Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Отправляем пояснения по НДС не разом, а частями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
5 марта 2015 30 просмотров

Как правильно провести в учете претензию? Наша компания выступала заказчиком, стоимость работ по договору была 200тыс.рублей, но работы были сделаны не в срок и некачественно. В связи с этим стороны (заказчик и подрядчик - другая организация) подписали письмо о том, что заказчик недоплатит 18.000-00 рублей за выполненные работы подрядчику. Как это правильно оформить? Надо ли восстанавливать НДС (документы учтены 17.10 и 26.12, а претензия подписана 27.01.2015г.) и как это правильно сделать?

Претензию предъявите в письменной произвольной форме. При этом четко укажите, какие обязанности не исполнил подрядчик, положения какого документа были нарушены (протокол, договор, соглашение и т. п.), предложите свой выход из сложившейся конфликтной ситуации.

В претензии Вы можете потребовать у подрядчика уменьшить цену некачественной работы.

Изменение цены договора при этом подтвердите отдельным документом – договором или отдельным соглашением.

В течение пяти дней после подписания такого документа Ваш подрядчик обязан выставить Вам корректировочный счет-фактуру.

При этом НДС, приходящийся на сумму разницы, возникшей из-за уменьшения стоимости выполненных работ, Вы должны восстановить. Сделать это нужно в том налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из дат

В бухгалтерском учете эти операции отразите проводками:

Дебет 20 (25, 26, 44, 91) Кредит 60 – уменьшена стоимость работ на основании договора (соглашения) об изменении стоимости работ.

Сумму ранее принятого к вычету входного НДС скорректируйте:

Дебет 19 Кредит 60 – сторнирован входной НДС с разницы между стоимостью работ (услуг) до и после снижения цены договора на основании первичных документов и корректировочного счета-фактуры;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – восстановлен НДС с разницы между стоимостью работ (услуг) до и после изменения цены договора на основании первичных документов и корректировочного счета-фактуры.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении предъявление претензии

Организация вправе предъявить претензию контрагенту, если он нарушил обязательства, возникшие согласно условиям договора или нормам законодательства (ст. 309 ГК РФ, ч. 5 ст. 4 АПК РФ и ст. 136 ГПК РФ).

Предъявить претензию – право организации, а не обязанность. Например, если поставщик отгрузил некачественный товар, покупатель вправе (но не обязан) выставить ему претензию (в частности, потребовать уменьшить цену, бесплатно устранить недостаток и т. п.). Это следует из статьи 475 Гражданского кодекса РФ.

Форма и содержание претензии

Претензию предъявите в письменной произвольной форме. При этом четко укажите, какие обязанности не исполнил контрагент, положения какого документа были нарушены (протокол, договор, соглашение и т. п.), предложите свой выход из сложившейся конфликтной ситуации.*

Внимание: если организация решила предъявить контрагенту претензию, своевременно известите его о том, что выявлено нарушение условий договора. В противном случае он может отказать в удовлетворении претензии (см., например, ст. 483 ГК РФ). Если организация решит не предъявлять претензию, а сразу обратится в суд, ее исковое заявление не будет рассмотрено. Обращаться в суд, минуя стадию досудебного решения споров (например, сразу написать исковое заявление о взыскании неустойки), нельзя. Это следует из статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьи 136 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Например, предъявляя претензию, покупатель должен уведомить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором. А если такой срок не установлен, – в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара. Такой порядок установлен в статье 483 Гражданского кодекса РФ.

Сроки рассмотрения претензии

Контрагент обязан рассмотреть претензию. Срок для этого может быть установлен:*
– законодательством (см., например, п. 5 ст. 12 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ);
– договором;
– внутренним распорядком организации или обычаями делового оборота.

Это следует из статьи 309 Гражданского кодекса РФ.

При этом гражданским законодательством не установлено санкций за нарушение этого срока (см., например, ст. 12 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ или ст. 37 Закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ).

Не предусматривают каких-либо санкций и нормы судебного права (АПК РФ, ГПК РФ).

Финансовые санкции (например, штраф) за нарушение срока, в который должна быть рассмотрена претензия, могут быть предусмотрены в договоре с контрагентом (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Какие требования можно предъявить

В претензии можно предъявить одно или несколько требований. Например, это могут быть требования:*
оплатить санкции за нарушение условий договора (ст. 329 ГК РФ);
возместить убытки. Например, связанные с вынужденной закупкой товара у другого поставщика по более высокой цене (ст. 393 ГК РФ);
вернуть оплаченный, но не отработанный аванс (ст. 453 ГК РФ);
– оформить возврат или замену продукции (товара). Например, если он бракованный (ст. 475 ГК РФ);
устранить дефекты. Например, исправить качество ненадлежаще выполненных работ (п. 1 ст. 723 ГК РФ);
снизить цену, то есть провести уценку объекта договора. Например, если был получен товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 475 ГК РФ).

<…>

Уценка товара

Организация вправе потребовать у контрагента уменьшить цену бракованного товара или некачественной работы (см., например, ст. 475, 723 ГК РФ). Товар (работа) с дефектом не может стоить столько же, сколько качественный товар (работа).*

Уценку товара отразите по аналогии с полученной от контрагента скидкой.*

Подробнее о бухучете и налогообложении такой операции см. Как отразить в бухучете и при налогообложении скидки, подарки, премии и бонусы, предоставленные поставщиком при приобретении товаров.

<…>

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация:Как покупателю отразить в бухучете и при налогообложении скидки, подарки, премии и бонусы, предоставленные поставщиком при приобретении товаров (работ, услуг)

<…>

Если скидка на выполненные работы (оказанные услуги) предоставлена в текущем году, то в бухучете уменьшение их стоимости отразите проводкой:*

Дебет 20 (25, 26, 44, 91) Кредит 60
– уменьшена стоимость работ (услуг) на величину скидки на основании первичных документов.

Сумму ранее принятого к вычету входного НДС скорректируйте:

Дебет 19 Кредит 60
– сторнирован входной НДС с разницы между стоимостью работ (услуг) до и после получения скидки на основании первичных документов и корректировочного счета-фактуры;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– восстановлен НДС с разницы между стоимостью работ (услуг) до и после получения скидки на основании первичных документов и корректировочного счета-фактуры.

Это следует из пункта 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктов 6.4, 6.5 ПБУ 10/99.

<…>

ОСНО: налог на прибыль

В целях расчета налога на прибыль поощрение (скидка, бонус, премия, подарок) по соглашению сторон может:

Если продавец предоставляет поощрение, которое не изменяет цену товара (работ, услуг), налоговую базу по налогу на прибыль корректировать не надо. Поощрения такого рода необходимо учесть в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 19 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/668, от 27 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/506, от 3 апреля 2012 г. № 03-03-06/1/175, от 16 января 2012 г. № 03-03-06/1/13.

При методе начисления доходы в виде предоставленного продавцом поощрения учитывайте при расчете налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Если поощрение по условиям договора изменяет цену товара (работ, услуг) и предоставляется в том же отчетном (налоговом) периоде, в котором происходит реализация товаров (в котором были произведены работы, оказаны услуги), скорректируйте налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода на сумму поощрения (п. 7 ст. 274 НК РФ).

Если уменьшение цены на товары (работы, услуги) затрагивает налоговые обязательства покупателя по налогу на прибыль в прошедших отчетных (налоговых) периодах, то необходимо подать уточненные декларации по налогу на прибыль за прошлые отчетные (налоговые) периоды.*

Подробнее об этом см. В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию.

<…>

Если поощрение по условиям договора изменяет цену товара, то необходимо скорректировать налоговую базу по НДС. Поэтому НДС, приходящийся на сумму разницы, возникшей из-за уменьшения стоимости товара на величину поощрения, покупатель должен восстановить. Сделать это нужно в том налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из дат:*

  • день получения первичных документов на уменьшение стоимости выполненных работ;
  • день получения корректировочного счета-фактуры.
    • не изменять цену товара (работ, услуг);
    • изменять цену товара (работ, услуг).
  • день получения первичных документов на уменьшение стоимости приобретенных товаров в виде поощрения;
  • день получения корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом на предоставленное поощрение.

Такой порядок установлен подпунктом 4 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ и подтвержден письмами Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-07-15/120, от 31 мая 2012 г. № 03-07-11/163.

<…>

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении предъявление претензии

В каких случаях составить

Когда меняется стоимость отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг или переданных имущественных прав, продавцы оформляют корректировочные или единые корректировочные счета-фактуры. Вызвать изменение стоимости может увеличение или снижение цены, количества или объема поставляемых ценностей. Такой порядок следует из положений абзаца 3 пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ.*

Вот несколько ситуаций, когда продавец обязан оформить корректировочный (единый корректировочный) счет-фактуру:

  • покупателям предоставлены скидки;
  • в процессе приемки покупатель выявил недостачу или несоответствие по качеству товаров, работ, услуг или имущественных прав и продавец признал эту претензию;
  • покупатель возвращает товары, не принятые к учету;
  • покупатель обнаружил некачественные товары, которые он успел принять на учет, но продавцу их не возвращает, а утилизирует собственными силами, о чем стороны отдельно договорились;
  • товар возвращает покупатель, который не платит НДС;
  • покупателю отгружены товары по предварительным ценам, а впоследствии они были пересмотрены с учетом цен, по которым эта продукция была реализована потребителям.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 31 января 2013 г. № 03-07-09/1894, от 13 июля 2012 г. № 03-07-09/66, от 3 июля 2012 г. № 03-07-09/64, от 30 ноября 2011 г. № 03-07-09/44, ФНС России от 12 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4143.

Продавец обязан выставить корректировочный счет-фактуру в течение пяти календарных дней с даты, когда согласует изменения с покупателем или уведомит его о них. Подтвердить согласие покупателя или факт его уведомления необходимо первичными документами. Например, договором или отдельным соглашением. Только при соблюдении этих условий НДС, указанный в корректировочном счете-фактуре, можно принять к вычету. Такой порядок следует из положений пункта 3 статьи 168, пункта 13 статьи 171, пункта 10 статьи 172 Налогового кодекса РФ.*

<…>

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

06.03.2015г.

С уважением,

Мария Мачайкина, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// www.1gl.ru/#/hotline/rules/

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка