Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 января 2015 24 просмотра

Что делать с входным НДС при передачи потенциальным покупателям рекламных материалов в виде каталогов, брошюр с информацией о нашей продукции стоимостью более 100 руб. за единицу продукции? В целом фирма ведет деятельность облагаемую НДС.Если согласно п.12 Постановления ВАС №33 от мая 2014г., рекламный материал, в частности каталоги, не являются товаром, поэтому не являются объектом налогообложения НДС по ст. 146 НК РФ. Если при передаче не облагать НДС согласно данному ВАС, то входной НДС мы должны учесть в стоимости товаров? Можем ли мы Принимать к вычету входной НДС говоря что согласно п. 4 Ст 170 доля расходов по не облагаемой деятельности в общих расходах предприятия не превышает 5% (основная деятельность фирмы является налогооблагаемой, но есть не облагаемые операции, по ним мы считаем эту долю)?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: нужно ли начислять НДС, если организация бесплатно распространяет рекламную продукцию

Да, нужно, но только при выполнении двух условий:*
– рекламная продукция отвечает признакам товара, то есть имущества, которое имеет потребительскую ценность и может быть реализовано независимо от рекламной акции;
– стоимость единицы такой рекламной продукции превышает 100 руб.

По общему правилу для целей НДС безвозмездная передача права собственности на имущество приравнивается к реализации, а следовательно, является объектом налогообложения (п. 1 ст. 39,подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Это правило действует и при бесплатном распространении рекламных материалов. Однако при начислении НДС нужно учитывать два условия.*

Во-первых, распространяемые рекламные материалы должны иметь самостоятельную потребительскую ценность. То есть начислять НДС нужно только в том случае, если имущество, которое раздается в качестве рекламных материалов, может быть реализовано независимо от рекламной акции. К такой продукции относятся, например, образцы собственной продукции предприятия или сувениры* (блокноты, авторучки, зажигалки и др.).

Во-вторых, от налогообложения освобождаются товары, переданные для рекламных целей, если стоимость их приобретения (создания) меньше или равна 100 руб. за единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). То есть НДС нужно начислять только при распространении рекламных материалов, которые стоят дороже.

Всевозможные рекламные каталоги, проспекты, флаеры, листовки и т. п. самостоятельной потребительской ценностью не обладают. Их задача – привлечь внимание к товарам (работам, услугам) рекламодателя. Поэтому при распространении подобных рекламных материалов начислять НДС не нужно. Независимо от того, сколько стоит единица такой продукции*.

Еще один важный вопрос. Нужно ли начислять НДС со стоимости подарков или сувениров, которые продавец передает покупателю в качестве дополнения к основному товару? Нет, не нужно. Но только в том случае, если продавец сможет доказать, что стоимость этих подарков заложена в цену основного товара. Если такие доказательства есть (например, в калькуляциях себестоимости или в расчетах отпускных цен), вручение подарков в придачу к основным товарам не является безвозмездной передачей и не может рассматриваться как самостоятельный объект обложения НДС.

Такие выводы содержит пункт 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и письмо Минфина России от 23 октября 2014 г. № 03-07-11/53626.*

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 19.09.2014 № 03-07-11/46938

<…>

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении распространяемых организацией рекламных материалов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рекомендует при решении данного вопроса руководствоваться пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 года N 33, в соответствии с которым не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве*.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. В этой связи оснований для принятия налогоплательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами (изготовителями) указанных рекламных материалов, оснований не имеется.*

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

<…>

3.Рекомендация: Как организовать раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС

Если организация, помимо операций, облагаемых НДС, выполняет операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), то организуйте их раздельный учет (п. 4 ст. 149абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ). Раздельный учет ведите по двум направлениям:*

  • по стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественные прав), облагаемых и освобожденных от налогообложения;
  • по суммам «входного» НДС, включенного в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенных для выполнения облагаемых и освобожденных от налогообложения операций (раздельный учет «входного» НДС).

Зачем нужен раздельный учет

Необходимость ведения раздельного учета связана с тем, что при осуществлении налогооблагаемых операций организация должна заплатить НДС (ст. 146 НК РФ). С операций же, освобожденных от налогообложения, НДС платить не нужно* (ст. 149 НК РФ).

<…>

Когда можно не вести раздельный учет

Не вести раздельный учет «входного» НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Тогда «входной» НДС, предъявленный поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету*. Об этом говорится в абзаце 7 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Подробнее о порядке ведения раздельного учета «входного» НДС см. Как принять к вычету «входной» НДС по имуществу (работам, услугам), которые будут использоваться как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях.

В противоположной ситуации, когда доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, организация обязана вести раздельный учет «входного» НДС, так как никаких исключений для такого случая Налоговый Кодекс РФ не содержит.

<…>

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка