Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
10 марта 2015 130 просмотров

Переехали в новый офис. Нужно сообщить в налоговую?

Если в новый офис переезжает сама организация (головное отделение), происходит смена юридического адреса. Для этого требуется изменить устав - принять решение общего собрания учредителей (или единственного учредителя) об изменении устава, с указанием в нем нового адреса.

Изменения в устав оформляются либо в виде новой редакции устава, в которой вместо старых сведений содержатся новые, либо в виде изменений как отдельного документа, в котором указывается, что в конкретный пункт устава вносятся соответствующие изменения. При этом ни текст изменений, ни новую редакцию устава подписывать не требуется. Лучше оформлять изменения в виде новой редакции устава, а не в виде изменений как отдельного документа.

О смене юридического адреса инспекцию следует уведомить путем подачи заявления по форме 13001 (заполнить страницу 001, лист «Б» и последний лист – сведения о заявителе).

Заполненное заявление подается в налоговую инспекцию, где числится ваша организация, в течение трех рабочих дней с того момента, как изменился адрес (с даты решения единственного участника). После этого в течение пяти рабочих дней сотрудники ИФНС России зарегистрируют изменения в уставе, и выдадут лист записи ЕГРЮЛ.

Если же в новый офис переезжает обособленное подразделение организации, в этом случае потребуется закрыть имеющееся обособленное подразделение и открыть новое, по новому адресу.

Порядок закрытия и открытия подразделения зависит от его статуса – филиал это или простое обособленное подразделение.

В ИФНС потребуется подавать либо заявление по форме № Р13002 (если подразделение будет создаваться как филиал, и сведения о ней будут указаны в уставе), либо по Форме С-09-3-2.

если офис будет простым обособленным подразделением, и сведения о нем не будут указаны в уставе).

Соответственно, если оставшееся подразделение потребуется закрыть, о ликвидируемом филиале организация сообщает в налоговую инспекцию по месту нахождения общества в течение трех рабочих дней со дня принятия учредителями решения о закрытии филиала. Уведомление подается по форме 13002. При закрытии простого подразделения уведомление направляется в виде сообщения по

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и Системы Юрист.

1. Рекомендация: Пошаговая инструкция: как сменить юридический адрес организации

Начиная с 30 июля этого года инспекторы высылают всю официальную корреспонденцию строго на юридический адрес компании. А организацию, которая долгое время никак не реагирует на такие сообщения, контролеры вправе ликвидировать через суд. Не так давно с этим согласились и в Пленуме ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61. Подробнее о последствиях несовпадения юридического и фактического адреса читайте здесь.

Чтобы избежать неприятностей, советуем зарегистрировать организацию по ее действительному адресу. Быстро и грамотно это сделать вам поможет пошаговая инструкция. Чтобы получить бесплатный доступ ко всем материалам, которые мы собрали по этой теме, просто зайдите в Систему под своим логином и паролем. А если таковых у Вас еще нет, то зарегистрируйтесь.

Не нашли ответ на свой вопрос? Жмите кнопку «Помощник» в правом нижнем углу экрана. Наши эксперты в онлайн-режиме постараются помочь вам.

ШАГ 1. Оформите решение собственников и внесите изменения в устав

Для начала сведения о новом адресе нужно зафиксировать в учредительных документах, в частности, в уставе. Делают это на основании решения, принятого участниками на общем собрании. Когда учредитель один, решение он принимает единолично.

Рекомендации:

Как оформить решение общего собрания участников ООО;

Как внести изменения в устав ООО;

Что должен содержать устав.*

Документы:

Протокол общего собрания участников ООО. Решение о внесении изменений в устав в связи со сменой юридического адреса общества;

Решение единственного участника ООО о внесении изменений в устав в связи со сменой юридического адреса общества;

Изменения устава, оформленные отдельным приложением к нему при смене юридического адреса.

Статьи из журналов:

Мы не уведомили участников ООО о предстоящем общем собрании. Что нам будет? («Главбух» № 4, 2011);

Если юридический адрес не совпадает с фактическим («Упрощенка» № 1, 2010);

Приводим в порядок учредительные документы («Учет в строительстве», № 7, 2009).

ШАГ 2. Заполните заявление по форме № Р13001

О том, что юридический адрес организации меняется, нужно сообщить в налоговую инспекцию. Для этого используйте заявление по форме № Р13001. В нем заполните только первую страницу, листы Б и М.

Документы:

Форма № Р13001. Заявление о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (применяется с 4 июля 2013 года);

Пример заполнения формы № Р13001 при изменении юридического адреса организации.

Статьи журналов:

Нужно ли заверять у нотариуса подпись руководителя организации в заявлении о перерегистрации ООО («Учет в торговле» № 4, 2010).

ШАГ 3. Сдайте пакет документов в налоговую инспекцию

Заполненное заявление подайте в налоговую инспекцию, где числится ваша организация. Либо в специальную регистрирующую ИФНС России, если таковая есть в вашей местности. К заявлению приложите такой набор документов:

  • новый устав или изменения к старому (в двух экземплярах);
  • решение общего собрания о внесении изменений в учредительные документы организации (или единоличное решение единственного участника);
  • документ об уплате госпошлины (800 руб.);
  • документ, подтверждающий новый юридический адрес (копию договора о покупке недвижимости или аренды).

Представить весь пакет документов нужно в течение трех рабочих дней с того момента, как изменился адрес. Отсчитывайте этот срок от даты решения общего собрания или единственного участника.*

Рекомендации:

Кто должен подавать документы при регистрации ООО;

Как организации перечислить госпошлину в бюджет;

Как отразить госпошлину в бухучете;

Как учесть госпошлину при налогообложении.

Справочные материалы:

Размеры госпошлины за госрегистрацию и совершение прочих юридически значимых действий, перечисленных в статье 333.33 Налогового кодекса РФ.

Документы:

Пример платежного поручения на перечисление госпошлины за регистрацию изменений в учредительных документах.

ШАГ 4. Получите подтверждение о госрегистрации изменений

Получив от вас заявление, сотрудники ИФНС России зарегистрируют изменения в уставе в течение пяти рабочих дней. Через один рабочий день после этого вам выдадут лист записи ЕГРЮЛ. Свидетельство о регистрации изменений в ЕГРЮЛ, как это было раньше, не выдают.*

В Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и Росстат подавать сведения о новом адресе не придется. За вас это сделают сотрудники ИФНС России – в течение пяти рабочих дней со дня регистрации.

Рекомендации:

Кто должен получать документы при регистрации ООО.

Документы:

Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007;

Пример доверенности на право представлять интересы организации при госрегистрации изменений в учредительных документах.

2. Рекомендация: Как внести изменения в учредительные документы

Периодически в каждом обществе происходят изменения, которые требуют внесения изменений в учредительные документы.

Наиболее распространенные основания для изменения устава:

  • смена юридического адреса;*
  • изменение размера уставного капитала;
  • создание филиала (представительства);
  • смена наименования;
  • изменения в структуре или компетенции органов управления.

Внесение изменений связано с процедурой государственной регистрации. Юристу нужно знать, как подготовить документы для регистрации и обеспечить ее прохождение с первого раза.

Оформление изменений в устав

Изменения в устав оформляются либо в виде новой редакции устава, в которой вместо старых сведений содержатся новые, либо в виде изменений как отдельного документа, в котором указывается, что в конкретный пункт устава вносятся соответствующие изменения. При этом ни текст изменений, ни новую редакцию устава подписывать не требуется.

Лучше оформлять изменения в виде новой редакции устава, а не в виде изменений как отдельного документа.

Впоследствии гораздо удобнее будет использовать единую действующую редакцию устава, чем частично действующую редакцию устава с несколькими (или множеством) приложений к нему на отдельных листах, которые нужно будет при прочтении согласовывать между собой. Кроме того, отдельные листы могут потеряться.*

Государственная регистрация изменений

Внесенные изменения подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц только с момента ее проведения.*

Чтобы зарегистрировать изменения, надо представить в налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию, следующие документы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)):

  • заявление о государственной регистрации;
  • решение (протокол) о внесении соответствующих изменений;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) нужно представить на регистрацию в двух оригинальных экземплярах);
  • документ об уплате государственной пошлины.*

Заявителем при внесении изменений в учредительные документы является руководитель постоянно действующего исполнительного органа (т. е. директор) или иное лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Это правило установлено в пункте 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации и подтверждается разъяснениями налоговых органов в абзацах 8–10 части I Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16.

Заявителем, по смыслу пункта 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации, является лицо, подписавшее заявление.*

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииписьмо ФНС России от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151).

Владислав Кузнецов

ведущий эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

Владислав Добровольский

судья в отставке, кандидат юридических наук

3. Рекомендация: Как оформить решение общего собрания участников ООО

Несоблюдение требований к оформлению и содержанию решения общего собрания участников в совокупности с другими обстоятельствами нередко становится основанием для отмены решения собрания. Юристу компании нужно обеспечить, чтобы в случае возникновения корпоративного конфликта принятое решение невозможно было бы признать недействительным.

Внимание: с 1 сентября 2014 года в нотариальном порядке необходимо удостоверять принятие общим собранием участников решения и состав участников, присутствовавших при его принятии.

Такое правило устанавливает подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ.

Чтобы соблюсти его, потребуется приглашать нотариуса на общее собрание участников либо самим участникам собираться у нотариуса.

При этом закон позволяет не исполнять это требование, если иной способ подтверждения участники предусмотрят (подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ):

  • в уставе или
  • в решении общего собрания участников, принятом единогласно.

Под иным способом подтверждения имеется в виду:

  • подписание протокола всеми или отдельными участниками общества;
  • использование технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения (аудио-, видеозапись и др.);
  • иные способы, не противоречащие закону (при этом закон не устанавливает каких-либо ограничений).

Таким образом, участники могут сами выбрать, как подтвердить принятие решения и состав участников. Фактически есть следующие варианты:

  • принять решение о внесении изменений в устав, закрепив в нем наиболее удобный порядок подтверждения (например, заверение протокола подписями председателя и секретаря собрания, которые являются участниками общества);
  • принимать решения о способе подтверждения каждый раз при проведении общего собрания. Этот способ применим, если участники всегда собираются в полном составе;
  • обращаться к нотариусу, чтобы он подтверждал принятие решения на собраниях участников и состав участников.

Формально требованиям закона будет соответствовать и другой вариант: можно провести собрание, на котором будут присутствовать все участники общества, и на нем единогласно принять решение о способе подтверждения (без внесения изменений в устав). В таком случае на последующих собраниях уже не потребуется стопроцентная явка участников, в решениях можно будет просто делать ссылку на этот протокол и прикладывать его копию.

Однако суд может истолковать закон иным образом – что способ подтверждения должен быть предусмотрен именно в том решении, которое подтверждается. Во избежание споров лучше не использовать этот способ, пока не сложится судебная практика по этому вопросу.

В целом требование о привлечении нотариуса направлено против фальсификации решений. Его присутствие затрудняет процесс подделки. При подмене протокола с применением печати нотариуса достаточно будет доказать только тот факт, что нотариальное действие не значится в реестре нотариуса.

На общества, в которых решения принимает единственный участник, эти требования не распространяются, поскольку установлены только в отношении собраний.

Примеры положения устава

Подтверждение подписями всех участников

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола всеми участниками, присутствовавшими на собрании.

Подтверждение подписями отдельных участников

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем собрания, которые должны быть участниками Общества.

Подтверждение с использованием технических средств

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются видеозаписью, сделанной во время собрания. Компакт-диск с видеозаписью прилагается к протоколу.

Подтверждение иным способом (подписями отдельных лиц)

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем собрания.

Требование к оформлению протокола

Решение общего собрания участников оформляется протоколом общего собрания участников.

Общие требования к содержанию и оформлению протокола общего собрания участников установлены в пунктах 4 и 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ.

Так, протокол общего собрания участников ООО, проведенного в очной форме, должен содержать следующие сведения:

  • дату, время и место проведения собрания;
  • сведения о лицах, принявших участие в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
  • сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Протокол общего собрания участников ООО, проведенного в очной форме, должен содержать следующие сведения:

  • дату, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
  • сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
  • сведения о лицах, подписавших протокол.*

Кроме того, закон содержит некоторые указания для отдельных случаев, в частности для решения, которым участники одобряют крупную сделку или сделку с заинтересованностью.

Помимо указанных обязательных сведений, в протокол можно включить также и иную информацию.

За основу рекомендуем брать требования, предъявляемые к оформлению протокола общего собрания акционеров. Тогда протокол будет содержать наиболее полную информацию о ходе собрания и о решениях, принятых на нем.

Подпись протокола

Протокол собрания подписывают председательствующий и секретарь (п. 3 ст. 181. 2 ГК РФ). Однако в этом случае есть риск, что общество не сможет документально подтвердить факт участия в собрании конкретного участника, если он через некоторое время после собрания решит оспорить принятое решение в судебном порядке и будет заявлять о том, что он не присутствовал на собрании или голосовал против принятого решения.

Чтобы снизить риск оспаривания принятого решения, можно собрать на протоколе общего собрания подписи всех присутствовавших участников, хотя закон и не обязывает это делать. При этом нужно учитывать, что протокол собрания может быть изготовлен не сразу после собрания, кроме того, участник может отказаться его подписывать.

Еще более эффективным может быть использование бюллетеней для голосования. Это полностью исключит возможность участника ссылаться на то, что он голосовал иным образом или вообще не принимал участия в собрании. Обязательный порядок голосования бюллетенями можно предусмотреть в Положении об общем собрании участников.

Владислав Кузнецов

шеф-редактор ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

4. Статья: Как действовать бухгалтеру, если фирма решила сменить адрес регистрации

Полезные советы

Как действовать, если в результате смены адреса у вас меняется ИФНС

Действие 1. Переведитесь в новую ИФНС. Для этого подайте в налоговую инспекцию, где вы числитесь, или в специальную регистрирующую ИФНС, следующие документы: заявление по форме № Р13001, решение о смене адреса, устав с изменениями, квитанцию об оплате госпошлины.

Действие 2. Пройдите сверку расчетов вашей фирмы с бюджетом и внебюджетными фондами (п. 3 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@). При частой смене испекций может потребоваться и выездная налоговая проверка (подп.10 п. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденнойприказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).*

Действие 3. Определите, есть ли у вас переплата или недоимка. Переплату лучше верните по местонахождению старой налоговой. Ведь если вы этого не сделаете, то обязанность возврата излишне уплаченных сумм перейдет в новую инспекцию. А уже там в случае отказа добиться возврата средств вы сможете только через суд (постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2008 № 17520/07).

Если же по результатам сверки вы обнаружите недоимку и будете согласны с ее суммой, то заплатите ее по местонахождению прежней инспекции. А вот при наличии разногласий не спешите с оплатой. Ведь пока новая ИФНС получит все необходимые документы, допустимый срок для взыскания недоимки вполне может пройти и платить недоимку вам уже не придется.*

Н.Г.Сазонова, эксперт журнала «Упрощенка»

Журнал «Упрощенка» № 9. Сентябрь 2013

По вопросу регистрации обособленного подразделения

1. Рекомендация: Какое обособленное подразделение создать: выбор между филиалом, представительством и иным подразделением

Зачастую организация сталкивается с необходимостью вести деятельность не по месту своего нахождения, а по иному адресу (например, оказывать услуги в другом городе, производить продукцию в соседней области, хранить товар на специально оборудованном складе и т. д.). Перед тем как приступить к осуществлению такой деятельности, необходимо проверить, требуется для этого создать обособленное подразделение или нет. Если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ, а организация эту обязанность не исполнит, то юридическое лицо могут привлечь к налоговой ответственности, а на его руководителя может быть наложен административный штраф.

Если руководство организации решает (планирует) открыть обособленное подразделение, юристу могут поручить описать преимущества и недостатки каждого вида подразделений. Задача юриста – пояснить руководству, какое подразделение лучше создать в той или иной ситуации – филиал, представительство или иное подразделение.

В каких случаях необходимо создать обособленное подразделение

Признаки обособленного подразделения приведены в абзаце 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. Так, организация должна создать обособленное подразделение (и надлежащим образом оформить факт его создания), если одновременно выполняются два условия.

Условие 1. Организация планирует вести деятельность по адресу, отличному от адреса ее госрегистрации (места нахождения).

Обоснование

Признак обособленного подразделения – территориальная обособленность. Считается, что если адрес подразделения (офиса, склада и т. д.), ведущего деятельность от имени организации, не совпадает с юридическим адресом головной организации, то подразделение является территориально обособленным.*

Условие 2. По месту нахождения подразделения будет оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место. Стационарным считается рабочее место, созданное на срок более одного месяца.

Обоснование

В законе приведен термин «стационарные рабочие места» (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ). То есть при буквальном толковании можно сделать вывод о необходимости создания в обособленном подразделении нескольких стационарных рабочих мест. Если же оборудовано всего лишь одно рабочее место, подразделение обособленным не считается.

Такой вывод неверен. Признаком обособленного подразделения является наличие даже одного стационарного рабочего места (письма Минфина России от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73от 2 июня 2005 г. № 03-02-07/1-132МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302@). Такого мнения придерживаются и суды при вынесении решений (постановления ФАС Поволжского округа от 22 февраля 2007 г. по делу № А49-2663/06-166А/22ФАС Центрального округа от 26 июля 2004 г. № А62-1493/04).

Как решить, через какое обособленное подразделение лучше работать

Прежде чем открыть обособленное подразделение, необходимо определить цель его создания. А именно понять, какой результат организация хочет получить. В зависимости от этого будет решаться вопрос о выборе между филиалом, представительством и иным обособленным подразделением (простым подразделением).

Первый критерий выбора – ведение деятельности или представление интересов

На основании этого критерия делают выбор между филиалом и представительством.

Так, обособленное подразделение можно создать:

  • либо с целью вести через это подразделение любую хозяйственную деятельность организации (например, производить продукцию, оказывать услуги и т. д.);
  • либо с целью совершать только действия по представлению интересов организации, то есть действия, направленные на достижение правового, а не фактического результата (заключение сделок от лица организации, представление интересов юридического лица в суде и т. д.).

Если организация намерена осуществлять через подразделение все свои функции, включая функции представительства (или часть своих функций), то нужно создать филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Если подразделение необходимо только для того, чтобы представлять и защищать интересы юридического лица, то имеет смысл открыть представительство (п. 1 ст. 55 ГК РФ)*. Однако при этом нужно понимать, что по закону организация не вправе совершать какие-либо фактические действия через такое подразделение (например, оказывать по месту нахождения представительства медицинские услуги, изготавливать мебель для ее дальнейшей реализации и т. д.). Впрочем, никаких санкций за нарушение такого запрета закон не устанавливает. Поэтому на практике организации нередко ведут производственную деятельность не только через филиалы, но и через представительства. Однако юристу все же имеет смысл сообщить своему руководству о предусмотренных в законе различиях между филиалом и представительством и посоветовать выбрать представительство только тогда, когда организация не намерена осуществлять через подразделение производственную деятельность.

Второй критерий выбора – внесение изменений в учредительные документы или упрощенная процедура создания

На основании этого критерия делают выбор между филиалом (представительством) и простым обособленным подразделением.

Создание филиала и открытие представительства – достаточно сложные процедуры, требующие, в частности, внесения изменений в учредительные документы организации и регистрации этих изменений в налоговой инспекции (п. 3 ст. 55 ГК РФп. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации). Создать иное обособленное подразделение (т. е. подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством) значительно проще. Для этого не нужно вносить изменения в учредительные документы, достаточно лишь письменно оформить решение о создании подразделения и встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения.*

При этом закон не запрещает наделять простое подразделение такими же функциями, которые организация планирует предусмотреть для филиала или представительства. Следовательно, на первый взгляд кажется, что предпочтение имеет смысл отдать простому подразделению. Однако такой вывод верен не всегда.

Именно филиал (представительство) необходимо создать в случае, если планируется, что обособленное подразделение будет иметь собственный расчетный счет.*

Обоснование

Законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»).

Целесообразно создать филиал (представительство) и тогда, когда обособленное подразделение будет:

  • иметь отдельный баланс;
  • самостоятельно начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников;
  • иметь достаточно сложную организационную структуру и большое число сотрудников;
  • находиться на большом расстоянии от организации.*

Александр Поротиков

кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Михаил Латушкин

кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

2. Рекомендация: Как создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством

Чтобы создать обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:

  • принять и оформить решение о создании обособленного подразделения;
  • подготовить подразделение к работе;
  • встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения;
  • уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.

Как принять и оформить решение о создании обособленного подразделения

Закон не устанавливает, к компетенции какого органа юридического лица относится вопрос о принятии решения о создании простого обособленного подразделения. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации. Вместе с тем, учредительные документы организации могут устанавливать, что вопрос о создании простого обособленного подразделения относится к компетенции иного органа управления (если это не запрещено законом). Например, устав ООО может предусматривать, что решение о создании подразделения принимает общее собрание участников, а устав акционерного общества может относить этот вопрос к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

В решении (приказе) о создании обособленного подразделения имеет смысл указать:

  • наименование (вид) и место нахождения подразделения (например, «Орловский офис общества с ограниченной ответственностью "Альфа"», расположенный по адресу: 125008, г. Орел, ул. Михалковская, д. 20);
  • цель создания подразделения и его функции (к примеру, реализация продукции ООО «Альфа» на территории города Орла);
  • сведения об организационно-штатной структуре подразделения, в частности, о его руководителе;
  • момент открытия подразделения. Указание на такой момент обезопасит организацию от возможных споров с налоговой инспекцией, связанных с нарушением срока уведомления о создании подразделения. Так, в решение имеет смысл включить следующее уточнение: «Обособленное подразделение считается открытым с момента оборудования по месту его нахождения стационарных рабочих мест и издания приказа об открытии подразделения».

Можно поступить и иначе: подробную информацию об обособленном подразделении отразить в отдельном внутреннем документе организации (например, в Положении об офисе, утвержденном общим собранием участников ООО или общим собранием акционеров акционерного общества), а в текст решения (приказа) о создании подразделения включить лишь основные сведения (название подразделения и его адрес). При этом в решении обязательно понадобится указать, какой именно документ (положение) регулирует деятельность подразделения.

Совет

В текст любого решения (приказа) о создании обособленного подразделения имеет смысл включить указание на то, что подразделение не является филиалом или представительством юридического лица. Такое уточнение позволит избежать возможных споров и недопонимания с контрагентами и государственными органами.

Как встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения

Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения – обязанность юридического лица (п. 14ст. 83 НК РФ). Для ее исполнения необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.

Сообщение нужно подать в течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения. Таким моментом считается момент оборудования в подразделении стационарных рабочих мест.*

Обоснование

Закон прямо не устанавливает, с какого дня простое обособленное подразделение считается созданным. В настоящее время позиция судов сводится к тому, что подразделение создается с момента, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Наступление такого момента можно подтвердить, например, приказом об открытии обособленного подразделения, актом окончания работ по техническому оборудованию рабочего места и т. д.

Зачастую суды обращают внимание также на то, ведет организация фактическую деятельность через обособленное подразделение или нет (постановление ФАС Уральского округа от 27 октября 2008 г. № Ф09-7766/08-С3 по делу № А60-2706/08). Если юридическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, ведет иную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, считается, что рабочие места оборудованы, а подразделение создано (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2004 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).

Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена ответственность

Если юридическое лицо представит сообщение о создании обособленного подразделения позднее одного месяца с момента создания такого подразделения (например, через 45 дней), то налоговая инспекция может посчитать, что организация совершила одно из следующих правонарушений.

1. Нарушила срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 116 НК РФ). Санкция за совершение такого правонарушения – штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, руководителя организации могут привлечь к административной ответственности и назначить один из двух видов наказания: предупреждение либо штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

2. Нарушила срок подачи документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). За совершение этого правонарушения инспекция может взыскать с организации штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. На руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Какое именно решение примет инспекция, точно сказать затруднительно. Дело в том, что в настоящее время нет официальных разъяснений по вопросу о последствиях нарушения срока, за который необходимо подать сообщение о создании обособленного подразделения. До вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, внесшего изменения в пункт 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, организации были обязаны представлять в инспекцию не сообщение, а заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Следовательно, за нарушение срока подачи этого заявления наступала ответственность только на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ. Должны ли организации нести такую ответственность в настоящее время, однозначно ответить сложно. Ведь в законе прямо не указано, что сообщение о создании обособленного подразделения считается заявлением о постановке на учет. Выходит, взыскать штраф в размере 10 тыс. руб. инспекция не вправе. Однако налоговые органы продолжают привлекать организации, не подавшие вовремя сообщение о создании подразделения, к ответственности по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Судебная практика по рассматриваемому вопросу еще не сложилась.

Важно обратить внимание и на следующее. Если юридическое лицо не только не уведомит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, но и будет вести через него деятельность (например, оказывать маркетинговые, аудиторские, иные услуги в новом офисе), инспекция может посчитать, что организация не исполнила обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). За неисполнение такой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение времени, за которое организация вела деятельность через подразделение. В любом случае размер штрафа не может быть менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Помимо этого руководителя могут привлечь к административной ответственности, оштрафовав на сумму в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов

Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).

Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):

  • Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
  • ФСС России и его территориальные органы.

Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о создании обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня создания подразделения (т. е. со дня оборудования стационарных рабочих мест). При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о создании обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату открытия подразделения (т. е. дату окончания оборудования стационарных рабочих мест), а также место нахождения подразделения.*

Должна ли организация встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения простого обособленного подразделения

Нет, не должна.

Зарегистрироваться в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения обособленного подразделения необходимо лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:

  • подразделение имеет отдельный баланс;
  • подразделение имеет отдельный расчетный счет;
  • подразделение самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Обоснование

Такие правила установлены:

Подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не обладают всеми тремя перечисленными признаками. В частности, законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»). Следовательно, вставать на учет в органах внебюджетных фондов по месту нахождения такого подразделения не нужно.

Александр Поротиков

кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Михаил Латушкин

кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

3. Рекомендация: Как создать филиал ООО

По умолчанию вопрос о создании филиала относится к компетенции общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Однако возможны случаи, когда решение о создании филиала уполномочен принимать иной орган управления общества.

Так, решение о создании филиала принимает совет директоров (наблюдательный совет), если:

Решение о создании филиала единолично принимает участник ООО, если выполняются два условия:

  • общество состоит из одного участника (ст. 39 Закона об ООО);
  • в обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет) либо, если такой орган создан, к его компетенции не относится вопрос о создании филиалов (п. 2подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Как создать филиал по решению общего собрания участников ООО

Чтобы создать филиал в обществе, где решение о создании этого обособленного подразделения принимает общее собрание участников, необходимо совершить следующие действия.

Во-первых, принять решение о проведении общего собрания участников (очередного или внеочередного) по вопросу о создании филиала.

Созвать очередное собрание, включив в его повестку дня вопрос о создании филиала, можно только в сроки, предусмотренные уставом (ст. 34 Закона об ООО).*

Если создать филиал нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание. Такое собрание созывает исполнительный орган общества (генеральный директор или правление) по собственной инициативе либо по требованию (п. 2 ст. 35 Закона об ООО):

  • совета директоров (наблюдательного совета);
  • ревизионной комиссии (ревизора);
  • аудитора;
  • участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.

Во-вторых, разработать проект Положения о филиале. По закону филиал действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Такое положение нужно утвердить на общем собрании участников, рассматривающем вопрос о создании филиала (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение собранию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва собрания.

В-третьих, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом филиале (п. 5 ст. 5 Закона об ООО). Вместо проекта новой редакции устава можно подготовить проект изменений (дополнений), связанных с созданием филиала, в виде отдельного документа – приложения к уставу. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.

Проект новой редакции устава подготавливает юрист общества, опираясь на сведения, содержащиеся в проекте Положения о филиале. Какую именно информацию о филиале необходимо отразить в уставе ООО, закон не предусматривает. Юристу имеет смысл включить в проект устава новый пункт (раздел), содержащий:

  • указание на то, что в обществе создан филиал (при этом пункт действующей редакции устава об отсутствии у общества филиалов необходимо исключить);
  • сведения о наименовании, месте нахождения, функциях, об организационной структуре филиала. Фактически в проекте устава нужно продублировать основную информацию, указанную в проекте Положения о филиале.

В-четвертых, провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:

  • о создании филиала;
  • об утверждении Положения о филиале;
  • об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с созданием филиала).

Решения по вопросам о создании филиала и об утверждении устава в новой редакции принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (п. 1 ст. 5п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Для утверждения Положения о филиале достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

В-пятых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с созданием филиала. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).*

Должно ли ООО встать на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала

Да, должно, но никакие дополнительные действия совершать для этого не нужно.

По закону постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения о создании филиала в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция, которую общество уведомило об изменениях в уставе. Эта же инспекция должна проследить за тем, чтобы ООО было поставлено на учет в инспекцию по месту нахождения филиала.*

В-шестых, назначить руководителя (директора) филиала и выдать ему доверенность.

Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора филиала, должен быть указан в Положении о филиале и (или) уставе ООО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора филиала. А именно:

  • подписывает трудовой договор (ст. 5767 ТК РФ);
  • издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).

Однако в уставе (Положении о филиале) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора филиала принимает общее собрание участников, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.

Директор филиала действует от имени ООО на основании доверенности (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ОООабз. 2 п. 20 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Текст такой доверенности составляет юрист общества, подписывает документ генеральный директор.

При составлении доверенности необходимо:

  • проследить за тем, чтобы действия, которые директор филиала будет совершать от имени ООО, соответствовали полномочиям директора, перечисленным в Положении о филиале;
  • по возможности наиболее детально определить круг этих действий. Например, указать, какие именно договоры директор филиала вправе подписывать от имени ООО. Такая конкретизация будет ограничивать самостоятельность руководителя филиала и позволит избежать нежелательных для общества последствий (к примеру, отчуждения недвижимого имущества третьим лицам).

В-седьмых, уведомить о создании филиала орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов. Это необходимо сделать в течение месяца со дня создания филиала (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах). Месячный срок начинает течь с момента уведомления налоговой инспекции об изменениях в уставе (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).

В-восьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения филиала*. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:

  • филиал имеет отдельный баланс;
  • филиал имеет отдельный расчетный счет;
  • филиал самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Александр Поротиков

кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Михаил Латушкин

кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка