Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
12 февраля 2015 41 просмотр

Описание ситуации: Компания приобретает рекламную и сувенирную продукцию для раздачи партнерам по бизнесу или клиентам (покупателям квартир). Продукция как с логотипом компании, так и без логотипа компании. Продукция выдается как во время проведения официальных встреч (представительские) так и вне рамок представительских встреч. Вопрос: Каким образом учитываются расходы на приобретение такого вида рекламной и сувенирной продукции в бух. и нал.учете? Нужно ли оформлять договоры дарения? Какие первичные документы необходимо оформить?

1. В бухучете

Дебет 10 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 68 Кредит 19

Дебет 91 Кредит 10 (без логотипа) Дебет 44 (26) Кредит 10 (если учитываются как рекламные или представительские)

Дебет 91 Кредит 68

2. В налоговом учете

Передача без логотипов – безвозмездная передача, в расходах не учитывается, НДС принимается к вычету и начисляется.

Передача с логотипами клиентам - безвозмездная передача, в расходах не учитывается, НДС принимается к вычету и начисляется, так как заранее известен круг лиц, то есть не является рекламой.

Передача с логотипом деловым партнерам – может рассматриваться как представительские расходы или рекламные, обоснование той или иной позиции представлено ниже. НДС если рекламная более 100 р. начисляется, к вычету принимается.

Договор дарения по ГК нужен только если сувениры дороже 3000 руб.

Акт на списание переданных ТМЦ, счет-фактуру

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу


Что такое реклама

Реклама – это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание к нему интереса и продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Статья: Подарки деловым партнерам

Нередко турфирмы делают небольшие презенты своим деловым партнерам – ежедневники, ручки, календари и т. д. В конце апреля этого года налоговики высказали свое мнение по поводу того, как учитывать такие расходы в целях налогообложения. А как смотрят на подобные подарки чиновники и судьи? Проанализируем разъяснения налоговиков и финансистов, а также сложившуюся арбитражную практику.

Что думают

Рассмотрим разные точки зрения.

столичные налоговики

Недавно столичное УФНС обнародовало письмо от 30 апреля 2008 г. № 20-12/041966.2, в котором выразило свою точку зрения по данному вопросу.

По мнению налоговиков, принципиально важными являются два вопроса:
1) имеется ли на подарке (сувенире) логотип организации;
2) при каких обстоятельствах данный презент передается деловому партнеру.

Если на подарке есть логотип, расходы на его изготовление и передачу могут рассматриваться для целей налогообложения прибыли либо в составе расходов на рекламу, либо в составе представительских расходов. По мнению столичных налоговиков:
– первая ситуация возникает тогда, когда сувенирная продукция с символикой турфирмы передается не определенному заранее кругу лиц, являющихся представителями других организаций в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества в соответствии с обычаем делового оборота;
– вторая – тогда, когда сувенирная продукция с символикой вручается во время официального приема представителям организаций-контрагентов, участвующим в переговорах (опять-таки в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества).

В любом случае расходы на раздачу подарков деловым партнерам – как рекламные или как представительские расходы – должны нормироваться.

А вот если на подарке логотипа нет, стоимость ценностей, передаваемыхконтрагентам безвозмездно, учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль нельзя (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

финансисты

Отметим, что в качестве одного из оснований для своего письма московские налоговики привели письмо Минфина России от 16 августа 2006 г. № 03-03-04/4/136. Однако в этом письме финансисты заявляли как раз обратное – что расходы на приобретение сувениров для партнеров, участвующих в переговорах, в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли. Хотя в более раннем письме МНС России от 16 августа 2004 г. № 02-5-10/51 возможность учета в составе представительских расходов стоимости сувенирной продукции с символикой организации, вручаемой деловым партнерам во время официального приема в соответствии с обычаем делового оборота, допускалась.

Федеральная антимонопольная служба

По мнению ФАС России, выраженному в письме от 23 января 2006 г. № АК/582, нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию всегда осуществляется в рекламных целях независимо от дальнейшего распространения этой продукции: сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе.

А специалисты ФАС России в письме от 5 апреля 2007 г. № АЦ/4624 дали следующие пояснения. Распространение неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге всегда должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях раздачи сувенирной продукции с логотипом организации (авторучки, футболки, пакеты, календари и пр.) в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет донесена.

Кстати, вышеупомянутые письма ФАС России были доведены до сведения всех подразделений ФНС России письмом от 25 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/348@.

судьи

Судьи в большинстве случаев разделяют точку зрения ФАС России и поддерживают налогоплательщиков, учитывающих расходы на передачу потенциальным контрагентам сувениров и канцтоваров с символикой турфирмы, даже если эти сувениры адресованы конкретным лицам, а не неопределенному кругу лиц.

Например, в постановлении ФАС Московского округа от 30 августа 2007 г. № КА-А40/8398-07 судьи пришли к выводу, что при передаче сувениров нанесенная на них символика организации доступна не только получателю, но и всем лицам, с которыми он взаимодействует. И таким образом, информация на сувенирах была направлена на поддержание интереса к налогоплательщику и адресована неопределенному кругу лиц, а потому понесенные налогоплательщиком расходы относятся к рекламным.

Аналогичные выводы содержат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 31 июля 2006 г. № Ф04-4820/2006(25042-А45-33)ФАС Московского округа от 8 февраля 2006 г. № КА-А40/13572-05 и др.

Делаем выводы

Итак, во-первых, нужно нанести на подарки и сувениры логотип турфирмы. Это будет веским доказательством того, что при передаче сувенира деловомупартнеру имели место не безвозмездная передача или дарение, а «своекорыстное» действие, сопряженное с осуществлением расходов, осуществляемых в надежде в будущем получать доходы от сотрудничества с этими партнерами.

Во-вторых, нужно определиться, при каких обстоятельствах подарок будет передан.

Если это произойдет во время официального приема, можно трактовать расходы на подарки как представительские, а для пущего эффекта целесообразно прописать вручение сувениров в программе мероприятия, а расходы на их приобретение – в акте, в котором будут зафиксированы все представительские расходы на данное мероприятие.

Если подарки будут передаваться потенциальным партнерам во время проведения специализированной выставки и круг получателей данных сувениров заранее не установлен, их можно однозначно рассматривать как рекламные.

А вот если сувениры будут рассылаться партнерам фирмы по заранее определенному списку – как правило, это может производиться перед новогодними или иными праздниками, – «подвести» расходы под рекламные будет проблематично, ведь фактически подарки (и следовательно, рекламная информация, нанесенная на них) будут предназначены не неопределенному кругу лиц, а вполне конкретным лицам. Однако и в этом случае остается шанс, что судьи встанут на сторону турфирмы.

Напоследок напомним еще один важный нюанс. Не забудьте, что Гражданский кодекс РФ – в статье 575 – прямо запрещает дарение между коммерческими организациями подарков стоимостью более 5 МРОТ. Поэтому не следует даритьсвоим деловым партнерам сувениры дороже 500 руб.

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», № 7, НОЯБРЬ 2008

13.02.2015г.

С уважением,

Александр Родионов,

заместитель руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка