Журнал, справочная система и сервисы
24 февраля 2015 36 просмотров

Скажите, пожалуйста, ранее (до 2015 года) организации кинематографии учитывали денежные средства в поддержку национального фильма (амортизируемого имущества) в соответствии с п. 4.2 ст. 271 НК РФ как средства государственного финансирования в виде субсидий, предусмотренные Федеральным законом от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", а также средства, полученные организациями кинематографии из Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на производство, прокат, показ и продвижение национального фильма, источником которых являются бюджетные ассигнования, и учитывали в составе внереализационных доходов по мере признания расходов на приобретение (создание) амортизируемого имущества. Но с 01 января 2015 года это больше не действует, как с с этого года учитываются денежные средства в поддержку национального фильма (амортизируемого имущества)? Спасибо.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 14.03.2014 № 03-11-06/2/11266

«Вопрос*

Просим дать разъяснения по вопросам налогообложения:

Нашей организацией в 2013 году получена субсидия Министерства культуры РФ на производство аудиовизуального произведения (национального фильма) на основании соглашения о предоставлении и целевом использовании субсидии на производство национального фильма. Субсидия предоставляется на основании Федерального закона от 22.08.96 № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 1397 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии". Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы 6%.

По итогам реализации субсидии будет создан нематериальный актив (аудиовизуальное произведение), который будет поставлен на баланс.

Следует ли включать полученную субсидию в налогооблагаемую базу за 2013 год? Подлежит ли также налогообложению целевое софинансирование, полученное от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на создание данного аудиовизуального произведения?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее*.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям. Перечень такого имущества является закрытым.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Кроме того, статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) определено, что получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные обществом с ограниченной ответственностью из бюджета через Министерство культуры Российской Федерации на производство аудиовизуального произведения, а также целевые средства, полученные от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на создание аудиовизуального произведения, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и, соответственно, учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения».

2. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<…>

ОСНО: налог на прибыль

Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль*

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 56 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных инвестиций, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Освобождение от налогообложения прибыли бюджетных инвестиций по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий.

Средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:

  • когда получатель средств государственной помощи использовал указанные средства не по целевому назначению;
  • или когда были нарушены условия предоставления средств государственной помощи.

Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала средства государственной помощи не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 24741 НК РФ).

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием*

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные инвестиции, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

Назначение субсидии Порядок признания доходов
Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии.

Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода

Расходы связаныс приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии.

При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции

Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений

Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты, оплаченные за счет средств государственной помощи. Организация не является некоммерческой, унитарным предприятием*

Да, можно, но при условии что средства госпомощи не признаются для целей налога на прибыль целевым финансированием.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252п. 17 ст. 270 НК РФ).

В частности, основные средства, приобретенные за счет средств целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Данное правило в полной мере касается государственной помощи, которую получает управляющая компания на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19.

Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются таковыми в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Также можно учесть в расходах затраты, связанные с содержанием имущества, которое получено в рамках государственной помощи. Например, если в рамках финансирования целевых мероприятий организация получила оборудование, то суммы амортизации, начисленные по такому основному средству, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272,подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800.

Если организация получает средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль относятся к целевому финансированию, то данные об их получении и использовании отразите в Отчете о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600) (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). То есть указанный отчет нужно сдать в составе годовой декларации по налогу на прибыль в срок до 28 марта года, следующего за тем, в котором были получены средства целевого финансирования (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Средства, которые не относятся к целевому финансированию в целях расчета налога на прибыль, отражать в Отчете о целевом использовании имущества не нужно.

Суммы полученных бюджетных кредитов при расчете налога на прибыль учитывайте в общем порядке, предусмотренном для отражения займов (кредитов).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении получения и использования государственной помощи (субсидии на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением основных средств). Организация применяет общую систему налогообложения

12 января 2015 года «Альфа» получила уведомление о выделении средств из федерального бюджета на финансирование капитальных расходов (приобретение производственного оборудования). В этом же месяце с поставщиком оборудования был заключен договор на поставку. В связи с тем, что у организации имеются достаточные основания для выполнения условий предоставления бюджетных средств, в учете «Альфы» они отражаются по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

«Альфа» применяет метод начисления, налог на прибыль платит поквартально.

Стоимость оборудования на основании договора, заключенного с поставщиком, составила 4 720 000 руб. (в т. ч. НДС – 720 000 руб.). Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 20 января 2015 года.

«Альфа» приобрела оборудование 27 января 2015 года. В этом же месяце оборудование было введено в эксплуатацию. Для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования оборудования – десять лет (120 месяцев). Согласно учетной политике амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.

Ежемесячная сумма амортизации в бухгалтерском и налоговом учете составила 33 333 руб.

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе 2015 года:

Дебет 76 Кредит 86
– 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора);

Дебет 51 Кредит 76
– 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;

Дебет 08 Кредит 60
– 4 000 000 руб. – приобретено производственное оборудование за счет средств государственной помощи;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 720 000 руб. – учтен входной НДС по оборудованию, приобретенному за счет бюджетных средств;

Дебет 01 Кредит 08
– 4 000 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию производственное оборудование;

Дебет 60 Кредит 51
– 4 720 000 руб. – перечислена поставщику стоимость оборудования за счет государственной помощи;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 4 000 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства);

Дебет 86 Кредит 98-2
– 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость входного НДС);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 720 000 руб. – учтен в составе прочих доходов входной НДС по оборудованию, приобретенному за счет бюджетных средств.

Начиная с февраля 2015 года по январь 2025 года ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 Кредит 02
– 33 333 руб. – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 33 333 руб. – учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Входной НДС по оборудованию, приобретенному за счет бюджетных средств, бухгалтер отразил в составе расходов на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

При расчете налога на прибыль за I квартал бухгалтер отразил:

  • в составе расходов – 66 666 руб. (амортизация за февраль и март 2015 года) и 720 000 руб. (сумма входного НДС по оборудованию);
  • в составе доходов – 66 666 руб. и 720 000 руб.

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении негосударственное целевое финансирование

<…>

На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п. 8 ст. 250 НК РФ)*.

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка