Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сколько НДФЛ теперь удерживать с работника — новые примеры от ФНС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 февраля 2015 24 просмотра

Мы перерабатывающее предприятие. Закупаем пшеницу у сельхозпроизводителей, работающих без НДС, на ЕСХН, Производим муку, отруби, макароны и продаем.Начисление НДС 10% на данные виды продукции осуществляется от всей суммы реализации.А входного НДС по сырью- нет. Суммы НДС к уплате просто огромные. Есть ли в такой ситуации законная возможность уменьшить сумму НДС к уплате,платить например только с наценки,разницы между безНДСной закупочной ценой пшеницы и ценой продажи муки.. Может есть какие то другие, приемлемые схемы работы в такой ситуации?

В случае получения освобождения от уплаты НДС – размер выручки без НДС (за три предшествующих месяца – не более 2 млн. руб.).

Начислять НДС только с наценки неправомерно. В Налоговом кодексе предусмотрен особый порядок исчисления НДС при реализации имущества, которое было учтено по стоимости с учетом входного НДС (как раз с разницы между покупной и продажной стоимостью). Но в вашем случае этот порядок не применим, так как вы приобретаете сырье без НДС, ведь сельхозпроизводители не являются его плательщиками.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как получить освобождение от уплаты НДС.

Общий порядок

При продаже имущества, которое при покупке было принято на учет по стоимости, включающей в себя сумму входного НДС, установлен особый порядок расчета налоговой базы. Налоговая база в этом случае определяется как разница между ценой реализуемого имущества (с учетом налога) и его покупной стоимостью (остаточной стоимостью с учетом переоценок, если продается основное средство) (п. 3 ст. 154 НК РФ).

Такой порядок применяется, в частности, при продаже:

  • имущества, приобретенного для операций, освобожденных от налогообложения (ст. 149 НК РФ);
  • имущества, приобретенного для производства и (или) продажи товаров (работ, услуг), передача которых не признается объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • служебных легковых автомобилей и микроавтобусов, приобретенных до 1 января 2001 года (такие транспортные средства при покупке учитывались с учетом входного налога);
  • другого имущества, учитываемого с учетом входного НДС.*

НДС при продаже такого имущества рассчитайте так.

Если реализуемое имущество облагается НДС по ставке 18 процентов, используйте формулу:

НДС = Цена продажи Покупная (остаточная) стоимость имущества ? 18/118


Если реализуемое имущество облагается НДС по ставке 10 процентов, используйте формулу:

НДС = Цена продажи Покупная (остаточная) стоимость имущества ? 10/110


Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 154 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Пример определения налоговой базы по НДС при реализации имущества, которое было учтено по стоимости с учетом входного налога

В ноябре 2011 года ЗАО «Альфа» приобрело оборудование для производства протезно-ортопедических изделий за 236 000 руб. (в т. ч. НДС – 36 000 руб.). В этом же месяце оборудование было введено в эксплуатацию. При реализации протезно-ортопедических изделий организация использовала льготу в виде освобождения от НДС, предусмотренную статьей 149 Налогового кодекса РФ. Поэтому НДС, уплаченный поставщику, был учтен в первоначальной стоимости оборудования. И в бухгалтерском, и в налоговом учете срок полезного использования оборудования был установлен в пять лет, амортизация начислялась линейным способом. Переоценка оборудования не производилась.

В ноябре 2012 года оборудование было решено продать. По экспертной оценке оценочной организации рыночная стоимость оборудования с учетом его состояния составила 200 600 руб. За эту цену (с учетом НДС) оборудование и было продано.

Остаточная стоимость оборудования на момент продажи составила 188 800 руб.

При реализации оборудования бухгалтер начислил НДС в сумме:
(200 600 руб. – 188 800 руб.) ? 18/118 = 1800 руб.

Если имущество приобретено у организации, которая не является плательщиком НДС, при определении налоговой базы положения пункта 3 статьи 154 Налогового кодекса РФ не применяются. То есть, если продавцом имущества была организация, применяющая специальный налоговый режим или использующая освобождение от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, при перепродаже этого имущества НДС нужно начислить со всей стоимости (п. 1 ст. 154 НК РФ). Это объясняется тем, что в стоимость приобретенного имущества НДС не включался. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 октября 2011 г. № 03-07-07/62 и от 16 мая 2005 г. № 03-04-11/113.*

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация:Как получить освобождение от уплаты НДС.

Условия для освобождения

Организации и предприниматели имеют право получить освобождение от уплаты НДС. По общему правилу воспользоваться освобождением можно, если выручка без НДС от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 000 000 руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).*

Если организация реализует подакцизные и неподакцизные товары, она тоже вправе получить освобождение от уплаты НДС. Однако это освобождение будет распространяться только на операции по реализации неподакцизных товаров. Поэтому при оценке объема выручки за три последовательных календарных месяца выручку от реализации подакцизных и неподакцизных товаров нужно учитывать раздельно. Выручка от реализации неподакцизных товаров не должна превышать лимит в 2 000 000 руб. Если же организация получила льготу, реализовывая только неподакцизные товары, а затем начала продавать и подакцизные, то право на льготу она не теряет. Главное условие – обеспечить ведение раздельного учета тех и других товаров.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ, определения Конституционного суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 313-О и письма МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15.

Ситуация: как организовать раздельный учет подакцизных и неподакцизных товаров, чтобы организация могла воспользоваться правом на освобождение от НДС

Конкретной методики ведения раздельного учета подакцизных и неподакцизных товаров в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить выручку, облагаемую и не облагаемую акцизами.

К примеру, учет выручки от реализации подакцизных и прочих товаров (продукции) организация может вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Также можно использовать данные аналитического учета (специальные ведомости, таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.

Выбранный порядок ведения раздельного учета подакцизных и неподакцизных товаров закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Когда нельзя получить освобождение

Организация не может воспользоваться освобождением от уплаты НДС, если:

  • выручка без НДС от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных месяца превысит 2 000 000 руб.;
  • организация реализует подакцизные товары и не организовала раздельный учет выручки от реализации подакцизных и неподакцизных товаров.*

Освобождение от уплаты НДС не распространяется на ввоз товаров на территорию России. То есть даже имея освобождение от уплаты НДС, при импорте товаров налог придется платить (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Кроме того, организации, использующие право на освобождение от уплаты НДС, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов по удержанию и уплате налога в бюджет (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Вновь созданные организации

Ситуация: может ли вновь созданная организация получить освобождение от уплаты НДС, если с момента ее регистрации не прошло три месяца

Нет, не может.

Освобождение от уплаты НДС предусмотрено только для организаций, созданных как минимум три месяца назад (п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом не имеет значения, ведет ли организация какую-нибудь деятельность или нет.

Чтобы получить освобождение от уплаты НДС, организация должна подать в инспекцию комплект документов, подтверждающих размер ее выручки за предшествующие три месяца (п. 3, 6 ст. 145 НК РФ). У вновь созданной организации таких документов нет.

Поэтому вновь созданная организация может получить освобождение от уплаты НДС только по истечении трех календарных месяцев с момента ее госрегистрации.

Расчет лимита выручки

Предельную величину доходов, позволяющую воспользоваться освобождением от уплаты НДС, определяйте исходя из выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца. Например, если организация намерена воспользоваться льготой с 1 апреля, предельную величину доходов определяйте с учетом выручки за январь, февраль и март.

Размер выручки определяйте без НДС по правилам бухучета.*

В расчет лимита включайте выручку только по тем операциям, которые облагаются НДС (в т. ч. по нулевой налоговой ставке). Выручку по операциям, освобожденным от налогообложения, не учитывайте. Кроме того, не нужно учитывать выручку от реализации подакцизных товаров.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 12 мая 2014 г. № ГД-4-3/8911 и пунктами 3 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Поэтому выручкой от продажи товаров считается и доход от реализации, например, основных средств и материалов. Такие поступления также учтите при расчете лимита.

Полученные авансы

Ситуация: нужно ли при расчете лимита выручки для освобождения от уплаты НДС учитывать суммы, полученные в счет предстоящей реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Нет, не нужно.

При определении лимита нужно учесть выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом под реализацией понимается передача права собственности на товары, передача результатов выполненных работ и оказание услуг (п. 1 ст. 39 НК РФ). При получении предоплаты реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) у организации не происходит. А значит, денежные средства, полученные в счет предстоящей реализации (аванс, задаток и т. п.), выручкой от реализации не являются.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 июля 2012 г. № А44-4183/2011, от 20 апреля 2012 г. № А26-4179/2011, Уральского округа от 7 сентября 2005 г. № Ф09-3778/05-С2, Западно-Сибирского округа от 17 октября 2005 г. № Ф04-5886/2005(14644-А70-18) и от 21 июня 2005 г. № Ф04-3718/2005(12172-А46-27)).

Выручка от деятельности на ЕНВД

Ситуация: нужно ли при расчете лимита выручки для освобождения от уплаты НДС учитывать выручку, полученную от деятельности, облагаемой ЕНВД. Организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД

Нет, не нужно.

По деятельности, облагаемой ЕНВД, организация не является плательщиком НДС (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, выручку, полученную от деятельности, облагаемой ЕНВД, учитывают отдельно от выручки по другим видам деятельности (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Поэтому в расчет лимита для освобождения от НДС выручку от деятельности, облагаемой ЕНВД, не включайте.

Такой же позиции придерживаются контролирующие ведомства (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-11/72 и МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15).

Выручка по договорам комиссии

Ситуация: нужно ли при расчете лимита выручки для освобождения от уплаты НДС учитывать продажную стоимость товаров, реализованных по договорам комиссии. Организация реализует как собственные товары, так и принятые на комиссию

Нет, не нужно.

Выручка организаций, реализующих товары (работы, услуги) по договорам комиссии, равна их комиссионному вознаграждению. Суммы, полученные от покупателей товаров (работ, услуг), которые передаются комитенту (за вычетом комиссионного вознаграждения), выручкой комиссионера не являются. Это следует из пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса РФ и статьи 991 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому в расчет лимита для освобождения от уплаты НДС включайте только:

  • выручку, полученную от реализации собственного товара (без НДС);
  • комиссионное вознаграждение (без НДС).

Безвозмездная передача товаров

Ситуация: нужно ли при расчете лимита выручки для освобождения от уплаты НДС учитывать стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг)

Нет, не нужно.

При определении лимита используют выручку от реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом под выручкой понимаются доходы в денежной и натуральной форме, полученные организацией от реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). При безвозмездной же передаче доходов у организации не возникает (ст. 41 НК РФ).

Таким образом, несмотря на то что безвозмездная передача товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), никакой выручки от этой операции организация не получает. Поэтому при расчете лимита для освобождения от уплаты НДС стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) не учитывайте.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-07-15/40261.

Пример расчета выручки для использования освобождения от уплаты НДС

ООО «Торговая фирма "Гермес"» реализует неподакцизные товары. С 1 мая организация решила воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС.

Для этого бухгалтер определил выручку от реализации товаров за период февраль–апрель. При этом авансы, полученные от покупателей, бухгалтер в расчет не включал. Выручка без НДС за указанный период составила:

  • от реализации основных средств – 50 000 руб.;
  • от реализации неподакцизных товаров – 1 450 000 руб.

Общая сумма выручки, которая учитывается при определении права на освобождение от уплаты НДС, составляет 1 500 000 руб. (50 000 руб. + 1 450 000 руб.). Она не превышает 2 000 000 руб. Поэтому с 1 мая «Гермес» может воспользоваться освобождением и не платить НДС при реализации неподакцизных товаров и прочего имущества, не облагаемого акцизами (основных средств, материалов и т. д.).

Уведомление инспекции

Реализация права на освобождение от уплаты НДС носит уведомительный характер. То есть разрешение на это у налоговой инспекции получать не нужно. Чтобы воспользоваться освобождением, просто подайте или отправьте по почте в налоговую инспекцию:

Если организация перешла с упрощенки на общую систему налогообложения, в налоговую инспекцию подайте уведомление и книгу учета доходов и расходов.

Об этом сказано в пунктах 3 и 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Указанные документы подайте в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, с которого организация решила воспользоваться освобождением от уплаты НДС (абз. 3 п. 3 ст. 145 НК РФ). Если организация отправляет документы по почте, то днем их представления в инспекцию считается шестой рабочий день со дня направления заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ).

Главбух советует: в налоговом законодательстве не содержится требования об обязательной отправке уведомления письмом с описью вложения. Однако лучше направить в инспекцию именно заказное письмо с описью вложения. В таком случае у организации будут доказательства, подтверждающие содержимое письма.

Подав (направив) в налоговую инспекцию пакет документов на освобождение от уплаты НДС, организация не сможет самостоятельно отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ). Однако в течение этого периода организация может утратить право на освобождение от уплаты НДС (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Главбух советует: прежде чем воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, выясните, согласятся ли покупатели работать с вашей организацией на таких условиях. Освобождение приведет к тому, что покупатели не смогут воспользоваться вычетом по НДС по приобретенным у вашей организации товарам (работам, услугам). Поэтому на практике организации предпочитают работать с поставщиками, уплачивающими НДС.*

Ситуация: как составить выписки из Бухгалтерского баланса и книги продаж, чтобы воспользоваться освобождением от уплаты НДС

Типовые бланки выписок законодательно не утверждены. Поэтому выписки из Бухгалтерского баланса и из книги продаж можно составить в произвольной форме. При этом имейте в виду следующее.

Для получения освобождения от уплаты НДС организация должна подтвердить размер выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих календарных месяца (абз. 2 п. 3 ст. 145 НК РФ, п. 2.1 уведомления об использовании права на освобождение по форме, утвержденной приказом МНС России от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342). Поэтому выписки должны содержать информацию о выручке за период, охватывающий три месяца, предшествующих месяцу начала использования освобождения.

В выписке из книги продаж можно указать сведения, содержащиеся в ее итоговой строке. К выписке лучше приложить копии листов книги продаж, на основании которых она была составлена.

Нарушение срока, установленного для подачи уведомления

Ситуация: можно ли воспользоваться освобождением от уплаты НДС, если в установленный срок организация не представила в налоговую инспекцию соответствующее уведомление и необходимые документы. Остальные условия выполнены

Да, можно.

Реализация права на освобождение от уплаты НДС носит уведомительный характер. То есть разрешения на использование этого права у налоговой инспекции получать не требуется. Однако документы, подтверждающие право на освобождение, и свидетельствующие о том, что организация воспользовалась этим правом, в инспекцию подать нужно. Представить документы организация обязана не позднее 20-го числа месяца, с которого она начала пользоваться освобождением. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Прямого запрета на использование права на освобождение в том случае, если организация несвоевременно представит необходимые документы, Налоговый кодекс РФ не содержит. Такой запрет предусмотрен законодательством в четырех случаях:

Это следует из положений пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, из буквального толкования статьи 145 Налогового кодекса РФ следует, что организация, которая впервые решила воспользоваться правом на освобождение от НДС, не может быть лишена этого права, даже если она несвоевременно уведомила налоговую инспекцию о таком решении.

Не исключено, что налоговая инспекция будет иначе толковать положения статьи 145 Налогового кодекса РФ и сочтет неправомерным использование права на освобождение, если в установленные сроки организация не уведомила об этом инспекцию. В таком случае организации придется отстаивать свою позицию в суде.

Правомерность использования права на освобождение от НДС в тех случаях, когда организация с опозданием уведомила об этом налоговую инспекцию, подтверждена пунктом 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Поэтому у организации есть высокие шансы на выигрыш спора (п. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ).

Восстановление входного НДС

Если организация решила использовать освобождение от уплаты НДС, то входной налог, ранее принятый к вычету, придется восстановить (полностью или частично). Ведь после того, как организация «перейдет» на освобождение, приобретенные ранее товары (работы, услуги) она будет использовать в операциях, не облагаемых НДС. А применять вычет по таким ресурсам нельзя.

Восстановить НДС, в частности, нужно по остаткам нереализованных товаров, по не переданным в производство материалам, по недоамортизированным основным средствам и нематериальным активам, числящимся на балансе на 1-е число месяца, в котором организация начала использовать освобождение от уплаты НДС.

Восстанавливать налог по недоамортизированным основным средства нужно в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ, то есть пропорционально их остаточной стоимости на дату начала использования налогового освобождения (п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33).

Сумму восстановленного налога отразите в декларации по НДС:
– за последний квартал перед началом использования освобождения – если организация использует освобождение с начала квартала. Например, если организация начинает использовать освобождение от НДС с апреля, восстановить налог нужно в декларации за I квартал;
– за квартал, в котором организация «перешла» на освобождение – если организация начала использовать освобождение со второго или третьего месяца квартала. Например, если организация начинает использовать освобождение от НДС с июня, восстановить налог нужно в декларации за II квартал.

Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Оформление счетов-фактур, книги продаж и книги покупок

Организация, использующая освобождение от уплаты НДС, обязана выставлять счета-фактуры. В таких счетах-фактурах сумму НДС не выделяйте, а делайте пометку «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ, письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/85).* Счета-фактуры с выделенной суммой НДС выставляйте только в следующих случаях:

  • при реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав) от своего имени по агентским договорам или договорам комиссии, заключенным с плательщиком НДС;
  • при исполнении обязанностей плательщика НДС в связи с заключением договора простого товарищества (концессионного соглашения, договора доверительного управления имуществом);
  • при передаче товаров (работ, услуг), приобретенных от своего имени у плательщиков НДС по агентским договорам или договорам комиссии.

Это следует из положений пункта 2 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ, пунктов 3 и 20 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

В остальных случаях счета-фактуры с выделенной суммой налога не выставляйте. Если же счет-фактура с НДС был выставлен и передан покупателю, уплатите налог в сумме, указанной в счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ). НДС, предъявленный поставщиками, к вычету не принимайте, а учитывайте в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Организация, получившая освобождение от уплаты НДС, обязана вести книгу продаж. В противном случае она не сможет подтвердить обоснованность использования освобождения и продлить его (п. 6 ст. 145 НК РФ).

Права на вычет входного налога организации, использующие освобождение от уплаты НДС, не имеют (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому книгу покупок, которая служит для определения размера налоговых вычетов, такие организации могут не вести. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 29 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7895.

Также можно не вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур – такое право у организаций и предпринимателей появилось с 1 января 2015 года. Однако это право не распространяется:

  • на посредников, выставляющих счета-фактуры от своего имени;
  • на застройщиков;
  • на транспортных экспедиторов.

Они обязаны вести и сдавать в налоговые инспекции журналы учета счетов-фактур, полученных и выставленных в рамках соответствующей деятельности (например, при реализации товаров комитента по договору комиссии или при закупке товаров для принципала по агентскому договору). При этом в журнале нужно регистрировать только те счета-фактуры, которые влияют на расчет налога у заказчиков (например, увеличивают налоговую базу комитента или дают право на вычет НДС у принципала). Счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения, в журнале не регистрируются.

Журнал учета счетов-фактур необходимо сдать в инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (включительно).

Такие правила следуют из пункта 3.1 статьи 169 и пункта 5.2 статьи 174 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию по статье 122 Налогового кодекса РФ. Организация при освобождении от уплаты НДС выставляла покупателям счета-фактуры с выделенным налогом, но в бюджет НДС не перечисляла

Да, может.

Состав субъектов правонарушения «неуплата или неполная уплата суммы налога (сбора)» в статье 122 Налогового кодекса РФ не определен. Однако из положений статьи 106 Налогового кодекса РФ следует, что налоговое правонарушение может быть совершено не только налогоплательщиками и налоговыми агентами, но и иными лицами. Таким образом, для привлечения организации к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ наличие у нее статуса налогоплательщика не обязательно.

При выполнении условий, предусмотренных статьей 145 Налогового кодекса РФ, организация может быть освобождена от обязанностей плательщика НДС. Такое освобождение включает в себя в том числе и отказ от составления счетов-фактур с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 168 НК РФ). Организация, пользующаяся освобождением, но выставляющая счета-фактуры с выделенной суммой НДС, обязана перечислять эти суммы в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Если это требование не выполняется, организация совершает правонарушение, предусмотренное статьей 122 Налогового кодекса РФ. Следовательно, привлечение организации к ответственности по этой статье правомерно. Даже если организация освобождена от обязанностей по уплате НДС.

Аналогичные разъяснения дают представители налогового ведомства (см., например, письмо УМНС России от 29 октября 2002 г. № 11-10/51672). Некоторые суды придерживаются такой же позиции (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2010 г. № Ф03-6439/2010, Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2005 г. № Ф08-1538/2005-637А, от 27 октября 2005 г. № А05-4821/05-22, Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2007 г. № А33-787/06-Ф02-604/07, от 21 февраля 2006 г. № А58-3303/05-Ф02-384/06-С1, от 15 сентября 2004 г. № А19-11243/04-5-Ф02-3790/04-С1).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям, которые пользуются освобождением по статье 145 Налогового кодекса РФ, избежать штрафов за неуплату НДС, выделенного в счете-фактуре. Они заключаются в следующем.

Некоторые суды считают, что организации, освобожденные от уплаты НДС, не могут выступать субъектами налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ. При этом они исходят из формулировки состава налогового правонарушения, предусмотренного этой статьей. Платить налоги и сборы обязаны налогоплательщики. Организации, применяющие освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ, не признаются плательщиками НДС. На них лишь лежит обязанность по перечислению в бюджет неправомерно выделенной в счете-фактуре и полученной от покупателя суммы налога (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Однако эта обязанность не подпадает под понятие «уплата налога (сбора)». Поэтому применять штрафы, установленные статьей 122 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации нельзя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 20 апреля 2009 г. № ВАС-4666/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 марта 2012 г. № А56-25413/2011, Дальневосточного округа от 20 февраля 2009 г. № Ф03-6382/2008, Северо-Кавказского округа от 27 января 2009 г. № А32-2737/2008-3/56, Поволжского округа от 26 июня 2008 г. № А65-27235/2007, Западно-Сибирского округа от 2 августа 2007 г. № Ф04-5393/2007(37019-А03-41).

Декларации по НДС

В некоторых случаях организации, получившие освобождение от уплаты НДС, должны сдавать декларацию по этому налогу. Подробнее об этом см. Как составить и сдать декларацию по НДС.

Утрата права на освобождение

Утратив право на освобождение, организация должна начислить НДС на все облагаемые операции, совершенные с 1-го числа месяца, в котором право на освобождение было утрачено (абз. 1 п. 5 ст. 145 НК РФ).

При использовании освобождения от уплаты НДС налог, предъявленный продавцами, учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если организация утратила право на освобождение от уплаты НДС, суммы налога исключите из стоимости товаров (работ, услуг) и поставьте к вычету. Это правило можно применять, если товары (работы, услуги) были приобретены до момента утраты права на освобождение, а использованы после. Также должны быть соблюдены другие требования принятия НДС к вычету.

Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

В отношении основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период использования освобождения от уплаты НДС, положения абзаца 2 пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ не применяются. То есть после утраты права на освобождение НДС, ранее включенный в стоимость основных средств и нематериальных активов, к вычету не принимается. Такой вывод следует из письма Минфина России от 6 сентября 2011 г. № 03-07-11/240.

Пример начисления НДС при утрате права на освобождение от уплаты налога

ООО «Торговая фирма "Гермес"» с января использует освобождение от уплаты НДС. В марте организация приобрела низковольтное оборудование для последующей его перепродажи. Покупная стоимость товаров составила 354 000 руб. (в т. ч. НДС – 54 000 руб.). Сумму НДС бухгалтер «Гермеса» включил в стоимость низковольтного оборудования.

Всю партию товаров организация реализовала в апреле. В этом же месяце суммарная выручка за период февраль–апрель превысила 2 000 000 руб. Поэтому с апреля «Гермес» утратил право на освобождение от уплаты НДС.

За апрель выручка составила 500 000 руб. В течение всего апреля организация реализовала товары, не предъявляя к оплате НДС. В связи с этим бухгалтер начислил НДС за счет собственных средств в сумме 90 000 руб. (500 000 руб. ? 18%).

Суммы НДС по низковольтному оборудованию, ранее включенные в его стоимость, бухгалтер принял к вычету. Если других операций, облагаемых НДС, во II квартале «Гермес» не совершал, сумма налога к уплате за II квартал составит 36 000 руб. (90 000 руб. – 54 000 руб.).

При утрате права на освобождение от уплаты НДС организация может начать пользоваться им вновь только по истечении срока, на который оно ранее было предоставлено. То есть по истечении 12 месяцев после начала использования освобождения от уплаты НДС, которое впоследствии было утрачено. Например, если организация начала использовать освобождение с мая 2014 года и утратила его в сентябре 2014 года, то вновь воспользоваться освобождением от уплаты НДС организация сможет только с мая 2015 года. Это следует из пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если организация продолжала использовать освобождение от уплаты НДС после утраты права на него, то при проверке налоговая инспекция доначислит налог (абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ). Кроме этого, организации предъявят к уплате штрафы и пени за каждый день просрочки уплаты налога (ст. 122, п. 3 ст. 75 НК РФ).

Ситуация: как начислить НДС по товарам (работам, услугам), реализованным (выполненным, оказанным) с начала месяца, в котором право на освобождение от НДС было утрачено, если счета-фактуры покупателям были выставлены без НДС

При утрате права на освобождение от уплаты НДС организация должна начислить этот налог на стоимость всех товаров (работ, услуг), реализованных с 1-го числа месяца, в котором право на освобождение было утрачено. При этом не важно, что счета-фактуры были выставлены покупателям без НДС. Это следует из абзаца 2 пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Со стоимости реализованных товаров (работ, услуг) налог начислите по ставке 10 или 18 процентов. Расчетные ставки налога 10/110 и 18/118 не используйте, так как их применяют лишь в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Применив в данном случае расчетную ставку, организация занизит сумму НДС к уплате. На сумму занижения налоговая инспекция может начислить организации штрафные санкции (ст. 122 НК РФ). В итоге получится, что начисленные суммы налога организация заплатит за счет собственных средств.

Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 6 мая 2010 г. № 03-07-14/32.

Главбух советует: есть аргументы, которые при утрате права на освобождение от НДС позволяют начислять этот налог не по прямой ставке, а по расчетной. Они заключаются в следующем.

По мнению некоторых судов, применение прямых налоговых ставок при восстановлении НДС после утраты права на освобождение неправомерно. Из содержания статей 146 и 167 Налогового кодекса РФ следует, что НДС является косвенным налогом. То есть налогом, который продавец взимает с покупателя в составе цены товара. В период освобождения продавца от уплаты НДС суммы этого налога покупателям не предъявлялись. Поэтому сумму восстановленного налога нужно определять по расчетным ставкам 18/118 или 10/110. Применение прямых ставок означало бы начисление налога сверх отпускной цены и его уплату за счет собственных средств продавца. Такой подход противоречит экономической сущности НДС как косвенного налога, поэтому использовать этот вариант расчета нельзя. Аналогичной точки зрения придерживаются некоторые арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 30 января 2009 г. № ВАС-11150/08, от 20 сентября 2007 г. № 11798/07, постановления ФАС Уральского округа от 4 июня 2008 г. № Ф09-3975/08-С2, от 6 июня 2007 г. № Ф09-4287/07-С2).

Вместе с тем, в арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают позицию Минфина России (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2007 г. № А82-234/2006-28 и от 4 марта 2003 г. № А43-4845/02-16-114).

Поскольку арбитражная практика неоднородна, во избежание споров и финансовых потерь организации по возможности следует пересмотреть заключенные договоры и увеличить цену реализации на сумму НДС. В таком случае организация заплатит НДС за счет денежных средств, полученных от покупателей. При этом отрицательных налоговых последствий у покупателей, применяющих общую систему налогообложения, увеличение цены реализации за счет НДС не вызовет. Предъявленную сумму налога они смогут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Продление освобождения

По истечении 12 месяцев применения освобождения от уплаты НДС организация обязана подтвердить обоснованность его использования. Для этого подайте или отправьте по почте в налоговую инспекцию следующие документы:

  • выписку из Бухгалтерского баланса;
  • выписку из книги продаж.

Такой перечень документов установлен в пункте 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Вместе с указанными документами также представьте:

Уведомление об отказе от использования права на освобождение можно оформить в произвольном виде (письмо МНС России от 30 сентября 2002 г. № ВГ-6-03-1488).

Такой порядок установлен в абзаце 2 пункта 4 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Указанные документы и уведомления подайте в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем использования права на освобождение (абз. 2 п. 4 ст. 145 НК РФ). Если организация отправляет документы по почте, то днем их представления в инспекцию считается шестой рабочий день со дня направления заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ).

Главбух советует: В налоговом законодательстве не содержится требования об обязательной отправке уведомления письмом с описью вложения. Однако лучше направить в инспекцию именно заказное письмо с описью вложения. В таком случае у организации будут доказательства, подтверждающие содержимое письма.

Внимание: если в установленный срок организация не представит документы, подтверждающие обоснованность использования освобождения от уплаты НДС, она столкнется с негативными налоговыми последствиями.

Во-первых, налоговая инспекция доначислит организации НДС за все 12 месяцев применения освобождения (абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ).

Во-вторых, права на вычет входного НДС, предъявленного поставщиками за этот период, организация не получит: статьями 145 и 171 Налогового кодекса РФ такие вычеты не предусмотрены (письмо Минфина России от 23 июля 2013 г. № 03-07-14/29077).

В-третьих, организации предъявят к уплате штрафы и пени за каждый день просрочки уплаты налога (ст. 122, п. 3 ст. 75 НК РФ).

Оспаривать эти требования придется в суде. Пленум ВАС РФ в пункте 2 постановления от 30 мая 2014 г. № 33 указал, что последствия нарушения срока подачи уведомлений законодательно не определены. Из этого следует, что налоговые санкции могут применяться только в том случае, если организация вообще не представила необходимые документы. Если документы были представлены, но с нарушением установленного срока, нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ не применяются. Постановления Пленума ВАС РФ являются обязательными для всех арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ, п. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ). Поэтому шансы доказать свою правоту у организации, представившей документы с опозданием, очень высоки.

Если организация отказалась в дальнейшем использовать освобождение по НДС, то налог по товарам (работам, услугам), приобретенным в период освобождения, но использованным для осуществления налогооблагаемых операций, принимайте к вычету (при этом должны быть соблюдены другие требования принятия НДС к вычету). Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как составить выписки из Бухгалтерского баланса и книги продаж для подтверждения обоснованности использования освобождения от уплаты НДС за предшествующие 12 месяцев

Налоговым кодексом РФ не определено, что нужно понимать под выпиской из Бухгалтерского баланса и выпиской из книги продаж. В законодательстве по бухучету также нет этих определений. Поэтому выписки из Бухгалтерского баланса и из книги продаж составьте в произвольной форме. При этом имейте в виду следующее.

Выписки из Бухгалтерского баланса и книги продаж нужно представить для подтверждения того, что в течение 12 месяцев, пока организация использовала освобождение от уплаты НДС, выручка (без учета налога) от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных месяца не превышала 2 000 000 руб. (абз. 3 п. 4 ст. 145 НК РФ). В связи с этим указанные документы должны содержать информацию о выручке за каждый месяц периода использования освобождения от уплаты НДС.

В выписке из книги продаж можно указать сведения, содержащиеся в ее результативной строке. К выписке лучше приложить копии листов книги продаж, на основании которых она была составлена.

Переход на УСН в период освобождения

Ситуация: нужно ли начислить НДС за период, в котором организация пользовалась освобождением от НДС. Организация переходит на упрощенку, в то время как срок использования освобождения от НДС не истек

Нет, не нужно.

Официальная позиция контролирующих ведомств заключается в том, что переход на упрощенку не является отказом от освобождения, так как организация, применяющая упрощенку, не является плательщиком НДС. Следовательно, платить НДС за период с начала использования освобождения до момента перехода на упрощенку не придется. Такой вывод сделан в письмах Минфина России от 27 марта 2003 г. № 04-03-11/33, МНС России от 24 марта 2003 г. № ВГ-6-03/337 (согласовано с Минфином России) и УМНС России по г. Москве от 26 января 2004 г. № 24-14/04847.

Подтверждает эту точку зрения арбитражная практика (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 27 октября 2009 г. № 13243/08, постановления ФАС Поволжского округа от 31 марта 2006 г. № А55-9270/05-31, Северо-Западного округа от 3 апреля 2006 г. № А05-17700/2005-12, от 20 января 2005 г. № А05-3046/04-12, Уральского округа от 27 августа 2007 г. № Ф09-6803/07-С2, от 16 октября 2006 г. № Ф09-8513/06-С2, от 25 апреля 2005 г. № Ф09-1582/05-АК).

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация:Кто может применять упрощенку.

Платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, так чтобы не слететь с выгодного спецрежима, поможет эта рекомендация.

Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя. Полный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастся, приведен в таблице.*

Характер деятельности

Некоторым организациям и предпринимателям прямо запрещено применять упрощенку. Например, когда их деятельность связана со страхованием, микрофинансированием или производством подакцизных товаров.

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения

Да, можно. Но только если это не филиал или представительство. Те, у кого есть такие подразделения, применять упрощенку не вправе.

Это связано с тем, что Налоговый кодекс РФ прямо запрещает применять упрощенку организациям (автономным учреждениям), у которых есть отделения с таким статусом. При этом запрета вообще для всех, у кого есть обособленные подразделения, нет (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» включает в себя и понятия «филиал» и «представительство». Однако ими оно не ограничено. Так, например, у организации могут быть дополнительные офисы или склады.

А как отличить филиалы и представительства от других обособленных подразделений? Во-первых, сведения о филиалах и представительствах обязательно заносят в ЕГРЮЛ. Прочие обособленные подразделения в реестр не записывают. Однако учтите, уведомить налоговую инспекцию и фонды нужно при создании любого подразделения.

Во-вторых, важно, как формально в документах поименовано то или иное подразделение. Если записи о том, что создан филиал или представительство нет, то признать подразделение таковым нельзя.

В-третьих, для подразделений четко определено, какой функционал они могут выполнять. Так, филиал открывают, когда хотят предоставить подразделению все функции головной организации или автономного учреждения. Представительства нужны только для защиты и отстаивания интересов на отдельной территории. Остальные подразделения наделяют другим более «узким» функционалом.

Все это следует из статьи 11, п. 14 статьи 83 и пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, статьи 55 Гражданского кодекса РФ.

Аналогичная точка зрения выражена и в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14.

Условия применения УСН

По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:

Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).*

Исключение предусмотрено только для организаций, которые работают в Крыму или г. Севастополе и сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. С 2015 года они могут применять упрощенку, даже если в 2014 году у них не выполнялись ограничения по размеру полученных доходов и по остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 2 ст. 346.12, абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Лимит дохода для тех, кто хочет перейти на УСН

Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитывают.

Предельную величину доходов для перехода на упрощенку со следующего года определяйте по формуле:

Лимит доходов для перехода на упрощенку = 45 000 000 руб. ? Коэффициент-дефлятор, установленный на год, предшествующий переходу

Например, предельная величина доходов за девять месяцев 2015 года, которая позволит применять упрощенку начиная с 2016 года, составляет 51 615 000 руб. (45 000 000 руб. ? 1,147).

Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.*

В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов. Такие правила установлены статьей 248 и пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Если применяете общую систему налогообложения и платите ЕНВД, то доходы, полученные от вмененной деятельности, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживают и платят по ставкам 0, 9 или 15 процентов ((п. 4 ст. 346.12, подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку

ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.

С 1 января 2016 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2015 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля – 22 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля – 5 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2015 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2016 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб. < 51 615 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2016 года.

Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и тем, кто уже применяет упрощенку.

Лимит дохода для тех, кто уже применяет УСН

Начиная с 2014 года лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима – 60 000 000 руб., ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитывают.

Предельную величину доходов, которая позволяет применять упрощенку в течение года, определяйте по формуле:

Лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима = 60 000 000 руб. ? Коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий год

Например, в 2015 году налогоплательщик может применять упрощенку до тех пор, пока его доходы не превысят 68 820 000 руб. (60 000 000 руб. ? 1,147).*

Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

При расчете суммы предельного дохода учитывайте:

Посредники – комиссионеры, агенты, поверенные при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики – комитенты и принципалы – включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.

Определяя лимит, учитывать не нужно следующие доходы:

При определении доходов исключите из них суммы НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ). Такой порядок следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий применение упрощенки коммерческой организацией

ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. С розничной торговли «Альфа» платит ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2015 года организация применяет упрощенку.

За девять месяцев 2015 года «Альфой» получены следующие доходы:

  • 30 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
  • 6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.

Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2015 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.

Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (68 820 000 руб.). Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, организация вправе оставаться на этом спецрежиме.

В IV квартале 2015 года доходы составили:

  • 23 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 3 000 000 руб. – внереализационные доходы.

Доход организации за 2015 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 23 000 000 руб. + 3 000 000 руб. = 71 000 000 руб.

Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень (68 820 000 руб.), с 1 октября 2015 года организация утратила право на применение упрощенки.

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если суммарный доход от деятельности, часть которой переведена на ЕНВД, превысил предельную величину (в 2015 году – 68 820 000 руб.)

Да, можно. Главное, чтобы предельную величину не превысили доходы, полученные в рамках деятельности на упрощенке.

Ведь при расчете лимита доходы от деятельности на ЕНВД не учитывают. В расчет берут те, что получены от части бизнеса на упрощенке. При этом предельную величину доходов определяют в общеустановленном порядке.

И вот если доход от деятельности на упрощенке превысит установленный предел, тогда придется перейти на общий режим. В 2015 году предельная величина доходов для тех, кто уже применяет упрощенку, составляет 68 820 000 руб.

Все это следует из пункта 4 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13, статей 346.15, 346.17 и подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Пример определения предельной величины доходов, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки. Организация применяет УСН и ЕНВД по одному виду деятельности

Организация «Альфа» оказывает услуги общепита в двух кафе. Площадь залов обслуживания посетителей: в кафе № 1 – 70 кв. м, в кафе № 2 – 200 кв. м.

В отношении деятельности кафе № 1 организация применяет ЕНВД, в отношении деятельности кафе № 2 – УСН.

Доходы от деятельности по оказанию услуг общепита за девять месяцев текущего года составили:
– кафе № 1 – 20 000 000 руб.;
– кафе № 2 – 50 000 000 руб.

В целом доход от деятельности по оказанию услуг общепита составил 70 000 000 руб. Это больше, чем 68 820 000 руб. Однако для целей проверки правомерности применения УСН данное превышение значения не имеет.

В расчет предельной величины, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки, бухгалтер включил только доходы от деятельности кафе № 2 в сумме 50 000 000 руб. То есть доходы, полученные в рамках той части услуг общепита, в отношении которой «Альфа» применяет УСН.

Так как доходы кафе № 2 не превышают 68 820 000 руб., организация может продолжать применять упрощенку по этой части своего бизнеса.

Предельный размер доходов для предпринимателей и организаций Крыма и г. Севастополя– в Крыму и г. Севастополе

Предприниматели, а также организации Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, могут переходить на упрощенку независимо от размера полученных ими доходов. Однако после перехода на спецрежим контролировать соблюдение лимита доходов должны все. Как только сумма полученных доходов в 2015 году превысит 68 820 000 руб., плательщиков лишат права на применение упрощенки.

Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12, пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-11-09/6114 и ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/748.

Численность сотрудников

Применять упрощенный режим налогообложения можно, только когда средняя численность сотрудников не превышает 100 человек. Для тех, кто собирается перейти на упрощенку, численность определяют за девять месяцев года, предшествующих переходу. Для тех же, кто уже на спецрежиме, показатель нужно проверять за каждый налоговый (отчетный) период. То есть не реже чем раз в квартал (подп. 15 п. 3 ст. 346. 12, п. 1 ст. 346.13 НК РФ).*

Среднюю численность сотрудников определяйте, руководствуясь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428.

В среднюю численность сотрудников включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

Главбух советует: показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная приказом Росстата от 29 августа 2012 г. № 470.

Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4, утвержденную приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407.

Остаточная стоимость основных средств

По общему правилу остаточная стоимость основных средств для применения упрощенки не может превышать 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).*

Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • определите, какие основные средства организации (автономного учреждения) признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • рассчитайте остаточную стоимость таких основных средств по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если только планируете перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1 октября года, в котором решили подать уведомление о переходе на спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Если уже применяете упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Правила бухучета основных средств используйте лишь для проверки права перехода на упрощенку (применения упрощенки). После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость основных средств, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Пример определения стоимости основных средств, ограничивающей переход на упрощенку

Организация занимается оптовой торговлей. С 1 января 2016 года планирует перейти на упрощенку.

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств составляет 100 580 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 69 600 000 руб.;
  • зданий – 30 300 000 руб.;
  • объектов внешнего благоустройства – 680 000 руб.

Остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным налогового учета, составила 78 900 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 58 600 000 руб.;
  • зданий – 20 300 000 руб.

Объекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируются, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, связанных с применением упрощенки, не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Для определения лимита, позволяющего перейти на упрощенку с 1 января 2016 года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисляется амортизация (технологического оборудования и зданий):

69 600 000 руб. + 30 300 000 руб. = 99 900 000 руб.

Поскольку этот показатель меньше 100 000 000 руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организация вправе перейти на этот спецрежим с 1 января 2016 года.

Лимит по стоимости основных средств для предпринимателей– у предпринимателей

В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. Однако после перехода на спецрежим контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости имущества придется, как и всем остальным.

Дело в том, что ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только для организаций, которые хотят перейти на упрощенку. Следовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитывая это ограничение. А вот для тех, кто уже применяет спецрежим, ограничение общее: и для организаций, и для предпринимателей.

Такой вывод следует из пункта 1 и подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтвержден в письме Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9.

Лимит по стоимости основных средств в Крыму и г. Севастополе– в Крыму и г. Севастополе

Организации Республики Крым и г. Севастополя с 2015 года тоже вправе перейти на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Однако после перехода на спецрежим контролировать остаточную стоимость нужно обязательно (п. 1 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Нарушение условий применения УСН

При нарушении хотя бы одного из условий применения упрощенки налогоплательщик утрачивает право пользоваться спецрежимом.

Если эти условия не соблюдаются в организации или автономном учреждении, которые только планируют перейти на упрощенку, то они имеют право на такой переход лишь в одном случае: если к моменту перехода на спецрежим нарушения будут устранены.

В частности, коммерческая организация может перейти на упрощенку, если:

  • средняя численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующего переходу, превышала 100 человек, но к 1 января следующего года этот показатель был сокращен до 100 человек и менее (письмо Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248);
  • на дату подачи уведомления о переходе на упрощенку доля участия других организаций в ее уставном капитале превышала 25 процентов, но к 1 января года перехода в учредительные документы были внесены необходимые изменения и размер доли стал удовлетворять установленным требованиям (письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-11-06/2/10).

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка