Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
11 февраля 2015 52 просмотра

ООО зарегистрировано в г.Омске и строит автозаправку в Омской области на земельном участке, находящемся у ООО в аренде. На данном этапе получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от местного муниципалитета, подадим документы в юстицию на регистрацию права собственности. Предстоит набрать персонал и начать работу. И здесь возникает нюанс: нужно будет уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения АЗС о создании обособленного подразделения в отведенные законодательством сроки. В то же время нужно поскорее зарегистрировать кассовый аппарат по месту нахождения обособленного подразделения, и получается разрыв во времени работы. Можно ли уведомить налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения раньше, чем набран персонал? Либо реальнее зарегистрировать ККМ по месту нахождения ООО (в городе) и потом уже перерегистрировать по фактическому месту нахождения?Буду признательно за помощь в решении данной дилеммы.

Соответственно, сначала можно создать рабочие места и зарегистрировать ОП, после этого зарегистрировать ККМ, потом набрать персонал и начать работать.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и Системы Юрист.

1. Рекомендация: Какое обособленное подразделение создать: выбор между филиалом, представительством и иным подразделением

Зачастую организация сталкивается с необходимостью вести деятельность не по месту своего нахождения, а по иному адресу (например, оказывать услуги в другом городе, производить продукцию в соседней области, хранить товар на специально оборудованном складе и т. д.). Перед тем как приступить к осуществлению такой деятельности, необходимо проверить, требуется для этого создать обособленное подразделение или нет. Если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ, а организация эту обязанность не исполнит, то юридическое лицо могут привлечь к налоговой ответственности, а на его руководителя может быть наложен административный штраф.

Если руководство организации решает (планирует) открыть обособленное подразделение, юристу могут поручить описать преимущества и недостатки каждого вида подразделений. Задача юриста – пояснить руководству, какое подразделение лучше создать в той или иной ситуации – филиал, представительство или иное подразделение.

В каких случаях необходимо создать обособленное подразделение

Признаки обособленного подразделения приведены в абзаце 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. Так, организация должна создать обособленное подразделение (и надлежащим образом оформить факт его создания), если одновременно выполняются два условия.

Условие 1. Организация планирует вести деятельность по адресу, отличному от адреса ее госрегистрации (места нахождения).

Обоснование

Признак обособленного подразделения – территориальная обособленность. Считается, что если адрес подразделения (офиса, склада и т. д.), ведущего деятельность от имени организации, не совпадает с юридическим адресом головной организации, то подразделение является территориально обособленным.*

<…>

Условие 2. По месту нахождения подразделения будет оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место. Стационарным считается рабочее место, созданное на срок более одного месяца.*

Обоснование

В законе приведен термин «стационарные рабочие места» (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ). То есть при буквальном толковании можно сделать вывод о необходимости создания в обособленном подразделении нескольких стационарных рабочих мест. Если же оборудовано всего лишь одно рабочее место, подразделение обособленным не считается.

Такой вывод неверен. Признаком обособленного подразделения является наличие даже одного стационарного рабочего места (письма Минфина России от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73от 2 июня 2005 г. № 03-02-07/1-132МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302@). Такого мнения придерживаются и суды при вынесении решений (постановления ФАС Поволжского округа от 22 февраля 2007 г. по делу № А49-2663/06-166А/22ФАС Центрального округа от 26 июля 2004 г. № А62-1493/04).*

<…>

Александр Поротиков

кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Михаил Латушкин

кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

2. Рекомендация: Как создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством

Чтобы создать обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:

  • принять и оформить решение о создании обособленного подразделения;
  • подготовить подразделение к работе;
  • встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения;
  • уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.

Как принять и оформить решение о создании обособленного подразделения

Закон не устанавливает, к компетенции какого органа юридического лица относится вопрос о принятии решения о создании простого обособленного подразделения. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации. Вместе с тем, учредительные документы организации могут устанавливать, что вопрос о создании простого обособленного подразделения относится к компетенции иного органа управления (если это не запрещено законом). Например, устав ООО может предусматривать, что решение о создании подразделения принимает общее собрание участников, а устав акционерного общества может относить этот вопрос к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

В решении (приказе) о создании обособленного подразделения имеет смысл указать:

  • наименование (вид) и место нахождения подразделения (например, «Орловский офис общества с ограниченной ответственностью "Альфа"», расположенный по адресу: 125008, г. Орел, ул. Михалковская, д. 20);
  • цель создания подразделения и его функции (к примеру, реализация продукции ООО «Альфа» на территории города Орла);
  • сведения об организационно-штатной структуре подразделения, в частности, о его руководителе;
  • момент открытия подразделения. Указание на такой момент обезопасит организацию от возможных споров с налоговой инспекцией, связанных с нарушением срока уведомления о создании подразделения. Так, в решение имеет смысл включить следующее уточнение: «Обособленное подразделение считается открытым с момента оборудования по месту его нахождения стационарных рабочих мест и издания приказа об открытии подразделения».

Можно поступить и иначе: подробную информацию об обособленном подразделении отразить в отдельном внутреннем документе организации (например, в Положении об офисе, утвержденном общим собранием участников ООО или общим собранием акционеров акционерного общества), а в текст решения (приказа) о создании подразделения включить лишь основные сведения (название подразделения и его адрес). При этом в решении обязательно понадобится указать, какой именно документ (положение) регулирует деятельность подразделения.

Совет

В текст любого решения (приказа) о создании обособленного подразделения имеет смысл включить указание на то, что подразделение не является филиалом или представительством юридического лица. Такое уточнение позволит избежать возможных споров и недопонимания с контрагентами и государственными органами.

<…>

Как встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения

Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения – обязанность юридического лица (п. 14ст. 83 НК РФ). Для ее исполнения необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.

Сообщение нужно подать в течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения. Таким моментом считается момент оборудования в подразделении стационарных рабочих мест.*

Обоснование

Закон прямо не устанавливает, с какого дня простое обособленное подразделение считается созданным. В настоящее время позиция судов сводится к тому, что подразделение создается с момента, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Наступление такого момента можно подтвердить, например, приказом об открытии обособленного подразделения, актом окончания работ по техническому оборудованию рабочего места и т. д.

Зачастую суды обращают внимание также на то, ведет организация фактическую деятельность через обособленное подразделение или нет (постановление ФАС Уральского округа от 27 октября 2008 г. № Ф09-7766/08-С3 по делу № А60-2706/08). Если юридическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, ведет иную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, считается, что рабочие места оборудованы, а подразделение создано (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2004 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).

Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена ответственность

Если юридическое лицо представит сообщение о создании обособленного подразделения позднее одного месяца с момента создания такого подразделения (например, через 45 дней), то налоговая инспекция может посчитать, что организация совершила одно из следующих правонарушений.

1. Нарушила срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 116 НК РФ). Санкция за совершение такого правонарушения – штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, руководителя организации могут привлечь к административной ответственности и назначить один из двух видов наказания: предупреждение либо штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

2. Нарушила срок подачи документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). За совершение этого правонарушения инспекция может взыскать с организации штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. На руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Какое именно решение примет инспекция, точно сказать затруднительно. Дело в том, что в настоящее время нет официальных разъяснений по вопросу о последствиях нарушения срока, за который необходимо подать сообщение о создании обособленного подразделения. До вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, внесшего изменения в пункт 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, организации были обязаны представлять в инспекцию не сообщение, а заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Следовательно, за нарушение срока подачи этого заявления наступала ответственность только на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ. Должны ли организации нести такую ответственность в настоящее время, однозначно ответить сложно. Ведь в законе прямо не указано, что сообщение о создании обособленного подразделения считается заявлением о постановке на учет. Выходит, взыскать штраф в размере 10 тыс. руб. инспекция не вправе. Однако налоговые органы продолжают привлекать организации, не подавшие вовремя сообщение о создании подразделения, к ответственности по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Судебная практика по рассматриваемому вопросу еще не сложилась.

Важно обратить внимание и на следующее. Если юридическое лицо не только не уведомит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, но и будет вести через него деятельность (например, оказывать маркетинговые, аудиторские, иные услуги в новом офисе), инспекция может посчитать, что организация не исполнила обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). За неисполнение такой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение времени, за которое организация вела деятельность через подразделение. В любом случае размер штрафа не может быть менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Помимо этого руководителя могут привлечь к административной ответственности, оштрафовав на сумму в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

<…>

Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов

Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).

Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):

  • Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
  • ФСС России и его территориальные органы.

Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о создании обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня создания подразделения (т. е. со дня оборудования стационарных рабочих мест). При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о создании обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату открытия подразделения (т. е. дату окончания оборудования стационарных рабочих мест), а также место нахождения подразделения.*

Должна ли организация встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения простого обособленного подразделения

Нет, не должна.

Зарегистрироваться в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения обособленного подразделения необходимо лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:

  • подразделение имеет отдельный баланс;
  • подразделение имеет отдельный расчетный счет;
  • подразделение самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Обоснование

Такие правила установлены:

Подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не обладают всеми тремя перечисленными признаками. В частности, законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»). Следовательно, вставать на учет в органах внебюджетных фондов по месту нахождения такого подразделения не нужно.

Александр Поротиков

кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Михаил Латушкин

кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

3. Рекомендация: Как создать филиал ООО

По умолчанию вопрос о создании филиала относится к компетенции общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Однако возможны случаи, когда решение о создании филиала уполномочен принимать иной орган управления общества.

Так, решение о создании филиала принимает совет директоров (наблюдательный совет), если:

Решение о создании филиала единолично принимает участник ООО, если выполняются два условия:

  • общество состоит из одного участника (ст. 39 Закона об ООО);
  • в обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет) либо, если такой орган создан, к его компетенции не относится вопрос о создании филиалов (п. 2подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Как создать филиал по решению общего собрания участников ООО

Чтобы создать филиал в обществе, где решение о создании этого обособленного подразделения принимает общее собрание участников, необходимо совершить следующие действия.

Во-первых, принять решение о проведении общего собрания участников (очередного или внеочередного) по вопросу о создании филиала.

Созвать очередное собрание, включив в его повестку дня вопрос о создании филиала, можно только в сроки, предусмотренные уставом (ст. 34 Закона об ООО).*

Если создать филиал нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание. Такое собрание созывает исполнительный орган общества (генеральный директор или правление) по собственной инициативе либо по требованию (п. 2 ст. 35 Закона об ООО):

  • совета директоров (наблюдательного совета);
  • ревизионной комиссии (ревизора);
  • аудитора;
  • участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.

Во-вторых, разработать проект Положения о филиале. По закону филиал действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Такое положение нужно утвердить на общем собрании участников, рассматривающем вопрос о создании филиала (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение собранию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва собрания.

В-третьих, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом филиале (п. 5 ст. 5 Закона об ООО). Вместо проекта новой редакции устава можно подготовить проект изменений (дополнений), связанных с созданием филиала, в виде отдельного документа – приложения к уставу. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.

Проект новой редакции устава подготавливает юрист общества, опираясь на сведения, содержащиеся в проекте Положения о филиале. Какую именно информацию о филиале необходимо отразить в уставе ООО, закон не предусматривает. Юристу имеет смысл включить в проект устава новый пункт (раздел), содержащий:

  • указание на то, что в обществе создан филиал (при этом пункт действующей редакции устава об отсутствии у общества филиалов необходимо исключить);
  • сведения о наименовании, месте нахождения, функциях, об организационной структуре филиала. Фактически в проекте устава нужно продублировать основную информацию, указанную в проекте Положения о филиале.

<…>

В-четвертых, провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:

  • о создании филиала;
  • об утверждении Положения о филиале;
  • об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с созданием филиала).

Решения по вопросам о создании филиала и об утверждении устава в новой редакции принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (п. 1 ст. 5п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Для утверждения Положения о филиале достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

<…>

В-пятых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с созданием филиала. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).*

Должно ли ООО встать на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала

Да, должно, но никакие дополнительные действия совершать для этого не нужно.

По закону постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения о создании филиала в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция, которую общество уведомило об изменениях в уставе. Эта же инспекция должна проследить за тем, чтобы ООО было поставлено на учет в инспекцию по месту нахождения филиала.*

<…>

В-шестых, назначить руководителя (директора) филиала и выдать ему доверенность.

Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора филиала, должен быть указан в Положении о филиале и (или) уставе ООО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора филиала. А именно:

  • подписывает трудовой договор (ст. 5767 ТК РФ);
  • издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).

Однако в уставе (Положении о филиале) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора филиала принимает общее собрание участников, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.

Директор филиала действует от имени ООО на основании доверенности (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ОООабз. 2 п. 20 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Текст такой доверенности составляет юрист общества, подписывает документ генеральный директор.

При составлении доверенности необходимо:

  • проследить за тем, чтобы действия, которые директор филиала будет совершать от имени ООО, соответствовали полномочиям директора, перечисленным в Положении о филиале;
  • по возможности наиболее детально определить круг этих действий. Например, указать, какие именно договоры директор филиала вправе подписывать от имени ООО. Такая конкретизация будет ограничивать самостоятельность руководителя филиала и позволит избежать нежелательных для общества последствий (к примеру, отчуждения недвижимого имущества третьим лицам).

В-седьмых, уведомить о создании филиала орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов. Это необходимо сделать в течение месяца со дня создания филиала (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах). Месячный срок начинает течь с момента уведомления налоговой инспекции об изменениях в уставе (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).

В-восьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения филиала*. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:

  • филиал имеет отдельный баланс;
  • филиал имеет отдельный расчетный счет;
  • филиал самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

<…>

Александр Поротиков

кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Михаил Латушкин

кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

4. Рекомендация:Как зарегистрировать кассовый аппарат


Контрольно-кассовая техника (ККТ), которую применяют организации и предприниматели, должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции. Это требование относится ко всей ККТ, в т. ч. размещенной в платежных терминалах и банкоматах. Об этом сказано в пунктах 1и 1.1 статьи 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.*

Порядок и условия регистрации ККТ регулируются Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470. Сроки и последовательность административных процедур по взаимодействию инспекторов с организациями (предпринимателями) установлены Административным регламентом, утвержденнымприказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

<…>


Документы для регистрации

Формы документов, необходимых для регистрации ККТ, утверждены приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152.

Чтобы зарегистрировать ККТ, в налоговую инспекцию нужно подать:

  • заявление;
  • паспорт на регистрируемую ККТ;
  • договор на техобслуживание ККТ, заключенный с ЦТО или непосредственно с организацией – изготовителем ККТ.*

Такой порядок следует из пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, и пункта 25 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

Требования о представлении при регистрации ККТ дополнительных документов, помимо вышеперечисленных, неправомерны (п. 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н).

Ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с заполнением формызаявления о регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации ККТ, приведены в письме ФНС России от 3 апреля 2012 г. № АС-4-2/5537.

Куда подать документы

Документы подавайте в налоговую инспекцию:

  • по местонахождению организации – если регистрируется ККТ, которая будет эксплуатироваться головным отделением организации;
  • по местонахождению обособленного подразделения организации – если регистрируется ККТ, которая будет эксплуатироваться обособленным подразделением;*
  • по местожительству предпринимателя – если ККТ регистрирует предприниматель.

Такой порядок следует из пункта 15 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, и пунктов 2021 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н. Он действует также в отношении регистрации ККТ, размещенных в платежных терминалах и банкоматах (письма Минфина России от 11 августа 2009 г. № 03-01-15/8-409 и № 03-01-15/8-408). При этом место, где фактически установлен платежный терминал (банкомат), не имеет значения, однако его необходимо указать в заявлении (п. 1.1 ст. 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Если организация ведет деятельность через обособленные подразделения, которые находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, зарегистрировать ККТ нужно по местонахождению одного из подразделений, в котором организация поставлена на учет (п. 21 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н).

После приема документов инспекция назначает день и время регистрации. Если все документы оформлены правильно, ККТ должна быть зарегистрирована не позднее чем через пять рабочих дней со дня подачи документов. Такой срок установлен абзацем 4 пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 и пунктом 23 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

Главбух советует: при подаче документов в налоговую инспекцию подготовьте опись передаваемых документов в двух экземплярах.

Один экземпляр со штампом налоговой инспекции и датой получения документов храните у себя. Если возникнут споры (в случае утери документов либо несоблюдения сроков регистрации ККТ), опись документов с отметкой налоговой инспекции будет доказательством их представления на регистрацию.

Направить документы на регистрацию ККТ можно по почте. В этом случае, налоговая инспекция обязана оформить прием полученных по почте документов в день получения корреспонденции. Такой порядок установлен пунктами 50 и 53Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

Заявление о регистрации ККТ также можно подать и в электронном виде. Формат представления заявления утвержден приказом ФНС России от 14 марта 2012 г. № ММВ-7-6/155

Регистрация в налоговой инспекции

В назначенный день представителю организации (предпринимателю или его представителю) совместно с представителем ЦТО нужно явиться в налоговую инспекцию. При себе нужно иметь регистрируемый кассовый аппарат.

Специалист ЦТО должен:

  • проверить исправность и работоспособность ККТ;
  • провести программирование печати на кассовом чеке;
  • проверить наличие на корпусе кассового аппарата полного заводского номера;
  • опечатать кассовый аппарат пломбой;
  • заполнить раздел «Ввод в эксплуатацию» в паспорте ККТ;
  • провести программирование режима ввода пароля налогового инспектора в память ККТ.

После этого налоговый инспектор активирует фискальную память (проведет фискализацию ККТ, т. е. внесет в фискальную память перечень реквизитов в соответствующем формате, утвержденный приказом ФНС России от 8 августа 2008 г. № ММ-3-2/351), введет свой пароль доступа к фискальной памяти и зафиксирует его в книге учета ККТ, которая хранится в инспекции.

Затем налоговый инспектор пробьет чек на условную сумму и снимет итоговый отчет (Z-отчет). Пробитый чек должен содержать, в частности, следующие обязательные реквизиты:

  • наименование организации (фамилию, имя, отчество предпринимателя);
  • ИНН организации (предпринимателя);
  • полный заводской номер ККТ;
  • порядковый номер чека;
  • дату и время фискализации;
  • сумму чека;
  • признак фискального режима.

Такой перечень установлен пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745.

Если ККТ использует платежный агент, то ее чек должен содержать такие обязательные реквизиты:

  • наименование документа – кассовый чек;
  • наименование оплаченного товара (работ, услуг);
  • общую сумму принятых денежных средств;
  • размер вознаграждения, взимаемого с плательщика (если оно удерживается);
  • дату, время приема денежных средств;
  • номер кассового чека;
  • номер ККТ;
  • адрес места приема денежных средств;
  • наименование, ИНН и местонахождение организации, принявшей денежные средства;
  • номера контактных телефонов организации, принявшей деньги, а также организации (лица), фактически получающей эти деньги.

Такой перечень установлен частью 2 статьи 5 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.

Пробитый чек прилагается к заявлению о регистрации.

После фискализации подписывается акт по форме КМ-1. Он подтверждает, что суммирующие денежные счетчики ККТ переведены на нули.

Такой порядок следует из пунктов 62–68 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

После регистрации ККТ инспекция внесет сведения о ней в книгу учета ККТ и выдаст организации (предпринимателю) регистрационную карточку. Вместе с карточкой возвращаются и документы, которые прилагались к заявлению о регистрации. Помимо этого, в паспорте ККТ делается отметка о регистрации, которая заверяется печатью налоговой инспекции. Такой порядок следует изпунктов 69–74 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, и пунктов 15 и 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка