Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
24 февраля 2015 122 просмотра

Могут ли налоговые органы уменьшить штраф за несвоевременное(свыше 180 дней) предоставление налоговой декларации по НДС налогоплательщику (организации),которая находясь на специальном налоговом режиме УСНО от доходов являлась налоговым агентом по НДС по отношению к иностранной организации не состоявшей на налоговом учете в РФ и оказавшей услуги на территории России.

Также за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

При этом налоговый орган может уменьшить размер штрафа при наличии смягчающих обстоятельств. Наличие смягчающих обстоятельств устанавливает суд или налоговый орган, рассматривающий дело (п. 4 ст. 112 Налогового кодекса РФ). Из писем Минфина России от 16 мая 2012 г. № 03-02-08/47 и от 30 января 2012 г. № 03-02-08/7 следует, что при наличии смягчающих обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ) налоговая инспекция или суд могут снижать штрафы ниже минимального предела. В частности, за несвоевременное представление налоговой декларации штраф может быть назначен меньше 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Однако налоговое ведомство придерживается противоположной точки зрения. В письме ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37-7/16376 сказано, что даже при наличии смягчающих обстоятельств минимальный размер штрафа снижению не подлежит.

Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна

Прежде всего с ходатайством о снижении штрафа нужно обратиться в свою налоговую инспекцию, а затем при необходимости в вышестоящий налоговый орган. Документ составляется в произвольной форме c указанием смягчающих обстоятельств. Лучше привести и арбитражную практику в поддержку налогоплательщиков. Если налоговые структуры откажут, следует обращаться в арбитражный суд.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

1. Рекомендация: Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

Чтобы рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку.*

Налоговая база

Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:

  • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);*
  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):

  • при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Налоговая ставка

Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:

Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).

<…>

НДС по услугам иностранных организаций

Ситуация: какую сумму НДС должна удержать организация на ОСНО при приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете. Местом реализации признается Россия. Работы (услуги) приняты к учету, но не оплачены

Удержите сумму НДС, рассчитанную по курсу Банка России на дату перечисления денег.

В бухучете входной НДС по приобретенным у иностранной организации товарам (работам, услугам) следует отражать на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по курсу Банка России, действующему на дату принятия на учет данных товаров, работ, услуг (п. 56 ПБУ 3/2006, Инструкция к плану счетов).*

Однако налоговую базу для расчета суммы НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента в этом случае, нужно определять по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ). Эту же сумму налога налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 января 2015 г. № 03-07-08/1467.

Значит, если на дату перечисления денег иностранной организации курс иностранной валюты изменится, сумму НДС, учтенного на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», скорректируйте.

<…>

Ситуация: как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу

Если приобретены работы (услуги), которые по российскому законодательству не освобождены от налогообложения, НДС нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств.

При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47(доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).

Налоговой базой для расчета НДС по работам (услугам), приобретенным у иностранных организаций, является их стоимость с учетом налога. То есть определять сумму налога нужно по расчетным ставкам – 18/118 или 10/110 (п. 1 ст. 161 НК РФ). Но если в договоре это условие не отражено, НДС нужно начислить со стоимости работ (услуг) без учета налога. То есть по прямым ставкам – 18 или 10 процентов. Заплатить налог организации придется за счет собственных средств. Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 15 августа 2008 г. № 03-07-07/78от 20 июля 2006 г. № 03-04-08/156 и от 5 августа 2005 г. № 03-04-08/215.

При расчетах с исполнителями учитывайте, что банк не примет платежное поручение на перевод оплаты иностранной компании, если одновременно с ним заказчик не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФписьмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33).

Исключение составляют сделки, в которых российская организация не является налоговым агентом. Например, если территория России не признается местом реализации работ (услуг) или если работы, выполненные иностранной компанией, в России освобождены от налогообложения. При расчетах по таким сделкам банк переведет деньги иностранному исполнителю без платежного поручения на перечисление НДС в бюджет. Но вместо этой платежки в банк следует представить письменное уведомлениеоб отсутствии у российской организации обязанности по удержанию НДС. Контролировать достоверность подобных уведомлений банки не уполномочены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 августа 2014 г. № 03-07-08/40724.

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация:Как составить и сдать декларацию по НДС налоговому агенту, не являющемуся плательщиком НДС

Налоговую базу и сумму налога по операциям, в которых организация выступает в качестве налогового агента по НДС, отразите в декларации по НДС.

Форма декларации

Формы (электронные форматы) налоговой отчетности, а также порядок их представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). До принятия новых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчетности (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). В настоящее время при составлении декларации по НДС следует руководствоваться формой и порядком, которые были утверждены приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Срок сдачи

Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Сдать декларацию в налоговую инспекцию нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ).*

Ситуация: нужно ли сдать нулевую декларацию по НДС налоговому агенту, если в течение квартала у организации не было операций по удержанию налога. Организация не является плательщиком НДС и не ведет посреднической деятельности

Нет, не нужно.

В отличие от статьи 23статья 24 Налогового кодекса РФ не обязывает налоговых агентов подавать нулевые налоговые декларации. Для них декларации не являются письменным заявлением о полученных доходах. Налоговым агентам нужно составлять отчетность лишь по тем операциям, в результате которых они должны удержать с контрагента ту или иную сумму налога и перечислить ее в бюджет. Такой порядок следует из абзаца 5 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, раздел 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» нужно сдавать в инспекцию только при совершении операций, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ (абз. 9 п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н).

Внимание: несвоевременная подача декларации по НДС является правонарушением (ст. 106 НК РФст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность

Налоговая ответственность за несвоевременное представление деклараций установлена статьей 119 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2014 года из текста этой статьи исключена категория «налогоплательщик» (п. 13 ст. 10 Закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ). Поэтому в настоящее время налоговая инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать декларации по НДС, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. В том числе и налогового агента, который не является плательщиком НДС.

Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).*

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Ситуация: Может ли налоговая инспекция или суд при наличии смягчающих обстоятельств снизить минимальный размер штрафа, установленный статьей 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление налоговой декларации

Да, может.

Из писем Минфина России от 16 мая 2012 г. № 03-02-08/47 и от 30 января 2012 г. № 03-02-08/7 следует, что при наличии смягчающих обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ) налоговая инспекция или суд могут снижать штрафы ниже минимального предела. В частности, за несвоевременное представление налоговой декларации штраф может быть назначен меньше 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Однако налоговое ведомство придерживается противоположной точки зрения. В письме ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37-7/16376 сказано, что даже при наличии смягчающих обстоятельств минимальный размер штрафа снижению не подлежит.

Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна. Некоторые суды разделяют позицию Минфина России и уменьшают суммы штрафов за несвоевременное представление деклараций ниже минимального размера (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2012 г. № А66-5375/2011Московского округа от 4 августа 2011 г. № КА-А40/8428-11). Вместе с тем, есть примеры судебных решений, в которых отражена противоположная точка зрения: минимальный размер санкции не снижается даже при наличии смягчающих обстоятельств (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2011 г. № Ф03-1312/2011,Северо-Кавказского округа от 28 января 2011 г. № А32-53844/2009Западно-Сибирского округа от 19 августа 2010 г. № А27-25004/2009Уральского округа от 27 августа 2009 г. № Ф09-6325/09-С3 № А60-3900/2009-С10Поволжского округа от 27 июля 2009 г. № А65-26698/2008).*

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

<…>

4. Статья: Смягчение наказания за налоговые нарушения

Налоговые проверки нередко заканчиваются доначислением налогов и применением штрафных санкций. А можно ли уменьшить штрафы или вообще свести их к нулю? Если у строительной организации есть веские основания, то шансы сгладить негативные последствия вполне реальны.

Возможность уменьшения штрафа

Наиболее часто применяемые налоговиками штрафные санкции – за опоздание со сдачей декларации или с уплатой налога.

Непредставление в срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Максимальная величина штрафа – 30 процентов от указанной суммы, минимальная – 1000 руб. ( п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ ).

Размер штрафа для налогоплательщиков за неуплату или неполную уплату налога и налоговых агентов за неудержание и неперечисление налога в установленный срок одинаковый – 20 процентов от неперечисленной суммы налога. Такие правила установлены в статьях122123 Налогового кодекса РФ.

А как уменьшить размер штрафа? Ведь такая возможность Налоговым кодексом РФ предусмотрена. Что нужно предпринять организации и какие обстоятельства признаются смягчающими вину?

В письме Минфина России от 15 октября 2012 г. № 03-02-07/1-253рассмотрен вопрос компании, задержавшей на несколько дней перечисление НДФЛ. У нее есть несколько смягчающих обстоятельств:

  • признание факта совершения правонарушения;
  • отсутствие умысла;
  • совершение нарушения впервые;
  • отсутствие ущерба для бюджета;
  • уплата налога произведена в полном объеме до проведения камеральной проверки;
  • несоразмерность санкции последствиям совершенного нарушения;
  • тяжелое финансовое положение компании.

Налогоплательщик считает, что налоговые агенты по налогу на доходы физлиц поставлены в худшие условия по сравнению с налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль. Дело в том, что налоговые агенты по двум последним налогам могут быть освобождены от уплаты штрафа: при сдаче уточненной налоговой декларации с суммой налога к доплате и перечислении ее в бюджет они платят только пени. Налоговые агенты по НДФЛ такой возможности лишены. В связи с чем компания и спрашивает, возможно ли и в отношении НДФЛ уменьшить сумму штрафа до нуля.

Мнение Минфина

Финансисты ответили, что в Налоговом кодексе РФ не предусматривается различное применение статьи 123 в зависимости от конкретного налога. При этом в письме № 03-02-07/1-253 говорится, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате. Следовательно, источником перечисления данного налога в бюджет являются суммы, удерживаемые у налогоплательщиков.

В то же время чиновники отметили, что в кодексе определены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения и смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Из чего можно заключить, что они могут быть применены и для данного случая. А вот вопрос о возможности избежать штрафа остался без ответа. Так что постараемся разобраться самостоятельно.

Отменить наказание не получится

Скажем сразу: снизить штраф за несвоевременное перечисление НДФЛ до нуля не удастся.

С одной стороны, пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей кодекса. Причем в данной норме оговорен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Поэтому суд по результатам оценки смягчающих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. › |

› | Такие разъяснения приведены впункте 19 постановления от 11 июня 1999 г. Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9.

С другой стороны, если суд вообще освободит виновного налогоплательщика (или налогового агента) от наказания, то произойдет уже не смягчение налоговой ответственности, а ее полная отмена. Что, по мнению судей, недопустимо (постановления ФАС Дальневосточного округа от 26 ноября 2004 г. по делу № Ф03-А51/04-2/ 3096 и ФАС Уральского округа от 15 июля 2003 г. по делу № Ф09-2060/03-АК ). Значит, отменить штраф полностью, если само нарушение остается объективным фактом, не получится. А вот снизить размер штрафа до почти символической величины тем не менее возможно.

Примером может служить постановление ФАС Московского округа от 4 августа 2011 г. № КА-А40/8428-11, в котором признано правомерным снижение размера штрафа с 1 344 191,2 руб. до 100 руб. Арбитры отметили, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, сославшись напостановление КС РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П. И что право суда на снижение размера налоговой санкции не ограничено максимальным пределом.

Смягчающие обстоятельства

Открытый перечень смягчающих ответственность обстоятельств приведен в статье 112 Налогового кодекса РФ:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности;
  • иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность налогоплательщика.

Последний пункт свидетельствует о том, что решение о признании обстоятельств смячающими целиком зависит от налогового органа или судей, а значит, организация вправе привести в свою защиту любые уважительные основания.

Отметим, что уменьшить штраф можно и в том случае, если Налоговым кодексом РФ предусмотрен его минимальный размер. Хотя налоговики считают, что минимальная величина штрафа снижению не подлежит.

Однако их позиция не соответствует правилу, установленному в пункте 3статьи 114 Налогового кодекса РФ и разъяснениям Минфина России, которые даны в письме от 30 января 2012 г. № 03-02-08/7.

Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по возможности уменьшения штрафа в отношении минимальных размеров, установленных им. › |*

› | Данные выводы сделаны впостановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2012 г. по делу № А66-5375/2011.

Расскажем подробнее, как суды относятся к смягчающим обстоятельствам.

Совершение правонарушения впервые и раскаяние. Даже такой довод может помочь снизить сумму штрафа (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 5 марта 2012 г. № А28-7219/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 6 мая 2004 г. № А39-4252/2003-153/1 и др.).

В то же время не все арбитры считают привлечение к ответственности в первый раз смягчающим обстоятельством ( постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2012 г. по делу № А78-7098/2011).

Отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения. Согласнопункту 3 статьи 110 Налогового кодекса РФ, налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своего деяния или вредного характера наступивших последствий, хотя должно было и могло его осознавать. Данный фактор был учтен в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 13 июня 2006 г. по делу № А38-6973-12/422-2005(12/67-2006)ФАС Уральского округа от 16 мая 2006 г. по делу № Ф09-3835/06-С7.

Отсутствие ущерба для бюджета. Это основание для смягчения ответственности тоже помогло налогоплательщикам снизить штрафы. В качестве примера можно привести постановления ФАС Московского округа от 4 августа 2011 г. № КА-А40/8428-11от 17 мая 2010 г. № КА-А/40-3532-10 и пр.

Уплата налога в полном объеме до проведения камеральной проверки.Добровольное погашение недоимки и пеней приравнивается к деятельному раскаянию ( постановление ФАС Поволжского округа от 2 ноября 2006 г. по делу № А55-4559/2006-51 ).

Несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения.Этот аргумент признан в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 апреля 2011 г. № А19-29030/09ФАС Дальневосточного округа от 7 декабря 2006 г. по делу № Ф03-А51/06-2/4556 и др.

Тяжелое финансовое положение компании. Данное обстоятельство было учтено как смягчающее, в частности, в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 16 мая 2012 г. № А79-8470/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2008 г. № А74-2822/07-Ф02-927/08 и пр.

Судьи снисходительны, если нарушение связано с отсутствием у организации денег из-за несвоевременной оплаты госконтракта, то есть с неперечислением ей денег из бюджета. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 5 декабря 2006 г. по делу № А43-6274/2006-34-158пришел к выводу, что, даже если компания удержала из доходов работников, но не перечислила в бюджет НДФЛ, смягчающим обстоятельством является большая бюджетная задолженность перед организацией, из-за чего у нее и начались финансовые затруднения.

Как видим, даже в отдельности каждое из приведенных оснований может служить поводом для снижения суммы штрафа. А их совокупность, очевидно, в несколько раз увеличивает шансы на поддержку суда. Это доказывают, в частности, постановления ФАС Центрального округа от 3 июля 2012 г. № А09-8533/2011 и ФАС Волго-Вятского округа от 22 февраля 2012 г. № А11-1009/2011.

Обращаем внимание еще на один важный момент.

Налоговой службой разъяснен порядок применения норм пункта 1статьи 119 и пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. При этом подчеркнуто, что, согласно пункту 2 статьи 108 Налогового кодекса РФ, никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. И дана ссылка на постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 июня 2011 г. по делу № А27-13715/2010 (в его передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано). В этом документе содержится вывод о том, что при несдаче декларации по налогу на добавленную стоимость и непредставлении сведений, содержащихся в ней, о сумме НДС, подлежащей исчислению, нарушение заключается в непредставлении в установленный срок одного и того же документа. За что налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности дважды. › |

› | Такие разъяснения приведены вписьме ФНС России от 18 декабря 2012 г. № АС-4-2/21574.

Порядок действий

Смягчающие обстоятельства устанавливает суд или налоговый орган, рассматривающий дело ( п. 4 ст. 112 Налогового кодекса РФ ). Так что прежде всего с ходатайством о снижении штрафа нужно обратиться в свою налоговую инспекцию, а затем при необходимости в вышестоящий налоговый орган. Документ составляется в произвольной форме c указанием смягчающих обстоятельств. Советуем привести и арбитражную практику в поддержку налогоплательщиков. Если налоговые структуры откажут, следует обращаться в арбитражный суд.

Заметим: если налоговики снизили размер штрафа, но компания не довольна размером снижения, у нее также есть право обратиться в суд с заявлением об уменьшении суммы штрафа. Вопрос в том, удастся ли что-то выиграть.*

Ответ неоднозначный. Есть постановления, где судьи пересмотрели решение о смягчении наказания, принятое налоговиками. › |

› | Постановления ФАС Дальневосточного округа от 10 августа 2009 г. № Ф03-3867/2009 , ФАС Западно-Сибирского округа от 16 января 2007 г. по делу № Ф04-8848/2006(29959-А03-3).

Но есть и противоположные вердикты. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 13 февраля 2012 г. № Ф09-9907/11 арбитры указали, что смягчающие обстоятельства налоговая инспекция уже приняла во внимание при вынесении решения (штраф уменьшен в два раза). Поэтому оснований для снижения штрафа, определенного налоговиками, не имеется.

Еще один интересный вопрос: должен ли суд учитывать смягчающие обстоятельства без ходатайства налогоплательщика? Здесь, к сожалению, тоже нет единого подхода. Некоторые судьи считают, что снизить размер штрафа по собственной инициативе они не вправе или не обязаны это делать (постановления ФАС Дальневосточного округа от 5 сентября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3662ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2007 г. № А33-9703/06-Ф02-2401/07 и т. д.).

Однако эти выводы опровергает постановление Президиума ВАС РФ от 12 октября 2010 г. № 3299/10, в котором подчеркнуто, что отсутствие ходатайства налогоплательщика о применении смягчающих обстоятельств не исключает обязанности суда оценить соразмерность исчисленного штрафа тяжести правонарушения. Причем даже если налоговики уже смягчили наказание.

Таким образом, при привлечении к ответственности строительной компании следует использовать все имеющиеся возможности, чтобы попытаться снизить размер наложенных штрафов. Шансы на успех есть. Но ввиду неоднородности арбитражной практики предсказать результат сложно.*

Важно запомнить
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ ( п. 3 ст. 114 Налогового кодекса РФ ).

<…>

А.В. Анищенко, аудитор ООО «Аудиторская фирма “Атолл-АФ”»

Журнал «Учет в строительстве»№ 2, февраль 2013

5. Статья: ТОП-10 обстоятельств, ссылаясь на которые компании снижают налоговые штрафы

Перечень смягчающих обстоятельств НК РФ не ограничивает

Целесообразно приводить сразу несколько таких обстоятельств

Для снижения штрафа за разные нарушения нужны разные аргументы

При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность за налоговое правонарушение, размер штрафа уменьшается как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). Перечень таких обстоятельств является открытым (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Тем не менее практика показывает, что далеко не каждое обстоятельство, которое приводит налогоплательщик, суд принимает как действительно смягчающее ответственность.

Кроме того, имеет значение вид совершенного правонарушения. В частности, для снижения штрафа за несвоевременную уплату налога подойдут одни аргументы, а для уменьшения штрафа за нарушение срока сдачи отчетности — другие. Впрочем, есть и универсальные обстоятельства.

Редакция журнала РНК проанализировала арбитражную практику за последние три года и отобрала 10 смягчающих обстоятельств, с помощью которых организациям чаще всего удавалось снизить размер налоговых санкций. Эти обстоятельства мы разместили в порядке убывания их эффективности, то есть от самого действенного, по мнению опрошенных нами независимых экспертов (их список приведен ниже), до наименее результативного.

<…>

Абсолютное большинство опрошенных специалистов в сфере налогообложения (95%) считают, что добросовестное исполнение организацией обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, является одним из обстоятельств, на которые следует ссылаться, чтобы смягчить налоговые санкции.*

Впрочем, практика показывает, что ссылка на отсутствие задолженности перед бюджетом, наличие налоговой переплаты, добровольное погашение недоимки и пеней оказывается более эффективной лишь в тех ситуациях, когда штраф применен именно за неуплату налога или за неперечисление налога, удержанного налоговым агентом (постановления ФАС Северо-Кавказского от 23.10.13 № А32-37825/2012, Западно-Сибирского от 10.07.12 № А45-23284/2011 и от 03.11.11 № А27-2692/2011 округов).

Хотя есть примеры судебных решений, в которых суд снизил размер штрафа за несвоевременное представление декларации, приняв во внимание наличие переплаты по налогу (постановления ФАС Московского от 11.07.11 № КА-А40/6934-11 и Уральского от 22.07.09 № Ф09-4341/09-С2округов).

<…>

2. Тяжелое материальное положение компании либо перспектива его ухудшения в случае погашения всех долгов перед бюджетом

<…>

Еще одним очень эффективным аргументом, позволяющим снизить налоговые санкции, является затруднительное финансовое положение организации. Причем речь идет не только об отсутствии у компании средств для своевременного перечисления налогов и штрафов, но и о тех случаях, когда их полная или даже частичная уплата повлечет невозможность погашения других долгов. Например, не позволит организации выплатить работникам зарплату, рассчитаться с поставщиками или подрядчиками либо приведет к дополнительным заимствованиям.

<…>

Какие обстоятельства Налоговый кодекс относит к смягчающим ответственность

Примерный перечень таких обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ. В него входят:

— совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
— совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
— тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности;
— иные обстоятельства, которые суд или налоговый орган посчитают смягчающими ответственность в конкретном деле

Однако затруднительное материальное положение организации важно подтвердить документами. Например, копией бухгалтерского баланса или отчетом о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, распечатками карточек по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Кроме того, при наличии картотеки на расчетном счете можно предъявить справку банка, подтверждающую этот факт. Задолженность по уплате налогов, сборов, пеней или штрафов можно подтвердить актом сверки расчетов с инспекцией.

Практика показывает, что при рассмотрении исков о снижении штрафов за различные налоговые правонарушения суды признают смягчающими ответственность следующие обстоятельства:

— отсутствие у организации достаточных денежных средств для уплаты налогов и налоговых санкций (постановления ФАС Московского от 22.01.09 № КА-А41/13108-08 и Восточно-Сибирского от 24.08.07 № А19-25631/06-44-Ф02-5779/07 округов);
— убыточность деятельности налогоплательщика или отсутствие у него прибыли (постановления ФАС Уральского от 29.10.12 № Ф09-9462/12 иСеверо-Западного от 14.12.11 № А42-9338/2010 округов);
— наличие значительной задолженности перед контрагентами, банками или другими кредиторами (постановления ФАС Северо-Западного от 26.06.13 № А56-54470/2012 и Центрального от 05.05.10 № А48-4384/2009округов);
— наличие задолженности по заработной плате (постановления ФАСПоволжского от 10.04.12 № А12-11257/2011 и Уральского от 13.02.12 № Ф09-9907/11 округов).

3. Несоразмерность штрафа тяжести или последствиям совершенного правонарушения

<…>

Нередко инспекторы пытаются взыскать с налогоплательщиков очень значительные суммы штрафов даже за не самые серьезные нарушения. Например, за несвоевременное представление налоговикам документов по встречным проверкам. Штраф за это правонарушение составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Таким образом, если организация за пять дней не успела подготовить копии, например, 500 документов по взаимоотношениям с крупным контрагентом, ей грозит штраф в размере 100 000 руб. (500 шт. ? 200 руб.).

<…>

4. Совершение налогового правонарушения впервые

Если организацию раньше не штрафовали за налоговые правонарушения, многие эксперты рекомендуют ссылаться на это обстоятельство как на смягчающее ответственность.

Аркадий Капкаев, руководитель отдела налоговых споров и налогового планирования ООО «Правовой сервис», пояснил, что указанное обстоятельство помогает налогоплательщикам снизить размер штрафа по ряду правонарушений. Но, к сожалению, не всегда.

Некоторые суды считают, что совершение налогового правонарушения впервые не является обстоятельством, смягчающим ответственность (постановления ФАС Северо-Западного от 14.05.13 № А56-43173/2012 и от 08.02.08 № А05-6875/2007Восточно-Сибирского от 10.07.12 № А78-7098/2011 и Поволжского от 13.09.11 № А55-25957/2010 округов). Оно лишь не отягчает ее, то есть не влечет удвоения штрафа (подробнее читайте ниже).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Повторность правонарушения приводит к увеличению штрафа в два раза

Помимо смягчающих ответственность обстоятельств, существует и обстоятельство, отягчающее ее.

Но таковым считается лишь одно — повторное совершение налогового правонарушения лицом, которое ранее уже привлекалось к ответственности за аналогичное нарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ). При наличии указанного обстоятельства штраф увеличивается в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Повторным признается правонарушение, которое имеет аналогичный состав и совершено в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или инспекции о привлечении к ответственности за первое нарушение (п. 3 ст. 112 НК РФ)

<…>

7. Возникновение технических проблем, поломка оборудования, сбои в работе компьютеров или программного обеспечения

В работе любой организации возможны различные технические неисправности, поломки, сбои, проблемы с интернетом или со связью, а также другие неполадки, так или иначе сказывающиеся на исполнении ею налоговых обязательств. Зачастую именно из-за подобных сложностей компании не могут своевременно представить декларацию (особенно если она сдается в электронном виде по ТКС) или подготовить копии документов, затребованных инспекторами. Нередко перебои в работе интернета приводят к тому, что организация, пользующаяся системой «Банк — Клиент», не успевает своевременно заплатить налоги.

Татьяна Нефедова, руководитель службы внутреннего аудита международного холдинга, отметила, что большинство судов признают различные технические сбои основанием для смягчения налоговых санкций, а иногда даже и для полной их отмены. Анализ судебной практики показывает, что суды снижают сумму штрафа (иногда до 0 руб.), в частности, из-за следующих обстоятельств:

— загруженности почтового сервера по причине массовой отправки отчетности (постановление ФАС Московского округа от 26.07.11 № КА-А40/7709-11);
— отсутствия доступа в интернет в день отправки декларации в связи с проведением интернет-провайдером ремонта или тестирования телекоммуникационных сетей (постановление ФАС Московского округа от 27.05.11 № КА-А40/4712-11-2);
— возникновения технических ошибок при передаче электронных файлов (постановления ФАС Московского от 11.07.11 № КА-А40/6934-11 и Западно-Сибирского от 26.04.11 № А27-11908/2010 округов);
— поломки компьютера (постановления ФАС Северо-Кавказского от 23.03.09 № А32-17674/2008-59/232 и Уральского от 16.01.07 № Ф09-11774/06-С2 округов);
— сбоев в работе интернета (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.09 № Ф04-2189/2009(4443-А81-31)).

Поскольку суды обычно принимают решение об уменьшении налоговых санкций исходя из совокупности смягчающих обстоятельств, в дополнение к ссылке на технические неполадки организациям целесообразно приводить и другие аргументы.

Например, если ранее их не привлекали к ответственности за аналогичные правонарушения, указать и подтвердить этот факт. Можно также сослаться на тяжелое материальное положение или наличие переплаты по налогам, если, конечно, это действительно так.

8. Добросовестное заблуждение налогоплательщика (совершение налогового правонарушения по неосторожности)

Нередко организации совершают налоговые правонарушения по неосторожности или случайно, то есть не имея на то предварительного умысла. Кроме того, встречаются ситуации, когда налогоплательщики допускают ошибки из-за того, что неверно трактуют или неправильно применяют нормы налогового законодательства либо официальные разъяснения контролирующих органов.

<…>

9. Наличие в деятельности организации кадровых проблем

Ни одна организация не застрахована от возникновения кадровых проблем, которые в конечном итоге могут привести к несвоевременной сдаче деклараций, нарушению сроков уплаты налогов или совершению другого налогового правонарушения.

Речь идет прежде всего о таких временных или постоянных трудностях, как болезнь или отсутствие главного бухгалтера в период отчетности, нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров, большое количество вакансий в бухгалтерии, общая текучесть кадров.

<…>

Журнал «Российский налоговый курьер» № 21, ноябрь 2014

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка