Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 февраля 2015 53 просмотра

Мы находимся на традиционной системе налогообложения. в кассу поступают наличные денежные средства. Мы обязаны составлять форму КМ-6 к отчету за день с гашением? это является обязательным? Штрафные санкции предусмотрены за отсутствие ведения таких документов?

И это является обязательным. Так как данная форма предназначена для учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, пунктами 4, 4.5 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, указаниями по заполнению форм № КМ-4 и № КМ-6, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, указаниями по заполнению формы № КО-5, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

Да, штрафные санкции предусмотрены за отсутствие ведения таких документов. Т.е. предпринимателей, организации и их руководителей, продавцов и кассиров могут серьезно оштрафовать за нарушение установленных порядков. В частности, когда они в т.ч. когда кассовый аппарат эксплуатируется с нарушением установленного порядка;

Конечно, контролеры могут обойтись и предупреждением. Однако не стоит на это надеяться. Обычно нарушителей штрафуют. При этом размеры штрафов могут быть следующими:

• от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций;

• от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц. Например, руководителя организации или предпринимателя. Сотрудники к должностным лицам не относятся (ст. 2.4 КоАП РФ);

• от 1500 до 2000 руб. – для граждан. Например, кассиров и операционистов.

Такой порядок установлен в части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наказать могут сразу нескольких виновных. Например, оштрафуют и организацию, и ее руководителя, и кассира, который допустил нарушение. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 и Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).

Рассматривать дела о правонарушениях, связанных с применением ККТ, могут налоговые инспекторы (ст. 23.5 КоАП РФ, ст. 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). И что важно: привлечь к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ могут только в течение двух месяцев со дня, когда это произошло (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Какие документы нужно оформить при эксплуатации кассового аппарата

<…>

Применение ККТ связано с оформлением различных первичных документов.

Конец рабочей смены

В конце рабочей смены кассир-операционист:

  • на основании Z-отчета вносит записи в журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4. При этом в графе 9 отражаются показания суммирующих счетчиков, снятые в присутствии кассира-операциониста старшим кассиром (руководителем организации, его заместителем, заведующим секцией) по окончании смены. Сумма выручки, полученной за смену, отражается в графе 10. В графах 11–14 указываются суммы сданной выручки, а в графе 15 – суммы, выданные покупателям при возврате товара. В журнале должны расписаться кассир-операционист, старший кассир (руководитель организации, его заместитель, заведующий секцией и т. п.);
  • составляет справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6. В этом документе также отражаются показания контрольных и суммирующих счетчиков, размер выручки за смену и сумма денег, возвращенная покупателям. Отчет составляется в одном экземпляре и вместе с выручкой передается в главную кассу.
  • возвращает старшему кассиру главной кассы сумму денег, полученную в начале смены для размена и первоначальных расчетов с покупателями. Данный возврат фиксируется в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств по форме № КО-5. В подтверждение возврата данной суммы старший кассир расписывается в графе 9.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, пунктами 4, 4.5 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, указаниями по заполнению форм № КМ-4 и № КМ-6, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, указаниями по заполнению формы № КО-5, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

На основании справок-отчетов кассиров-операционистов кассир (старший кассир) составляет сводный отчет по всем ККМ (форма № КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»). Он составляется в одном экземпляре. В графах 5–7 сводного отчета отражаются показания счетчиков каждой ККМ, в графе 8 – размер выручки. Отдельно указывается, сколько денег было выдано покупателям при возврате товаров и какие суммы были пробиты ошибочно. Сводный отчет подписывает старший кассир и руководитель организации. Его передают в бухгалтерию вместе с приходными и расходными ордерами и справками-отчетами кассиров-операционистов. Такой порядок предусмотрен указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСКОМСТАТА РОССИИ от 25.12.1998 № 132:Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин

<…>

СПРАВКА-ОТЧЕТ
кассира-операциониста
(форма № КМ- 6)

Применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков контрольно-кассовой машины и выручке за рабочий день (смену). Отчет составляет в одном экземпляре ежедневно кассир-операционист, подписывает его и вместе с выручкой сдает его по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю организации. В небольших организациях с одной-двумя кассами кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору банка. Сдача денег в банк отражается в отчете. Выручка за рабочий день (смену) определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня (смены) за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам и подтверждается соответствующими подписями заведующих отделами. В приеме и оприходовании денег по кассе в отчете подписываются старший кассир и руководитель организации. Отчет служит основанием для составления сводного отчета "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" (форма № КМ-7).

<…>

3. Рекомендация:В каких случаях надо применять ККТ

<…>

Кто должен применять ККТ

Применять контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны все те организации и предприниматели, которые ведут расчеты наличными или же принимают к оплате банковские карты. Данное правило работает, когда речь идет о реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. При этом неважно, с кем происходят расчеты. Это могут быть просто граждане, предприниматели или представители организаций. Правило установлено в пункте 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Обязанность применять ККТ не зависит и от вида организации. К слову, некоммерческие организации должны использовать кассовые аппараты наравне со всеми. Тот факт, что деятельность не приносит прибыли, роли не играет (письмо ФНС России от 30 июля 2012 г. № АС-4-2/12617).

Правда, все же есть несколько исключений, когда применять ККТ не обязательно. Лишь платежные агенты обязаны применять ККТ в любом случае. Никакие исключения для них не действуют (п. 4 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Когда ККТ можно не применять

В ряде случаев ККТ можно не применять. А именно:

  • при оказании услуг населению. Только если вместо кассового чека выдавать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
  • при ведении отдельных видов деятельности. Полный перечень таких исключений и условия их применения приведены в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. При этом выдавать покупателю какие-либо платежные документы не обязательно.

Особый порядок действует для плательщиков ЕНВД и тех, кто применяет патентную систему налогообложения. В отношении наличных расчетов по деятельности на этих спецрежимах применять ККТ не обязательно. Исключение – торговля алкоголем в городах (п. 6 ст. 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).

При этом существует два особых требования, которые необходимо соблюсти.

1. Не применять ККТ по этому основанию можно, только если ваша деятельность не может быть освобождена на других условиях. Например, не выдавать кассовый чек разрешено коммерсантам, которые вместо него выдают БСО и оказывают услуги населению. И только по этому основанию. Даже если эта деятельность на ЕНВД или патенте (письмо Минфина России от 17 января 2014 г. № 03-01-15/1157).

2. По требованию покупателя вместо чека ККТ нужно выдать документ, подтверждающий получение от него денег. Например, товарный чек или квитанцию. Обратите внимание, в отличие от БСО, для которых существуют жесткие требования к оформлению и изготовлению, ваш документ может быть утвержден в выбранной вами форме и изготовлен не только типографским способом.

Такой порядок следует из положений пункта 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Полный перечень ситуаций и условия, когда применять ККТ не обязательно, можно посмотреть в справочной таблице.

Ответственность

Внимание: за нарушение порядка применения ККТ предусмотрена административная ответственность

Предпринимателей, организации и их руководителей, продавцов и кассиров могут серьезно оштрафовать за нарушение установленных порядков. В частности, когда они:

  • не применяют ККТ, хотя должны;
  • используют ККТ, которая устарела, недопустимым образом модифицирована или попросту не зарегистрирована, а также когда кассовый аппарат эксплуатируется с нарушением установленного порядка;
  • игнорируют обязанность выдавать БСО или документ, подтверждающий прием наличных денег, вместо кассового чека в разрешенных обстоятельствах.

Конечно, контролеры могут обойтись и предупреждением. Однако не стоит на это надеяться. Обычно нарушителей штрафуют. При этом размеры штрафов могут быть следующими:

  • от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций;
  • от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц. Например, руководителя организации или предпринимателя. Сотрудники к должностным лицам не относятся (ст. 2.4 КоАП РФ);
  • от 1500 до 2000 руб. – для граждан. Например, кассиров и операционистов.

Такой порядок установлен в части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наказать могут сразу нескольких виновных. Например, оштрафуют и организацию, и ее руководителя, и кассира, который допустил нарушение. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 и Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).

Рассматривать дела о правонарушениях, связанных с применением ККТ, могут налоговые инспекторы (ст. 23.5 КоАП РФ, ст. 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). И что важно: привлечь к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ могут только в течение двух месяцев со дня, когда это произошло (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Рекомендация:Как эксплуатировать кассовый аппарат

<…>

Порядок эксплуатации контрольно-кассовой техники установлен Типовыми правилами, утвержденными письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104. Этот документ применяется в части, не противоречащей Закону от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Конец рабочей смены

В конце рабочей смены (до прибытия инкассатора) кассир-операционист должен:
– подготовить выручку;
составить справку-отчет по форме № КМ-6 и сдать ее вместе с выручкой старшему (главному) кассиру. Если организация небольшая (с одной-двумя операционными кассами), кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору.

Руководитель организации (его заместитель, заведующий секцией) должен:
– в присутствии кассира-операциониста снять показания счетчиков и извлечь контрольную ленту, использованную в течение дня;
– подписать использованную контрольную ленту, указав на ней тип и номер ККТ, показания секционных и контрольных счетчиков, сумму дневной выручки, дату и время окончания работы.

Показания счетчиков на конец дня заносятся в журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4. По показаниям счетчиков на начало и на конец дня определяется сумма выручки за день. Эта сумма должна соответствовать сумме денег, сданных кассиром-операционистом.

Такой порядок установлен пунктом 6.1 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104.

После сдачи выручки и оформления документов кассир должен:
выполнить межремонтное обслуживание кассовой машины;
– отключить кассовую машину от сети и закрыть ее чехлом;
– сдать ключи от кассовой машины и кассовой кабины руководителю организации (его заместителю, заведующему секцией) на хранение под расписку.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6.3 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

5.Ситуация: Должны ли платежные агенты использовать унифицированные формы для учета расчетов с применением ККТ. Например, КМ-1, КМ-2, КМ-3, КМ-4, КМ-5 и т. п.

Формы первичной учетной документации КМ-1, КМ-2, КМ-3, КМ-4, КМ-5, КМ-6, КМ-7, КМ-8, КМ-9 платежные агенты заполнять не обязаны.

Ведь эти формы предназначены для учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ. Деятельность платежных агентов к торговле не относится. Это отдельный вид деятельности по приему платежей граждан, а именно прием от плательщика денег на оплату товаров (работ, услуг) и последующие расчеты с поставщиком таких товаров (работ, услуг).

Такой вывод следует из положений статьи 3 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ, указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка