Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как узнать КБК по взносам и налогу на упрощенке

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 февраля 2015 33 просмотра

Вопрос: Нужно ли включать в состав основных средств и облагать налогом имущество, которое пригодно для использования, но не введено в эксплуатацию?Ситуация: Организация арендует земельный участок 0,8 га со сроком аренды на 49 лет для осуществления рекреационной деятельности, лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности. На земельном участке возвели временные здания и строения: детская площадка, бассейн, мангал, новесы, комплексы водных процедур, танцевальная площадка, строения для отдыха, пищеблок, администротивный блок.Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нет, акта приемки объектов нет, соответственно нет и государственной регистрации права на собственность, строительство велось хозспособом. Фактические затраты учтены на счете 08.03.Организация по "договору аренды" на летний период с 01 мая по 30 сентября 2012г. передает вышеперечисленные здания и строения во временное пользование и владение. Доход составил 200.000,00 рублей.По акту выездной налоговой проверки доначислен налог на имущество за 2012 г. в сумме 266039,00 руб. Затраты на строительство по состоянию на 27.04.2012г. составили 16.123.583,00 руб.(16123583,00 * 2,2%): 12 мес * 9 мес. = 266039,00 руб.Права ли налоговая инспекция, считая, что внеоборотные активы (счет 08.03) облагаются налогом на имущество?

В статье 55 Градостроительного кодекса РФ сказано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Следовательно, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет:

– выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство;

– соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.

Более того, для регистрации объектов недвижимости и получения разрешения на эксплуатацию необходимо представить ряд документов в уполномоченный орган власти. Перечень разрешительных документов на ввод объектов в эксплуатацию установлен частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ и расширен постановлением Правительства РФ от 1 марта 2013 г. № 175 (ч. 4 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Для временных построек и сооружений такой документ не нужен, поскольку они не регистрируются в реестре объектов недвижимости. Однако, это не значит что такие объекты не являются основными средствами, определение которым дано в ПБУ 6/01.

Основным критерием принадлежности имущества к категории основных средств в бухучете является срок его полезного использования. Если этот срок превышает 12 месяцев, имущество может быть отнесено к основным средствам.

Помимо срока включение имущества в состав основных средств зависит и от характера его использования. Основными средствами может быть признано имущество, которое:
– предназначено для использования в производственной (управленческой) деятельности организации или для передачи в аренду;
– не предназначено для перепродажи;
– способно приносить доход в будущем.

Такие правила установлены пунктами 4 и 5 ПБУ 6/01.

Все Ваши объекты в полной мере отвечают названным требованиям.

Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению в деятельности организации. Такое определение дано в ГОСТ 25866-83, который утвержден постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105.

Таким образом, если основное средство было изготовлено или построено в одном месяце, а на счете 01 (03) отражено в последующих, необходимо заручиться документами, подтверждающими неготовность его к использованию. Иначе при проверке налоговые инспекторы признают, что в момент приобретения имущество ошибочно не учли в составе основных средств. В результате налог на имущество за месяцы, в которых основное средство числилось на счете 08, пересчитают и на сумму недоимки начислят пени и штрафы (письма Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98).

По этому вопросу есть примеры судебных решений, принятых в пользу налоговых инспекций (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07, определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6250/09, от 19 сентября 2008 г. № 11258/08).

В Вашем случае факт использования объектов подтвержден передачей их в аренду, а значит такие объекты должны быть отражены на счете 01. По ним должен быть исчислен налог на имущество за 2012 год.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база»

1. статья 55 Градостроительного кодекса РФ


Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации*.

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

<…>


2. Ситуация: Как определить дату, когда основное средство ввели в эксплуатацию

Датой ввода в эксплуатацию считайте день, когда основное средство будет готово к использованию. Подтвердите это актом или отдельным приказом.

Момент, когда вы фактически начнете использовать имущество, значения не имеет. Ведь готовое к использованию имущество начинает изнашиваться и морально устаревать сразу. Его нужно амортизировать. При этом если объект не введен в эксплуатацию, его не амортизируют. Это следует изпункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ.*

Исключение предусмотрено только для законсервированного имущества. Но даже его все равно сначала вводят в эксплуатацию, а потом консервируют.

Внимание: если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.

Чтобы зафиксировать дату ввода в эксплуатацию, используйте типовые документы – формы № ОС-1ОС-1аили ОС-1б. Для этого в них добавьте графу «Дата ввода основного средства в эксплуатацию». Так позволяет поступить Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденныйпостановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20. Дополнительный реквизит в форме № ОС-1пропишите в учетной политике.*

В качестве альтернативы можно использовать акт ввода в эксплуатацию, разработанный самостоятельно, или просто зафиксировать дату приказом руководителя.

Для бухучета факт ввода в эксплуатацию не столь важен. Ведь в составе основных средств на счете 01нужно отражать любое имущество, соответствующее установленным критериям. И начинать амортизировать основное средство в бухучете нужно именно после его принятия к бухучету.

<…>


Внимание: если основное средство было приобретено, изготовлено или построено в одном месяце, а на счете 01 (03) отражено в последующих, необходимо заручиться документами, подтверждающими неготовность его к использованию. Иначе при проверке налоговые инспекторы признают, что в момент приобретения имущество ошибочно не учли в составе основных средств. В результате налог на имущество за месяцы, в которых основное средство числилось на счете 08, пересчитают и на сумму недоимки начислят пени и штрафы (письма Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98).*

По этому вопросу есть примеры судебных решений, принятых в пользу налоговых инспекций (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07, определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6250/09от 19 сентября 2008 г. № 11258/08от 28 апреля 2008 г. № 16599/07от 14 февраля 2008 г. № 758/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. № А29-3496/2007от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749от 25 апреля 2008 г. № А29-3494/2007Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440АЗападно-Сибирского округа от 23 июня 2008 г. № Ф04-3844/2008(7130-А75-40)Уральского округа от 28 октября 2008 г. № Ф09-7833/08-С3Московского округа от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08).

Однако суды встают и на сторону налогоплательщиков, если налоговая инспекция не может представить доказательств того, что спорный объект пригоден к эксплуатации (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 17 июня 2008 г. № А65-26068/07от 10 июня 2008 г. № А55-14778/07Уральского округа от 11 октября 2007 г. № Ф09-8293/07-С3Северо-Западного округа от 16 июля 2007 г. № А56-2271/2007).

Документами, подтверждающими, что на момент приобретения основное средство было не доведено до состояния, пригодного к использованию, могут быть:

  • акты сторонних организаций на оказание услуг по монтажу и наладке оборудования;
  • накладные на приобретение комплектующих к основному средству;
  • наряды на монтаж оборудования;
  • договор подряда на выполнение строительных работ;
  • отчеты о проделанной работе по доведению основного средства до состояния, пригодного к использованию.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка