Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
17 февраля 2015 8 просмотров

У нашей организации есть розничная сеть (обособленные подразделения, далее ОП), которые работают с применением ККМ. Основную кассу (с зет-отчетами) ведет главный бухгалтер (в одном лице). Сегодня в 16-30 одно из ОП посетили представители налоговой инспекции с контрольной закупкой, составили акт и оставили уведомление руководителю о необходимости предоставить документы по кассе за период с 20.12 по 17.02 включительно 18.02 в 10-00. Данные документы может предоставить только главный бухгалтер, но в настоящее время она находится в больнице на больничном на неопределенное время. И вот вопрос - имеет ли право организация попросить отсрочку предоставления документов в такой ситуации?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Рекомендация: Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники

<…>

Анализ документов, представленных организацией

86.10930 (6,8,9)

Для проверки организация (предприниматель) представляет документы, связанные:

  • с приобретением, регистрацией, перерегистрацией ККТ;
  • проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием ККТ, заменой программно-аппаратных средств;
  • вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ;
  • ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах и ее хранением.

Об этом сказано в пункте 33 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

К таким документам, в частности, относятся:

На этих документах должны стоять отметки налоговой инспекции (п. 7072 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94нпостановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132п. 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470).

У организаций и предпринимателей в ходе проверки также могут запросить:

  • акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам по форме № КМ-3;
  • журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста, по форме № КМ-5;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
  • справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6;
  • сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке по форме № КМ-7.

Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты (расчеты с использованием платежных карт) и без применения ККТ. Например, при оказании услуг населению с выдачей бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). В этом случае она должна предоставить документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности:

  • бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;
  • информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
  • акт приемки бланков строгой отчетности;
  • книгу учета бланков строгой отчетности;
  • акт о списании бланков строгой отчетности.

Об этом сказано в пунктах 33 и 34 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ также при ведении деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом по требованию покупателя налогоплательщик выдает документ, подтверждающий прием денежных средств (п. 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

В этом случае организация (предприниматель) должна представить копии товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (п. 33регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Документы, необходимые для проверки, предоставьте в виде оригиналов или копий. Заверьте копию подписью руководителя (другого уполномоченного лица) и печатью (при наличии). Ниже реквизита «Подпись» нужно указать: заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Инспектор не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов. Такой порядок предусмотрен пунктом 35 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н, и пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Организация (предприниматель) должна представить документы в тот же день, когда ей предъявят поручение на проведение проверки, или в течение следующего рабочего дня (п. 36 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

12.63411 (6,8,9)

Ситуация: может ли налоговый инспектор в рамках проверки правильности применения ККТ запросить счета-фактуры или иные документы, обосновывающие суммы налогов

Нет, не может, если к проверке они не относятся.

Налоговые инспекторы не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки. Об этом сказано в пункте 35 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

12.63412 (6,8,9)

Ситуация: что будет, если организация (предприниматель) откажется представить документы, необходимые инспекторам для проверки правильности применения ККТ

За непредоставление сведений (информации) по запросу инспекторов предусмотрен штраф в размере:
– для должностных лиц и предпринимателей – 300–500 руб.;
– для организаций – 3000–5000 руб.

За неисполнение (несвоевременное исполнение) требования налоговой инспекции нарушителю грозит ответственность на основании статьи 126 Налогового кодекса РФ или статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако в данных статьях речь идет о документах, необходимых для налогового контроля.

Формами налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ). Проверка правильности применения ККТ в этом перечне не перечислена.

Вместе с тем, данное нарушение можно приравнять к непредоставлению сведений (информации) по запросу инспекторов. Штраф за такое нарушение предусмотрен статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.*

<…>

Оформление результатов проверки

86.10931 (6,8,9)

Результаты проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п. 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п. 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя). Такой порядок предусмотрен пунктом 49 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Акт должен быть составлен и вручен проверяемому в течение пяти рабочих дней после даты выписки поручения на проверку. Об этом сказано в пунктах 5051 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

В случае выявления нарушений законодательства РФ по применению ККТ инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФп. 53 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Внимание: за невыдачу кассового чека или бланка строгой отчетности налоговая инспекция может оштрафовать:

  • руководителя организации – на сумму от 3000 до 4000 руб.;
  • кассира-операциониста – на сумму от 1500 до 2000 руб.;
  • организацию – на сумму от 30 000 до 40 000 руб.

Такие правила установлены в статьях 14.5 и 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.

На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).

Обжалование постановления о правонарушении

86.10932 (6,8,9)

Срок и порядок обжалования должны быть указаны в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Если организация (предприниматель) не согласна с действиями (бездействием) инспекторов или решением по проверке, она вправе их обжаловать в досудебном порядке (п. 66 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). Организация (предприниматель) может обратиться в региональное налоговое управление (УФНС России) (п. 67 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Унифицированной формы жалобы законодательство не предусматривает, однако есть реквизиты, которые обязательно нужно указать:

  • наименование налогового ведомства, в которое направлена жалоба (либо фамилию, имя, отчество или должность соответствующего должностного лица);
  • наименование заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;
  • суть жалобы;
  • подпись и дату.

При необходимости заявитель может приложить к жалобе документы (либо их копии) в подтверждение своих доводов.

Такой порядок предусмотрен пунктами 69 и 70 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалобу должны рассмотреть в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 71 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). В исключительных случаях этот срок могут продлить не более чем на 30 дней (п. 72 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка