учреждении, которые только планируют перейти на упрощенку, то они имеют право на такой переход лишь в одном случае: если к моменту перехода на спецрежим нарушения будут устранены.

В частности, коммерческая организация может перейти на упрощенку, если:

  • средняя численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующего переходу, превышала 100 человек, но к 1 января следующего года этот показатель был сокращен до 100 человек и менее (письмо Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248);
  • на дату подачи уведомления о переходе на упрощенку доля участия других организаций в ее уставном капитале превышала 25 процентов, но к 1 января года перехода в учредительные документы были внесены необходимые изменения и размер доли стал удовлетворять установленным требованиям (письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-11-06/2/10).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Справочники: Перечень организаций, которым запрещено применять упрощенку

Категория организаций Статья
Налогового
кодекса РФ
Организации, имеющие филиалы и (или) представительства подп. 1 п. 3 ст. 346.12
Банки подп. 2 п. 3 ст. 346.12

Страховщики

Запрет на применение упрощенки не распространяется на страховых брокеров и агентов, которые осуществляют посредническую деятельность в сфере страхования (письмо ФНС России от 22 октября 2007 г. № 02-6-10/325)

подп. 3 п. 3 ст. 346.12
Негосударственные пенсионные фонды подп. 4 п. 3 ст. 346.12
Инвестиционные фонды подп. 5 п. 3 ст. 346.12
Профессиональные участники рынка ценных бумаг подп. 6 п. 3 ст. 346.12
Ломбарды подп. 7 п. 3 ст. 346.12

Организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых)

Полный перечень подакцизных товаров приведен в статье 181 Налогового кодекса РФ

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается отдельно в каждом регионе в порядке, установленном временными Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением МПР России от 7 февраля 2003 г. № 47-р

Запрет на применение упрощенки не распространяется на организации, осуществляющие:
– только реализацию (а не производство) подакцизных товаров (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 30 апреля 2003 г. № 21-09/23620);
– только реализацию (а не добычу, разработку) полезных ископаемых (письмо Минфина России от 17 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/303)

Розлив алкогольных напитков в сфере розничной торговли и общепита не считается производством подакцизных товаров, поэтому такие организации вправе применять упрощенку (письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-11/251)

подп. 8 п. 3 ст. 346.12
Организации, которые занимаются организацией и проведением азартных игр подп. 9 п. 3 ст. 346.12
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований подп. 10 п. 3 ст. 346.12
Организации – участники соглашений о разделе продукции подп. 11 п. 3 ст. 346.12
Организации, перешедшие на уплату ЕСХН в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ подп. 13 п. 3 ст. 346.12

Организации, доля непосредственного участия в которых других организаций превышает 25 процентов

Запрет на применение упрощенки не распространяется на:
– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
– некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также организации, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы. Применение упрощенки возможно независимо от количества таких учредителей и размера доли участия каждого из них в уставном капитале (письмо ФНС России от 23 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/19685);
– государственные и муниципальные унитарные предприятия (письма Минфина России от 25 сентября 2009 г. № 03-11-06/2/194, от 24 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/147);
– организации, уставный капитал которых более чем на 25 процентов принадлежит государству (субъектам РФ, муниципальным образованиям, правительству РФ, правительствам иностранных государств) (письма Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-11-06/2/26211, от 2 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/138, решение ВАС РФ от 24 января 2008 г. № 16720/07, определения ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 13056/08, от 3 сентября 2008 г. № 11061/08, от 25 августа 2008 г. № 10728/08, от 28 мая 2008 г. № 6214/08);
– организации, созданные бюджетными и автономными научными учреждениями (в соответствии с п. 3.1 ст. 5 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ) или образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными научными учреждениями (в соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям этих организаций. При соблюдении остальных условий, предусмотренных статьей 346.13 Налогового кодекса РФ, такие организации вправе применять упрощенку независимо от состава учредителей, их количества, а также от размера принадлежащих им долей уставного капитала (письма Минфина России от 22 февраля 2011 г. № 03-11-06/2/27 и ФНС России от 21 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6459)

подп. 14 п. 3 ст. 346.12
Организации, средняя численность сотрудников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек подп. 15 п. 3 ст. 346.12
Организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 000 000 руб.*
При определении стоимости основных средств нужно учитывать только те основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ
подп. 16 п. 3 ст. 346.12
абз. 2 п. 1 ст. 346.13

Казенные и бюджетные учреждения

Запрет на применение упрощенки не распространяется на автономные учреждения. При этом автономные учреждения, созданные путем изменения типа государственных (муниципальных) учреждений, могут перейти на упрощенку на общих основаниях: с начала следующего календарного года после преобразования. Об этом сказано в письмах Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140, от 22 ноября 2010 г. № 03-11-06/2/178, от 20 октября 2009 г. № 03-11-06/2/216

подп. 17 п. 3 ст. 346.12

Иностранные организации

Запрет на применение упрощенки не распространяется на российские организации, учрежденные иностранными гражданами (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. № 03-11-06/2/76)

подп. 18 п. 3 ст. 346.12
Микрофинансовые организации подп. 20 п. 3 ст. 346.12
Организации, перешедшие на упрощенку, если по итогам любого отчетного периода (или по итогам года) сумма доходов с учетом коэффициента-дефлятора в 2015 году превысила 68 820 000 руб. п. 4 ст. 346.13
Организации, не уведомившие налоговую инспекцию о переходе на упрощенку в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ подп. 19 п. 3 ст. 346.12

Подробнее об условиях применения упрощенки и о вынужденном отказе от этого спецрежима см. рекомендации:

* Данное ограничение не распространяется на основные средства, переданные автономному учреждению учредителем в оперативное управление (письмо Минфина России от 16 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/144).

3. Рекомендация: Как начать применять упрощенку

<…>

Организации (в т.ч. автономные учреждения) могут:

Условия для применения УСН

Чтобы начать применение упрощенки, организация должна соответствовать определенным критериям (ст. 346.11 и 346.12 НК РФ). Например, у организаций, которые в 2016 году планируют перейти на упрощенку с общей системы налогообложения, доходы, полученные за девять месяцев 2015 года, с учетом коэффициента-дефлятора не должны превышать 51 615 000 руб. (45 000 000 руб. ? 1,147). Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Момент перехода на УСН

Вновь созданные организации могут применять упрощенку с момента постановки на учет в налоговой инспекции.

Организации, применяющие общую систему налогообложения или ЕСХН, могут перейти на упрощенку только с начала следующего календарного года.

Организации, применяющие ЕНВД, могут перейти на упрощенку:

  • по собственной инициативе – только с начала следующего календарного года;
  • при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД, – с начала месяца, в котором они перестали быть плательщиками ЕНВД;
  • при превышении средней численности работающих (100 человек) или при нарушении структуры уставного капитала (доля участия других организаций более 25 процентов) – только с начала следующего календарного года при условии, что к этому моменту нарушения будут устранены.

Такой порядок следует из положений статьи 346.13 и пункта 2.3 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Уведомление налоговой инспекции

О переходе на упрощенку нужно уведомить налоговую инспекцию по местонахождению организации (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Уведомление составьте по форме № 26.2-1, которая рекомендована приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829 или в электронном виде в соответствии с приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/878@.

По общему правилу в уведомлении нужно указать:

  • выбранный объект налогообложения;
  • остаточную стоимость основных средств (при наличии данных);
  • размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего году начала применения упрощенки (при наличии данных).

Из этого правила есть исключение. Оно касается организаций Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. При переходе на упрощенку с 2015 года такие организации могут не указывать в уведомлении сведения о доходах за девять месяцев 2014 года, а также об остаточной стоимости основных средств.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.

Срок подачи уведомления

По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Из этого правила есть исключение. Оно касается организаций Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. При переходе на упрощенку с 2015 года им разрешено подавать уведомления позже – до 1 февраля 2015 года включительно. А если их участником является публично-правовое образование (или их имущество находится в собственности публично-правового образования), такие организации могут уведомить инспекцию о переходе на упрощенку еще позже – до 1 апреля 2015 года включительно.

Такой порядок предусмотрен абзацами 3 пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим. Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Ситуация: нужно ли организации (автономному учреждению) получить подтверждение налоговой инспекции, что она вправе применять упрощенку

Нет, не нужно.

Налоговый кодекс РФ такого условия не содержит (ст. 346.13 НК РФ). Переход на упрощенку носит уведомительный, а не разрешительный характер (письма ФНС России от 4 декабря 2009 г. № ШС-22-3/915, от 21 сентября 2009 г. № ШС-22-3/730). Поэтому, подав уведомление в установленный срок, начинайте применять спецрежим с момента, указанного в уведомлении (если все необходимые условия для его применения выполнены).

Ситуация: должна ли организация (автономное учреждение) отказаться от применения упрощенки, если она получила из налоговой инспекции сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенки

Нет, не должна, если выполняются все условия применения упрощенки.

Переход на упрощенку носит уведомительный, а не разрешительный характер, а налоговые инспекции не вправе запрещать или разрешать применение этого спецрежима (письма ФНС России от 4 декабря 2009 г. № ШС-22-3/915, от 21 сентября 2009 г. № ШС-22-3/730).

Поэтому, получив из инспекции сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенки, организация (автономное учреждение) может продолжать применять спецрежим. Но при этом на плательщика единого налога ложатся все риски, связанные с неправомерным переходом на упрощенку. Если при проверке выяснится, что условия применения упрощенки не выполнялись, а в уведомлении были указаны недостоверные сведения, инспекция может доначислить организации или автономному учреждению все налоги, которые положено платить при общей системе налогообложения, а также пени и штрафы (в т. ч. за несвоевременное представление деклараций по неуплаченным налогам). В таких ситуациях суды встают на стороны налоговых инспекций (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2011 г. № А17-2935/2010, от 23 января 2008 г. № А28-6151/2007-278/21, Центрального округа от 10 декабря 2008 г. № А23-877/08А-14-56, Уральского округа от 2 сентября 2008 г. № Ф09-6211/08-С2).

Если налогоплательщик уверен в своей правоте и не согласен с сообщением о несоответствии требованиям применения упрощенки, этот документ можно оспорить в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, принятых в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 20 октября 2008 г. № А68-8230/07-364/13, Северо-Западного округа от 16 июля 2008 г. № А52-96/2008, от 9 января 2008 г. № А05-6431/2007).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Рекомендация:Как выбрать объект налогообложения по упрощенке (доходы или доходы за вычетом расходов)

<…>

Объектом налогообложения при применении упрощенки могут быть:
доходы;
– доходы, уменьшенные на величину расходов.

Ставки единого налога

От объекта налогообложения, который выбрал налогоплательщик, зависят ставки единого налога:
– при уплате единого налога с доходов налоговая ставка составляет 6 процентов (п. 1 ст. 346.20 НК РФ);
– при уплате единого налога с разницы между доходами и расходами налоговая ставка составляет 15 процентов. Региональным властям предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки единого налога с разницы между доходами и расходами. В зависимости от категории налогоплательщиков (например, принадлежность к той или иной отрасли, размер предприятия, его местонахождение и т. п.) эти ставки могут варьироваться в интервале от 5 до 15 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ, письмо Минфина России от 27 февраля 2009 г. № 03-11-11/29). Если региональный закон сформулирован так, что организация с равными основаниями может отнести себя к разным категориям, она вправе применять наименьшую ставку (письмо Минфина России от 2 июня 2009 г. № 03-11-11/96).

Еще меньшие налоговые ставки могут быть установлены законами Республики Крым и города Севастополя. В 2015 и 2016 годах в этих регионах допускается понижение ставок единого налога вплоть до нуля независимо от выбранного объекта налогообложения.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, независимо от выбранного объекта налогообложения региональные законы могут предусматривать нулевые ставки единого налога для предпринимателей, которые впервые зарегистрировались после вступления в силу этих законов. Нулевые ставки могут применяться в течение двух налоговых периодов, если выполняются следующие условия:

  • предприниматель ведет бизнес в производственной, социальной или научной сфере (конкретные виды предпринимательской деятельности определяют региональные власти);
  • доходы от такой деятельности составляют не менее 70 процентов всех доходов предпринимателя.

Региональные законы могут устанавливать и другие ограничения, например, по численности наемного персонала и по уровню доходов, облагаемых единым налогом по нулевой ставке.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ.

Ограничения в выборе объекта налогообложения

Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения. Исключение предусмотрено только для участников договора простого товарищества или доверительного управления имуществом. Такие организации обязаны платить единый налог только с доходов, уменьшенных на величину расходов. Об этом сказано в статье 346.14 Налогового кодекса РФ.

Смена объекта налогообложения

Выбранный объект налогообложения налогоплательщик вправе менять ежегодно с начала очередного налогового периода. Для этого до 31 декабря года, предшествующего смене объекта налогообложения, в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее уведомление. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

Если коммерческая организация, которая платит единый налог с доходов, в течение года становится участником договора простого товарищества (доверительного управления имуществом), она теряет право на применение упрощенки. Это объясняется тем, что участники таких договоров могут применять упрощенку только с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). А поскольку в течение налогового периода сменить объект налогообложения нельзя, организации придется отказаться от спецрежима с начала того квартала, в котором ею был заключен договор простого товарищества (доверительного управления имуществом). Такой порядок следует из положений пункта 4 статьи 346.13, пункта 2 и пункта 3 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 03-11-11/311.

Объект налогообложения могут изменить и налогоплательщики, которые уже уведомили налоговую инспекцию о переходе на упрощенку, но фактически еще не начали применять спецрежим. Для этого в срок до 31 декабря года, предшествующего переходу на упрощенку, подайте в инспекцию соответствующее уведомление. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

Такой вывод следует из совокупности норм пункта 1 статьи 346.13 и пункта 2 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ.

<…>

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка