Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 января 2015 45 просмотров

ООО-1 является Генеральным подрядчиком, выполняет долгосрочный договор на выполнение проектных работ, длится больше года, закроется только после выполнения всего проекта, этапов нет, а прямые затраты ООО-1 несет в течение года, относящиеся к этой работе, т.е. это подрядные работы, относящиеся непосредственно к этому объекту. Они закрываются актами с Подрядчиками. А отнести на затраты их нельзя, т.к. они прямые и могут списываться только, когда эти проектные работы будут сданы Заказчику. Помогите, пожалуйста, что делать с этими затратами? куда повесить? организация малое, ПБУ 18/02 не принимает, разница не между БУ и НУ не учитывает.

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Как отразить в бухучете реализацию работ, которые носят долгосрочный характер (кроме строительных работ).

В бухучете отразить реализацию работ, которые носят долгосрочный характер, можно:
– поэтапно;
– после завершения работ в целом.

Работы, которые выполняются в течение длительного времени, характеризуются тем, что начало и окончание этих работ попадают на разные отчетные периоды. К таким работам можно отнести, например, научные, проектные и т. д. Поэтому, чтобы контролировать их выполнение и затраты, которые несет заказчик и исполнитель, в договоре на выполнение таких работ может быть предусмотрена их поэтапная сдача (ст. 708 ГК РФ, п. 13 ПБУ 9/99). В этом случае отражать в учете доходы и расходы от данной операции можно или по окончании каждого этапа, или после завершения работы в целом (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99). Исключение предусмотрено для строительных работ. Их учет имеет особенности и регулируется отдельным ПБУ 2/2008.

Если организация решила учитывать доходы (выручку) и расходы по завершении всей работы в целом, их отражайте в общем порядке: на счете 90 в момент сдачи окончательного результата заказчику (п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).*

Если организация выбрала первый вариант, выручку и расходы учитывайте на основании первичных документов, предоставленных заказчику и подписанных им по завершении каждого этапа (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом возможны два способа учета – с использованием и без использования счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Выбор того или иного способа закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

При первом способе выручку и расходы по каждому этапу на счете 46 нужно отражать только тогда, когда данный этап работ оплатил заказчик. В этом случае делайте такие проводки:

Дебет 46 Кредит 90-1
– сдан заказчику оплаченный им этап работ;

Дебет 90-2 Кредит 20
– учтена в расходах себестоимость сданного и оплаченного этапа работ;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС по сданному этапу работ.

После того как вся работа будет закончена, стоимость оплаченных этапов отражайте по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

Дебет 62 Кредит 46
– отражена стоимость работ, оплаченных заказчиком.

В результате сумма, учтенная по дебету счета 62 в корреспонденции со счетом 46, будет уменьшать общую задолженность заказчика за всю работу.

Этот порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Такой вариант учета имеет свои минусы. На первый взгляд организация, используя этот метод, может обособленно учитывать доходы и расходы по каждому этапу работ. Вместе с тем, учитывать их отдельно возможно только по тем работам, которые оплатил заказчик (Инструкция к плану счетов). Для учета же неоплаченных работ этот счет проводок не предусматривает. Получается, что их надо учитывать на счете 90 и, по логике, когда за них заказчик перечислит деньги, перевести на счет 46. Таким образом, этот способ является очень трудоемким и не облегчает контроль за доходами и расходами по каждому этапу, а только усложняет его. Поэтому лучше использовать второй способ.

При втором способе по окончании каждого этапа выручку и расходы от реализации работ отражайте в общем порядке: на счете 90. При этом к нему можно открыть субсчета для учета доходов и расходов по каждому этапу (абз. 4 Инструкции к плану счетов). Например, это могут быть такие субсчета: субсчет «Первый этап», субсчет «Второй этап» и т. д.

БСС «Система Главбух» 2015

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Статья:Как вести регистры налогового учета

Основания для формирования регистров

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
аналитических регистров налогового учета;
– расчета налоговой базы.*

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).*

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.*

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

БСС «Система Главбух» 2015

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Статья:Разницы, возникающие по ПБУ 18/02, в учете малых предприятий можно не отражать

В журнале «Главбух» № 18 (2011, стр. 58) вы расписали, как отражать в учете лизинговые операции для тех, кто применяет ПБУ 18/02. Мы же относимся к малым предприятиям и потому не применяем данное ПБУ. Какие проводки нам тогда нужно делать, если наша компания выступает в роли лизингополучателя?

Отвечает Борис Самойлов,

эксперт журнала «Главбух»

Вы сделаете в учете те же проводки по учету лизингового имущества, которые мы привели на страницах журнала «Главбух» № 18, 2011. Просто записи, которые касаются учета временных разниц (отложенных налоговых активов или отложенных налоговых обязательств), вам отражать не придется.

Ведь применяя ПБУ 18/02, компании лишь показывают в бухгалтерском учете и отчетности, насколько налог на бухгалтерскую прибыль (убыток) отличается от налога на прибыль, отраженного в декларации. Вам же следить за подобными разницами необязательно, раз ваша компания относится к малым (разд. I ПБУ 18/02).

Ну и не забудьте, что в бухгалтерском учете вы начислите налог на прибыль по дебету счета 99 в корреспонденции со счетом 68 ровно в той же сумме, что и в налоговом. В то время как те, кто применяет ПБУ 18/02, отражают такой проводкой налог, определенный по данным бухучета. А потом корректируют его сумму на возникшие разницы исходя из налоговой прибыли.*

БСС «Система Главбух» 2015

Журнал «Главбух» № 24, Декабрь 2011

26.01.2015г.

С уважением,

Ирина Пояркова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// www.1gl.ru/#/hotline/rules/

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка