Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 февраля 2015 7 просмотров

Пп. 2 п. 7 разд. II. МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 18 сентября 2008 г. N 152 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКВИЗИТОВ И ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ медосмотр является обязательным реквизитом путевого листа. Как быть при отсутствии медосмотра? мы не перевозчики. Хотелось бы комментарий по транспорту директоров. (кстати мы на УСН доходы), признание расходов меня не беспокоит. Беспокоит только НДФЛ и медосмотр директора. Он ведь выезжает из дома, а там медработника нет. Машина у организации единственная. Меня беспокоит медосмотр на ТС находящееся в пользовании директора. Путевой лист выписывается один на месяц. Машина паркуется на стоянки около его дома (по договору с ЮЛ) Как быть с мед осмотром. Медик не поедет к нему домой и директор не поедет сначала к медику. У директора рабочий день начинается в 8 часов. Сколько он потратит времени на поездки туда-сюда. Экономически не целесообразно и не выгодно вводить в штат медработника или заключать мнимый договор об этом. И ещё в приказе Минтранса 152 от 18.09.2008 г. п.7 пп. 2 раздел II. Медосмотр перечислен в обязательных реквизитах путевого листа, а в Постановлении 78 от 28.11,97 Роскомстата (в форме 3) этого реквизита нет вообще. Как быть с этими разночтениями? Понимаю, что с 2013 это не обязательные формы, но до 2013.А разъяснения Минтранса датированы 2008 г.

Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся

Мнения же судей по этому поводу разделились. Большинство из них считают, что медосмотр необходим только водителям специализированных организаций, которые осуществляют перевозки, а обычные фирмы и бизнесмены не подчиняются этим требованиям (постановления ФАС Центрального округа от 23.11.2009 № А36-706/2009 и от 28.07.2009 № А36-3582/2008).
Но есть и такие, которые полагают, что независимо от рода деятельности и численности работников проводить медосмотр водителя обязаны все компании (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2008 № Ф04-6445/2008 (14518-А75-6)).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые нет.

Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).* Обязательные медосмотры водителей включают в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

При этом обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб). А обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, но только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.

Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся.*

Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждены Минздравом и Минтрансом России (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32). В соответствии с пунктами 1.2 и 4 приложения 2 к этим Методическим рекомендациям:

  • предрейсовые медосмотры должен проводить либо медицинский персонал самой организации, имеющий соответствующий сертификат, либо медучреждение, имеющее лицензию;
  • для проведения медосмотра организации необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред (выдыхаемый воздух и моча). При этом брать кровь категорически запрещено.

Указанное помещение должно быть оснащено как минимум следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры – 2 шт., экспресс-тесты на наркотики – 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
  • шпатели медицинские – 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Внимание: за нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность.*

Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:

  • для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  • для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

Нина Ковязина, заместитель директора

департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Ситуация: Как оформить путевые листы для документального подтверждения израсходованных ГСМ

При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.

Главбух советует: Если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.*

Ведь на практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в компании нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела.

Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя (ст. 11.32 КоАП РФ).*

А за этим последует административный штраф:

  • на должностное лицо (например, на руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  • на организацию или предпринимателя – от 30 000 до 50 000 руб.

Поэтому все же безопаснее хотя бы заключить договор с медработником.

Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:

  • руководителя – на 5000 руб.;
  • организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Статья: Путевой лист, по которому вы без проблем спишете расходы на ГСМ

Предусмотрите поля для сведений омедосмотрах водителей

По закону перед рейсом и после рейса, то есть по сути до и после поездки на машине, обязательно проводить медосмотры водителей. А отметки об этой процедуре надо ставить в путевом листе в соответствующей графе (7).

Правда, на практике мало кто выполняет это требование. Вернее отметку-то ставят, но это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела. Не станешь же каждый день отправлять водителей на осмотр в клинику, если штатного врача в компании нет.*

Будьте осторожны. Если к вам с проверкой придут из трудовой инспекции и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении правил охраны труда. А за этим последует административный штраф до 50 000 руб.

Так что если хотите гарантированно избежать споров с проверяющими, лучше заключите с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя.

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 8, АПРЕЛЬ 2013

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка