Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 февраля 2015 218 просмотров

Ликвидация ЗАО. Необходимо ликвидировать ЗАО, по которому не ведется никакой деятельности и не велось, акции не выпускались. Возможно ли ликвидировать ЗАО без преобразования в ООО или непубличное АО. Не будет ли каких-либо штрафов при ликвидации за это? Спасибо.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Как провести ликвидацию АО

Ликвидация АО по решению акционеров (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации АО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации.

Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Как принять решение о ликвидации АО и как назначить ликвидационную комиссию

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров (подп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Если все голосующие акции общества принадлежат одному акционеру, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (или единственного акционера АО). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу.

Собрание акционеров проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 5455 Закона об АО). Совет директоров (наблюдательный совет) АО вносит в повестку дня вопросы:

  • о ликвидации общества;
  • о назначении ликвидационной комиссии.

В частности, совет директоров (наблюдательный совет) должен предложить состав ликвидационной комиссии (указываются фамилии председателя (руководителя) и членов комиссии). В состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов АО. Кроме того, закон устанавливает следующие правила (п. 4 ст. 21 Закона об АО):

  • если акционером общества является государство, то в состав комиссии необходимо включить представителя комитета по управлению имуществом (фонда имущества);
  • если акционером общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

131.73505 (11,17)

Можно ли передать полномочия по управлению делами общества не комиссии, а одному лицу

Да, можно.

Общее собрание акционеров вправе назначить ликвидатора, то есть лицо, которому передаются полномочия по управлению делами АО (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

Вместе с тем, передача полномочий одному лицу может привести к неблагоприятным последствиям. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию. Во избежание возможных рисков лучше назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать все полномочия одному лицу.

Решение о ликвидации принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

167.2401 (11,17)

Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:

  • срок проведения ликвидации увеличится;
  • АО понесет расходы на проведение нового собрания;
  • ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации.

Пример из практики: суд признал решение о ликвидации АО недействительным, поскольку совет директоров с истекшими полномочиями созвал внеочередное общее собрание акционеров и внес в повестку дня вопрос о ликвидации

Совет директоров ОАО «М.» созвал внеочередное общее собрание акционеров. В повестку дня был внесен вопрос о ликвидации общества. Собрание приняло решение о ликвидации ОАО «М.» и о назначении ликвидатора.

Гражданка М. (акционер ОАО «М.») посчитала, что принятое решение нарушает ее права. Она предъявила к обществу требование о признании решения недействительным.

Суд установил, что в ОАО «М.» в течение двух лет не проводилось общее собрание акционеров. Следовательно, полномочия совета директоров прекратились, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров (п. 1 ст. 66 Закона об АО). Однако совет директоров ОАО «М.» созвал внеочередное общее собрание акционеров и внес в повестку дня вопрос о ликвидации.

Суд посчитал, что такие нарушения при созыве собрания являются существенными. На основании этого он удовлетворил требования истца. В итоге ОАО «М.» не было ликвидировано (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2011 г. по делу № А56-31206/2009).

Какие действия должна выполнить ликвидационная комиссия в процессе ликвидации АО

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами АО (п. 3 ст. 21 Закона об АО). Комиссия должна:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, о начале процедуры ликвидации.

3. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

4. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (п. 3 ст. 22 Закона об АО).

5. Уведомить кредиторов АО о ликвидации.

6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

7. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – Положение по ведению бухгалтерского учета)).

8. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

9. Созвать и провести общее собрание акционеров с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

10. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

11. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

12. Рассчитаться по долгам АО с кредиторами.

13. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учетеабз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).

14. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

15. Созвать и провести общее собрание акционеров с целью утверждения ликвидационного баланса.

16. Распределить имущество АО между акционерами (при наличии такого имущества).

17. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию АО.

О том, как взаимодействовать с налоговой инспекцией при ликвидации АО, см. Как зарегистрировать ликвидацию АО.

Как опубликовать сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации АО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.

В уведомлении нужно привести следующую информацию:

  • сведения о ликвидируемом АО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • порядок и условия заявления кредиторами АО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа АО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с АО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
  • срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации АО (п. 1 ст. 22 Закона об АО).

Как составить промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 4 ст. 22 Закона об АО). В баланс нужно включить сведения (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого общества;
  • о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • о результатах рассмотрения требований кредиторов;
  • о перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.

131.73506 (11,17)

Нужно ли включать в состав кредиторской задолженности задолженность по тем обязательствам, по которым кредиторы ликвидируемого АО не предъявили требований в течение установленного срока

Нет, не нужно.

Во-первых, с 1 сентября 2014 года закон не предусматривает необходимости удовлетворять требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Фактически это означает, что кредиторы вправе предъявить требования лишь в срок, который установила ликвидационная комиссия.

Во-вторых, суды исходят из того, что если кредитор, извещенный о ликвидации юридического лица, не предъявил в установленный срок требование по тому или иному обязательству, то задолженность перед кредитором не включается в промежуточный ликвидационный баланс (определение ВАС РФ от 18 мая 2011 г. № ВАС-6618/11, постановления ФАС Уральского округа от 16 ноября 2011 г. № Ф09-7165/11 по делу № А60-548/2011ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2011 г. по делу № А56-18180/2010).

Вместе с тем не будет лишним отразить в промежуточном ликвидационном балансе информацию об обязательствах, требования по которым не предъявлялись. Например, можно составить перечень таких обязательств и указать, что кредиторы по этим обязательствам были надлежащим образом уведомлены, однако не воспользовались правом на предъявление требований.

Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)»).

Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием акционеров. Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

Как рассчитаться с кредиторами

Ликвидируемое АО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

С 1 сентября 2014 года расчеты с кредиторами можно начать лишь после погашения текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 64 ГК РФ). По сути речь идет о так называемой нулевой очереди, когда рассчитаться необходимо еще до того, как начнутся выплаты по предъявленным требованиям кредиторов.

В первую очередь нужно удовлетворить требования:

  • о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
  • о компенсации морального вреда;
  • о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения либо повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, а также нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения.

Во вторую очередь необходимо:

  • рассчитаться по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших в АО по трудовому договору;
  • выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь – рассчитаться по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь нужно произвести расчеты с другими кредиторами.

Наконец, после того как будут удовлетворены требования кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (т. е. по сути в пятую очередь), необходимо удовлетворить следующие требования:

  • о возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
  • о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Специальные правила закон устанавливает для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого АО (залоговые кредиторы) (абз. 2 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Каждому кредитору ликвидационная комиссия выплачивает ту сумму, которая зафиксирована в промежуточном ликвидационном балансе (п. 6 ст. 22 Закона об АОп. 5 ст. 63 ГК РФ).

131.73507 (11,17)

Из промежуточного ликвидационного баланса следует, что денежных средств не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов. Можно ли в таком случае рассчитаться с кредиторами за счет иного имущества АО

Да, можно.

В приведенной ситуации ликвидационная комиссия должна продать имущество АО с торгов (п. 5 ст. 22 Закона об АО).

Это не понадобится делать лишь (п. 4 ст. 63 ГК РФ):

  • для объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), поскольку такие объекты разрешено продать без торгов;
  • для имущества, на которое по закону нельзя обратить взыскание (такое имущество вообще не понадобится продавать).

Требования кредиторов будут удовлетворяться за счет средств, полученных после продажи имущества.

Если этих средств окажется недостаточно для удовлетворения всех требований, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве АО (абз. 2 п. 4 ст. 62абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ). Если дело о банкротстве будет возбуждено, ликвидационной комиссии понадобится уведомить кредиторов о том, что процедура добровольной ликвидации АО прекращается (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

Выплаты производятся начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидационная комиссия может удовлетворить требования кредиторов каждой последующей очереди лишь после полного удовлетворения требований в рамках предыдущей очереди, за исключением требований залоговых кредиторов (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования или уклоняется от его рассмотрения, то кредитор вправе предъявить к АО иск об удовлетворении требования. Такой иск можно подать только до утверждения ликвидационного баланса. Если суд удовлетворит этот иск, ликвидационной комиссии понадобится выплатить кредитору присужденную ему денежную сумму в порядке установленной очередности (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Погашенными считаются следующие требования кредиторов (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ):

  • требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  • требования, в удовлетворении которых суд отказал.

Как составить ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс (п. 6 ст. 63 ГК РФ). Баланс составляется по тем же правилам, которые применяются при разработке промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров (п. 7 ст. 22 Закона об АО). Решение принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

167.2402 (11,17)

Внимание! Если сумма активов по ликвидационному балансу превышает сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу, налоговая инспекция может отказаться зарегистрировать ликвидацию.

Ликвидируемое АО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами только после составления промежуточного ликвидационного баланса и в соответствии с его сведениями (п. 6 ст. 22 Закона об АО). При недостаточности денежных средств для расчетов ликвидационная комиссия должна продать иное имущество АО с торгов (п. 5 ст. 22 Закона об АО). Так или иначе, сумма оборотных и внеоборотных активов АО после расчетов с кредиторами должна уменьшиться.

Если же такая сумма активов по данным ликвидационного баланса, наоборот, увеличилась, то это, вероятнее всего, свидетельствует о нарушении порядка ликвидации и об ущемлении прав кредиторов. Например, если до расчетов с кредиторами денежные средства АО составляли 10 тыс. руб., а после – 50 тыс. руб., то это значит, что ликвидация проведена с нарушением требований закона.

Вывод: налоговая инспекция откажет в регистрации ликвидации, если ликвидационный баланс будет противоречить промежуточному ликвидационному балансу.

Как распределить имущество ликвидируемого АО между акционерами

При ликвидации АО участники общества (акционеры) вправе требовать получения части его имущества (п. 2 ст. 31,п. 2 ст. 32 Закона об АО).

Между акционерами может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе. Это зависит от того, каков был объем обязательств АО перед кредиторами. Действуют следующие правила:

  • между акционерами распределяется все имущество АО, если общество не имеет обязательств перед кредиторами. По закону имущество может распределяться, если кредиторы отсутствуют на момент принятия решения о ликвидации (п. 2. ст. 22 Закона об АО). Однако такое правило не применяется на практике. Это объясняется тем, что ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати сообщение о ликвидации. Следовательно, возникает вероятность предъявления к обществу требований теми кредиторами, о существовании которых участники не знали на момент принятия решения. Поэтому имущество между акционерами должно распределяться лишь по истечении двух месяцев с момента опубликования сообщения и в случае, если у АО не появились кредиторы;
  • между акционерами распределяется часть имущества, если у общества были обязательства перед кредиторами и после расчетов с такими кредиторами остались нераспределенные средства. Сведения об этих средствах должны содержаться в ликвидационном балансе;
  • между акционерами имущество не распределяется, если исходя из сведений ликвидационного баланса оно отсутствует.

Ликвидационная комиссия должна распределить имущество АО между акционерами в порядке очередности (п. 1 ст. 23 Закона об АО).

В первую очередь нужно осуществить выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены обществом по требованию акционеров (ст. 75 Закона об АО).

Во вторую очередь необходимо:

  • осуществить выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям;
  • осуществить выплаты ликвидационной стоимости по привилегированным акциям. Ликвидационная стоимость (т. е. стоимость, которая выплачивается акционеру при ликвидации АО) должна быть определена в уставе ликвидируемого общества (п. 2 ст. 32 Закона об АО). Если устав АО предусматривает несколько типов привилегированных акций (например, тип «А» и тип «B»), то сначала ликвидационная стоимость выплачивается всем владельцам привилегированных акций одного типа (типа «А»), а затем – другого типа (типа «B»).

В третью очередь нужно распределить имущество между:

  • владельцами обыкновенных акций;
  • владельцами всех типов привилегированных акций. Как правило, такие владельцы получают выплаты в рамках второй очереди. Вместе с тем, они могут претендовать на дополнительные выплаты в рамках третьей очереди в случае, если владельцы обыкновенных акций получат большую долю в имуществе по сравнению с акционерами второй очереди.

Имущество в рамках каждой очереди распределяется только после полного распределения имущества среди акционеров предыдущей очереди (п. 2 ст. 23 Закона об АО).

Если между акционерами в рамках одной очереди возникнет спор о том, кому из них нужно передать имущество (вещь) ликвидируемого АО, ликвидационной комиссии понадобится продать эту вещь с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

2. Рекомендация: Как зарегистрировать ликвидацию акционерного общества

Ликвидация акционерного общества считается завершенной с момента ее государственной регистрации. Регистрация осуществляется посредством внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации акционерного общества. Регистрирующий орган – ФНС России в лице ее территориальных органов (налоговых инспекций).

Чтобы зарегистрировать ликвидацию, общество должно выполнить ряд действий: направить в инспекцию несколько уведомлений, а затем представить установленный законодательством комплект документов.

При этом необходимо соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы в инспекцию представит не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При подаче документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет получить такие документы и внести запись в ЕГРЮЛ. В случае предъявления неполного их комплекта инспекция будет вправе отказать в регистрации ликвидации. Наконец, при включении в документы недостоверных сведений, а также при нарушении срока подачи документов председателя ликвидационной комиссии акционерного общества могут оштрафовать.

Как подать документы для регистрации ликвидации акционерного общества в налоговую инспекцию

В процессе ликвидации нужно представить документы в налоговую инспекцию несколько раз: сначала нужно направить уведомления, затем подать комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества.

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет ли инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы Единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС России № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации ликвидации акционерного общества, находящегося на территории Москвы.

При подаче документов в налоговую инспекцию необходимо проверить:

  • соответствуют ли представляемые документы установленным законодательством требованиям;
  • подаются ли документы в полном объеме (перечень документов зависит от того, о каком именно этапе ликвидации идет речь);
  • направляются ли документы в налоговую инспекцию надлежащим способом;
  • не содержат ли документы недостоверных сведений (неточностей, искажений в содержании). Если председатель ликвидационной комиссии (иное уполномоченное лицо) общества представит в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения, то он может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказания за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

Документы в налоговую инспекцию можно представить любым из следующих способов:

1) непосредственно в налоговый орган – лично заявителем (руководителем ликвидационной комиссии) либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность или ее копию, заверенную нотариусом;

2) в многофункциональный центр – лично заявителем или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

3) по почте – почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

4) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

Обоснование

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 37 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

Порядок оформления и представления электронных документов установлен приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489.

В подтверждение того, что документы поданы, инспекция выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты принятия.

131.72544 (11,17)

В каком порядке налоговая инспекция выдает расписку в получении документов, представленных для регистрации ликвидации АО

Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.

Если документы представлены непосредственно в инспекцию, то в этот же день расписку выдают на руки заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.

При подаче документов в многофункциональный центр заявитель (представитель заявителя по нотариально удостоверенной доверенности) получает расписку от сотрудника центра на руки в день представления документов.

Если документы направлены по почте, инспекция высылает в адрес заявителя письмо, содержащее экземпляр расписки и уведомление о вручении. Письмо направляют по почте не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Наконец, если заявитель направил документы в электронной форме через Интернет, инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет расписку в форме электронного документа. Расписку высылают по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пунктах 66–69Административного регламента.

Кроме того, на следующий день после принятия документов инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленные документы, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение пяти рабочих дней с момента получения документов налоговая инспекция должна принять одно из решений (п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации, п. 151677–82 Административного регламента):

  • о государственной регистрации путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • об отказе в такой регистрации.

При успешном прохождении процедуры регистрации инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 15абз. 6 п. 16Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

Порядок выдачи листа записи ЕГРЮЛ различается в зависимости от того, каким способом заявитель представил комплект документов для регистрации.

Если документы поданы непосредственно в инспекцию либо направлены по почте, заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ тем способом, который он указал в заявлении или уведомлении (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации). Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации должна направить лист записи ЕГРЮЛ почтовым отправлением в адрес заявителя.

131.72459 (11,17)

Документы для регистрации ликвидации АО поданы непосредственно в налоговую инспекцию либо направлены по почте. При этом заявитель не указал способ получения итогового документа. В каком порядке можно его получить

Лист записи ЕГРЮЛ заявитель получает по почте.

Дело в том, что документы, способ получения которых не указан, передаются в структурное подразделение инспекции, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции. В результате инспекция направляет лист записи ЕГРЮЛ почтовым отправлением по адресу заявителя, указанному в заявлении или уведомлении о ликвидации (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрациип. 88 Административного регламента).

Если документы поданы в многофункциональный центр, за листом записи ЕГРЮЛ заявитель (его представитель по доверенности) должен явиться в многофункциональный центр (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 88 Административного регламента).

Если документы направлены через Интернет, заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ в электронной форме по e-mail. По своему усмотрению заявитель может потребовать выдачи такого документа в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрациип. 89 Административного регламента).

Как уведомить налоговую инспекцию о выполнении того или иного действия в процессе ликвидации акционерного общества

Налоговую инспекцию нужно уведомить о следующих действиях:

  • о принятии решения о ликвидации акционерного общества и о формировании ликвидационной комиссии (п. 13ст. 20 Закона о государственной регистрации);
  • о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Уведомление о начале процедуры ликвидации

Решение о ликвидации акционерного общества принимается общим собранием акционеров. После проведения собрания в налоговую инспекцию необходимо представить уведомление о ликвидации акционерного общества поформе № Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). При заполнении уведомления нужно указать, что документ представляется в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица и формированием ликвидационной комиссии (п. 2.1 и 2.2 формы № Р15001). К уведомлению необходимо приложить решение о ликвидации акционерного общества (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрациип. 26 Административного регламента).

Уведомление подписывает председатель (руководитель) ликвидационной комиссии.

Обоснование

Закон устанавливает, что о ликвидации общества инспекцию уведомляют учредители (участники) этого общества или орган, принявшие решение о ликвидации (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации). В то же время с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества (п. 3 ст. 21 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО). Решение о ликвидации АО принимают, как правило, одновременно с решением о назначении ликвидационной комиссии (п. 2 ст. 21 Закона об АО). В одном из своих писем ФНС России пояснила, что при подаче в инспекцию уведомления в связи с принятием решения о ликвидации и формированием ликвидационной комиссии в роли заявителя выступает руководитель ликвидационной комиссии (п. 14.2.05.18 приложения к письму ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@).

131.72460 (11,17)

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о ликвидации АО

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"» (далее – Закон № 107-ФЗ).

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о ликвидации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке(п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования к оформлению документов), утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).

Документ необходимо подать в течение трех рабочих дней после даты проведения общего собрания акционеров (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

167.2068 (11,17)

Внимание! За нарушение срока уведомления о ликвидации акционерного общества предусмотрена ответственность

Если председатель ликвидационной комиссии нарушит срок для подачи уведомления по форме № Р15001, его могут привлечь к административной ответственности в связи с несвоевременной подачей документа (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказание за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

131.72461 (11,17)

Вправе ли инспекция отказать в регистрации ликвидации, если уведомление о принятии решения о ликвидации по форме № Р15001 подано с нарушением срока

Нет, не вправе.

Закон предусматривает лишь административную ответственность за нарушение срока, в течение которого должно подаваться уведомление о принятии решения о ликвидации (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Вместе с тем, закон не относит это нарушение к основаниям для отказа в регистрации ликвидации (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации). Следовательно, инспекция обязана принять уведомление, поданное по истечении трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.

На основании представленных документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что акционерное общество находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона о государственной регистрации). С этого момента не допускается:

  • государственная регистрация изменений, вносимых в устав АО;
  • государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое АО или которые возникают в результате его реорганизации.

До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о ликвидации акционерного общества по форме № С-09-4.

Обоснование

Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только по форме № Р15001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса

После того как общее собрание акционеров утвердит промежуточный ликвидационный баланс, необходимо уведомить налоговую инспекцию о составлении такого баланса (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Для этого председатель (руководитель) ликвидационной комиссии должен направить в инспекцию уведомление поформе № Р15001, указав в качестве причины подачи такого документа факт составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 формы № Р15001).

131.72462 (11,17)

Можно ли представить одно уведомление о ликвидации акционерного общества и сообщить в нем о составлении промежуточного ликвидационного баланса, принятии решения о ликвидации акционерного общества и формировании ликвидационной комиссии

Нет, нельзя.

АО должно уведомить инспекцию о принятии решения о ликвидации в течение трех рабочих дней после даты проведения общего собрания акционеров.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией по окончании срока для предъявления требований кредиторами (п. 4 ст. 22 Закона об АО). Такой срок начинает течь с момента опубликования в органах печати сообщения о ликвидации общества и не может быть менее двух месяцев (п. 1 ст. 22 Закона об АО).

Следовательно, между подачей в инспекцию первого уведомления о ликвидации (в связи с принятием решения о ликвидации и формированием ликвидационной комиссии) и второго уведомления (в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса) должен быть временной разрыв продолжительностью не менее двух месяцев.

Что нужно сделать для того, чтобы налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации АО

Завершающий этап процедуры ликвидации – подача установленного законодательством комплекта документов в налоговую инспекцию. Председатель (руководитель) ликвидационной комиссии может направить эти документы в инспекцию только после составления ликвидационного баланса. Как правило, документы подаются не ранее трех месяцев с момента принятия решения о ликвидации АО.

131.72463 (11,17)

Можно ли подать документы в инспекцию в течение трех месяцев со дня принятия решения о ликвидации АО (например, через один или через два месяца)

Как правило, нельзя.

По закону ликвидационная комиссия должна уведомить инспекцию о завершении процесса ликвидации акционерного общества не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати сообщения о ликвидации (п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации). Вместе с тем, при расчетах с кредиторами комиссия производит выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди лишь по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Баланс же составляется по окончании срока для предъявления требований кредиторами (т. е. не ранее двух месяцев с момента опубликования сообщения в органах печати) (п. 4 ст. 22 Закона об АО).

Вывод: по общему правилу нельзя подать документы в инспекцию в течение трех месяцев со дня принятия решения о ликвидации акционерного общества. Инспекция может не принять такие документы.

Однако если у общества отсутствуют кредиторы третьей и четвертой очереди, то акционерное общество может подать документы в инспекцию по истечении двух (а не трех) месяцев с момента помещения в органах печати сообщения о ликвидации.

Перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, п. 274246.1 Административного регламента):

1) заявление о государственной регистрации акционерного общества в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@. Документ подписывается председателем (руководителем) ликвидационной комиссии. Подписывая заявление, председатель тем самым подтверждает, что при ликвидации соблюден установленный законом порядок и завершены расчеты с кредиторами;

131.72464 (11,17)

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации АО в связи с его ликвидацией

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации ликвидации направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Законом № 107-ФЗ.

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о регистрации АО в связи с ликвидацией не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке(п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).

2) ликвидационный баланс;

3) документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.;

Обоснование

По закону размер госпошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 20 процентов размера госпошлины, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Другими словами, размер госпошлины за регистрацию ликвидации равен 20 процентам от 4 тыс. руб., то есть 800 руб.

В качестве документа об уплате госпошлины выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме – абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными – абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или«Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

131.72465 (11,17)

Обязательно ли при регистрации ликвидации АО представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию ликвидации оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента).

Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее сведения об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации ликвидации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.

4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений о застрахованных лицах.

131.72466 (11,17)

Обязательно ли при регистрации ликвидации АО подавать в налоговую инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Ликвидируемое АО должно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации ликвидации (абз. 5 п. 2 ст. 9п. 3 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; далее – Закон об индивидуальном учете).

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку (иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (подп. «г» п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрациип. 42 Административного регламента).

Однако все же имеет смысл самостоятельно подать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Это обезопасит заявителя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае (т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:

  • сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
  • сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат правила представления сведений.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации ликвидации.

Разумеется, в каждом из этих случаев можно попытаться оспорить действия инспекции. Но лучше заранее обезопасить себя от ненужных споров.

На основании представленных документов налоговая инспекция регистрирует ликвидацию акционерного общества – вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации. С этого момента общество считается прекратившим существование (ст. 24 Закона об АО).

Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8п. 5 ст. 22Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, – лист записи ЕГРЮЛ с информацией о том, что акционерное общество ликвидировано (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 15абз. 6 п. 16 Административного регламента).

Сведения о ликвидации акционерного общества публикуются налоговой инспекцией в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации).

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Екатерина Никонова

исполнительный директор ООО «Абсолют Факторинг»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка