Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24
25 февраля 2015 24 просмотра

Подскажите пожалуйста, ООО на ОСНО, оптовая и розничная торговля фруктами, подскажите пожалуйста, если ИФНС начало выездную налоговую проверку 17 февраля, но при этом не уведомила организацию по почте, а пригласила получить решение лично на следующий день, какой срок дается организации, если нет собственного помещения и проверка будет проводиться в ИФНС предоставить оригиналы и копии документов? Можно ли ООО в ходе выездной проверки до вынесения акта проверки сдавать в ИФНС корректирующие налоговые декларации за проверяемый период? Какой штраф грозит ООО за отсутствие кассового аппарата при торговле фруктами в розницу, а также за не предоставление или отсутствие запрашиваемых документов? Какой штраф грозит ООО за выдачу денежных средств в подотчетному более трех дней?

1. Решение о проведении выездной проверки инспекторы обязаны предоставить в самом начале выездной налоговой проверки., без предъявления такого решения инспекторы не вправе производить никаких действий в отношении организации. При этом налоговый орган вправе предъявить решение о проведении проверки любым способом, в том числе и вручить представителю налогоплательщику лично.

Если выездная проверка проводится по местонахождению инспекции, проверяющие вправе запросить документы в письменной форме и ознакомиться с ними в инспекции (в этом случае проверяющие могут запросить у организации как подлинники, так и копии документов по своему усмотрению).

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами, в том числе и вручить лично под расписку законному или уполномоченному представителю организации (на бумаге). Исполнить требование о представлении документов организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента его получения (абз. 1 п. 3 ст. 93п. 6 ст. 6.1НК РФ). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического получения требования (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

2. да, можно. Налоговый кодекс РФ не запрещает подавать уточненные декларации в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки. По мнению налоговиков, если «уточненка» представлена незадолго до окончания проверки, когда уже нет времени принять ее во внимание, этот факт отражается в акте проверки. А сама декларация изучается уже в рамках камеральной проверки. Данная точка зрения отражена в письмах ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576.

3. Если организация не применяет ККТ, хотя должна, и игнорирует обязанность выдавать БСО или документ, подтверждающий прием наличных денег, вместо кассового чека в разрешенных обстоятельствах, контролирующий орган может привлечь ее к ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушения, со штрафом от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций; от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц. Например, руководителя организации или предпринимателя.

4. Налоговая инспекция вправе привлечь организацию к ответственности за непредставление документов в установленный законодательством срок по статье ст. 126 НК РФ, что влечет за собой взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

5. Деньги под отчет выдаются сотруднику на срок, определяемый приказом руководителя, 3-дневный схрок не является предельным для возврата подотчетных средств. Однако сотрудник обязан вернуть их в установленные сроки, иначе выданные сотруднику денежные средства могут быть удержаны из его заработной платы или взысканы в судебном порядке.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке

Выездная налоговая проверка начинается с того, что проверяющие, состав которых отражен в решении о проведении выездной проверки, предъявляют представителям организации это решение и свои служебные удостоверения. Только после этого сотрудники инспекции получают доступ на территорию организации для проведения выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).*

Место проведения проверки

Выездную налоговую проверку инспекция проводит в помещении, которое предоставляет организация. Если у организации нет возможности предоставить необходимое помещение, проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции. Это следует из пункта 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут:

<…>

Поручение об истребовании документов

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 6 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

Поручение об истребовании документов инспекция, которая проводит выездную проверку, направляет не напрямую контрагенту проверяемой организации (иному лицу), а в инспекцию по месту учета данного контрагента (иного лица) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В свою очередь инспекция по месту учета контрагента (иного лица) в течение пяти рабочих дней с момента получения поручения выставляет контрагенту (иному лицу) требование о представлении документов (информации), указанных в поручении. Дополнительно к требованию о представлении документов (сведений) должна быть приложена копия поручения. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 93.1 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Получив указанное требование, контрагент проверяемой организации в течение пяти рабочих дней должен исполнить его или сообщить, что не располагает истребуемыми документами (сведениями) (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Если контрагент проверяемой организации не успевает представить документы (сведения) в установленный срок, он может направить в инспекцию ходатайство с просьбой о его продлении (абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Представить документы по требованию инспекции контрагент проверяемой организации должен вобщем порядке (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Внимание: если организация не исполнит (несвоевременно исполнит) требование инспекции о представлении документов или информации, ее могут привлечь к налоговой и административной ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФст. 2.1 КоАП РФ).

Налоговая ответственность наступает, если контрагент проверяемой организации:

  • не представил сведения о ней в установленный срок;
  • отказался представить документы о ее деятельности;
  • представил документы с заведомо недостоверными сведениями.

В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

<…>

Олег Хороший,

2. Рекомендация: Как подать документы по требованию проверяющих при выездной налоговой проверке

В ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В свою очередь организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Как проверяющие запрашивают документы

Если выездная проверка проходит на территории организации, проверяющие вправе запросить копии документов в письменной форме, предъявив организации требование о представлении документов. Наряду с этим проверяющие могут в устной форме запросить подлинники документов для ознакомления (с согласия организации) на месте проведения проверки. Если организация отказывается представить оригиналы документов для ознакомления, инспекция предупредит ее об обязанности обеспечить проверяющим такую возможность специальным уведомлением.

Если выездная проверка проводится по местонахождению инспекции, проверяющие вправе запросить документы в письменной форме и ознакомиться с ними в инспекции (в этом случае проверяющие могут запросить у организации как подлинники, так и копии документов по своему усмотрению).

Кроме того, в исключительных случаях независимо от места проведения выездной проверки (на территории организации или по местонахождению инспекции) проверяющие могут провести выемку документов (и копий, и подлинников) и ознакомиться с ними в инспекции. Об этом говорится в пункте 12статьи 89 Налогового кодекса РФ.*

Если инспекция приостановит выездную налоговую проверку, то исследовать документы организации она сможет только с учетом ограничений, установленных налоговым законодательством (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Для запроса документов проверяющие должны направить в организацию требование, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 1 ст. 93 НК РФ).

В требовании должны быть указаны:

  • основание для истребования документов (статья НК РФ);
  • срок, отведенный организации для представления документов;
  • сведения об истребуемых документах (их вид, наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
  • вид и период проверки, в ходе которой истребуются документы (например, выездная проверка по налогу на прибыль за 2009 год).

Это следует из приложения 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Требование о представлении документов подписывает налоговый инспектор, который непосредственно проводит выездную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно. В налоговом законодательстве такого условия нет (ст. 93 НК РФ), в форме требования этот реквизит также не предусмотрен (приложение 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами:

Если этими способами передать требование невозможно, инспекция вправе направить его заказным письмом по почте. В этом случае требование о представлении документов считается полученным организацией по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, пункта 4 статьи 31,пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые ранее уже сдавались в рамках предыдущих выездных (камеральных) проверок

По общему правилу организация не обязана повторно представлять в инспекцию документы, которые уже были переданы ей в рамках предыдущих выездных (камеральных) проверок или налогового мониторинга. Но из этого правила есть исключения.

Повторно запросить документы налоговая инспекция может в следующих случаях:

  • организация представила в инспекцию подлинники документов, которые затем были ей возвращены;
  • инспекция утратила ранее представленные документы в связи с форс-мажорными обстоятельствами (например, наводнением, пожаром).

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ и действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Срок исполнения требований инспекции

Исполнить требование о представлении документов организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента его получения (абз. 1 п. 3 ст. 93п. 6 ст. 6.1НК РФ). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического получения требования (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).*

Если требование о представлении документов было направлено по телекоммуникационным каналам связи, отсчет срока начинается со дня, следующего за датой, которая указана в электронной квитанции о приеметребования. Если инспекция не получит такую квитанцию от организации, она направит требование на бумажном носителе. Это следует из положений пунктов1516 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

<…>

Ответственность за невыполнение требования инспекции

Ситуация: может ли инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов при выездной проверке. Организация представила копии документов на черновиках

Нет, не может.

Привлечь организацию к ответственности инспекция вправе только за непредставление (несвоевременное представление) документов (ст. 126 НК РФ). Если организация передала в инспекцию копии, изготовленные на черновиках, нельзя считать, что она вообще не представила документы. Значит, привлечь организацию к ответственности за непредставление документов в рассматриваемой ситуации инспекция не может.

Однако если инспекция в ходе выездной налоговой проверки истребует копии документов, то они должны быть заверены подписью руководителя (другого уполномоченного на это лица) и печатью организации (абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ). Надлежаще заверенной копией признается дубликат документа, на котором проставлены все необходимые реквизиты, придающие ему юридическую силу. То есть на копии ниже реквизита «Подпись документа» необходимо проставить отметку «Верно», должность сотрудника, который заверил копию, его подпись и расшифровку подписи, а также дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденногопостановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст). Кроме того, копия документа должна полностью воспроизводить не только информацию подлинника, но и его внешние признаки. Таким образом, организация, представляя в инспекцию копии документов, должна изготавливать их на чистых листах бумаги. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-35.

Следует учитывать, что на практике представление копий на черновиках может привести к спору с проверяющими. Есть вероятность, что в результате налоговая инспекция может посчитать требование о представлении документов неисполненным и привлечет организацию к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ. В этом случае отстаивать право на представление копий, изготовленных на черновиках, организации придется в суде. Арбитражная практика по этому вопросу пока не сложилась.

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов в рамках выездной проверки. Вместо запрошенных копий организация подала подлинники документов

Нет, не может.

Если организация передала в инспекцию подлинники вместо копий, нельзя считать, что она не исполнила требование. Следовательно, привлечь организацию к ответственности за непредставление документов в рассматриваемой ситуации инспекция не может. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 25 апреля 2008 г. № 5565/08, постановления ФАС Уральского округа от 4 февраля 2008 г. № Ф09-107/08-С3,Поволжского округа от 22 ноября 2007 г. № А57-755/07Волго-Вятского округа от 17 октября 2006 г. № А82-17975/2005-28Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А19-4554/05-44-45-Ф02-1680/06-С1).

В некоторых из перечисленных решений рассмотрена правомерность подачи подлинников вместо копий в рамках камеральной налоговой проверки. Но поскольку сам порядок представления документов по требованию инспекции не зависит от вида проверки, то выводы судов могут быть применены и в рамках выездной проверки (ст. 93 НК РФ).

Вместе с тем, документы, запрошенные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, организация должна подать в том виде, как указано в требовании. За непредставление (несвоевременное представление) документов инспекция может привлечь организацию к ответственности (ст. 126 НК РФ).

Официальная точка зрения по этому вопросу контролирующими ведомствами не высказывалась.

Ситуация: может ли инспекция оштрафовать организацию за непредставление в срок документов при выездной проверке. У организации есть уважительная причина несвоевременного исполнения требования

Да, может.

Налоговая инспекция вправе привлечь организацию к ответственности за непредставление документов в установленный законодательством срок (ст. 126 НК РФ).Однако при определении меры ответственности за несвоевременное представление документов инспекция должна учитывать наличие смягчающих обстоятельств (п. 4 ст. 112 НК РФ) и обстоятельства, исключающие вину организации (п. 2 ст. 111 НК РФ). Перечень смягчающих обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ, перечень обстоятельств, исключающих вину, – в пункте 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ. Оба перечня открыты, поэтому инспекция или суд могут признать смягчающими (исключающими вину) и другие обстоятельства, прямо не поименованные в Налоговом кодексе РФ (подп. 3 п. 1 ст. 112подп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ).

При наличии обстоятельств, исключающих вину, организация полностью освобождается от налоговой ответственности (п. 2 ст. 111 НК РФ). При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть снижен не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).* Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода. Так, при рассмотрении дел о несвоевременном представлении документов по требованию инспекции суды значительно снижают размеры штрафных санкций при наличии следующих обстоятельств:

Несмотря на то что в ряде судебных решений речь идет о камеральных налоговых проверках, выводы в отношении привлечения организации к ответственности за несвоевременное представление документов могут быть применены и к выездным проверкам (ст. 93126 НК РФ).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

3. Рекомендация:В каких случаях надо применять ККТ

Кто должен применять ККТ

Применять контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны все те организации и предприниматели, которые ведут расчеты наличными или же принимают к оплате банковские карты. Данное правило работает, когда речь идет о реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. При этом неважно, с кем происходят расчеты. Это могут быть просто граждане, предприниматели или представители организаций. Правило установлено в пункте 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Обязанность применять ККТ не зависит и от вида организации. К слову, некоммерческие организации должны использовать кассовые аппараты наравне со всеми. Тот факт, что деятельность не приносит прибыли, роли не играет (письмо ФНС России от 30 июля 2012 г. № АС-4-2/12617).

Правда, все же есть несколько исключений, когда применять ККТ не обязательно. Лишьплатежные агенты обязаны применять ККТ в любом случае. Никакие исключения для них не действуют (п. 4 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

<…>


Когда ККТ можно не применять

В ряде случаев ККТ можно не применять. А именно:

  • при оказании услуг населению. Только если вместо кассового чека выдаватьбланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
  • при ведении отдельных видов деятельности. Полный перечень таких исключений и условия их применения приведены в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. При этом выдавать покупателю какие-либо платежные документы не обязательно.

Особый порядок действует для плательщиков ЕНВД и тех, кто применяет патентную систему налогообложения. В отношении наличных расчетов по деятельности на этих спецрежимах применять ККТ не обязательно. Исключение – торговля алкоголем в городах(п. 6 ст. 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).

При этом существует два особых требования, которые необходимо соблюсти.

1. Не применять ККТ по этому основанию можно, только если ваша деятельность не может быть освобождена на других условиях. Например, не выдавать кассовый чек разрешено коммерсантам, которые вместо него выдают БСО и оказывают услуги населению. И только по этому основанию. Даже если эта деятельность на ЕНВД или патенте (письмо Минфина России от 17 января 2014 г. № 03-01-15/1157).

2. По требованию покупателя вместо чека ККТ нужно выдать документ, подтверждающий получение от него денег. Например, товарный чек или квитанцию. Обратите внимание, в отличие от БСО, для которых существуют жесткие требования к оформлению и изготовлению, ваш документ может быть утвержден в выбранной вами форме и изготовлен не только типографским способом.

Такой порядок следует из положений пункта 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Полный перечень ситуаций и условия, когда применять ККТ не обязательно, можно посмотреть в справочной таблице.

<…>


Ответственность

Внимание: за нарушение порядка применения ККТ предусмотрена административная ответственность

Предпринимателей, организации и их руководителей, продавцов и кассиров могут серьезно оштрафовать за нарушение установленных порядков. В частности, когда они:

  • не применяют ККТ, хотя должны;
  • используют ККТ, которая устарела, недопустимым образом модифицирована или попросту не зарегистрирована, а также когда кассовый аппарат эксплуатируется с нарушением установленного порядка;
  • игнорируют обязанность выдавать БСО или документ, подтверждающий прием наличных денег, вместо кассового чека в разрешенных обстоятельствах.

Конечно, контролеры могут обойтись и предупреждением. Однако не стоит на это надеяться. Обычно нарушителей штрафуют. При этом размеры штрафов могут быть следующими:

  • от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций;
  • от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц. Например, руководителя организации или предпринимателя. Сотрудники к должностным лицам не относятся (ст. 2.4 КоАП РФ);
  • от 1500 до 2000 руб. – для граждан. Например, кассиров и операционистов.

Такой порядок установлен в части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.*

Наказать могут сразу нескольких виновных. Например, оштрафуют и организацию, и ее руководителя, и кассира, который допустил нарушение. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 и Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).

Рассматривать дела о правонарушениях, связанных с применением ККТ, могут налоговые инспекторы (ст. 23.5 КоАП РФст. 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). И что важно: привлечь к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ могут только в течение двух месяцев со дня, когда это произошло (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).

<…>

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию (предпринимателя) за неприменение ККТ, если нарушение допущено продавцом, с которым не заключен трудовой договор

Да, может.

Неприменение ККТ продавцом, не состоящим с организацией (предпринимателем) в трудовых отношениях, не освобождает организацию (предпринимателя) от ответственности. Если к работе с ККТ допущен продавец, с которым не заключен трудовой договор и не проведен инструктаж по эксплуатации ККТ, значит, организация (предприниматель) не обеспечили соблюдение требований Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Такой подход подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2006 г. № Ф04-1380/2006(20953-А70-7) и от 26 ноября 2007 г. № А21-4294/2007).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Статья: Если подана «уточненка» в период выездной проверки

Чиновники разъяснили некоторые нюансы заполнения декларации по земельному налогу крупнейшими налогоплательщиками*. А как быть, если предприятие обнаружило ошибку в декларации в ходе выездной проверки? Можно ли в этом случае подать «уточненку»? Давайте разберемся.

Письмо ФНС России от 4 июня 2014 г. № БС-4-11/10563.

Сроки подачи «уточненки»

Налоговый кодекс РФ не запрещает подавать уточненные декларации в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки.

По мнению налоговиков, если «уточненка» представлена незадолго до окончания проверки, когда уже нет времени принять ее во внимание, этот факт отражается в акте проверки. А сама декларация изучается уже в рамках камеральной проверки. Данная точка зрения отражена в письмах ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576. Вполне логично, что с позиции контролирующих органов подобный вывод распространяется и на «уточненки», поданные после того, как проверка окончена, но решение по ней еще не было вынесено.*

Однако у судов иное мнение.

Так, ФАС Московского округа в постановлении от 13 мая 2014 г. № Ф05-3977/14 отметил, что Налоговый кодекс РФ не запрещает подавать уточненные декларации за соответствующий период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки этого же отрезка времени. Не установлен запрет и на подачу «уточненки» после принятия решения по результатам проверки.

Таким образом, по мнению судей, если организация представила уточненную декларацию после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, налоговикам следует либо учесть показатели этого отчета, либо назначить повторную проверку.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 16 марта 2010 г. № 8163/09 при рассмотрении подобного дела принял сторону компании. Предприятие представило корректирующую декларацию после составления акта налоговой проверки, и инспекция при вынесении решения не учла ее показатели, а также не назначила проведение повторной проверки. Это не позволило фискалам отстоять правомерность своего решения в суде.

Есть еще одна точка зрения: налоговики не вправе вынести решение по выездной проверке без учета поданной предприятием уточненной декларации. Данный подход отражен в постановлениях ФАС Уральского округа от 22 октября 2012 г. № Ф09-10051/12 (определением ВАС РФ от 28 декабря 2012 г. № ВАС-16744/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Центрального округа от 10 сентября 2012 г. № А64-4329/2011ФАС Уральского округа от 11 мая 2012 г. № Ф09-3241/12,ФАС Северо-Западного округа от 2 сентября 2011 г. № А56-69003/2010.

Получается, что, исходя из арбитражной практики, инспекция не может проигнорировать корректирующую декларацию, поданную до вынесения решения по результатам проверки. По мнению судей, «уточненка» может быть подана компанией после фактического завершения проверки и даже после вынесения акта. Главное, чтобы организация успела представить ее до момента вынесения решения. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что в подобных ситуациях фискалы будут придерживаться позиции о назначении повторной проверки. Заметим: в соответствии с абзацем 6 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ повторная выездная проверка может проводиться в случае, если в представленной уточненной декларации сумма налога меньше, чем в первоначальной.*

Когда могут назначить повторную проверку

Повторные выездные налоговые проверки за тот же период по тем же налогам могут проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля над деятельностью инспекции;
  • той же ИФНС – в случае представления организацией уточненной налоговой декларации, в которой заявленная сумма налога меньше, чем в первоначальном отчете.

В пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ говорится, что проверке может быть подвергнут период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение. Однако из этого правила есть исключение: налоговики вправе проверить период, превышающий три календарных года, если ранее эти периоды не проверялись.

Такие разъяснения содержатся, например, в письмах ФНС Россииот 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792.

Также выездная налоговая проверка может проводиться в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия.

При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Кроме того, такая проверка может быть назначена независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Это следует из пункта 11статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Важно запомнить
Уточненную налоговую декларацию можно подать в любой момент выездной проверки. Главное, чтобы это было сделано до вынесения решения по ней.

Т.Ю. Рогова,

юрист, член Палаты налоговых консультантов

Журнал «Учет в производстве» № 8, август 2014

5. СТАТЬЯ:ДЕНЬГИ ПОД ОТЧЕТ

<…>

ПРИЗНАКИ ПОДОТЧЕТНЫХ СУММ

В зависимости от статуса выплаты определяется порядок ее налогообложения, включения в облагаемую базу для начисления страховых взносов. Поэтому представляется важным выделить существенные признаки именно подотчетных сумм, отличающие их от других выплат физическим лицам, например от зарплаты, займа, вознаграждения по договору подряда и т. п.

Подотчетные суммы — это денежные средства, выдаваемые штатным работникам под отчет на расходы, производимые в интересах работодателя.

Цель. Выдача подотчетных сумм производится для осуществления затрат в интересах работодателя. Цель каждый раз конкретная: купить почтовую марку, автомобиль, билет на поезд и т. п. Цель определяет размер аванса подотчетных сумм.

Получатель. Подотчетный аванс может быть выдан только штатному работнику предприятия, которому дано поручение совершить расходы в интересах работодателя, то есть физическому лицу, с которым у работодателя есть трудовые отношения, полномочному совершить от имени работодателя определенные действия.

Выдача денег любому другому физическому лицу, например исполнителю по агентскому договору, не придает выданной сумме статуса подотчетных сумм. Эта выплата регулируется гражданским законодательством1Подробнее о различиях гражданского и трудового права читайте в статье "Выгоды и риски гражданско-правового договора"). — Примеч. ред.. Поскольку она совершается не в рамках трудовых отношений, о подотчетных суммах речь идти не может.

Право собственности. Выдача денег под отчет работнику не приводит к смене их собственника — сотрудник, получивший подотчетный аванс распоряжается им от имени работодателя и в его интересах. Товары (услуги и работы), оплаченные из данной суммы, также принадлежат работодателю. Подотчетный аванс не увеличивает доход работника. Если работник использовал его не полностью и у него остались непотраченные деньги, остаток он возвращает собственнику — работодателю.

Срок. Пунктом 11 Порядка установлено, что руководитель предприятия определяет срок нахождения денежных средств в подотчете у работника. Если в течение установленного срока поручение не выполнено, работник возвращает остаток подотчетных сумм.*

Отчет. О выполнении поручения, трате и остатке подотчетных сумм работник должен отчитаться. Если он не представит отчет в установленные сроки, работодатель вправе удержать из его зарплаты выданный аванс (ч. 2 ст. 137 ТК РФ). На основании отчета определяется сумма дебиторской или кредиторской задолженности, которая
должна быть погашена соответственно работником или работодателем.

Перерасход. В случае утверждения руководителем сумм перерасхода выданного аванса работник получает его возмещение.

Неиспользованный остаток подотчетных сумм. Если по истечении срока, отведенного на использование подотчетных сумм, у работника остаются непотраченные деньги, он возвращает неиспользованный остаток. Возврат подотчетных сумм производится ровно в том размере, что не был использован работником в интересах работодателя. Не использованный работником аванс не приносит его собственнику прибыли. За период нахождения неиспользованного остатка у подотчетного лица на его сумму проценты не начисляются.

В таблице ниже приведена сравнительная характеристика выплат физическим лицам, которые могут производиться на предприятии.

Таблица. Сравнительная характеристика выплат физическим лицам*

Характеристики выплат Виды выплат физическим лицам
Подотчетные суммы Зарплата Заем работнику Вознаграждение по гражданско-правовому договору
Цель Определяется в зависимости от
потребности работодателя
Оплата за труд Определяется в зависимости
от потребностей работника
Аванс на расходы, связанные с исполнением работ для заказчика
Окончательный расчет с исполнителем за выполненную работу
Получатель Штатные работники предприятия Работники предприятия Работники предприятия Исполнитель
Передача другому лицу Запрещена По усмотрению работника Как правило, не разрешается, но договором займа может быть предусмотрена По усмотрению исполнителя (например, субподрядчику)
Собственник денежных средств Работодатель Работник Работодатель Исполнитель
Срок Устанавливается работодателем* Бессрочно Устанавливается работодателем Нет (если нет особых положений в договоре)
Отчет Обязателен по истечении срока Не представляется Не представляется Нет (если нет особых положений в договоре)
Возврат Неиспользованный остаток (утвержденный перерасход возмещается работнику) Только в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Сумма займа плюс проценты за пользование В случае нарушения условий договора

*В таблице представлена лишь часть возможных выплат и их сравнительная характеристика. Если на вашем предприятии производятся выплаты, не рассмотренные в таблице, присылайте свои варианты по электронному адресу: zp@sq97.ru. Разговор о расчетах с подотчетными лицами будет продолжен и в следующих номерах, там же мы опубликуем ваши наиболее интересные предложения.

Теперь рассмотрим нюансы оформления расчетов с подотчетными лицами.

<…>

Порядок определения срока

Срок, на который выдаются подотчетные суммы, определяет момент представления работником авансового отчета. Согласно пункту 11 Порядка для написания отчета работнику дается три рабочих дня после истечения срока, на который выдан аванс. Можно предложить следующие варианты установления руководителем срока использования подотчетных сумм:

  • срок устанавливается однократно для любых текущих операций, например календарный месяц или две недели, в соответствии с типичными случаями;
  • единый срок не устанавливается, но для каждого конкретного случая определяется период, в течение которого поручение должно быть исполнено, деньги потрачены.

Например, на покупку канцелярских товаров в крупном городе достаточно одного-двух дней, а для поиска и приобретения редкой запчасти к сложному оборудованию может не хватить и месяца.

Если выдача подотчетных сумм происходит редко, второй способ предпочтительнее. Если же бухгалтер постоянно принимаети просчитывает многочисленные авансовые отчеты, удобнее установить единый срок. В любом случае выбранный вариант следует закрепить нормативным актом, например добавить еще один пункт в текст приказа о «подотчетниках»: «3. Установить, что срок, на который выдаются подотчетные суммы, не может превышать 21 календарного дня, за исключением случаев направления в командировку».*

<…>

О.С. Овчинникова,

заместитетель главного редактора журнала "Зарплата"

Журнал «Зарплата» № 5, май 2010

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка