Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 февраля 2015 105 просмотров

Нами было получено сообщение (с требованием о предоставления пояснений) по НДС заявленному к возмещению в 4 кв 2014г. и проведение комиссии по легализации объектов налогообложения по причинам заявленного возмещения НДС.Правомерны ли действия ИФНС и обязаны ли мы предоставлять в рамках данного мероприятия анализ структуры доходов, внереализационных доходов, анализ прямых и косвенных расходов, анализ структуры внереализационных расходов, графическую схему постороения бизнеса с участием взаимозависимых лиц, графическую схему группы связанных лиц, журналы ордера по счетам 60, 62, 76, 66, 67, расшифровка Дт и Кт задолженностей, договоры займа и кредитные договоры, штатное расписание и материалы о начисленной заработной плате, если данная информация не является документом/информацией, обосновывающей и поясняющей применение налоговых вычетов и возмещений по НДС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация:Может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке

Нет, не может.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен* (ст. 88 НК РФ). Исходя из положений статьи 88 Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может* (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 г. № А82-15261/2008-27, Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. № Ф03-2283/2009от 13 марта 2008 г. № Ф03-А24/08-2/433Уральского округа от 28 апреля 2009 г. № Ф09-8988/08-С2Московского округа от 16 июля 2008 г. № КА-А41/5556-08).

Из рекомендации «Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке»

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. Статья:5.4. Как налоговики будут проверять декларацию по НДС

<…>

Запрос счетов-фактур и других документов. До 2015 года на камералках по НДС инспекторы могли требовать пояснения. И только в некоторых случаях, например, если компания заявляла возмещение налога или использовала льготы, налоговики вправе были запросить подтверждающие счета-фактуры, договоры, первичку. Теперь же эти документы инспекторы будут требовать и при проверке отчетности с суммой НДС к уплате (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Проверяющие могут запросить документы в следующих ситуациях. Первая – в декларации компании инспекторы выявили противоречия. Вторая – сведения в отчетности компании не соответствуют данным декларации контрагента или данным журнала учета счетов-фактур посредника. Например, когда покупатель заявил вычет НДС, но в декларации поставщика сумма налога по этому счету-фактуре не отражена.

Потребовать документы инспекторы могут, только если такие нестыковки показывают, что НДС к уплате занижен или сумма к возмещению завышена. Причем для этого инспекторам достаточно одних подозрений в занижении налога. Запрошенные документы компания должна представить в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Запросить документы налоговики могут и при проверке декларации за IV квартал 2014 года. Новые права инспекторов при камеральных проверках действуют с 1 января 2015 года. Значит, требовать документы инспекторы смогут на камеральных проверках, которые они проводят в 2015 году, в том числе начатых в прошлом году. При этом не важно, за какой квартал сдана декларация, это могут быть и периоды прошлых лет.

Кроме того, инспекторы по-прежнему вправе затребовать документы в некоторых других ситуациях, которые приведены в таблице ниже.

Когда инспекторы могут запрашивать документы при проверке декларации по НДС

Ситуация Какие документы могут затребовать инспекторы
Налоговики выявили противоречия в отчетности. Либо данные декларации не соответствуют отчетности поставщика или другого контрагента Счета-фактуры, первичные и другие документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ)
Компания сдала уточненку, в которой уменьшила сумму налога, через два года после срока сдачи первичной декларации Первичка и другие документы, подтверждающие изменение данных декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ)
В декларации компания заявила сумму НДС к возмещению Счета-фактуры, а также другие документы, обосновывающие право на вычет налога (п. 8 ст. 88 НК РФ)*
Организация использует налоговые льготы Документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)
К декларации нужно прикладывать определенные документы Документы, которые нужно сдать вместе с декларацией. Например, экспортеры должны передавать инспекторам документы, подтверждающие ставку 0 процентов (п. 7 ст. 88 НК РФ)

<…>

Осмотр помещений компании. Теперь инспекторы также получили право на камеральных проверках декларации по НДС осматривать помещения компании, например производственные, складские, торговые* (п. 1 ст. 92 НК РФ). Раньше такое право у налоговиков было только при выездных ревизиях (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Новые полномочия налоговиков действуют, если они выявили противоречия в отчетности либо заявлен НДС к возмещению. Осмотр помещений инспекторы обычно проводят, чтобы убедиться, ведет ли компания деятельность, которую отражает в отчетности. Например, инспекторы проверяют наличие товаров, по которым компания заявляет вычет налога. Поэтому, если налоговики требуют показать товары, которые содержатся в упаковках, безопаснее пойти им навстречу. Иначе инспекторы могут посчитать, что компания не приобретала товары в количестве, указанном в документах, и отказать в вычете налога.

Но проверьте, есть ли у налоговиков постановление, утвержденное руководителем инспекции или его замом. Также налоговики должны предъявить служебные удостоверения (п. 1 ст. 91 НК РФ).

По итогам осмотра налоговики должны составить протокол с участием не менее двух понятых, которые не заинтересованы в результатах проверки (п. 5 ст. 92п. 2 ст. 98 НК РФ). Иначе инспекторы не вправе использовать протокол в качестве доказательства налоговых нарушений (п. 4 ст. 101 НК РФ). Например, если на этом документе нет подписи понятых. Либо понятыми выступили сами проверяющие.

Важные показатели декларации по НДС. Помимо сопоставления сумм налога в декларации поставщика и покупателя налоговики могут отслеживать высокую долю вычетов и другие показатели.

Основной показатель, который обычно контролируют налоговики, – это доля вычетов по отношению к исчисленному налогу.

Так вот, если доля вычетов составляет 89 процентов и более, контролеры посчитают, что у компании низкая налоговая нагрузка по НДС. Следовательно, могут вызвать представителей организации на комиссию* (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722). Впрочем, инспекторы на местах обычно ориентируются на среднюю долю вычетов по конкретному региону, которая может отличаться от федерального уровня. Поэтому с этим показателем тоже безопаснее свериться. Как быть, если доля вычетов в вашей декларации превысила допустимое значение? Есть два варианта.

Первый вариант – если налоговики запросят пояснения, доказывать, что такой показатель сложился объективно. При этом желательно сообщить контролерам, какие меры компания предпринимает, чтобы снизить долю вычетов. Можно также указать, в каком периоде нагрузка по НДС должна увеличиться, хотя это необязательно.

<…>

Второй вариант – снизить долю вычетов. Так, можно не принимать к вычету НДС по авансам, уплаченным контрагентам. Тогда компания заявит вычет, когда получит от поставщика товары. Еще один распространенный метод – это перенести вычеты налога на следующий период. Тем более что нередко сами инспекторы предлагают так поступить. С 1 января 2015 года право компании переносить вычеты на следующие кварталы прямо прописано в Налоговом кодексе РФ (п. 1.1 ст. 172).

<…>

Кроме того, инспекторы часто проверяют, правильно ли рассчитан НДС с авансов. Сначала рассмотрим тот авансовый НДС, который компания ставит к вычету после отгрузки товара. Продавцы отражают его в графе 3 строки 170 раздела 3 декларации. Инспекторы сравнивают этот показатель с суммой налога, начисленной с предоплаты (графа 5 строки 070 раздела 3). Если вычет авансового НДС окажется больше начисленного налога, то инспекторы могут запросить пояснения. Компания может пояснить различия в этих данных следующим образом. Возможно, компания отгружала товары в счет авансов, полученных еще в прошлом периоде. Тогда вычет НДС с предоплаты действительно может превысить начисленный налог, но нарушением это не является.

Кроме того, вычет авансового НДС у продавца контролеры сравнят с налогом, который был начислен с реализации (строки 010020 раздела 3). Если вычет окажется больше, то, скорее всего, в учете допущена ошибка. Ведь принять к вычету НДС с авансов поставщик может только после того, как отгрузит товары покупателю (п. 6 ст. 172 НК РФ). Так что вычеты по авансам, не закрытым поставкой, в книге покупок необходимо аннулировать.

Теперь об авансовом НДС, который компания заявляет к вычету как покупатель (строка 130 раздела 3). Налоговики проверят, не превышает ли этот вычет суммы восстановленного налога (строка 090 раздела 3).

Однако превышение вычета над восстановленным НДС может быть вполне обоснованным. К примеру, если поставщик в этом квартале не отгружал товары в счет предоплаты. Тогда компания не должна была восстанавливать налог с аванса.

Еще налоговики сравнивают данные отчетности по НДС и налогу на прибыль. А именно: доходы от реализации, указанные в декларации по налогу на прибыль, со стоимостью реализованных товаров, работ или услуг в отчетности по НДС.

Если доходы в декларации по прибыли превышают налоговую базу по НДС, инспекторы могут запросить пояснения.* Так что это соотношение тоже лучше проверить. Действительно, выручка для целей НДС, как правило, должна быть не меньше той, которую компания отражает в налоговом учете. Но могут быть исключения. Например, если компания проводила операции, не облагаемые НДС (ст. 149 НК РФ). Но в таком случае нужно заполнить раздел 7 декларации по НДС.

БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ГЛАВБУХ».

НОВЫЙ НДС. КАК ПЛАТИТЬ И ОТЧИТЫВАТЬСЯ В 2015 ГОДУ

3. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»

<…>

«Налоговый орган, принявший решение о вызове налогоплательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии, письменно уведомляет должностных лиц налогоплательщика о принятом решении с указанием времени и места проведения заседания комиссии.* Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:- отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;- проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков;- направление информационных писем налогоплательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность,* погашению задолженности по НДФЛ, иным действиям;- подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;- рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий;- мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;- подготовка информации в отношении налогоплательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений налогового законодательства, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссий при управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации или межведомственных комиссиях в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

<…>

Проведение аналитических и контрольных мероприятий в целях подготовки материалов для рассмотрения в ходе заседания комиссии

При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных налогоплательщиков и налоговых агентов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также мероприятия налогового контроля.* Аналитические и контрольные мероприятия по каждому налогоплательщику проводятся в целом, на основе имеющейся в налоговом органе информации, по всем налогам независимо от оснований для включения в группы, определенных положениями данного письма. Анализ налогоплательщиков, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, проводится на основании:- информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС "Налог-2", ПИК "НДС", СОУН, ПК "ВАИ", ИР "Риски" и т.д.);- информации, полученной в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации;- информации, содержащейся в СМИ и сети Интернет;- сведений, полученных от кредитных организаций, правоохранительных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Банка России и др.;- жалоб, заявлений юридических и физических лиц;- информации, полученной от сотрудников, акционеров (участников) организаций;- информации, полученной из иных источников. Анализ осуществляется по следующим направлениям:- анализ учетных данных и иных сведений, характеризующих налогоплательщика, по форме, рекомендованной в Приложении № 1;- анализ показателей бухгалтерской отчетности (баланса) - по форме, рекомендованной в Приложении № 2;- анализ показателей бухгалтерской и налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций - по форме, рекомендованной в Приложении № 3;- анализ показателей налоговой отчетности по НДС - по форме, рекомендованной в Приложении № 4;- анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ - по форме, рекомендованной в Приложении № 5;- анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей - по форме, рекомендованной в Приложении № 6.На основании проведенного анализа по налогам выявляются налоговые риски. Сводные результаты анализа отражаются по форме, рекомендованной в Приложении № 7.Кроме того, в отношении налогоплательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки по форме, рекомендованной в Приложении № 8.Анализ включает в себя следующие этапы:- расчет налоговой нагрузки налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения,- определение аналогичных налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе,- расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации, исследовать среднеотраслевые значения налоговой нагрузки),- определение аналогичного налогоплательщика с максимальной налоговой нагрузкой,- анализ отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика от максимального значения. В случае установления низкого уровня налоговой нагрузки проводится анализ финансовых потоков налогоплательщика. С этой целью налоговым органом:- проводится анализ предварительно запрашиваемых в рамках статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банковских выписок,- составляется схема движения денежных средств, схема ведения бизнеса,- проводится анализ сделок, в том числе с целью выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика. В ходе анализа, при необходимости, определяются контрагенты, входящие в зону риска, к которым относятся контрагенты, обладающие признаками недобросовестности (минимальная численность, минимальные суммы начислений в бюджет, отсутствие материально-технической базы, массовый учредитель, руководитель, адрес массовой регистрации, несоответствие вида деятельности поставляемой продукции, иные признаки недобросовестности) (Приложение № 9).Также в ходе анализа финансовых потоков налогоплательщика устанавливаются иные зоны риска по форме, рекомендованной в Приложении № 10.На следующем этапе осуществляется оценка соответствия показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Подготовка к проведению заседания комиссии

С целью побуждения налогоплательщика (руководителя, собственника, ИП) к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин убытка, низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса вычетов по НДС, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ, а также в целях исправления ошибок (искажений) налоговой отчетности налогоплательщику направляется информационное письмо по форме, рекомендованной в Приложении № 11 к настоящему письму. В указанном информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика. В информационном письме необходимо предложить налогоплательщику уточнить свои налоговые обязательства в порядке, установленном статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов сотрудниками организации, подлежащих налогообложению, и др.*Также в информационном письме налогоплательщику предлагается провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (с учетом изменений и дополнений).»

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка